Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:34, шпаргалка
Вопросы к экзамену по курсу «Мировая экономика и МЭО»
5. Комплексные, многоотраслевые и многофункциональные зоны.
Главное в них состоит в том, что они обладают практически всеми чертами других специальных зон. Например, СЭЗ «Шеньчжень» в Китае сочетает черты и зоны свободной торговли и технопарка, в Бразилии такими же чертами обладает промышленный окург Манус.
Создание и функционирование СЭЗ позволяет решать целый ряд сложных и важных д/различных стран задач:
общее повышение культуры произ-ва в данной стране
41. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ.
Особые экономические зоны в России — территории с особым налоговым и правовым режимом в Российской Федерации, созданные для привлечения инвесторов в приоритетные для РФ отрасли.
Целью особых экономических зон в РФ является развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, развитие транспортной системы. Высокотехнологичные отрасли предполагалось развивать с помощью внедрения так называемых инноваций, т.е. процессов, направленных на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Зоны подразделяются на 4 типа: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Основная цель промышленно-производственных зон — развитие промышленного производства, технико-внедренческих — разработка новых технологий, туристско-рекреационных — развитие туризма, портовых — стимулирование развития морских и авиационных портов.
Срок действия зон ограничивается 20 годами (кроме технико-внедренческих, срок действия которых — 15 лет).
К настоящему времени в РФ созданы 24 зоны, из них:
4 промышленно-производственные (в том числе «Алабуга» и «Липецк»);
4 технико-внедренческие («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»);
13 туристско-рекреационных
(«Бирюзовая Катунь», «
3 портовые (в
том числе «Ульяновск», «
По состоянию на 1 января
2011 года, в особых экономических
зонах были зарегистрированы 257 инвесторов.
Объём государственных
Заявленные при создании
СЭЗ основные цели не были достигнуты,
т.к. в большинстве случаев компании
регистрировались на соответствующей
территории, пользовались полученными
привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами,
и, таким образом, зоны функционировали
по сути в режиме офшоров, и лишь учрежденные
на законодательном уровне ОЭЗ в Калининградской
и Магаданской областях функционируют
и в настоящее время.
Однако ошибки, допущенные в ходе реализации
положений нормативно-правовых актов,
регулирующих функционирование прежних
экономических зон в России, в определенной
мере позволили ускорить переосмысление
промышленной политики страны.
На сегодня инициативы Правительства РФ, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, имеют цель вновь популяризовать идею ОЭЗ, под которую постепенно создается новая законодательная база.
42. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ.
Россия вышла на мировой рынок предпринимательского капитала лишь в период рыночных реформ 90-х годов, т.е. довольно поздно, как и другие страны с переходной экономикой, занимающие на этом рынке скромное место.
Как известно, немаловажным фактором развития экономики России и включения ее в мирохозяйственные связи могли бы стать иностранные инвестиции.
На современном этапе российская экономика представляет известный интерес как объект для приложения капитала, несмотря на противоречивость и сложность социально-экономического положения России.
Согласно официальным данным количество предприятий с иностранными инвестициями в РФ в последние годы возрастало, составляя в 1991 г. — 2022, в 1993 г. — 7989, а в 1996 г. превысило 16 000.
Тем не менее, после кризисных потрясений в августе 1998 г. активность вкладчиков капитала из-за рубежа на территории РФ понизилась. В 2002 г. объем иностранных ПИИ составил 2,5 млрд. долл., однако это почти в 2 раза меньше, чем в 1997 г. (World Investment Report 2003).
Невысокая пока в целом активность иностранных инвесторов связывается также с различными условиями привлечения и использования иностранных капиталовложений в РФ, заметно сдерживающими их приток в страну.
Так, согласно экспертной оценке, на величину годового притока средств из-за рубежа ныне отрицательно влияют несовершенство законодательной базы в России, спад производства и экономическая стагнация, значительность теневой экономики, низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке, а также растущая внешняя задолженность РФ.
Среди крупнейших иностранных вкладчиков капитала в российскую экономику во второй половине 1990-х гг. выделяются США, Германия, Великобритания и Швейцария. В 2000 г. на долю США приходилось 31,8% общего объема поступивших в РФ иностранных валютных инвестиций, а удельный вес Германии составил 18,3%.
В отраслевой структуре ПИИ в экономику России произошел ряд изменений, хотя кардинальной смены приоритетов не обнаружилось. По-прежнему крупнейшими реципиентами капиталовложений из-за рубежа в отечественной экономике оставалась промышленность, финансовый и банковский секторы, коммерческая деятельность по обслуживанию рынка (2/5 всех полученных средств). Однако уникальность 1999 г. состоит в том, что резко увеличились иностранные инвестиции в российскую промышленность. Так, в 1999 г. капиталовложения в этом секторе превысили 50,7% от кумулятивной суммы вложенных средств (в 1998 г. их доля составляла лишь 37,2%). Наиболее крупными реципиентами выступили отрасли топливно-энергетического комплекса (нефтедобыча и нефтепереработка), а также пищевая промышленность.
43. МЕСТО РОССИИ В СИСТЕМЕ МЭО
Вхождение России в мировое экономическое сообщество отражает коренные качественные изменения МЭО, учитывает сложности перехода от бывшего СССР к новым государствам Евразии, возникновение и развитие глубинных процессов возрастания рыночных отношений сквозь бывший пласт директивно-плановой системы опирающейся на единую государственную собственность, ослабление сил федерации в экономике и укрепление региональных начал, устремление к полноценным формам международного разделения труда.
Так, с одной стороны, в результате распада существовавших некогда мировой социалистической системы хозяйства и Советского Союза Россия заняла ныне своего рода промежуточное положение между наиболее продвинутыми в экономическом отношении и развивающимися странами (страна с переходной экономикой)
В связи с проводимой политикой либерализации за 90-е гг. резко увеличилась открытость экономики России.
Главными торговыми партнерами России являются Германия, США, Италия, Нидерланды, Великобритания, Финляндия. Из числа государств ближнего зарубежья – Украина, Белоруссия, Казахстан.
Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу. Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, что выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из стран СНГ. Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энерго-сырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых. Однако даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров.
Тем не менее, несмотря на все сложности, Россия обладает значительным потенциалом, позволяющим ей занять достойное место в системе мирового хозяйства. Многое будет зависеть от того, насколько скоро и успешно нам удастся преодолеть экономический кризис. Пока можно говорить только об отсутствии падения темпов экономического развития, но не об экономическом росте. Многое будет зависеть от направленности и содержания структурных преобразований, от того, насколько удастся сохранить огромный научно-технический потенциал. Это обеспечит необходимый импульс развитию отраслей машиностроения, химии, производства наукоемких технологий. Приоритетное развитие этих отраслей позволит побороть неблагоприятные диспропорции в нашем народном хозяйстве, когда продукция добывающих отраслей превосходила объем производства обрабатывающих отраслей.
Другим важным фактором, способствующим укреплению позиций России на мировых рынках, является эффективная внешнеэкономическая политика. Ее содержание, как уже было отмечено, касается выработки действенных средств стимулирования внешнеэкономических связей. Здесь главное место должно принадлежать таможенным тарифам. Кроме того, внешнеэкономическая политика должна выработать четкие приоритеты своего воздействия. Среди этих приоритетов наиболее важными являются: существенное улучшение структуры внешнеэкономических связей в пользу продукции наукоемких отраслей, достижение равноправного уровня торговли с развитыми странами Запада, возвращение российских экспортеров на многие некогда утраченные позиции в мировой торговле.
Существенным элементом улучшения позиций России в мировом хозяйстве является решение проблем урегулирования внешней задолженности. Вступление России в Лондонский и Парижский клубы серьезно способствует решению этой сложной проблемы. Урегулирование долговых вопросов делает нашу страну реально кредитоспособной и обеспечивает благоприятные условия для укрепления внешнеэкономического потенциала.
Найти свое место в мировой экономике сегодня Россия пытается во многом за счет участия в международных организациях.
Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом.
Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств.
Сотрудничество России с Европейским банком реконструкции и развития в последние годы развивается вполне успешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса.
Одно из направлений деятельности ЕБРР в России — приобретение им акций российских банков, в том числе региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество 4 ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям.
Присоединение к ВТО вытекает из задач современной ВТП России, которые направлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю и включают в себя:
· получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки;
· развитие экспортных возможностей страны и облагораживание структуры российского экспорта;
· обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО