Шпаргалка по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Natsionalka.docx

— 477.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. Формы экономической интеграции  Беларуси со странами ближнего  и дальнего зарубежья

Экономическая интеграция — многоэтапный процесс.  Обычно она начинается соглашением м/у странами, которые предоставляют друг другу льготы. Постепенно степень интеграции растет по мере перехода от одного уровня к др .

  1. зона свободной торговли (1958-1968 гг)
  2. таможенный союз (1968-1986 гг.)

Было положено начало интеграции в валютно-финансовой сфере.

  1. общий рынок (1986-1990)
  2. экономический союз (1991г)

1991г.  – РБ, РФ и Украина (затем Таджикистан, Туркменистан, Армения, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия)– создание СНГ.

  1. экономический и валютный союз (1991 г - 2002 гг)

1993 – Договор о создании  Экономического союза

Апрель 1994г. – подписание соглашения о создании зоны свободной  торговли

  1. Полная интеграция

Стратегические  цели интеграции стран СНГ:

максимальное использование  м/н разделения труда:

-специализация и кооперирование  пр-в для обесп. устойч-го соц.-эк. развития;

- повышение уровня и  качества жизни населения всех  государств Содружества.

1996г. – Договор об  образовании Союза Беларуси и  России

1997г. – договор об  образовании Союзного гос-ва

2000г. – Договор об  учреждении Евразийского эк-ого сообщества (ЕврАзЭс) – РБ, Казахстан, Кыргызстан, РФ, Таджикистан,  Узбекистан.

2003г. – соглашение о  создании ЕЭП на террит. Б., Рос., Казахстана и Укр..

Расширяются интеграционные связи РБ с ЕС.

Интеграция РБ в систему  мирохоз-ых связей будет способствовать её вступлению в ВТО, но не любой  ценой, а с учётом интересов НЭ.

Это позволит развивать отношения  с др.странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать нац. интересы в торгово-эк. отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

Беларусь ¾ одно из экономически развитых государств СНГ.

Важным фактором изменения  экономического положения Беларуси явилось расширение связей и развитие интеграции с Россией и другими  партнерами по СНГ.

С рядом зарубежных стран  Республика Беларусь подписала соглашения о содействии (поощрении) и взаимной защите инвестиций.

Государственная политика РБ в области внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.

Государственную внешнеэкономическую  политику в Республике осуществляет Министерство внешних экономических  связей. Кроме того, при Администрации  Президента РБ создается специальный  комитет по контролю над внешнеторговыми  сделками.

Большая часть внешнеторгового  оборота (около 70 %) приходится на долю стран СНГ. Главный торговый партнер  Беларуси — Россия.

Германия является вторым после России торговым партнером  Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США .

В Азии Беларусь придает  особое значение развитию сотрудничества с Китаем, Индией, Ираном, а также  Венесуэлой и Сирией.

Отношения с этими государствами  не только характеризуется ростом товарооборота  и реализацией совместных проектов в торгово-экономической, научно-технической  и других областях, но и высоким  уровнем политических связей - проведением  визитов глав государств, руководителей  министерств и ведомств, оказанием  взаимной поддержки в международных  организациях, общностью взглядов со многими из них по большинству  международных проблем, а также  готовностью и желанием правительств этих стран к развитию отношений с Беларусью.

Особое место занимает для Беларуси Китай, который является главным торговым партнером из стран  дальнего зарубежья. Беларусь положительно оценивает отношения с Китаем в политической, экономической, финансовой сферах.  С участием китайских  компаний и финансовых ресурсов в  Беларуси выполняется ряд крупных  проектов, в том числе строятся новые цементные заводы, модернизируется  ТЭЦ.  Белорусское Правительство  уже выстроило под этот кредит более ста крупных проектов.

На современном этапе  ни одна страна не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал.

Расширение внешнеэкономических  связей Беларуси является одной из узловых проблем стабилизации и  развития национальной экономики на современном этапе.

РБ стремится установить дружественные взаимовыгодные отношения со всеми странами.  В Азии Беларусь придает особое значение развитию сотрудничества с Китаем, Индией, Ираном, Вьетнамом.  Отношения с этими государствами не только характеризуется ростом товарооборота и реализацией совместных проектов в торгово-эк, научно-технич. и др. областях, но и высоким ур. политических связей - проведением визитов глав государств, руководителей министерств и ведомств, оказанием взаимной поддержки в межд. орг-ях, общностью взглядов со многими из них по большинству межд.проблем, а также готовностью правительств этих стран к развитию отношений с Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58. Понятие экономической безопасности

Экономическая безопасность — состояние НЭ, которое позволяет обеспечить её устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.

Подобные  обстоятельства могут возникнуть в  результате:

- обострения межгосударственных отношений;

- возникновения военных  конфликтов и террористических  актов;

- дестабилизации внутриполитической ситуации, усиления социальной напряженности, резких изменений демографической ситуации;

- усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экон. группировок и обострения конкурентной борьбы как вне, так и внутри страны;

- истощения жизненно важных  ресурсов;

- возникновения стихийных бедствий и эколог. катастроф в стране и за рубежом и т. п.

Объектами экономической  безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, АПК, производственная и соц. инфраструктуры, регионы, население и трудовые ресурсы и др.

Субъектами эк-кой безопасности является государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как госуд., так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.

Экон. безопасность может быть достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, соц-эк и экологической ситуаций не превышают предела, грозящего утратой нац. суверенитета, существенным ослаблением экон. мощи, значительным снижением уровня и качества жизни нации либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Уровень эк-кой безопасности предопределяется следующими факторами:

■ геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производит. сил на территории страны, доступом к отечественным и зарубежным стратегическим ресурсам;

■ экономической и военно-политической мощью страны и ее конкурентными позициями в мировой эк-кой системе но стратегически важным видам эк-кой деят-ти;

■ ориентацией институциональной системы страны на поддержку отраслей НЭ, от которых зависит уровень экономической безопасности;

■ приоритетами эк-кой политики государства, обеспечивающими конкурентные преимущества отраслей и предприятий НЭ;

■ приоритетами эк-кой политики государства в отношении соц-эк и экол. сферы, обеспечивающими достижение м/н (европейских) стандартов качества жизни насел. страны (включая ур. здоровья, образования, соц. инфрастр-ы, культуры, искусства);

■ параметрами отраслевой и региональной стриктур ВВП, учитывающими стратегическую значимость отраслей НЭ и регионов страны для обесп. эк-кой безоп-ти;

■ условиями, опред-ми принципы функционирования НЭ в составе ВТО, и зависящей от этих условий структуры экспорта/импорта материальных благ;

■ наличием резервов стратегически важных материальных благ, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.

Перечисленные ф-ры отражают спектр внешних и внутренних угроз эк-кой безоп-ти.

Внешние угрозы, обусловленные:

- геополитич положением страны (агрессия, военно-полит. конфликты, терроризм.)

- низким ур. эк-кой мощи  и конкурентными позициями на  мир. рынке

- вступлением в ВТО  (утраты конкур-ых преимуществ в стратегически важных отраслях)

- нерациональной эк-кой политикой государства в отношении конкурентных преимуществ, снижающей ур. конкурентоспособности страны

Внутренние  угрозы, обусловленные :

- нерациональной отраслевой и региональной структурой ВВП

- эк-ой экспансией доминирующих экономик и военно-политических союзов

- импортной интервенцией  на внутр рынки стратегически  важных тов. и услуг

- нерациональной эк-кой политикой государства в отношении соц. сферы, вызывающей высокий уровень бедности, социальной напряженности в обществе

- недостаточным объемом стратегических резервов.

Эк-кую  безопасность следует рассматривать  как систему взаимосвяз.уровней: международного, нац-го, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.

Международная экономическая  безопасность – такое состояние  м/н отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество разл. стран в решении нац-ых и интернац-ых экон. проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели соц-эк. развития  и участие в МРТ.

Эк-кая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой  являются следующие виды безопасности:

Производственная: определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учётом эффективных внешнеэкономических связей. Основные угрозы: износ, физич. и моральное старение ОФ; высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок сырья; наличие устаревших технологий; высокий уровень монополизации в произв. сфере.  Для повышения произв. безопас-ти необходимы: повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; переход на инновационный путь развития эк-ки; ускоренное развитие сферы услуг. 

Финансовая: охватывает все секторы Э: государство, нефинанс. п/п, фин. организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деят-ть. Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через реализацию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также через политику в области валютного регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики. Устойчивость ФС определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и нац.валюты; нормализацией фин.потоков; золотовалютным запасом; развитием финн.рынка и РЦБ; размерами внешнего и внутреннего долгов; дефицита плат.баланса. Консолидированный бюджет в 2010г. был исполнен с дефицитом 4,2 трлн.руб. (2,6% к ВВП), а республиканский с дефицитом 4 трлн.руб. (2,4% к ВВП). Гос.внутренний долг на 1.01.2011 = 9267,9 млрд.руб. (5,7% от ВВП), гос.основной внешний долг на 1.01.2011 = 9687,2 млн.$ (17,8% от ВВП). Прирост индекса потребительских цен = 104%.

Продовольственная: характеризует состояние продовольственного рынка и в целом Э стран или группы интегрированных стран, а также мир. рынка продовольствия. Состояние м/н продов. без-ти оценивают по 2 показателям: объём переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровень мирового производства зерна в среднем на душу населения. Для обеспечения прод.без-ти требуется, чтоб совокупные потребности в с/х прод-и покрывались за счёт собственного произв-ва. Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара. Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1.448 молочнотоварных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно. Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10 процентов.     Энергетическая: это наличие энергии в том или ином количестве и того качества, которые необходимы при определённых экономических условиях. Определяется долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе и их разнообразием. РБ обладает технически развитой и надежно функционирующей энергосистемой. Отрицат. момент энергобез-ти РБ – то, что на долю прир.газа приход-ся около 60% валового потребления топливно-энерг.ресурсов. Потенциальные внутр.угрозы – превышающий крит. ур-нь износа ОФ п/п; недостаточно надежная инфрастр-ра; высокая энергоёмкость отеч.произв-ва. Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 — 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ–3, Гродненской ТЭЦ–2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини–ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива. Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно–печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно–энергетических ресурсов за пятилетие.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальная экономика"