Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 21:24, шпаргалка
Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа.
Макро-ка – наука, изучающая развитие экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экон-го роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, равновесия платежного баланса. Становление макро-ки как самостоятельной науки относится к 30-м годам ХХ в. и связано с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Если микро-ка изучает мотивы экон-го поведения отдельных единиц, то макро-ка в своем анализе использует агрегированные величины, характеризующие развитие нац. экон-ки как единого целого.
Существуют краткосрочная и долгосрочная кривые Лаффера. Долгосрочным периодом в данном случае считается такой промежуток времени, которого вполне достаточно для приспособления налогоплательщиков к любой измененной ставке налога; кривые Лаффера для краткосрочного (SRLC) и долгосрочного (LRLC) периодов являются взаимопересекающимися.
31. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики.
Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, сглаживания колебания экономики. Правительство должно стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать в периоды подъема.
Экономическая стабилизация связана со многими трудностями экономического характера: временные лаги фискальной и монетарной политики; несовершенство экономической информации; изменчивость экономических ожиданий; неоднозначность исторических аналогий.
^ Цели стабилизационной политики:достижение желаемого уровня занятости; стабильность экономического роста; сдерживание инфляции.
Стабилизационная политика
включает фискальную (налогово-бюджетную)
и кредитно-денежную политику. Фискальная
политика регулирует налогообло
Экономическая политика может
проводиться двумя путями: это
стратегия активизма или
Активистской политики придерживаются кейнсианцы, считающие необходимым проведение стабилизационной политики для достижения эффективности национальной экономики.
Неоклассики считают
^ Стабилизационная политика
практического характера, к которым относятся: 1) временные лаги стабилизационной политики; 2) изменчивость экономических ожиданий.
Временные лаги стабилизационной политики.
1.Внутренний лаг - время, которое требуется для принятия мер, связанных с политикой стабилизации. Они изменяются в зависимости от того, используются меры фискальной или монетарной политики. Данный лаг является дискретным, т.к. он включает определенный период времени. Политика стабилизации экономики не будет оказывать влияния на экономику, пока данный лаг не будет пройден. К внутренним лагам относятся:
А. Лаг распознавания; Б. Лаг принятия решений; В. Лаг действия;
2.Внешний лаг - период времени
между введением в действие
мер политики стабилизации и
ее воздействием на экономику.
Данные лаги являются
Распределенный лаг оказывает воздействие на экономику в течение определенного периода времени, т.к. ткущее потребление зависит от дохода, полученного с лагом, а изменение совокупного потребления оказывает влияние на потребление в течение нескольких лет.
Одной из причин лагов (особенно лагов распознавания) в политике стабилизации является изменчивость экономических ожиданий. Согласно теории рациональных ожиданий, люди учитывают всю экономическую информацию о своих ожиданиях, и на ожидания оказывает воздействие экономическая политика, проводимая в прошлом. К примеру, падение дохода - ожидание роста предложения денег; при росте инфляции - ожидание ограничивающих действий центробанка. Фирмы и домашние хозяйства будут ожидать от фискальной и монетарной политики определенного воздействия на экономику и они, следовательно, будут предпринимать действия, которые сделают эту политику неэффективной, т.е. политика формирует ожидания.
Источники неопределенности в экономике: 1) неожиданные нарушения в экономике; 2) продолжительность нарушений; 3) ожидания (трудности такой оценки).
Занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит национальному законодательству и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит её субъекту заработок или доход. [2].
Из определения понятия
- деятельность не должна противо
- она должна быть полезной, рациональной, т. е. удовлетворять личные или общественные потребности;
- она должна приносить субъекту доход.
В соответствии со
- лица, выполняющие оплачиваемую работу в течение полного или неполного рабочего дня;
- лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью (без наёмного труда);
- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах;
- учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;
- лица, занятые уходом за инвалидами.
При определении занятости
населения выделяются две
Общими принципами
- добровольность занятости;
- равные возможности всех
- содействие трудовой
- социальное партнерство
Уровень занятости населения
– процентное отношение
Занятость и безработица - взаимообусловленные социально-экономические категории. Их соотношение отражает наиболее синтетическую характеристику политики на рынках труда. Необходимо учитывать, что и занятость и безработица возникают по инициативе, как работодателей - субъектов спроса, так и по инициативе работников- субъектов предложения.
Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных издержках, к которым следует отнести безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т. д.
При этом используются два основных метода: метод повышения спроса на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы.[7, c. 123].
Повышение спроса на рабочую силу достигается с помощью мер экономического характера и мер по созданию нетрадиционной занятости.
Экономическими мерами выступают:
- большая свобода работодателей в решении вопросов занятости (условия приема-увольнения, график работ и т. п.);
- установление льготного налогообложения, необходимо увеличение спроса на рабочую силу;
- государственные выплаты
- установление различного рода
дотаций и льгот при
- обучение и переквалификация.
Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются: общественные работы, надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову.
Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г. Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест. осударство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:
а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;
б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;
г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
1. обеспечение равных
2. предоставление социальных
гарантий и компенсаций
3. поддержание трудовой
4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
5. принятие дополнительных
мер, содействующих трудоустройству
граждан с ограниченной
6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
9. международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая профессиональную
деятельность граждан
Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая — антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая — антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.
Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.
Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.
Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.
В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.
Несколько особняком стоят институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа. К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, и в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.