Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 21:24, шпаргалка

Краткое описание

Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа.
Макро-ка – наука, изучающая развитие экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экон-го роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, равновесия платежного баланса. Становление макро-ки как самостоятельной науки относится к 30-м годам ХХ в. и связано с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Если микро-ка изучает мотивы экон-го поведения отдельных единиц, то макро-ка в своем анализе использует агрегированные величины, характеризующие развитие нац. экон-ки как единого целого.

Вложенные файлы: 1 файл

Predmet_makroekonomiki.doc

— 565.50 Кб (Скачать файл)

В точках, находящихся вне кривой LM, денежный рынок неравновесный. Справа от нее расположены точки, соответствующие такому состоянию экономики, когда предложение реальных денежных остатков превышает спрос. Для точек слева от кривой характерен избыточный спрос на реальные денежные остатки. Наклон кривой LM определяется относительной зависимостью спроса на реальные денежные остатки от изменений процентной ставки и дохода: чем чувствительнее спрос к изменению ставки и менее чувствителен к изменению дохода, тем более пологой она будет.

Кривая LM сдвигается вправо или влево при изменении предложения реальных денежных остатков и автономного спроса на деньги.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель IS - LM.

 

Кривая IS отражает все комбинации дохода и процентной ставки, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM — все сочетания Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках необходимо совместить на одном графике обе кривые. Точка Е — единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим точку А. Она находится на кривой IS, но вне кривой LM. Здесь товарный рынок находится в состоянии равновесия, а денежный — нет. Известно, что во всех точках, лежащих выше кривой LM предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них, так как процентная ставка (в данном случае r2) высока для равновесия на денежном рынке. Избыток предложения денег означает, что у экономических субъектов появились «лишние деньги». Они попытаются их пристроить, покупая облигации. Рост спроса на облигации приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки. Ее снижение будет сопровождаться ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Эти процессы приведут к движению по кривой IS вниз, к точке Е.

Теперь рассмотрим состояние рынков в точке В. В ней денежный рынок будет находиться в состоянии равновесия, а товарный — нет. Так как точка В лежит выше кривой IS, то здесь реальный доход (выпуск) Y2 больше совокупных расходов при ставке процента r2. Фирмы не смогут продать свою продукцию, что приведет к росту товарных запасов. Это заставит их сокращать производство, что обусловит уменьшение реального дохода (выпуска). По мере сокращения дохода будет уменьшаться спрос на реальные денежные остатки, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и снижение ставки процента означает движение по кривой L M вниз, к точке равновесия Е.

Точка С лежит на кривой LM ниже точки равновесия Е. В данной точке при процентной ставке r1 совокупные расходы превышают реальный доход (выпуск). Фирмы, реагируя на избыточные совокупные расходы, начнут увеличивать инвестиции, что приведет к росту дохода. С увеличением дохода будет расти спрос на реальные денежные остатки. Так как предложение денег осталось прежним, то увеличение спроса на деньги приведет к повышению процентной ставки. В результате экономическая система будет двигаться вверх по кривой LM до тех пор, пока не установиться равновесное состояние в точке Е.

Можно сделать вывод: существуют рыночные механизмы, которые в случае нарушения равновесного состояния товарного и денежного рынков, возвращают их в точку Е, т.е. эта точка является точкой равновесия. То, что экономическая система стремится к равновесию, еще не означает, согласно кейнсианской теории, что равновесный выпуск YE обеспечивает полную занятость. Поэтому для ее достижения правительство проводит стабилизационную политику.

Таким образом, модель IS-LM показывает, что рост государственных расходов вызывает как увеличение дохода с YE до Y1, так и рост процентной ставки с rE до r1. При этом доход увеличивается в меньшей степени, чем следовало ожидать, так как рост процентной ставки уменьшает мультипликационный эффект государственных расходов: их прирост (как и увеличение других автономных расходов, снижение налогов) частично вытесняет планируемые частные инвестиции и потребительские расходы. Такое явление получи-ло название эффекта вытеснения. Следовательно, эффект вытеснения — это уменьшение объема частных расходов вследствие повышения процентной ставки, вызванного ростом реального дохода, обусловленного проведением стимулирующей фискальной политики. Он снижает эффективность экспансионистской фискальной политики.

  1. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS – LM. Использование модели IS – LM для анализа последствий стабилизационной политики. Ликвидная ловушка.

 

Модель IS-LM показывает, что имеется единственная комбинация процентной ставки и совокупного дохода (выпуска), при которой товарный и денежный рынки находятся в равновесии одновременно. Существуют рыночные механизмы, которые в случае нарушения равновесия возвращают оба рынка в равновесное состояние. Анализ стимулирующей фискальной политики в рамках модели IS-LM доказывает, что рост государственных расходов (снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо, увеличивая совокупный доход (выпуск). Однако прирост дохода оказывается меньше, чем тот, который должен быть согласно мультипликатору Кейнса. Это объясняется действием эффекта вытеснения: увеличение государственных расходов приводит к росту процентной ставки, который обуславливает сокращение частных инвестиций и потребления. Масштабы эффекта вытеснения определяют относительную эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения будет незначительным, а фискальная политика относительна эффективна в том случае, когда кривая IS будет крутой, а LM –пологой.

Политика «дешевых денег» приводит к сдвигу кривой LM вправо, обуславливая увеличение реального совокупного дохода (выпуска) и снижение процентной ставки. Относительная эффективность стимулирующей де-нежно-кредитной политики определяется величиной прироста дохода, вызванного увеличением денежной массы. Наибольший стимулирующий эффект достигается при пологой кривой IS и крутой кривой LM. При чрезвычайно низких процентных ставках возможна ситуация, когда экономические субъекты не желают приобретать облигации, а предпочитают накапливать реальные денежные остатки, каково бы ни было их предложение. В этом случае рост денежной массы не приводит к изменению реального дохода (выпуска) — это так называемая ликвидная ловушка.

18. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы. Осуществление дополнительных капиталовложений означает покупку предпринимателями капитальных благ (включая сырье и полуфабрикаты), наем большего числа рабочих. В результате происходит вторичное прирастание спроса на предметы потребления и средства производства, стимулируя рост экономики. Аналогичное влияние на состояние потребительского и инвестиционного спроса могут оказывать государственные расходы. Часто их условно делят на государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование, здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (т.е. социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления  их получателями  каких-либо товаров или услуг)

Увеличение расходной части бюджета может происходить в различных формах: через рост закупок товаров и услуг государственными учреждениями, выплату жалованья государственным служащим, осуществлением трансфертных платежей. Несмотря на определенные различия между этими категориями бюджетных расходов, они до определенного предела ведут к расширению как инвестиционного, так и потребительского компонентов спроса. В зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, можно разделить фискальную политику на стимулирующую и сдерживающую.  Правительство прибегает к стимулирующей фискальной политике для поощрения расходов и увеличения реального объема производства (ВВП). Используя модель «совокупный спрос - совокупное предложение» можно продемонстрировать смещение кривой совокупного спроса вправо.  Сдерживающая фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией спроса. В этом случае требуется устранить чрезмерный спрос на товары и услуги, который толкает цены вверх Следует понимать, что стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая к бюджетному излишку, или профициту

19. Дискреционная фискальная политика. Государственные закупки. Мультипликатор государственных закупок. Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Мультипликатор трансфертов.

Под дискреционной (активной) фискальной политикой понимают сознательное изменение правительством государственных расходов и налогов. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения).

Рассмотрим механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия и полагая, что:

1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;

2) чистый экспорт равен нулю;

3) уровень цен постоянен;

4) первоначально в экономике не существует налогов;

5) фискальная политика оказывает воздействие на совокупный спрос, но не на совокупное предложение

Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и слуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки сельхозпродукции, военной техники, образцов уникальных изделий и т. д. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т. д.

Расходы государства на покупку отражаются в расходах бюджета, поэтому они должны быть эффективны и обеспечивать количественно и качественно национальный экономический рост. Это значит, что фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям:

сглаживанию колебаний экономического цикла;

повышению темпов экономического роста;

достижению высокого уровня занятости;

достижению умеренных, темпов инфляции.

государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т. д. потребительских расходов, а также приведет к множительному эффекту самих инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг

Трансферты, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол. величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбережению) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов. Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) — прямое.

 Социальные трансфертные выплаты — трансферты домохозяйствам — воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам — субсидии — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

20 Налоговый мультипликатор. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Исследования природы налога, принципов налогообложения, влияния налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики. Для соответствия основополагающим принципам при построении налоговой системы используются различные виды налогов. В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (обозначим Та) и подоходные.

 В рамках кейнсианской модели  налоги, так же как и государственные  расходы, воздействуют на объем  национального производства с  мультипликативным эффектом. Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов. Уменьшение налогов на величину ∆ T увеличит планируемые расходы на mрс·∆ Т. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 на величину равную, ∆ Y.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"