Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика"

Вложенные файлы: 1 файл

впвпвапав.docx

— 680.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

34. Рынок труда в условиях  несовершенной конкуренции. Модель  монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия.

Рынок труда - совокупность эк. отношений  между работодателями и наемными работниками по поводу условий, продолжительности  и оплаты труда.Типичная ситуация на рынке труда- несовершенная конкуренция → монополия и монопсония работодателя. В кач-ве монопсониста часто выступает гос-во.

Рынок труда в условиях монопсонии:

Монопсония на РТ-сит-ия,когда 1 пок-ль.Кривые предложения на монопсон. рынке опред. предельными издержками труда фирмы-монопсониста(MRCL).MRCLлежит выше SL(цена труда на конкур.рынке),т.к.фирма-монополист для привлечения дополнит.работников из др.отраслей  вынуждена устанавливать ставку зар.платы выше тех,к-е были раньше.В то же время увелич. зар.плата и у работников,нанятых ранее =>этим и объясняется,что ставки зар.платы>чем среднеотраслев.расходы самого монополиста.

Чтобы max-ть прибыль,фирма будет уравнивать MRCL и MRPL=>т.b-кол-во нанимаемых работников,т.c-зар.плата на конкур.рынке Wc.=>общество получает меньше прод-ии, и рабочие получают ставку зар.платы <,чем созданный ими предельный продукт в денежном выражении.Если бы =>Wb-их зар.плата.

Рез-тат тактики проф.союзов по ограничению предлож-я труда.

Профсоюз-объ-ие раб-ов,имеющих правона  ведение переговоров с предпри-ем от всех.Основн.задача проф.союза – увелич.зар.платы работников в случае,если увелич.прибыли предприятий или увелич.цены на рынке на потреб.блага.Они воздействуют на спрос на прод-ию данной отрасли,добиваются изменений в законодат-ве  уменьш предложение труда. Методы профсоюзов: снижение пенсионного возраста, ограничение\запрет иммиграции рабочей силы, увеличение отпусков. Когда на рынке труда сталкиваются фирма-монополист и сильный профсоюз – ситуация двухсторонней монополии.

Рынок труда в усл.двустор-ей моноп-ии .

Дв мон-ия-рын стр-ра,где 1 про-ец и 1 пок-ель могут конр-ть цены.Проф.союз добивается ставки зар.платы на уровне Wb и увелич.найма>Qc.Когда обе силы равны=>ставка зар.платы и кол-во работников может быть = на конкур.рынке.

m-монопсонист(до Wm)

u-профсоюз(до Wb)

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Заработная плата. Номинальная  и реальная заработная плата.  Дифференциация заработная платы.

Заработная плата (ЗП) – это цена использования услуг труда. Её размер определяется предельной доходностью  труда последнего нанятого фирмой работника  данной специальности, а также стоимостью средств существования работника  и его семьи, необходимых для  восстановления способности к труду  и содержания семьи.

Размер ЗП служит важным показателем  уровня жизни  населения, однако по её величине нельзя судить об экономическом  и социальном благополучии народа. В связи с этим используются  понятия номинальной и реальной ЗП.

Номинальная ЗП – сумма денег, которую  получает работник за услуги труда.

Реальная ЗП – покупательная  способность номинальной ЗП (количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную ЗП).

Уровень реальной ЗП находится в  прямой зависимости от номинальной  ЗП и в обратной зависимости от налогов и платежей, которые выплачивает  покупатель, цен на потребительские  блага.

Формы:

-  повременная- почасовая, понедельная, помесячная

-сдельная- начисление производится в зависимости от кол-ва сделанной работы

Современный рынок труда в значительной мере дифференцирован. Поскольку работники  зачастую весьма значительно различаются  по квалификационно- образовательному уровню и профессиональной подготовке, постольку на рынке труда сущ-ют различные неконкурирующие группы определенных профессий и квалификаций. Особыми группами явл. работники квалифицированного и неквалифицированного ( не требующего спец. Подготовки) труда.

Дифференциация з/п имеет объективный хар-р, стимулирует рост профессионального мастерства, поощряет более сложные виды труд. Деятельности, предполагает компенсацию затрат на подготовку работников более высокой квалификации.

Важнейшим фактором дифференциации з/п явл.производительность труда. Ее рост увеличивает предельный продукт труда в денежном выражении, а соответственно и спрос на труд. Это в свою очередь обеспечивает рост з/п.

Дифференциация  зарплаты раб занятых на госпред-ях, осущ-ся с помощью гостарифной системы, которая включает в себя: 1.Тарифно-квалификационные справочники – содержат подробные хар-ктеристики отдельных профессий и видов nруда с указанием требований.Т.е, они служат для правильного определения сложности работы и уровня квалификации рабочего.1. Тарифную сетку – при помощи кот устан-ся соотношения в оплате труда в зависимости от квал-ии работника. Она состоит из 28 тарифных коэффициентов, причём коэффициент первого разряда во всех отраслях =1. Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз труд раб каждого посл-о разряда оплачивается выше по сравнению с 1м разрядом.3. Тарифные ставки – размер оплаты труда,соответ-го разряда за опред время.

36.Рынок капитала и  его структура.Физический и денежный капитал.Особенности рынка капитала в РБ.

Капитал-ценность приносящая поток  дохода или ресурс длительного пользования,создаваемый для пр-ва большего кол-ва благ и услуг. Объектами купли-продажи на рынках капитала являются активы(капитальные блага)-все,что может быть использовано для получения дохода. Рынок капитала имеет сложную структуру,т.к. капитал- в постоянном кругообороте. В зависимости от формы и назначения капитала выделяют:1) физического капитала;2) денежного капитала.Рынок финансового капитала-приобрет заем фонды.Цена ден капит-ссудный %.Трансфо-ия сбер-ий:*ч.з фон-ый рынок*ч.з посред-ов.Общая черта всех форм капитала-компромисс между использованием ресурса в настоящем или будущем времени(чтобы накопить капитал в будущем уже сегодня надо отказаться от немедленного использования ресурсов).Сопряженное пр-во-поцесс трансфрмации ткущих затрат в выпуск продукции(рост дохода) в будущем.Чистая производительность капитала-разница между благами произведенными с пом капитала и благами,которыми пришлось пожертвовать.Сейчас в РБ слабо развит рынок капиталла, где спрос превышает предложение. Меньше всего развит рынок ценных бумаг, а вторичный рынок, где можно их перепродать отсутствует.

 

 

37. Спрос на капитал и инвестиции. Влияние ставки ссудного процента на спрос на капитал. Критерий чистой приведенной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям.

Спрос на капитал  предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон (рис. 5.2.1), как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Давайте рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах.

Любой потребитель при заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя - более нетерпеливый потребитель, скорее будет готов заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.

Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население  решают взять больше денег в долг.

Инвестиционный спрос связан с отбором инвестиционных проектов по критерию доходности.

Кроме доходности вариантов капиталовложений инвестор должен учитывать степень риска каждого из них. Высокие процентные ставки снижают заинтересованность фирм в осуществлении инвестиций. Наоборот, низкие процентные ставки (цена денег) увеличивает масштабы инвестирования, активизируют экономическую жизнь. Такую прямую зависимость между инвестициями и процентной ставкой отражает график инвестиционного спроса.

 

  r, % 


                                      

                                   

                                            

                                                                                E

 

 

                     S                                                         D

 

                                                                                        Qк

 

График инвестиционного спроса (D) показывает, что чем меньше процентная ставка (r,%), тем больше инвестиционных проектов становятся экономически выгодными для инвестора. Что касается объема предложения ссудного капитала(S) со стороны банка, то здесь иная картина: рост процентной ставки стимулирует предложение денежного капитала.

Метод дисконтирования – сопоставляет текущие инвестиции с будущими денежными  потоками. Принимая решение об инвестировании фирма должна сопоставить приведенную стоимость будущих доходов с инвестициями, для чего используется  критерий чистой приведенной стоимости:

NPV = -I + E(Rj/(1+i)^I), где R –чистый доход в j-м году, I – объем инвестиций, i – ставка процента.

Инвестиции являются выгодными если NPV>0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Предложение  капитала и его источники.Сбережения домохозяйств,межвременной выбор временные предпочтения.Рыночное предложение капитала.Равновесие на рынке капитала

Каждая фирма в данный момент времени располагает определённым запасом капитальных благ(станки, машины),кот можно продавать-покупать на рынке и сдавать в аренду. Доход от их продажи назыв ценой фактора капитала, Аренда капит благ порождает поток доходов(рентных платежей) в форме арендной платы. отдельная фирма предъявляет спрос на услуги капитала до того момента пока пред доходность капитала не станет равной его пред издержкам:MRP=MRC.

Каждая норм функционир фирма  стремиться увеличить запас своего капитала. Процесс создания и увеличения запаса капит благ называют инвестированием. Рыночный спрос на заёмный капитал предъявляют фирмы, домохозяйства, правительство. Поскольку предложение ссудного капитала формируют в основном домохозяйства, оно зависит от временных предпочтений последних. Большинство домохозяйств имеют временные предпочтения, поэтому склонны сберегать часть текущего дохода только в том случае, если на 1 рубль, от потребления которого они отказываются в настоящем, со временем будет получено больше одного рубля. Ссудный процент и есть плата за отказ от текущего потребления. Чем выше ставка ссудного процента-тем объёмнее предложение ссудного капитала. Соотношение спроса и предложения на ссудный капитал определяет рыночную ставку ссудного процента.

Кривая предложения  капитала имеет положительный наклон (рис. 5.2.2), который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

Кривые временных  предпочтений характеризует набор решений человека о потреблении в настоящем или  будущем.

Однако потребитель не может  сберегать бесконечное количество денежных средств. Его возможности  определяются уровнем его межвременного  бюджетного ограничения. 

Межвременное    бюджетное    ограничение представляет собой тот размер сбережений, который может себе позволить потребитель, то есть разность между его доходом и текущим потреблением.

Межвременное бюджетное ограничение  показывает возможность переключения текущего потребления на будущее. Угол наклона линии межвременного  бюджетного ограничения характеризуется  размером процентной ставки. Чем больше ставка ссудного процента, тем более  крутой наклон у линии бюджетного ограничения и тем более высокий  уровень сбережений может себе позволить  данный потребитель. Пунктир – изменение проц ставки – изменение бюджетной линии, может позволить больше сберечь.1 –т. Межвременного равновесия.

рис 5.2.3

 

Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента (рис. 5.2.3). Эта ставка определяет, какая часть  потребителей и фирм, которые могут  быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Рынок  ценных бумаг.  Цены  и доходы  на рынке   ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг –  часть финансового рынка, на котором  осуществляется первичное размещение бумаг и операции по их обрашению. Компоненты р-ка:*эмитенты(гос-во, нац. банк, коммерческие банки, юр.лица);*проф-ые участники(дилеры,брокеры);*биржевой,внебирж-ойрынки ценн бум;*инвесторы;*органы госрегул-ия;*саморегул-ые орг-ии;*инфрастр-ра.Фирмы-ценные бум-рынок цен бум-доходы по ЦБ-домхоз-сбереж-рцб-инвестиции-фирма.

Эмитентами ц.б. могут  выступать гос-во, нац. банк, коммерческие банки, юр.лица. Покупателями – выше перечисленные, а также население и нерезиденты РБ.

Различают первичный и  вторичный рынок ц.б.

На первичном рынке  ц.б. осуществляется первичное размещение эмитированных ц.б. и их реализация самим эмитентом или же через  банк, или через другие финансовые учреждения (брокеров, дилеров). Вторичный  рынок в РБ практически не развит, т.к. у нас все еще имеется  недоверие к нашим банкам, предприятиям, правительству.

Выделяют 3 основные вида ц.б:

- акции – ценная бумага, свидетельствующая о доле ее  владельца в капитале АО и  дающая ему право на получение  дохода в виде дивиденда и  участия в управлении делами  этого общества. Акции бывают  простые и привилегированные.

- облигации – это вид  ценной бумаги на предъявителя, представляющей собой долговое  обязательство заемщика, которое  гарантирует держателю облигации  возврат через обусловленное  в облигации время нарицательной  стоимости облигации и регулярное  получение дохода в виде процента  по твердо зафиксированной или  меняющейся ставке.

- производные – векселя,  фьючерсы, опционы.

Рассмотрим акции. Они  имеют номинальную цену – цена указанная в акции при ее выпуске, и реальную (рыночную) цену – курс акции – цена, по которой данные акции покупаются и продаются.

Доход от акции наз. Дивиденд.

Курс акции =(дивиденд ×  номинальная цена)/норма процента

Чем больше дивиденд, тем  больше курс акции, а чем больше норма  процента, тем меньше курс акции  и наоборот.

Наиболее доходными явл гос облигации, т.к. они более стабильны

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"