Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 19:06, шпаргалка
Содержание понятий «международные коммерческие операции» и «международное коммерческое дело»
(из лекции:) КО состоят в совершении операцией одной стороной по поручению другой стороны, сделав от своего имени, но за счет комитента, но при этом комитент остается собственником товара, до передачи его конечному покупателю
Международные коммерческие операции – это комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, осуществляемых на возмездной основе между контрагентами разных стран для совершения сделок, которые оформляются внешнеторговыми договорами или контрактами.
Сдача и приемка—один акт, который в контракте может быть выражен следующей формулировкой: «Товар считается поставленным продавцом и принятым покупателем...» В контракте обычно устанавливается порядок сдачи-приемки: вид сдачи-приемки, место фактической сдачи-приемки, срок сдачи-приемки, способ проверки количества товара, способ приемки товара по качеству, метод определения количества и качества фактически поставленного товара, кем осуществляется сдача-приемка товара.
По видам сдача-приемка может быть предварительной и окончательной. Предварительная приемка — осмотр товара на предприятии продавца для установления соответствия его количества и качества условиям договора, а также для установления правильности упаковки и маркировки товара. В результате предварительной приемки покупатель может забраковать товар в случае обнаружения недостатков в качестве и количестве или потребовать устранения таких недостатков. Аналогичное значение имеет инспектирование предмета купли-продажи в процессе его изготовления.
Окончательная сдача-приемка устанавливает фактическое выполнение поставки в установленном месте и в надлежащий срок. Результаты такой приемки обязательны для обеих сторон и кладутся в основу для расчета по сделке. Если в контракте содержится указание на окончательный характер приемки, покупатель впоследствии не вправе предъявлять требования при обнаружении недостатков независимо от их характера.
Место фактической сдачи-приемки товара точно устанавливается в договоре. В случае необходимости в контракте определяется место предварительной и окончательной приемки.
Срок сдачи-приемки товара по количеству и по качеству не совпадает. Покупатель обязан произвести количественную приемку немедленно по прибытии товара. Для качественной приемки часто устанавливаются более длительные сроки. Приемка товара по качеству может осуществляться двумя способами: на основе документа, подтверждающего соответствие качества поставленного товара условиям контракта, и путем проверки качества фактически поставленного товара в месте приемки. В условии «сдача-приемка» устанавливаются также права и обязанности сторон на случай несоответствия качества поставленного товара обусловленному в договоре.
В практике торговли используются два основных метода проверки количества и качества фактически поставленного товара: выборочный метод и метод проверки всего поставленного товара. В случае применения выборочного метода в контракте устанавливается доля в процентах от всей партии товара, подлежащая проверке, или определяется минимум подлежащих проверке единиц и способов их отбора.
Вопрос о том, кем производится сдача-приемка товара, обязательно оговаривается в контракте. Приемка может осуществляться: сторонами или их представителями совместно; указанной в контракте компетентной организацией в стране экспортера, выдающей сертификат о качестве; указанной в контракте незаинтересованной контролирующей организацией, назначенной по согласию сторон.
Если стороны в договоре избрали систему приемки в присутствии обеих сторон и если покупатель или продавец не явится, то приемка товара может производиться в отсутствие появившейся стороны, но с обязательным присутствием третьего незаинтересованного лица, назначаемого сторонами. Расходы по приемке, связанные с участием третьего лица, относятся за счет появившейся стороны.
В контракте купли-продажи может быть
сделана оговорка о том, что с согласия
покупателя продавец имеет право поставить
товар без приемки. Иногда в контракте
специально оговаривается, что после сдачи-приемки
товара и до даты, предусмотренной договором
для вывоза этого товара, продавец обязан
проявить надлежащую заботу о сохранности
товара.
МТ – способ закупки товаров, размещения заказов или выдачи подрядов, к-й предполагает заранее привлечение и опред-ми заранее установленному сроку от нескольких поставщиков и заключение контракта с тем из них, предположение к-го выгодно.
Торги:
- открытые (публичные), к участию допускаются все
- ограниченные. Участники этих торгов яв-ся специально отобранные участники фирм
За право участие в торгах участники вносят залог от 1 до 3-х % от суммы контракта.
Под международным контрактом понимается сделка между двумя или несколькими сторонами, которые находятся в разных странах, на поставку установленного количество товарных единиц и/или оказание услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.
Контракт считается совершенным, если достигнуто согласие сторон по всем существенным условиям.
Различают существенные, обычные и случайные условия.
Существенные условия определяются сторонами. В частности, в договоре купли-продажи существенным условием является указание предмета продажи. Некоторые условия признаются существенными по закону или торговому обычаю.
Обычные условия вытекают из нормы закона, регулирующей данное отношение. Если в контракте нет специальной оговорки, то применяется норма права. Случайными считаются условия, которые не входят в перечень существенных, но, однако, включены в контракт по требованию сторон, причем эти условия отличаются от обычных установленных законом, но не противоречат ему.
В практике международной торговли обычно используют типовые контракты.
Типовой контракт – это примерный договор или ряд унифицированных условий, которые изложены в письменной форме и заранее сформулированы с учетом торговой практики или обычаев, принятых договаривающимися сторонами после того, как они были согласованы с требованиями конкретной сделки.2
Однако типовой контракт не имеет юридической силы. Он выполняет вспомогательную роль – оказание предпринимателям помощи при подготовке текста контракта: позволяет воспользоваться уже отработанными, готовыми формулировками, включить в текст контракта все необходимые условия сделки. В этих целях могут быть использованы рекомендуемые в специальных изданиях формы типовых контрактов купли-продажи во внешнеторговом обороте.
Типовой контракт применяется в основном при заключении сделок на поставку промышленного сырья на долгосрочной основе, а также при заключении сделок на биржах. Это обусловлено тем, что товары массового производства, отличающиеся однородностью, имеют стандартизированное качество.
Имеет значение также и то, что международная торговля этими товарами ведется в крупных масштабах, а импортеры обычно объединены в отраслевые организации. Типовой контракт представляет собой образец договора и в качестве проекта служит основой для переговоров о заключении внешнеторговой сделки. Он может изменяться, дополняться сторонами.
Условия соответствующего типового контракта становятся обязательными для сторон только тогда, когда они либо воспроизведены в заключенном договоре или же в нем содержится прямая отсылка к условиям типового контракта.
Рекламации
Рекламации могут предъявляться покупателем только по таким вопросам, которые не являлись предметом приемки товара, произведенной в соответствии с условиями контракта, а также в тех случаях, когда обнаружено, что представленные продавцом документы не соответствуют фактическим данным, характеризующим выполнение поставки товара.
Стороны в контракте устанавливают: порядок предъявления рекламаций; сроки, в течение которых они могут быть заявлены; права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламаций; способы их урегулирования.
Рекламация предъявляется в письменной форме и содержит следующие данные: наименование рекламационного товара, его количество и местонахождение; основание для рекламации с указанием, по каким именно недостаткам она может быть предъявлена; конкретные требования покупателя по урегулированию рекламации.
Рекламация посылается заказным письмом с приложением всех необходимых доказательных документов (актов экспертизы, рекламационных актов, составленных с участием представителя незаинтересованной компетентной организации, актов аварийных комиссаров, а также коносаментов, спецификаций, сертификатов о качестве, а при внутритарных недостачах — упаковочных листов). В документах обязательно делается ссылка на номер контракта и номер транспортного документа. Датой предъявления рекламации считается дата почтового штемпеля места отправления.
Сроки предъявления рекламации зависят от характера поставляемого товара, от соотношения сил контрагентов. Обычно, чем больше преимуществ у покупателя перед продавцом в их взаимоотношениях, тем более продолжительным является срок предъявления рекламации.
Предъявление покупателем рекламации не может служить основанием для отказа как от рекламационного товара, так и от приемки последующих партий по тому же контракту. В контракте может быть специально установлено, что покупатель обязан поместить рекламационный товар на свой оклад обособленно от других товаров в одном месте и сообщить продавцу местонахождение товара и сроки готовности товара к осмотру; составить акт экспертизы по всем обнаруженным дефектам, согласно действующим правилам в стране покупателя. Если предметом рекламации является качество, покупатель может представить продавцу по его просьбе вместе с актом экспертизы образцы забракованного товара.
Продавцу предоставляется право проверить на месте обоснованность претензии покупателя. Через определенное число дней после получения нотиса покупателя о готовности рекламационного товара к осмотру он должен прислать своего представителя для осмотра или поручить его осуществление незаинтересованной компетентной организации в стране импортера. Продавец обязан рассмотреть рекламацию и сообщить по ней свое решение (подтвердить согласие или отказаться от удовлетворения) без промедления, не позднее установленного в контракте срока. Если в течение этого срока продавец не даст ответа по существу претензии, то она считается признанной продавцом и покупатель имеет право обратиться в арбитраж с отнесением расходов по арбитражному делу за счет продавца.
Стороны могут предусмотреть в договоре гарантию, которую продавец должен предоставить покупателю на спорную и выплаченную сумму за рекламационный товар. Расходы, связанные с выдачей такой гарантии, оплачиваются продавцом, если рекламация признана обоснованной, и покупателем, если она признана необоснованной.
Урегулирование рекламации может быть произведено: путем возврата рекламационного товара и уплаты его стоимости наличными; исправления дефектов в рекламационном товаре за счет продавца; замены рекламационного товара другим, соответствующим условиям контракта. Все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом рекламационного товара и его заменой, оплачиваются продавцом.
Гарантии
В контрактах на машины и оборудование содержится условие, по которому, продавец 'принимает ответственность за качество товара в течение определенного гарантийного срока. В этом условии определяются: объем предоставляемой продавцом гарантии; гарантийный срок; обязанности продавца в случае обнаружения дефектности товара или несоответствия его контракту. Объем предоставляемой гарантии зависит от характера товара и технических условий контракта.
В контрактах на стандартные машины и оборудование содержится указание на то, что продавец гарантирует высокое качество и нормальную работу проданных машин. В контрактах на комплектное и другое сложное оборудование, а также на суда объем гарантии значительно выше. Срок гарантии составляет от нескольких месяцев до нескольких лет. Гарантийный период может исчисляться с даты поставки товара; с даты передачи товара первому потребителю; с момента получения покупателем от продавца уведомления в письменной форме о том, что оборудование готово к отправке; с даты пуска оборудования в эксплуатацию.
Если в течение срока гарантии оборудование окажется дефектным или не будет соответствовать условиям контракта, продавец обязан за свой счет по выбору покупателя устранить дефекты или заменить дефектное оборудование новым, доброкачественным оборудованием, которое поставляется без промедления в установленное в договоре место поставки. Если устранение дефектов производится по согласованию между сторонами силами покупателя, продавец обязан возместить ему связанные с этим расходы. Если недостатки не могут быть устранены обеими сторонами, то покупатель вправе отказаться от контракта либо потребовать от продавца соразмерного уменьшения цены поставленного оборудования. Продавец и этом случае обязан возвратить все суммы, уплаченные покупателем по контракту, включая определенный процент годовых, и возместить понесенные им убытки.
В условиях гарантии перечисляются также
случаи, на которые гарантия не распространяется:
на быстроизнашивающиеся и запасные части;
на естественный износ оборудования; на
ущерб, возникший вследствие неправильного
или небрежного хранения и обслуживания,
чрезмерной нагрузки, применения изделия
не по назначению, недостаточного и/или
неправильного монтажа и пуска в эксплуатацию
неквалифицированным персоналом покупателя,
а также вследствие несоблюдения покупателем
технических инструкций продавца, касающихся
монтажа и/или сборки и пуска; на поломки
и повреждения, возникшие при транспортировке
товара.
В практике междунар торговли прим-ся несколько терминов:
- междунар-й технологический обмен
- обмен промышленной технологией
- междунар-й обмен рез-тами научно-технической деят-ти
В роли товара при этом могут выступать:
- патенты
- лицензии
- товарные знаки
- непотентуаемые технические занения и опыт, к-е объединены понятием «ноу-хау»
Характерной чертой обмена техническими знаниями яв-ся