Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 21:24, шпаргалка
Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа.
Макро-ка – наука, изучающая развитие экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экон-го роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, равновесия платежного баланса. Становление макро-ки как самостоятельной науки относится к 30-м годам ХХ в. и связано с именем выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса. Если микро-ка изучает мотивы экон-го поведения отдельных единиц, то макро-ка в своем анализе использует агрегированные величины, характеризующие развитие нац. экон-ки как единого целого.
26. Инструменты денежно-кредитной политики. Прямые и косвенные инструменты. Операции на открытом рынке ценных бумаг. Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента. Манипулирование нормой обязательных резервов. Эффективность денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Прежде всего, они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования и прямые (административные). Основными инструментами ДКП являются: изменение учетной ставки; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке.
Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого ЦБ влияет на денежную базу и ликвидность банков
Один из путей повышения ликвидности состоит в получении банком кредита. Он может взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у центрального банка. Политику предоставления ЦБ кредитов коммерческим называют учетной или политикой учетного (дисконтного) окна.
Банки прибегают к займам через учетное окно в двух случаях. Во-первых, для пополнения обязательных резервов, если по каким-то причинам они стали меньше требуемого уровня. При этом коммерческий банк делает выбор в пользу ЦБ в том случае, когда учетная ставка ниже ставки процента на межбанковском рынке или если его возможности в получении займов у других банков ограничены. Во-вторых, когда на денежные средства, взятые в ЦБ, коммерческий банк может получить прибыль. Это будет возможно, если разница между ссудным процентом и учетной ставкой сможет не только покрыть издержки банка, связанные с получением займа и его использованием для предоставления ссуд экономическим субъектам, но и принесет ему прибыль. Изменение учетной ставки ЦБ использует также для контроля за объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам ЦБ увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги. Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики. Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Изменение норм обязательных резервов позволяет ЦБ регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведет, во-первых, к изменению величины денежной базы, а, во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит и на способность коммерческих банков создавать «новые» деньги.
Наиболее важным инструментов контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования.
Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке-продаже гос-ных ценных бумаг коммерческим банкам, населению. При этом объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные гос-ные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы.
Самостоятельную ДКП РБ начала проводить с момента обретения независимости В настоящее время основным документом, регулирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс РБ, начавший действовать с 2001г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления ДКП, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования. Согласно Концепции развития банковской системы РБ на 2001 – 2010 годы основными целями единой государственной де-нежно-кредитной политики и деятельности Национального банка, как и ранее, будут являться: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.
27. Монетаризм. Основное уравнение монетаризма
Монетаризм как течение экономической мысли раскрывает значительную роль денег в определении уровня экономической активности и цен Монетаризм основное внимание уделяет разработке нового варианта неоклассической теории и предложений по совершенствованию макро-кой политики.
Монетаризм – школа экономической мысли акцентрирующая внимание на изменения в количестве денег, находящихся в обращении, как определяющие функции цен, доходов и занятости. Можно выделить несколько основных положений монетаризма: 1) денежное положение является определяющим фактором роста номинального ВНП: если это утверждение перенести в рамки кривой совокупности спроса, то на совокупный спрос влияет в основном денежное предложение, отсюда следует вывод о том, что цены, объем производства и занятость могут регулироваться монетарной политикой; 2) с учетом того, что цены и заработная плата гибки, а не инертны – это обуславливает практически полную занятость ресурсов, а рынок находится в равновесии.
Сущность монетаризма можно
свести к двум тезисам: один
состоит в том, что он играет
основную роль в
Если доходы растут, то и растут цены. Спрос на деньги и тогда, когда кто-то не тратит деньги, а накапливает их. Следует отметить, что деловой спрос на деньги, а также накопление денег испытывают воздействие на себе, изменение акций, облигаций и другие виды инвестиций. Спрос на деньги предполагает и предложение.
28. Совокупное предложение
в краткосрочном и
Совокупное предложение — это общее кол-во конечных благ в денежном выражении, произведенных в экономике за определенный период. К неценовым факторам совокупного предложения относятся изменения в технологиях производства товаров и услуг, ценах производственных ресурсов, налогах. В краткосрочном периоде совокупное предложение является эластичным по уровню цен на товары.
В длительном периоде совокупное предложение более подвержено влиянию изменений технологий и объемов производственных ресурсов, в коротком периоде — влиянию изменения уровня цен. Другими словами, если при исследовании краткосрочного периода можно уделять основное внимание анализу совокупного спроса, то при исследовании длительного периода уже необходимо учитывать тенденции в поведении совокупного предложения.
Тогда кривую совокупного предложения в краткосрочном периоде можно представить в виде уравнения: Y = Y* + α(P — Pe), где Y, Y* — фактический и потенциальный объемы валового производства (валового внутреннего продукта, национального дохода); Р, Ре — фактический и ожидаемый уровень цен; α — положительный коэффициент чувствительности объема выпуска к неожиданным изменениям уровня цен.
Изменение объема национального производства связано с изменением количества используемых производственных ресурсов, в т.ч. количества труда: для производства большего количества благ требуется привлечение большего количества работников, что приводит к росту цены этого ресурса. Как видим, существует взаимосвязь между ценами на экономические блага (отражающими изменения цен на ресурсы) и изменением числа занятых в стране. Первым на подобную связь указал британский экономист Филипс — он исследовал зависимость между уровнем безработицы и увеличением номинальной заработной платы (инфляцией зарплаты). Первоначальное уравнение такой зависимости имело вид: Wt = Wt–1 (1+ α (Nt–N*)/N*), где Wt–1, Wt — величина номинальной заработной платы в предыдущий и исследуемый периоды; Nt, N* — количество работников фактическое и соответствующее полной занятости; α — положительный коэф.
Уравнение кривой Филипса показывает, что темп инфляции изменяется обратно пропорционально уровню безработицы, точнее, разнице между фактическим и естественным уровнями безработицы.
Так, если первоначальное положение кривой Филипса соответствовало F1, то при снижении инфляционных ожиданий или возникновении благоприятных шоков предложения инфляция снизится, и кривая сместится в положение F3. Напротив, при росте инфляционных ожиданий или возникновении неблагоприятных шоков предложения кривая сместится в положение F2.
Связь между инфляцией и безработицей оказалась в центре дискуссий о макроэкономической политике. В частности, Фридмен и Фелпс пришли к выводу о том, что обратная связь между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде. В этом периоде правительство с помощью денежно-кредитной политики может добиться сочетаний уровней инфляции и безработицы, соответствующих кривой Филипса. В долгосрочном периоде кривая Филипса имеет вертикальный вид, что показывает независимость уровня безработицы от роста денежной массы и инфляции
29. Модификации кривой Филлипса. Теории статических, рациональных и адаптивных ожиданий.
В долгосрочном периоде макро-кие тенденции выглядят поиному, нежели в краткосрочном. Если в коротком периоде взаимосвязь инфляции и безработицы является обратной, то в долгосрочном такой четкой связи не наблюдается. Согласно теории адаптивных ожиданий, ожидание будущих темпов инфляции (инфляционные ожидания) у экон-ких субъектов формируются на основе ожиданий относительно этих темпов, определяющихся прошлым опытом. Более широко адаптивные ожидания трактуются так: люди в своих ожиданиях относительно предстоящих тенденций в экон-ком развитии руководствуются прошлым и настоящим опытом и изменяют свои ожидания лишь по мере того, как эти тенденции набирают полную силу.
Согласно теории рациональных ожиданий экономические субъекты осознают принципы функционирования экономики и рационально используют имеющуюся у них информацию для максимизации собственных выгод. Экономические субъекты учитывают возможность проведения правительством макроэкономической политики и действуют так, чтобы данная политика не повредила их интересам, тем самым во многом нейтрализуя действия правительства. Стабилизационные действия правительства в краткосрочном периоде могут достигнуть желаемых результатов только в случае неожиданных изменений условий хозяйствования (политика сюрпризов), из-за которых у экономических агентов возникают ин-формационные проблемы. Но в целом дискретная политика государства не-эффективна, так как экономические субъекты достаточно осведомлены о мерах политики и ее последствиях.
Теория рациональных ожиданий получила широкое распространение в 70-х — 80-х гг. Это можно объяснить следующими факторами. Во-первых, в это время развитые страны столкнулись со стагфляцией. Кейнсианская теория, по мнению многих экономистов, оказалась неспособной адекватно объяснить это положение, поэтому новая классическая макроэкономика призвана была заполнить образовавшийся пробел. Во-вторых, эта концепция в своем анализе опирается на теорию рынков и таким образом устанавливает связь между микроэкономической и макроэкономической теориями, которую экономисты давно ищут.
30. Экономика предложения и кривая Лаффера
Проблема одновременного роста инфляции и безработицы не поддавалась решению с помощью регулирования совокупного спроса, наблюдалось снижение эффективности гос-венного вмешательства в экономику. Все более популярными становились взгляды сторонников неоконсервативной экон-кой теории предложения, которые обратили внимание на такие негативные последствия кейнсианской макро-кой политики как деформирование рыночных стимулов к эффективному труду и производству, снижение уровня конкуренции. Макро-кая нестабильность не связана с изменениями величины совокупного спроса и его отдельных составляющих, а определена колебаниями совокупного предложения. Основное внимание теория предложения уделяет тем факторам, которые препятствуют расширению совокупного предложения и эффективному использованию ресурсов. К важнейшим из них относятся высокие ставки налогообложения, которые являются инструментом сдерживающей фискальной политики. По мнению сторонников теории предложения, высокие ставки налогообложения вызывают рост издержек производства и цен, сокращают предложение производственных ресурсов, реальный объем нац. производства и увеличивают безработицу. Под воздействием высоких налогов снижается привлекательность сбережений и инвестиций. Так, высокие налоги на доходы от сбережений (проценты и дивиденды) способствуют уменьшению сбережений и увеличению текущего потребления. В результате снижается предложение ссудного капитала, растет процентная ставка, что ведет к сокращению инвестиций и замедлению темпов экон-кого роста.
Решающую роль в формировании экон-кой теории предложения сыграли взгляды экономиста Лаффера. Он обосновал идею о том, что более низкие ставки налогов создадут дополнительные стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, к инновациям и принятию деловых рисков, обеспечивая тем самым существенный рост национального производства. При этом снижение налоговых ставок может и не привести к уменьшению налоговых поступлений в госбюджет, поскольку будут сокращаться масштабы уклонений и неплатежей налогов. Кривая LC показывает зависимость налоговых поступлений (Т) в бюджет от размера усредненного совокупного налога (t), отражая идею о возможности сохранения или даже увеличения налоговых поступлений путем снижения налоговых ставок, находящихся в запретительной области. При нулевой (t = 0) и стопроцентной (t = 1) ставке налога налоговые поступления будут равны нулю. По мере роста налоговой ставки от 0 до tmax налоговые доходы растут, при tmax достигают своего максимального значения, а затем начинают сокращаться. Область налоговых ставок от 0 до tmax называется нормальной, а от tmax до 1 – запретительной.