Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа
Данная работа посвящена одному из важнейших вопросов в экономической науке – цене.
С ценой знакомы все, но как правило, о ней мало знают.
Введение 3
1. Понятие цены. Сущность цены. 5
2. Классификация цен 8
2.1. Свободные цены 8
2.2. Договорные цены 9
2.3. Государственные цены 10
2.4. Фиксированные цены 11
2.5. Закупочные цены 11
2.6. Розничные цены 12
2.7. Мировые цены 13
2.8. Тарифы 13
3. Функции цен 14
3.1 Измерительная 15
3.2. Регулирующая 15
3.3. Распределительная 17
3.4. Социальная 19
3.5. Стимулирующая 20
3.6. Учётная 20
3.7. Учётно – измерительная 21
3.8. Контрольная 23
3.9. Плановая 23
3.10. Информационная 23
4. Система цен в экономике, принципы дифференциации цен 24
5. Регулирование цен в зарубежных странах 33
Заключение 43
При этом важно отметить, что в связи с развитием рыночных отношений и конкуренции повышение цен должно обуславливаться только улучшением качества товаров, расширением их ассортимента и выпуском с новыми потребительскими свойствами.
Таким образом, регулирующую (уравновешивающую) функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке.
Уровень цен на природные ресурсы отражается в эффективности производства всех добывающих и перерабатывающих отраслей. Динамика внутренних цен напрямую связана с эффективностью внешней торговли. Величины валового внутреннего продукта, национального дохода, необходимой денежной массы, оценка эффективности капитальных вложений и хозяйственных мероприятий непосредственно зависят от уровня цен в национальном хозяйстве, и в этом также проявляется регулирующая функция цен.[3,246-248]
3.3.Распределительная
(перераспределительная)
Функция заключается в том, что посредством цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода (чистого дохода), т. е. вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, различными формами собственности, регионами (районами) страны, социальными группами населения, производителями и потребителями, фондами накопления и потребления.
Перераспределение доходов осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношение цен различных видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства, сырья, топлива.[5,22]
Распределительная функция цены проявляется в распределении и перераспределении доходов и ресурсов. На уровне экономики происходит перераспределение созданного национального дохода между отраслями, регионами, социальными группами населения, фондами накопления и потребления, т. е. осуществляется регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Механизм действия перераспределительной функции заключается в том, что часть стоимости, созданной при производстве одного товара, реализуется в цене другого товара, и тесно связан с политикой государственного регулирования. Перераспределение доходов через цены осуществляется различными путями:
с помощью системы налогообложения – в цену входят косвенные налоги, изымаемые в бюджет и распределяемые в дальнейшем в соответствии с нуждами государства;
установлением различных цен на одну и ту же продукцию разным потребителям (например, стоимость энергоресурсов для промышленных предприятий и населения) или для предприятий различных форм собственности – государственного или частного сектора.
Перераспределяющая функция цены имела большое значение в плановой социалистической экономике и служила основным инструментом перераспределения прибыли и доходов.
Цена выполняет распределительную функцию и в рыночной экономике. В силу субъективных причин цены на рынке колеблются, значительно отклоняясь от стоимости, в результате этого высокие доходы получает тот предприниматель, для которого сложилась выгодная конъюнктура рынка в данный момент, а не тот, кто больше работает. Наличие монополистических структур также создаёт возможности для перераспределения доходов и прибыли – при монополизации рынка происходит присвоение прибыли «чужих» отраслей, предприятий, населения.
Перераспределение доходов имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Если государство с помощью цен регулирует накопления отдельных отраслей, то оно влияет на темпы их развития, разрешает противоречия между потребителями и изготовителями, между интересами предприятий и общества, подчиняя деятельность предприятий общенациональным интересам. С другой стороны, перераспределение доходов между отраслями должно быть экономически обоснованно, в противном случае оно может привести к неконкурентоспособности предприятий или отраслей.[12,2]
3.4. Социальная функция.
Заключается в том, что с помощью цен регулируется объём потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.
Особенно важную роль в осуществлении социальной функции при государственном регулировании цен выполняют розничные цены.
Государство, устанавливая посредством низких цен и налогов разного рода льготы, дотации и субсидии, формируя фонды социального развития, использует ценовые рычаги и другие экономические инструменты в первую очередь для социальной защиты малообеспеченных групп населения.[5,27]
3.5. Стимулирующая функция.
Заключается в том, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом. Цена стимулирующе влияет на производителя и потребителя через величину заключённой в ней прибыли, размера надбавок и скидок. В процессе хозяйственного управления на всех уровнях данная функция цены воздействует на все стадии, направления, отрасли расширенного воспроизводства.
Посредством механизма формирования цен можно стимулировать:
Стимулирующая функция характерна прежде всего для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию.
Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления совершается путём применения ценовых мероприятий.
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что её уровень служит материальным стимулом к применению прогрессивных и экономических форм и методов общественного производства и наиболее эффективному использованию всех видов ресурсов общества.[5,25]
3.6. Учётная функция.
С помощью цен разнообразный и многообразный мир из натурально – вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.
На практике с
помощью цены и её учётной
функции исчисляются все
В качестве измерительной, соизмерительной, учётной функции цена является носителем важнейшей экономической информации и тем самым сильно влияет на поведение субъектов рынка: покупателей и продавцов. По этой причине, например, американцы называют Америку ценоуправляемой системой. Есть даже в американских учебниках такая картинка: здание свободного предпринимательства держится на трёх колоннах: частная собственность, система ценообразования, конкуренция.
Поскольку цена является носителем информации, анна выступает как важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики в целом.[3,243]
3.7. Учётно – измерительная функция.
Заключается в объективном и точном отражении в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учётом сопоставления потребительских свойств различных видов продукции (товаров, работ и услуг). С помощью данной функции цены соизмеряются общественно необходимые затраты и результаты производства. При этом определяются количества труда, сырья, материалов, оборудования, оплаты труда, т. е. выявляются эффективность издержек производства, обращения товаров и размер прибыли. Следовательно, цена в данном случае показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребностей в какой – либо конкретной продукции.
Учётно – измерительная функция цены влияет на оборот товаров и тем самым также отражает экономические интересы участников товарного оборота: производителя – посредника – покупателя. Благодаря цене можно измерить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены покупаемых и продаваемых товаров, можно определить величину денежного платежа за них. Зная цену рабочей силы, можно рассчитать размер оплаты труда на предприятии, в отрасли и т. д.
Цена переводит количество и качество товаров в материально - вещественной форме в адекватные показатели, измеренные в денежном выражении. Благодаря ей деньги обретают количественную определённость как платёжное средство в акте купли – продажи. Кроме того, цена позволяет соизмерить ценность различных товаров, продукции, услуг – сравнивая цену, мы определяем более дешёвый или дорогой товар.
Учётно – измерительная функция цены служит на практике для выявления и измерения количественных стоимостных и качественных финансовых показателей (валового внутреннего продукта, национального дохода, объёма инвестиций, объёма произведённой продукции и розничного товарооборота, уровня прибыли, рентабельности и доходности, производительности труда, себестоимости, фондоотдачи др.) работы предприятия 9организации, фирмы), отрасли.
Выполняя учётно – измерительную функцию, цена является одним из главных показателей эффективности общественного производства, ориентиром для принятия оптимальных и целесообразных хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений. Она становиться надёжным инструментом для экономических расчетов и проведения анализа при выборе экономичных и новых видов выпускаемой продукции, направлений научно – технического прогресса, ценовой стратегии и всего хозяйственного механизма управления на предприятии, в организации, фирме, регионе и национальной экономике страны.[5,18-20]
3.8. Контрольная функция.
Цены переводят материально – вещественное, природное богатство в стоимостные и финансовые показатели. Тем самым они служат инструментом учёта контроля, сохранения и накопления денежных активов фирм. Учёт стоимостей и контроль за их движением имеет место и в рыночной, и не в рыночной экономике. Правда, не всё здесь бывает идентичным. К примеру, одно дело вести учёт в государственных ценах, а другое – в рыночных или, скажем, в мировых.[2,140]
3.9. Плановая функция.
Внутрифирменное планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении невозможно осуществить без анализа влияние цен на планируемые процессы. Немаловажна роль цен и при разработке комплексных государственных и региональных программ и экономических прогнозов.[2,140]
3.10. Информационная функция.
Состоит в том, что цена выступает как основной носитель информации и для производителей (продавцов), и для потребителей (покупателей). Данные о ценах, известия об их изменениях являются сигналом к действию или бездействию субъектов рыночной экономики – предприятий, населения.[12,3]
Таким образом мы рассмотрели функции цены и поняли, что они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.
4. Система цен
в экономике, принципы
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырьё, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров.
Несмотря на множество
цен, действующих на рынке, они между
собой взаимосвязаны. Стоит только
внести изменения в уровень одной
цены, как эти изменения
Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен.
Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведённую продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.
Биржевая цена также считается оптовой.
Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
Отпускная цена на предприятиях общественного питания – особая форма розничной цены.
Цены на услуги населению – также особый вид розничной цены.
В сфере обращения действуют скидки – наценки (оптово – сбытовая, розничная).[7,80-81]
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.