Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 21:24, шпаргалка
Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа.
Макро-ка – наука, изучающая развитие экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экон-го роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, равновесия платежного баланса. Становление макро-ки как самостоятельной науки относится к 30-м годам ХХ в. и связано с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Если микро-ка изучает мотивы экон-го поведения отдельных единиц, то макро-ка в своем анализе использует агрегированные величины, характеризующие развитие нац. экон-ки как единого целого.
В антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с советским периодом цены либерализованы, однако определен-ное их регулирование по-прежнему существуют. Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в гос. собственности, однако и регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле, также существует. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой стороны, позволяет снизить темпы роста цен.
Важнейшей особенностью государственной политики занятости и анти-инфляционной политики в Республике Беларусь является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования, реструктуризации экономики. Приватизация, прочие институциональные преобразования приводят зачастую к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.
34. Понятие открытой экономики. Платежный баланс
Характерной чертой современного развития международных экономических отношений является тенденция к увеличению степени открытости национальных хозяйств. Участие страны в системе международного разделения труда во многом обусловлено степенью открытости ее национальной экономики по отношению к внешнему миру.
Открытая экономика проявляется через отток и приток капитала, экспорт и импорт товаров и услуг, валютные курсы. Поэтому существует как бы три уровня ее открытости, а именно:
· экспорт товаров и услуг;
· приток и отток капитала;
· движение валюты.
Принцип открытой экономики – признание стандартов мирового рынка, действие по его законам. Открытая экономика предполагает значительное сокращение государственной монополии на внешнеэкономические связи (при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободной торговли. Факторы, определяющие открытость экономики, можно подразделить на основные, развитые, общие и специализированные.
К основным относятся природные ресурсы, климатические условия. Географическое положение, трудовые ресурсы. Страна получает и автоматически или при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны, либо создаваемое ими преимущество неустойчиво.
К развитым факторам относятся современные технологии, инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, поскольку позволяют стране достичь конкурентного преимущества более высокого уровня.
По степени специализации факторы подразделены на общие, которые возможно применять во многих отраслях, и специализированные – образующие долговременную основу для достижения и поддержания конкурентного преимущества. Целесообразно выделить следующие основные показатели, позволяющие в укрупненном плане судить о степени открытости экономики страны:
· объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, выражающего емкость национального рынка и потенциал ее конкурентоспособности;
· экспортная и импортная квоты, объем экспорта на душу населения – характеризуют динамику потенциала конкурентоспособности;
· соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые товары и услуги – характеризуют рост или снижение конкурентоспособности;
· отношение величины задолженности государства к ВВП – характеризует степень «скованности» страны в осуществлении стратегии развития;
· объем валовых иностранных инвестиций на душу населения;
· темпы прироста инфляции – показывают способность национальной экономики адаптироваться к условиям мирового рынка
Платежный баланс– статистический отчет, в котором в систематическом виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определенный период времени.
Платежный баланс за определенный период представляет собой соотношение платежей и поступлений за данный отрезок времени и позволяет выявить изменения в международных экономических отношениях страны, состояние и развитие ее экономики.
Платежный баланс активен, если валютные поступления превышают платежи, и пассивен, если платежи превышают поступления.
На максимально возможном уровне обобщения платежный баланс состоит из:
· Потоков реальных ресурсов – экспорта и импорта товаров и услуг;
· Соответствующих им потоков финансовых ресурсов, являющихся оплатой за приобретение или платежом за продажу соответствующих финансовых ресурсов.
Принципы построения платежного баланса:
· Система двойной записи;
· Экономическая территория страны;
· Резиденты – нерезиденты;
· Рыночная цена;
· Время регистрации;
· Расчетная единица.
Источниками информации о платежном балансе являются:
· Таможенная статистика – сделка с товарами, зарегистрированные таможенными организациями;
· Статистика денежного сектора – данные об иностранных активах и пассивах банковской системы (ЦБ и коммерческих банков);
· Статистика внешнего долга – данные о запасах, потоках и выплатах по государственному и частному внешнему долгу резидентов нерезидентам;
· Статистические обзоры – данные о международной торговле услугами, трудовых доходах, переводах мигрантов, носящие обычно оценочный характер, поскольку собираются через периодические опросы туристических компаний, гостиниц, миграционных бюро;
· Статистика операций с иностранной валютой.
35. Модель IS – LM – BP. Модель Манделла – Флеминга
Одной из моделей, на примере которой могут быть рассмотрены процессы, происходящие в международной экономике, является модель IS-LM-BP.
Речь идет о распространении традиционной кейнсианской модели IS-LM на открытую экономику, которое главным образом сделано в работах Манделла (1962, 1963) и Флеминга (1962). Поэтому рассматриваемую модель в экономиче-ской литературе называют моделью Манделла-Флеминга. Если модель IS-LM показывает соотношение уровня дохода и ставки процента, при котором уста-навливается одновременное равновесие в реальном и денежном секторах эконо-мики при неизменном уровне цен, то модель IS-LM-BP включает равновесие внешнего сектора, и состоит из трех кривых.
В рамках модели IS-LM-BP может быть выявлено влияние использования денежной и фискальной политики на внутриэкономические и внешнеэкономиче-ские переменные. Анализ с точки зрения модели IS-LM-BP базируется на сле-дующих допущениях:
1. Цены на товары и заработная плата постоянны.
2. Производство товаров определяется исключительно спросом на това-ры, это значит, что допускаются неиспользуемые производственные мощности и бесконечно эластичная по цене кривая предложения труда.
3. Обусловленные изменением обменного курса изменения цен на им-порт не оказывают влияния на внутренний уровень цен.
4. Анализ ограничен случаем малой страны.
5. Образование ожиданий статично, это значит, что имеющиеся в данный момент величины переменных ожидаются в будущем. Ожидания изменения об-менного курса равны нулю.
36. Малая открытая экономика при плавающем и фиксированном валютном курсе: эффективность политики.
При установлении фиксированного обменного курса Центральный банк обязуется покупать или продавать национальную валюту по заранее определенной цене, выраженной в иностранной валюте. Для проведения такой политики Центральному банку необходимо располагать определенным запасом национальной валюты (которую можно напечатать)
и иностранной валюты (которая должна быть накоплена в результате совершения соответствующих сделок).
При установлении фиксированного обменного курса единственной целью кредитно-денежной политики становится поддержание его на объявленном уровне.
Основные последствия проведения экономической политики в условиях фиксированного обменного курса будут следующими.
Бюджетно-налоговая политика. осуществление такой политики приведет к росту внутренней процентной ставки, что стимулирует приток капитала в страну и образование положительного сальдо движения капитала и в целом платежного баланса. Приток капитала в страну порождает тенденцию к росту обменного курса национальной валюты.
Денежно-кредитная политика. При осуществлении расширительной денежно-кредитной политики, например, с помощью покупки государственных облигаций у населения кривая LM* начнет сдвигаться вправо (рис. 13.13), обусловливая падение рыночного обменного курса национальной валюты (при соответствующем росте рыночного курса иностранных валют). Действительно, увеличение предложения денег приводит к снижению внутренней процентной ставки, а следовательно, к оттоку капитала из страны. Отток же капитала и возникающий в результате этого дефицит платежного баланса увеличивают спрос на
иностранную валюту, в результате обменный курс национальной валюты понижается. Внешнеэкономическая торговая политика. Введение внешнеторговых ограничений при фиксированном обменном курсе приводит к совершенно другим результатам нежели в условиях гибкого обменного курса. В частности, введение, например, импортных пошлин и квот приведет к росту чистого экспорта Появившаяся тенденция к росту обменного курса национальной валюты заставит правительство с целью удержания фиксированного обменного курса на заданном уровне увеличить предложение денег В результате вместе с ростом чистого экспорта вырастет и совокупный доход страны.
Таким образом, введение внешнеторговых ограничений при фиксированном обменном курсе приводит к росту совокупного дохода с увеличением сальдо текущих операций.
Денежная политика. Анализ денежной политики при фиксированном обменном курсе показал, что в долгосрочном периоде она не действует. Экспан-сивная денежная политика может сохраняться только очень краткосрочно, до тех пор пока ЦБ в состоянии противостоять возникающему в результате нее избы-точному спросу на иностранную валюту путем сокращения своих валютных ре-зервов. При гибком обменном курсе, напротив, экспансивная денежная политика ведет к обесценению национальной валюты. Обесценение обусловливает уде-шевление производимых в данной стране товаров по отношению к товарам, про-изведенным за границей, и вызывает переориентацию спроса. Спрос на товары, произведенные в данной стране, который возрастает в результате связанного с экспансивной денежной политикой снижения ставки процента, испытывает до-полнительный импульс от роста спроса за границей, который находит свое вы-ражение в улучшении торгового баланса. При этом на доход и ставку процента может оказываться влияние в длительном периоде.
Фискальная политика. В системе фиксированного обменного курса фискальная политика могла оказывать сильное влияние на доход и ставку про-цента. При гибком обменном курсе, финансируемое за счет кредитов, увеличе-ние государственных расходов ведет прежде всего к росту дохода и ставки про-цента. Рост дохода вызывает рост импорта товаров, а рост ставки процента уве-личение чистого притока капитала В целом же применение модели IS-LM-BP для экономической политики ограничено следующими проблемами. Во-первых, несовершенное состояние информации затрудняет соответствующую дозировку применяемых инструмен-тов. В особенности невозможно достоверно прогнозировать реакцию хозяйст-венных единиц на решения политиков (критика Лукаса). Во-вторых, на целевые величины экономической политики инструменты влияют с переменными вре-менными задержками, так что не исключены проциклические эффекты меро-приятий экономической политики. В-третьих, применение фискальной политики невозможно разнообразить по желанию. Государственные инвестиции в боль-шинстве случаев вкладываются на длительный срок и не должны применяться для краткосрочных целей стабилизации.
37. Макроэкономическая политика при плавающих обменных курсах.
Когда обменные курсы свободно плавают нет необходимости иметь резервы, поскольку центральный банк не пытается вмешиваться (проводить интервенции) на валютных рынках. Центральный банк не имеет обязательство обеспечивать иностранной валютой людей, которые хотят купить иностранные товары или иностранные финансовые активы.
Фискальная политика. Рост государственных расходов, финансируемый с помощью займов (так, что дефицит государственного бюджета увеличивается) сдвигает кривую IS от IS0 до IS1 на рис. 3, повышая ставку процента до r1 . Происходящий в результате этого приток капитала приведет к удорожанию (росту) обменного курса от е0 до е1 . Это повышает реальный обменный курс от е0 Р / Р* до е1 Р / Р*. Спрос на внутренне произведенные товары упадет, так как импорт становится дешевле, а экспорт дороже, т.е. происходит потеря конкурентоспособности. Кривая IS сдвинется влево обратно к исходной кривой IS0 , так как спрос на экспорт падает. Причина, по которой экономика движется обратно к точке исходного равновесия, состоит в том, что пока внутренняя ставка процента выше, чем мировая ставка процента, будет продолжаться отток капитала, и обменный курс будет расти. Этот процесс может прекратиться только, когда внутренняя ставка процента снова будет равна r*. Механизм, который обеспечивает снижение ставки процента – это сокращение спроса, особенно спроса на экспорт.