Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика"

Вложенные файлы: 1 файл

впвпвапав.docx

— 680.80 Кб (Скачать файл)

В долгосрочном периоде объем и цена могут изменяться. Особенности долгосрочного равновесия чистого монополиста обусловлены следующими факторами:

  • Существованием отраслевых барьеров
  • Действием эффектов от масштабов
  • Особенностями спроса, изменениями его величины и эластичности

Если монополист несет  убытки, то в долгосрочном периоде  он предпочтет закрыть пр-во и уйти из отрасли, а если получает экон прибыль, то благодаря существованию отраслевых барьеров он может сохранить ее. Если бы отрасль не была закрыта  монополистическими барьерами, то приток новых фирм увеличил бы предложение, снизил равновесную цену и свел прибыль  до нуля. Особенность монополии заключается  в способности удерживать экон прибыль в долгоср периоде.

Издержки в долгоср  периоде изменяются. Монополист может  использовать эффект экономии от масштабов, снижая долгоср средние издержки. Логично было бы предположить, что  он заинтересован в снижении издержек и обеспечении эффективного объема выпуска. Однако это не всегда так.

Поскольку увеличение масштабов  сопровождается для монополиста  изменением не только издержек, но и  величины спроса и предельного дохода, он готов наращивать масштаб ровно  до тех пор, пока прирост дохода будет  превышать прирост долгосрочных издержек, т.е. достигнет равновесного масштаба при условии MR=LMC (где LMC-долгоср предельные изд). В рез-те в долгоср периоде выпуск монополиста может оказаться больше или меньше, чем эффективный выпуск. Это зависит в частности от соотношения функции спроса и функции долгоср средних изд. Например, в случае с естественной монополией, когда кривая спроса пересекает кривую долгоср средних изд на понижательной части последней, соотношение спроса и долгоср изд таково, что равновесный масштаб оказывается меньше оптимального.

В данной ситуации оптимальным явл масштаб Q1 , а максимизирующий прибыль масштаб монополиста - Qe.

В долгоср периоде спрос  на продукцию монополиста и его  ценовая эластичность могут измениться. Это значит, что прежним объемам  будут соответствовать уже другие цены, а прежним ценам – др масштабы выпуска. Так, если в долгоср периоду спрос станет более эластичным, кривые спроса и предельного дохода соответственно примут более пологий изгиб. При этом монополист, возможно, продолжит выпуск в прежнем объеме, но понизит цену или будет выпускать больше, чем раньше, а его цена не изменится. Это означает, что, в отличие от соверш конкуренции, в монопольной отрасли нельзя построить кривую предложения, так как не существует однозначной зависимости между рыночной ценой монополиста и монопольным выпуском.

 

16. Чистая монополия и  эффективность. Экономические последствия  монополии. Регулируемая монополия

1) ЧМ  не обеспечивает эффективного  распределения ресурсов в отличие  от рынка чистой конкуренции.Х – неэффективность фирмы-монополиста.В условиях чистой монополии низкие средние издержки (за счет масштаба производства).

АСм значительно ниже АСс (на конкур. рынке) Фактически, фирма –чистый  монополист имеет средние издержки не в точке А, а в точке АСх.Х-неэффективность – внутренняя неэффективность фирмы, связанная с трудностью организации производства на крупном предприятии.Х-неэффективность означает, что фактические издержки монополиста для любого объема выпуска больше, чем минимально возможные.Х-неэффуктивность представлена точкой АСх для Qм – оъема выпуска.2) Кроме того монополисты перераспредляют в свою пользу часть дохода, созданного обществом.Фирмы-монополисты присваивают значительную часть излищка потребителя. Но не только потребители несут потери, но и общество в целом.

Безвозвратные потери общества от монопольной  власти.Цена равна Рм, потребители теряют рыночную стоимость, равную площади фигуры А. фигура А – присваивает монополист;фигура В – теряется (излишек потребителя);фигура С – представляет собой безвозвратные потери для общества (потери излишка производителя).Безвозвратные потери=В+С.

3)Монополия оказывает противоречивое  влияние на НТП. С одной стороны  монополист, присваивая значительную  часть излишка потребителя , имеет большие возможности для финансирования научно-технических разработок и их внедрения. С другой стороны, обладая монопольной властью, фирма не очень заинтересована во внедрении новых технологий в пр-во.В некоторых областях нельзя избежать образования монополии – естественная монополия. Гос-во, как правило, осуществляет регулирование дея-ти естественных монополий путем регулирования цен. Устанавливантся цена на уровне средних издержек фирмы-монополиста, такуюцену называют ценой, обеспечивающей справедливую прибыль. Регулируемая естественная монополия.Рм- цена, кот. установила бы фирма без регулирования гос-вом;Ра- регулируемая цена;Qa меньше, чем тот объем, кот. имел бы место при соверш. конкуркнции, на величину от Qa до Qв;Qa- имеет место при условии, что фирма-монополист устанавливает цену на уровне средних издержек .

 
17. Ценовая  дискриминация:  условия,  формы,  последствия.

Ценовая дискриминация имеет  место, когда фирма продаёт свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия  не связаны  с качеством. Целью дифференциации цен является присвоение излишка  потребителя и превращение его  в дополнительную прибыль фирмы. Устанавливать дифференцированные цены есть смысл на товары, кот покупатель не может перепродать.

Формы ценовой дискриминации (ЦД):

1) совершенная ЦД

2) ЦД по объему покупки

3) ЦД на сегментированных  рынках

I имеет место, когда  монополист каждому покупателю  устанавливает разную цену(Врач редкой специализации в частной клинике). В этом случае монополист полностью присваивает излишек потребителя.

II Сегментированный рынок  - рынок, на кот можно выделить 2 и более групп покупателей, кот различаются по каким-либо признакам. Речь идёт о покупателях, кот различаются по чувствительности на изменение цены. В этом случае монополист устанавливает разную цену на разных сегментах, в соответствии с эластичностью спроса по цене на товар покупателей соответствующего сегмента.

III  предполагает установление разных цен для разных категорий покупателей: студентов, пенсионеров, детей дошкольного возраста.

 Все виды ценовой  дискриминации позволяют монополисту  завышать цены и тем самым  перераспределять излишек потребителя  в свою пользу.

 

 

 

 

 

18. Основные черты   монополистической  конкуренции.  Дифференциация  продукта.

   Монополистическая  конкуренция- это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты.  Такая конкуренция имеет место во многих отраслях промышленности, но в основном в отраслях,  где производятся и реализуются потребительские блага широкого ассортимента. Для данного типа экономики характерно сочетание конкуренции с монопольной властью отдельных фирм на рынке. 

Основные признаки:

- малые разеры и многочисленность  фирм- на рынке действуют множество фирм, среди которых либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающего преимущества перед мелкими.

- низкие барьеры в условиях  монополистической конкуренции  позволяют относительно легко  основать фирму или покинуть  рынок.

- несовершенство информации  свойственно не только монополистической  структуре рынка: даже при совершенной  конкуренции абсолютно полная  и точная информация явл. Скорее  теоретической абстракцией. 

-дифференциация продукта  явл. Наиболее характерной и  важной чертой рынка монополистической  конкуренции. Выпускаемый товар  принадлежит к определенной товарной  категории, но одновременно отличается  от изделий других производителей.

Диффереиация представляет собой качественную разновидность  однотипных продуктов,  т.е. каждый товар  в какой-то степени уникален и  вместе с тем имеет массу более  или менее похожих на него товаров-аналогов.

Факторы дифференциации:

-различия в кач-ве

- различия в сервисе

-различия в рекламе

Дифференциация имеет  еще один важный аспект: она может  служить барьером для вступления в отрасль. Точное повторение удачной  разновидности продукта прежде всего  связано с дополнительными затратами( изменение технологии, покупка или переналадка оборудования, переход на новые виды сырья), а в случаях, когда фирма использует защищенную патентом технологию и уникальное сырье, оказывается вообще невозможным.

 

 

 

19. Равновесие  фирмы - монополистического  конкурента  в краткосрочном  периоде

В условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров при вступлении в отрасль. Эффект масштаба незначителен, поэтому эффективны также и мелкие, так и средние фирмы, если они  могут предложить товар, соответствующий  запросам на рынке и по соответствующей  цене. Вопрос об объёме выпуска и  цене решается самостоятельно в соответствии со спросом. При этом фирма не учитывает  реакции соперников при установлении цены и объёма продаж. На таком рынке  новые фирмы появляются до тех  пор, пока извлекается прибыль.Так как кривая спроса на монополистическом  рынке имеет небольшой отрицательный наклон, то спрос на продукцию отдельной фирмы на данном рынке менее эластичен, чем на рынке чистой конкуренции, но более эластичен, чем на рынке чистой монополии. Таким образом, покупатель имеет выбор, но меньший, чем на рынке чистой конкуренции. Степень эластичности спроса зависит от числа фирм-конкурентов и от степени дифференциации предлагаемого товара на рынке. Предложение на данном рынке менее эластично, чем на ранках чистой конкуренции и чистой монополии, так как производительные мощности отдельной фирмы на рынке монополистической конкуренции ограничены. Цены на продукцию дифференцированы. В основе дифференциации цен лежит различие в потребительских свойствах товаров, выпускаемых различными производителями и различные их издержки. Для монополизации прибыли фирма будет производить такой объём продукции, при котором MR=MC. Также важно умело манипулировать ценой и неценовыми факторами. Оптимальное сочетание объёма выпуска, цены и использование неценовых факторов находится методом проб и ошибок. При этом высока роль участия менеджеров и маркетологов. В условиях монополистической конкуренции фирма производи меньше продукции, чем фирмы-чистые конкуренты, но реализует по большим ценам. В то же время ситуация на рынке монополистической конкуренции схожа с чистой конкуренцией: фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если её AC меньше рыночной цены, при Р меньшем АС— в убытке. Краткосрочное состояние монополизации прибыли совпадает с ситуацией, характерной для простой монополии. Объём производства определяется пересечением кривых МС и МR. Колебание цены задаётся высотой прямой спроса вне этой прямой. Фирма получает экономический доход. В данной ситуации (график) цена превышает средние издержки.

  НА графике цена товара Р превышает средние общие издержки АС (АТС), и фирма получает прибыль, которая больше нормальной (прямоугольник РВААС)

20. Равновесие  фирмы  - монополистического  конкурента  в долгосрочном периоде. Безубыточность  фирм.

В долгосрочном периоде цена и объем могут изменяться. Особенности  долгосрочного равновесия чистого  монополиста обусловлены следующими факторами:

- существование отраслевых  барьеров

- действием эффектов от  масштабов

- особенностями спроса, изменениями  его величины и эластичности

Эффект масштаба незначительный-эффективны и мелкие и средние фирмы, если они могут предложить товар, соответствующий запросам и по соответственной цене. Вопрос об объеме выпуска и цене решается самостоятельно в соответствии со спросом.

Если монополист несет  убытки, то в долгосрочном периоде  он предпочтет закрыть пр-во и уйти из отрасли, а если получает экономическую  прибыль, то благодаря существованию  отраслевых барьеров он может сохранить  ее. Особенность монополии заключается  в способности удерживать экономическую  прибыль в долгосрочном периоде.

  Издержки в этом  периоде изменяются. Монополист  может использовать эффект экономии  от масштабов, снижая долгосрочные  средние издержки.

 Кривая спроса на  монополистическом рынке имеет  небольшой отрицательный наклон-спрос  на прод-цию отдельной фирмы  на данном рынке менее эластичен,  чем на рынке чистой конк-ции,  но более эластичен, чем на  рынке чистой монополии(покупатель имеет выбор, на рынке чистой монополии выбора нет). Степень эластичности на этом рынке зависит от числа фирм-конкурентов, а также от степени дифференциации на рынке товара.

Предложение на данном рынке  менее эластичное, чем на рынке  чистой монополии и чистой конкуренции. В основе дифференциации цен лежит  различие в потребительских св-вах товаров одного назначения, но выпускаемых различными фирмами.

Цель фирм на рынке монополистической  конкуренции-максимизировать прибыль.для монополизации прибыли фирма будет производить такой объем продаж, при котором доход=предельным издержкам MR=MC. Но необходимо правильно установить цену на свою прод-цию, использовать неценовые факторы, т.е. фирма должна умело манипулировать ценой и неценовыми факторами. Оптимальное сочетание объема выпуска, цен, использование неценовых факторов находится методом проб и ошибок = >необходимо участие менеджеров и маркетологов. В условиях монополистической конк-ции фирмы производят меньше прод-ции, чем фирмы-чистые конкуренты, и реализуют по большим ценам.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"