Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика"

Вложенные файлы: 1 файл

впвпвапав.docx

— 680.80 Кб (Скачать файл)

 Поскольку изменения цен всегда связаны с некоторым риском в том отношении, что конкуренты могут не последовать за лидером, корректировки цен делаются редко. Кроме того, ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыли отрасли в краткосрочном периоде. Причина этого заключается в том, что фирмы отрасли нередко стремятся помешать вступлению новых фирм.

 

      

Модель доминирующей фирмы (лидерства по объёму выпуска)

Крупная фирма может выступать как доминирующая фирма, назначая цену, которая максимизирует ее собственную прибыль. Другие фирмы, которые могли бы в ее отсутствие обладать небольшим влиянием на цену, в этом случае действуют как совершенные конкуренты: они принимают цену, назначенную доминирующей фирмой, как данность и производят соответствующий объем продукции.

                             

Доминирующая фирма должна определить свою кривую спроса Dd. Например, при цене Р1 предложение дополнительных фирм в точности равно рыночному спросу; таким образом, доминирующая фирма не продаст по этой цене ничего. При цене, равной Р2 и меньше, дополнительные фирмы вообще перестанут предлагать товар, так что доминирующая фирма окажется один на один с кривой рыночного спроса. При ценах в промежутке между Р1 и Р2 кривой спроса доминирующей фирмы является Dd .В соответствии с Dd строится кривая предельного дохода доминирующей фирмы МRd. МСd — это кривая предельных издержек доминирующей фирмы. Чтобы максимизировать свою прибыль, доминирующая фирма производит товар в количестве Qd на пересечении МRd и МСd. Из кривой спроса Dd мы аходим цену Pd. При этой цене остальные фирмы продают объем товара Qm таким образом, общее количество проданного товара составляет    Qr = Qd + Qm.

 

 

 

 

 

27 Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии: модели с одновременным принятием решений. (Модель Курно, Модель «ценовых войн» Бертрана).

Смысл модели Курно : каждая фирма принимает объем производства своего конкурента за фиксированную величину, а затем решает, какое количество товара производить ей самой. Чтобы понять, как работает эта модель, давайте посмотрим на решение об объеме выпуска Фирмы 1. Предположим, что Фирма 1 считает, что Фирма 2 не будет производить ничего. В этом случае кривая спроса Фирмы 1 окажется и рыночной кривой спроса. На рис. 6.1 она обозначена как D1(0) — это кривая спроса для Фирмы 1, если допустить, что Фирма 2 ничего не производит. Рисунок 6.1 также показывает соответствующую кривую предельного дохода МR1(0). Мы предполагаем, что предельные издержки производства Фирмы 1 МС1, постоянны. Как показано на рисунке, объем выпуска, при котором прибыль Фирмы 1 максимальна, составляет 50 единиц - это точка, в которой МR1(0) пересекается с МС1. Так что, если Фирма 2 не производит ничего, Фирме 1 стоит производить 50 единиц продукции.

Кривые реагирования и  равновесие Курно

Вывод: объем производства Фирмы 1, при котором ее прибыль максимальна, представляет собой убывающую функцию, которая зависит от того, сколько, по мнению Фирмы 1, будет производить Фирма 2. Она называется графиком кривой реагир. При равновесии Курно каждый из дуополистов производит именно то количество товара, которое максимизирует его прибыль с учетом того, сколько производит его конкурент, так что ни один из них не захочет изменить свои объем производства.

Ценовая война – последовательная игра дуополистов, предполагающая попеременное снижение цен фирмами для завоевания дополнительной доли рынка. Она продолжается, пока цены не достигают уровня средних  и предельных издержек (Р=АС=МС), т.е. отрасль придет в состояние совершенной конкуренции, при которой дуополисты не будут повышать цену, опасаясь потерять долю рынка, и не будут снижать ее, опасаясь разорения.

28. Олигополия и ее эффективность.

(О)—ситуация на рынке, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конк-ов. Обычно о ней говорят, когда малое число фирм господствует на рынке однородного или дифференцированного продукта (обраб-ая, нефтеперер-ая, добыв-ая пром-ти и др.). Достоинством О рынка явл. его техническая и технологическая эффективность и прогрессивность. При этом олигополисты находятся в ситуации мощной конкуренции, что заставляет олигополиста внедрять новые технологии в новую технику. Олигополист имеет средства для внедрения новшеств. В отличие от чистого монополиста олигополисты заинтересованы обновлять продукцию. Олигополисты склонны к сговорам, поэтому гос. власти, осуществляющие контроль над ними, используют антимонопольное законодательство.Ф в оли-и устан-ют P>MC для функ-ия при V пр-ва<тех,кот желательны для пот-ля.Поэтому О. не достиг эф-ти в распред-ии ресурсов,этим она похожа на монополию.Практика выработала 2 т.зр.определения эф-ти О.рынка: 1)О. по своей сути является монополией, поэтому принципы и последствия их действий примерно аналогичны, 2)Олиг-ие монополии необходимы обществу, им принадлежит знач-ая роль в осуществлении НТП(только они способны финансировать дорогостоящие проекты).

29 Рыночная власть, ее  источники и показатели. Проблема  монополизма в РБ

Рын-ую власть имеют фирмы, кот могут  повлиять в свою пользу на рын-ую ситуацию. Повлиять на рын ситуацию можно повлияв  на объем предложения продукции  или на цену реализуемой продукции.РВ зависит от парам-ов спроса,вел-ны издержек пр-ва,ур-ня технологии,но это не гарантирует высокие прибыли. Ее вел-на меняется от :*источники со стороны спроса:эластич-ть рын-го спроса,доступность тов-замен-ля,темпы роста спроса,методы осущ-ия покупок,рын хар-ки.*со стор пред-ия:особ-ти техн-ии,юрид барьеры,спец факторы произ-ва,безвозвр издер…Монополизм – это тип экономических отношений, при кот отдельные субъекты хозяйствования обладают рыночной властью и используют ее для получения монопольной прибыли. Для того, чтобы определить, имеет ли место монополизм на рынке, используется:*индекс Вернера( ),L изменяется от 0 до 1. На рынке СК L=0, и чем дальше индекс отстоит от 0, тем выше степень монополизации рынка;* коэффициенты концентрации(%-ое соот-ие V продаж ф к общему V продаж отрасли);* индекс Херфинделя-Хиршмана(Сум квад-ов рын долей всех ф отрасли,0-10тыс)

В РБ антимонопольный закон (дек 1992) «О противодействии монополистической  дея-ти и развитии конкуренции» В  наст время обязанности по реализации антимонопольного регулирования возложены  на  «Департамент антимонопольной  и ценовой политики министерства экономики». Объектами гос антимонопольного регулирования явл субъекты, включенные в гос реестр. В 2002 внесены существенные изменения в закон, а в 2003 принят закон о естественной монополии.+ «Государственный реестр фирм монополистов»+ «Государственный реестр естественных монополий»Критерии, на основе кот предприятия вкл в гос реестр монополистов (Эти критерии различны для производителей товаров нар потребления и товаров производственно-технического назначения)В РБ ≈ 50 предприятий считаются естественными монополиями (МинГаз, БелПочта, БелТелеком)

 

 

30. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

Ар-целенап-ая Дея-ть госорг упр-ия по ослаб-ию и огранич-ию рын власти.Антимон закон-сов-ть законов и правовых норм,кот устан-ют права…В РБ с целью обеспечения условий для развития добросовестной конкуренции, создания эффективно функционирующих товарных рынков, а также защиты прав потребителей реализуется политика направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности. Антимонопольное законодательство в РБ состоит из:Конституции РБ (статья 13);норм Гражданского кодекса РБ;Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;Закона «О естественных монополиях»  и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является РБ. Закон РБ "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. Этот закон по своим целям и методу правового регулирования содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета монополий). Министерство экономики РБ в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке осуществляет контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами или долями в уставных фондах данных хозяйствующих субъектов.В мире действует государственная система    антимонопольного регулирования в основных направлениях развития рынков с контролем последствий мероприятий по монополизации рынков для государства и потребителей: слияния; разделения; сговора;фальсификации конкурсов; деятельности естественных монополий.Действует система жестких санкций за нарушение антимонопольного законодательства – возмещение нанесенного ущерба в трехкратном размере.Нарушения антимонопольного законодательства в капиталистических странах есть. Но      громкие нарушения расследуются обязательно. В мировой практике существует уголовная ответственность за невыполнение подписок о выполнении антимонопольного законодательства  при участии в конкурсах на получение государственного заказа. США:ч з антимон закон-во;З.Евр:ч.з. законод-во в сфере поддерж-ия конк-ии,заложены принципы общеевр-го антимо-го зак-ва;Япония:наличие исключ-ий из антимон-го зако-ва для борьбы с спадами деловой активности или кризисами.

 

 

 

 

31. Рынки ресурсов. Спрос   на ресурсы:  общий  подход. Кривая  спроса  фирмы на ресурс.

На рынке ресурсов объектами  купли-продажи являются:

- труд,   - земля,   - капитал

Субъекты рынка ресурсов:

- продавцы (домашние хозяйства,  фирмы),  - покупатели (фирмы/предприятия)

Спрос на ресурсы имеет  производный/вторичный характер. Спрос  зависит от спроса на товар, в пр-ве кот используется данный ресурс. Концепция  предельной доходности ресурса помогает понять, как формируется спрос  на ресурс.

MRP (предельная доходность ресурса) – это прирост объема выпуска в денежном выражении в результате использования дополнительной единицы ресурса.

MRPL (предельная доходность труда)

Если товар продается  на рынке совершенной конкуренции, то MRP рассчитывается по формуле: MRP=MP*P, где МР – предельный продукт ресурса, Р – цена произведенного товара

MRPL = MPL*Р, где MPL – предельный продукт труда, Р – цена произведенного товара

В условиях несовершенной  конкуренции MRP=МР* MR, где МР – предельный продукт ресурса, MR – предельная доходность товара; MRPL= MPL* MR

 

 

 

 

 

 

32.  Рыночный  спрос  на ресурсы.  Эластичность  спроса на ресурсы.  Неценовые  факторы  спроса  на ресурсы.

Спрос на ресурсы является понятием производным от величины спроса на готовые товары. Зависимость здесь  такова, что с возрастанием спроса на товары возрастает спрос на ресурсы, с помощью которых изготавливается  данный товар. И наоборот. В этом и состоит специфика спроса на рес-сы. Спрос на рес-сы определяется рядом ф-ров. В качестве основных из них являются: денежные доходы потребителей, хар-р их распределения по отраслям, соц. и этические подходы к  исп-нию. Расходы на ресурсы производятся за счёт доходов дом.хоз-в, поэтому последние выступают основным фактором формирования спроса на ресурсы. С точки зрения пр-ва важное значение имеет устойчивость спроса на тот или иной ресурс, кот. зависит от производ. силы ресурса и от величины спроса на товар, произведённый с помощью этого ресурса. Это в равной мере касается как труда, так и других видов ресурсов. Что касается производительной силы ресурса, то этот показатель выводится из определения таких хар-к, как предельный пр-т в денежном выражении (MRP), и предельные издержки на ресурсы (MRC).

Как действует фактор изменения  спроса на ресурс? Спрос на ресурс зависит  от изменений спроса на продукт, вследствие этого любое изменение спроса на продукт будет влиять на его  цену, а значит и на предельный продукт  данного рес-са. Кривая спроса на труд изменяется в зависимости от производительной силы труда, в свою очередь произв-ть труда зависит от кол-ва связанных  с ним ресурсов. В рез-те воздействие  оказывается на предельную произв-ть труда и получается, что чем больше величина связанных с трудом ресурсов, тем выше предельная произв-ть труда и тем выше спрос на труд.

Спрос на определённый ресурс зависит  от уровня цен на другие ресурсы. При  этом степень воздействия зависит  от хар-ра взаимоотношения м/у ресурсами. Они могут быть взаимозам. и взаимодоп. В случае взаимозаменяемости, например, труда и капитала, происходит следующее: если снижаются цены на машины и оборудование, на спросе на труд это отразится двояко – будет действовать эффект замещения и эффект объёма пр-ва пр-ции. Эффект замещения приводит к тому, что труд начинает замещаться более дешевым ресурсом, т.е. машинами и это приведёт к падению спроса на труд. В свою очередь, если будут падать цены на машины и оборудование, это снизит издержки пр-ва и приведёт к увеличению объёма пр-ва, в рез-те чего возрастёт спрос на труд. Рес-сы могут быть и взаимодополняемыми. В этом случае колич. уменьшение или увеличение одного рес-са повлечёт за собой соответствующие изменения другого. Фирмы стремятся к установлению оптимального соотношения рес-сов. В данном случае в основе её действий лежат 2 правила: минимизации издержек и максимизации прибыли.

Ценов эл-ть спроса:-%-ое изм-ие Vспроса к %-му из-ию цены:*эл-ть спроса по цене для прод-ии отрасли;*взаимозаме-ть факторов произ-ва;*эл-ть пред-ия;*доля в общих затратах.

33.Функционированние конкурентного  рынка труда и его эффективность.  Рынок труда. Спрос на труд. Индивидуальное и рыночное предложение  труда. Равновесие конкурентного  рынка труда. Особенности рынка  труда в Республике Беларусь.

 

Рынок труда можно определить как  систему соц-эконом отношений между  собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и владельцами  средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу вовлечения рабочей силы в общественное производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения. На конкурентном рынке труда цена и количество труда, проданного за определенное количество времени, в основном определяется взаимодействием спроса и предложения.РТ:внут-ий(раб внутри пр-тия),внеш(договор).Инфраст-ра рынка:биржа труда,служба зан-ти..Функции:общие интересы,рацио разме-ие раб-ов,объед раб сил,регул-ие дох-ов,кадров резерв,главные:эк-ая(труд в эк-ку),соц-ая(доход раб-ам).Спрос на труд-кол-во рабсилы,кот готовы нанять произ-ли.Простая модель спроса на труд:*цель-мах-ия прибыли,*факторы-труд и капит;*действие на конк-ом рынке благ и труда;*издержки на труд-зарплата. W=P*MPL(W-номин зарп-та, W/P-реал).Факторы сдвига кр спроса:*цена произ-ой прод-ии;*изм-ие технологии;*предло-ие др фактор.Пред-ие труда-кол-во рабвремени,кот нас-ие тратит на работу(эф-ты:замещ-ия и дохода).Особ-ть рыка труда в РБ:центры занятости носят регион хар-р,1-2%безраб,скрытая безраб,переквал за счеи центров занятости.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"