Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".
57.
Формы экономической
Экономическая интеграция — многоэтапный процесс. Обычно она начинается соглашением м/у странами, которые предоставляют друг другу льготы. Постепенно степень интеграции растет по мере перехода от одного уровня к др .
Было положено начало интеграции в валютно-финансовой сфере.
1991г. – РБ, РФ и Украина (затем Таджикистан, Туркменистан, Армения, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия)– создание СНГ.
1993 – Договор о создании Экономического союза
Апрель 1994г. – подписание соглашения о создании зоны свободной торговли
Стратегические цели интеграции стран СНГ:
максимальное использование м/н разделения труда:
-специализация и
- повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.
1996г. – Договор об образовании Союза Беларуси и России
1997г. – договор об образовании Союзного гос-ва
2000г. – Договор об учреждении Евразийского эк-ого сообщества (ЕврАзЭс) – РБ, Казахстан, Кыргызстан, РФ, Таджикистан, Узбекистан.
2003г. – соглашение о создании ЕЭП на террит. Б., Рос., Казахстана и Укр..
Расширяются интеграционные связи РБ с ЕС.
Интеграция РБ в систему мирохоз-ых связей будет способствовать её вступлению в ВТО, но не любой ценой, а с учётом интересов НЭ.
Это позволит развивать отношения с др.странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать нац. интересы в торгово-эк. отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.
Беларусь ¾ одно из экономически развитых государств СНГ.
Важным фактором изменения экономического положения Беларуси явилось расширение связей и развитие интеграции с Россией и другими партнерами по СНГ.
С рядом зарубежных стран Республика Беларусь подписала соглашения о содействии (поощрении) и взаимной защите инвестиций.
Государственная политика РБ в области внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.
Государственную внешнеэкономическую политику в Республике осуществляет Министерство внешних экономических связей. Кроме того, при Администрации Президента РБ создается специальный комитет по контролю над внешнеторговыми сделками.
Большая часть внешнеторгового оборота (около 70 %) приходится на долю стран СНГ. Главный торговый партнер Беларуси — Россия.
Германия является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США .
В Азии Беларусь придает особое значение развитию сотрудничества с Китаем, Индией, Ираном, а также Венесуэлой и Сирией.
Отношения с этими государствами не только характеризуется ростом товарооборота и реализацией совместных проектов в торгово-экономической, научно-технической и других областях, но и высоким уровнем политических связей - проведением визитов глав государств, руководителей министерств и ведомств, оказанием взаимной поддержки в международных организациях, общностью взглядов со многими из них по большинству международных проблем, а также готовностью и желанием правительств этих стран к развитию отношений с Беларусью.
Особое место занимает для Беларуси Китай, который является главным торговым партнером из стран дальнего зарубежья. Беларусь положительно оценивает отношения с Китаем в политической, экономической, финансовой сферах. С участием китайских компаний и финансовых ресурсов в Беларуси выполняется ряд крупных проектов, в том числе строятся новые цементные заводы, модернизируется ТЭЦ. Белорусское Правительство уже выстроило под этот кредит более ста крупных проектов.
На современном этапе ни одна страна не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал.
Расширение
РБ стремится установить дружественные взаимовыгодные отношения со всеми странами. В Азии Беларусь придает особое значение развитию сотрудничества с Китаем, Индией, Ираном, Вьетнамом. Отношения с этими государствами не только характеризуется ростом товарооборота и реализацией совместных проектов в торгово-эк, научно-технич. и др. областях, но и высоким ур. политических связей - проведением визитов глав государств, руководителей министерств и ведомств, оказанием взаимной поддержки в межд. орг-ях, общностью взглядов со многими из них по большинству межд.проблем, а также готовностью правительств этих стран к развитию отношений с Б.
58.
Понятие экономической
Экономическая безопасность — состояние НЭ, которое позволяет обеспечить её устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.
Подобные обстоятельства могут возникнуть в результате:
- обострения межгосударственных отношений;
- возникновения военных конфликтов и террористических актов;
- дестабилизации
- усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экон. группировок и обострения конкурентной борьбы как вне, так и внутри страны;
- истощения жизненно важных ресурсов;
- возникновения стихийных бедствий и эколог. катастроф в стране и за рубежом и т. п.
Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, АПК, производственная и соц. инфраструктуры, регионы, население и трудовые ресурсы и др.
Субъектами эк-кой безопасности является государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как госуд., так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.
Экон. безопасность может быть достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, соц-эк и экологической ситуаций не превышают предела, грозящего утратой нац. суверенитета, существенным ослаблением экон. мощи, значительным снижением уровня и качества жизни нации либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.
Уровень эк-кой безопасности предопределяется следующими факторами:
■ геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производит. сил на территории страны, доступом к отечественным и зарубежным стратегическим ресурсам;
■ экономической и военно-политической мощью страны и ее конкурентными позициями в мировой эк-кой системе но стратегически важным видам эк-кой деят-ти;
■ ориентацией институциональной системы страны на поддержку отраслей НЭ, от которых зависит уровень экономической безопасности;
■ приоритетами эк-кой политики государства, обеспечивающими конкурентные преимущества отраслей и предприятий НЭ;
■ приоритетами эк-кой политики государства в отношении соц-эк и экол. сферы, обеспечивающими достижение м/н (европейских) стандартов качества жизни насел. страны (включая ур. здоровья, образования, соц. инфрастр-ы, культуры, искусства);
■ параметрами отраслевой и региональной стриктур ВВП, учитывающими стратегическую значимость отраслей НЭ и регионов страны для обесп. эк-кой безоп-ти;
■ условиями, опред-ми принципы функционирования НЭ в составе ВТО, и зависящей от этих условий структуры экспорта/импорта материальных благ;
■ наличием резервов стратегически важных материальных благ, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.
Перечисленные ф-ры отражают спектр внешних и внутренних угроз эк-кой безоп-ти.
Внешние угрозы, обусловленные:
- геополитич положением страны (агрессия, военно-полит. конфликты, терроризм.)
- низким ур. эк-кой мощи и конкурентными позициями на мир. рынке
- вступлением в ВТО (утраты конкур-ых преимуществ в стратегически важных отраслях)
- нерациональной эк-кой политикой государства в отношении конкурентных преимуществ, снижающей ур. конкурентоспособности страны
Внутренние угрозы, обусловленные :
- нерациональной отраслевой и региональной структурой ВВП
- эк-ой экспансией доминирующих экономик и военно-политических союзов
- импортной интервенцией на внутр рынки стратегически важных тов. и услуг
- нерациональной эк-кой политикой государства в отношении соц. сферы, вызывающей высокий уровень бедности, социальной напряженности в обществе
- недостаточным объемом стратегических резервов.
Эк-кую
безопасность следует рассматривать
как систему взаимосвяз.
Международная экономическая безопасность – такое состояние м/н отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество разл. стран в решении нац-ых и интернац-ых экон. проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели соц-эк. развития и участие в МРТ.
Эк-кая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:
Производственная: определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учётом эффективных внешнеэкономических связей. Основные угрозы: износ, физич. и моральное старение ОФ; высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок сырья; наличие устаревших технологий; высокий уровень монополизации в произв. сфере. Для повышения произв. безопас-ти необходимы: повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; переход на инновационный путь развития эк-ки; ускоренное развитие сферы услуг.
Финансовая: охватывает все секторы Э: государство, нефинанс. п/п, фин. организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деят-ть. Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через реализацию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также через политику в области валютного регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики. Устойчивость ФС определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и нац.валюты; нормализацией фин.потоков; золотовалютным запасом; развитием финн.рынка и РЦБ; размерами внешнего и внутреннего долгов; дефицита плат.баланса. Консолидированный бюджет в 2010г. был исполнен с дефицитом 4,2 трлн.руб. (2,6% к ВВП), а республиканский с дефицитом 4 трлн.руб. (2,4% к ВВП). Гос.внутренний долг на 1.01.2011 = 9267,9 млрд.руб. (5,7% от ВВП), гос.основной внешний долг на 1.01.2011 = 9687,2 млн.$ (17,8% от ВВП). Прирост индекса потребительских цен = 104%.
Продовольственная: характеризует состояние продовольственного рынка и в целом Э стран или группы интегрированных стран, а также мир. рынка продовольствия. Состояние м/н продов. без-ти оценивают по 2 показателям: объём переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровень мирового производства зерна в среднем на душу населения. Для обеспечения прод.без-ти требуется, чтоб совокупные потребности в с/х прод-и покрывались за счёт собственного произв-ва. Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара. Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1.448 молочнотоварных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно. Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10 процентов. Энергетическая: это наличие энергии в том или ином количестве и того качества, которые необходимы при определённых экономических условиях. Определяется долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе и их разнообразием. РБ обладает технически развитой и надежно функционирующей энергосистемой. Отрицат. момент энергобез-ти РБ – то, что на долю прир.газа приход-ся около 60% валового потребления топливно-энерг.ресурсов. Потенциальные внутр.угрозы – превышающий крит. ур-нь износа ОФ п/п; недостаточно надежная инфрастр-ра; высокая энергоёмкость отеч.произв-ва. Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 — 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ–3, Гродненской ТЭЦ–2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини–ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива. Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно–печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно–энергетических ресурсов за пятилетие.