Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 21:24, шпаргалка

Краткое описание

Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа.
Макро-ка – наука, изучающая развитие экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экон-го роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, равновесия платежного баланса. Становление макро-ки как самостоятельной науки относится к 30-м годам ХХ в. и связано с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Если микро-ка изучает мотивы экон-го поведения отдельных единиц, то макро-ка в своем анализе использует агрегированные величины, характеризующие развитие нац. экон-ки как единого целого.

Вложенные файлы: 1 файл

Predmet_makroekonomiki.doc

— 565.50 Кб (Скачать файл)

 

,

 

 

 где 

 

 

 — налоговый мультипликатор  — отношение изменения объема  в пуска к вызвавшему его  изменению налогов.

 

 Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов всегда  величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход  обратное.

Дефицит государственного бюджета - превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучного состояния государственных финансов.

В ряде случаев возникает необходимость в альтернативных методах определения дефицита. В зависимости от поставленных целей могут использоваться различные подходы.

1. Определение дефицита с учетом  сумм начисленных, но неоплаченных  обязательств.

2. Определение дефицита в целях  оценки воздействия операций сектора государственного управления на состояние финансовых активов и обязательств других секторов экономики

3. Определение дефицита в целях  оценки воздействия органов государственного  управления на внутренний спрос  и платежный баланс.

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Превышение совокупных государственных доходов над государственными расходами. Бюджетный избыток может быть использован на погашение государственного долга. Избытки рассчитываются для бюджетов всех уровней государственного управления: центрального, местного, штатного или земельного в таких федеративных государствах, как Германия и США, и общегосударственного, объединяющего все выше перечисленные уровни. Необходимо проводить различие между избытком, рассчитанным с учетом номинальных процентов по государственному долгу, и избытком, рассчитанным с учетом реальных процентов по государственному долгу: обычно бюджетный избыток калькулируется с учетом номинальных процентов, однако скорректированный на инфляцию он должен включать в себя только реальные проценты. Величина скорректированного по фазам цикла бюджетного избытка показывает, каким был бы избыток, если бы налоговые поступления и государственные расходы остались на прежнем уровне, а национальный доход поднялся или опустился до своего обычного уровня; такой избыток может быть только оценочной величиной.

Мультипликатор сбалансированного бюджета (Balanced budget multiplier) – это показатель, отражающий изменение объема выпуска в результате изменения государственных расходов и налоговых поступлений, которые в свою очередь меняются на одну и ту же величину (ΔT = ΔG). Увеличение расходов государства увеличит объем выпуска, а увеличение налогов снизит его. Но так как мультипликационный эффект от увеличения налогов слабее эффекта мультипликатора госрасходов, то действие мультипликатора сбалансированного бюджета приведет к росту объема выпуска (ΔV). Иначе говоря, эффект мультипликатора сбалансированного бюджета равен разности действия мультипликатора госрасходов и налогового мультипликатора.

21. Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы». Автоматические изменения в налоговых отчислениях и размерах социальных выплат. Эффективность фискальной  политики.

В противоположность дискреционной фискальной политике, предполагающей сознательное изменение гос-ных расходов и налогов,  есть вторая ее составляющая – недискреционная политика, называемая иначе политикой «встроенных стабилизаторов». Под автоматическим, или встроенным стабилизатором, понимается  экон-кий механизм, который автоматически реагирует на изменения ВВП в разные периоды экономического цикла. Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит гос-го бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада  и увеличивать его положительное сальдо  (или уменьшать дефицит) в период инфляции без специального вмешательства со стороны правительства.

К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов, основана на факте автоматического изменения суммы налоговых поступлений и размера социальных пособий в зависимости от состояния экономики. В период подъема производства увеличивается уровень занятости, возрастают налоговые поступления в бюджет. А это означает возрастание сумм средств для поддержки безработных и социально незащищенных слоев населения. При спаде производства ситуация обратная.

Рассмотрим, как при перемене экон-ких условий автоматически изменяются уровень налогов и трансфертных платежей. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех основных источников налоговых поступлений – подоходных налогов, отчислений на социальное страхование, налогов на прибыль корпораций, налогов с продаж и оборота. Одновременно с ростом реального объема производства расходы правительства на выплаты трансфертных платежей сокращаются. Это происходит потому, что при росте производства сокращается количество безработных. Учитывая эти обстоятельства, можно сделать вывод, что увеличение реального ВВП  сокращает дефицит государственного бюджета.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем более действенна недискреционная политика.

В последние 5 – 10 лет практика показывает, что дискреционная фискальная политика имеет очень умеренный эффект, потому что мультипликаторы очень малы независимо от инструментов фискальной политики.

22. Финансирование бюджетного дефицита. Внутренний и внешний государственный долг. Особенности фискальной политики Республики Беларусь.

В РБ бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. В период нахождения нашей страны в рамках СССР осуществлялись некоторые меры финансового регулирования со стороны гос-ва, но поскольку в социалис. экономике считалось невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, то бюджетно-налоговая политика  просто не предполагалась. С 1992 года налогообложение в нашей стране находится в состоянии постоянного реформирования. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнения их функциональной роли и т.д. Процесс реформирования налоговой системы и системы государственных расходов занимает столь длительный процесс, отражая происходящие в нашей стране события. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетном устройстве» мы перешли на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

Налогово-бюджетная политика в нашей стране направлена на:  - обеспечение роста экономики укрепление финансово-кредитной системы;  - поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;  - повышение уровня жизни посредством роста зарплаты, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;  - обеспечения государственной поддержки приоритетных отраслей реального сектора экономики.

Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, акцизы, подоходный налог, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы  по бюджету на 2006 год представлены по новой функциональной классификации, особенностями которой являются: сокращение количества разделов (10)  и подразделов  функциональной классификации расходов с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства, отражение целевых бюджетных фондов в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям. Признаком стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: • дефицит бюджета – не более 3% ВВП; • уровень гос-го долга для переходных экономик – не более 55% ВВП; • уровень платежей по обслуживанию внешнего долга в объеме доходов бюджета – не более 30%. В РБ показатели финансовой безопасности находятся в допустимых границах и далеки от критических значений.

23. Понятие и цели денежно-кредитной политики.

Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики

Так как денежно-кредитная политика важнейший инструмент макро-кого регулирования, то ее конечные цели совпадают с целями национальной экономики. Ими являются: 1) устойчивые темпы экон-кого роста; 2) высокий уровень занятости; 3) стабильный уровень цен; 4)  равновесие платежного баланса страны (рис. 5.1). Одновременно достичь всех целей невозможно, так как если одни из них согласуются между собой, то другие противоречат друг другу

24. Создание банковской системой «новых денег». Обязательные и избыточные резервы. Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор.

Чтобы понять механизм денежно-кредитной политики надо рассмот-реть, как формируется предложение денег. Оно зависит от политики цен-трального банка, деятельности коммерческих банков, поведения других  эко-номических субъектов. Центральный банк осуществляет эмиссию денег, ре-гулирует деятельность банковской системы. Коммерческие банки влияют на предложение денег, поскольку они способны создавать новые деньги, ис-пользуя имеющиеся депозиты. Фирмы, домохозяйства, принимая решения о том, какую часть своих сбережений будут вкладывать в банки, а какую дер-жать в виде наличности, тоже участвуют в формировании предложения де-нег.

 Покажем, как банковская система  создает «новые» деньги. Централь-ный  банк требует, чтобы коммерческие банки определенную часть своих де-позитов сохраняли в качестве обязательных резервов, которые должны на-ходиться либо в виде кассовой наличности, либо на его счетах. Он определя-ет в процентах и объем обязательных резервов. Этот процент называется ре-зервной нормой (нормой обязательного резервирования). Разница между всеми резервами банка и обязательными есть избыточные резервы. Именно их объем определяет возможности создания денег банковской системой. 

Рассмотрим процесс создания денег коммерческими банками при сле-дующих условиях:

1) в балансах банков отражаются только изменения;

2) существуют только депозиты до востребования;

3) норма обязательных резервов для всех банков одинакова и равна 10 %;

4) сохраняемые банками резервы равны обязательным, которые они держат на счетах в центральном банке;

5) появившиеся избыточные резервы банки полностью используют для выдачи ссуды одному лицу

25. Денежная база и денежный мультипликатор

Чтобы определить денежный мультипликатор с учетом rd и cd введем понятием денежной базы.  Денежная база МН (деньги высокой эффектив-ности, сильные деньги) равна сумме наличных денег, находящихся в обра-щении и банковских резервов:

MH = CU + R

Как известно, экономическая теория в основном имеет дело с денеж-ным агрегатом М1. Поэтому предложение денег MS определяют как сумму наличных денег CU и депозитов до востребования D:

MS = M1 = CU + D.

Денежная база меньше предложения денег, ибо банки способны созда-вать новые деньги. Для определения денежного мультипликатора разделим предложение денег MS = CU + D на денежную базу:

Следовательно, предложение денег находится в прямой зависимости от величины денежной базы и мультипликатора. Последний, в свою очередь, определяется отношением наличности к депозитам cd и отношением резер-вов к депозитам rd. Рост cd приводит к уменьшению денежного мультипли-катора: он означает увеличение объема наличных денег и уменьшение депо-зитов, что снижает возможности создания банковской системой новых денег. Это объяснимо и с арифметической точки зрения, если учесть, что cd < 1. Из определения денежного мультипликатора видно, что увеличение rd приводит к росту знаменателя и уменьшению денежного мультипликатора. Действи-тельно, чем больше та часть депозитов, которая используется коммерческими банками в качестве резервов, тем меньше новых денег они могут создать. Соответственно уменьшение cd и rd ведет к увеличению денежного мультип-ликатора и росту предложения денег.

Изменения мультипликатора отражаются поведение трех различных типов экономических субъектов: центрального банка, устанавливающего норму обязательных резервов; коммерческих банков, решающих, сколько де-нег держать в качестве резервов; населения, которое определяет структуру денежной массы с учетом процентных ставок, инфляции и других перемен-ных. Соотношения между наличными деньгами и депозитами, банковскими резервами и депозитами изменчивы и не подвластны полностью контролю центрального банка. Поэтому он не в состоянии точно определить, каким бу-дет денежный мультипликатор. Центральный банк может контролировать денежную базу, влиять на мультипликатор с помощью инструментов денеж-но-кредитной политики, но определить точно предложение денег он не в со-стоянии. Поэтому предложение денег — величина переменная. Оно находит-ся в прямой зависимости от уровня процентной ставки, так как ее повышение ведет к уменьшению избыточных резервов, сокращению наличных денег и росту депозитов, что увеличивает денежный мультипликатор и предложение денег, и наоборот.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"