Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:36, шпаргалка

Краткое описание

1. Структура и функции общественного труда
2. Виды труда
...
Задача 9 ОНТ .общая списочная численность вспом. рабочих составляет 20 ч-к. годовой фонд рабочего времени 1841 часов. Премии при повременно-премиальной системе оплаты труда составляют 30% от ФЗП по тарифной сетке. Доп. з/п – 14%. Определить численность основных и вспомогательных рабочих и среднегод. з/плату вспом. рабочих, если структурный состав рабочих следующий...

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Гос.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эк. Т. Произв-о  и ресурсы. Проблема огранич-и  ресурсов. Гран-а произв-х возм-й.

 Производство – процесс создания экономических (материальных и нематериальных) благ для удовлетворения потребностей человека. Потребности – состояние неудовлетворенности, или нужды, которое человек стремиться удовлетворить. Они не остаются неизменными, т.е. развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации. Благо – средство для удовлетворения потребностей. Любое производство независимо от того, в какой экономической системе оно ни совершается, состоит в потреблении производственных, экономических ресурсов, называемых факторами производства. Основными из них являются: труд, земля, капитал и предпринимательство. Труд – процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, направленной на видоизменение предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает три основных момента: 1) целесообразная деятельность самого человека, т.е. сам труд; 2) предмет труда – вещь или комплекс вещей, которые подвергаются воздействию человека в процессе производства; 3) средства труда – часть средств производства, совокупность материальных средств посредством которых человек воздействует на предметы труда. Земля в широком смысле означает все природные (естественные) ресурсы. Капитал – самовозрастающая стоимость (К. Маркс). Капитал объединяет материальные, финансовые и информационные ресурсы. Предпринимательство включает такие понятия, как интеллект, талант, способность рисковать и внедрять новшества и т.д. Все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. Ограниченность ресурсов часто является относительной, поскольку возникают новые технологии, позволяющие увеличивать производство различных благ, разрабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископаемых, создаются информационные системы, расширяющие объем приобретаемых человеком знаний. Однако все эти изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными. Ограниченность совокупных ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства различных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими ресурсами. Поэтому необходимо принимать решение о том, какие товары и услуги производить, какое количество их необходимо обществу и от производства каких товаров и услуг следует отказаться. Производственные возможности – возможности предприятия или общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и предпринимательских способностей с учетом данного уровня техники и технологии. Кривая производственных возможностей характеризует возможный выпуск продукции. Она выражает отношение между набором факторов производства и максимальным объемом продукции. При условии ограниченности ресурсов увеличение производства одного товара достигается ценой снижения производства другого. 

 

3. Эк.т. Собств-ть  как отражение эк-х связей. Понятия  «присвоение», «владение», «пользование»,  «распор-е». Собственность – отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Вещь становится собственностью только тогда, когда по ее поводу люди вступают между собой в определенные отношения. Главной характеристикой собственности является не то, что присваивается, а то, кем и как присваивается. Хотя на поверхности явлений отношения собственности выступают как отношения человека к вещи (вещь моя или не моя), на деле они выражают отношения к другим людям, обществу, являются общественными отношениями. Собственность осуществляет свою экономическую функцию, когда приносит ее субъекту определенную экономическую выгоду в форме прибыли, дохода, ренты, дивидендов и др. Присвоение – конкретный способ овладения вещью, является важнейшей экономической функцией. Она предполагает экономические связи между людьми, которые устанавливают их отношения к вещам; характеризует сложившиеся экономические связи и означает, кто может, и кто не вправе претендовать на данную вещь. Владение – исключительный физический контроль над вещью. Пользование – извлечение полезных потребительных свойств вещи для удовлетворения тех или иных потребностей. Пользование не тождественно собственности. Вещи могут использоваться в личных интересах, в интересах других людей, присвоение же всегда осуществляется в интересах собственника. Распоряжение – принятие решения, как и кем вещь может быть использована.

 

 

 

 

4.Эк. Т.Многообр-ие  форм собств-и и их харак-ка: гос-ая, част-я, коллек-ая. Под формой собственности понимается принадлежность факторов (ресурсов) и результатов производства субъектам. В РФ существуют следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (совместная, коллективная, интеллектуальная, собственность общественных организаций (объединений), иностранных государств, юридических лиц и граждан). Рассмотрим основные формы собственности. Государственная собственность является достоянием всех людей данной страны, выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетический комплекс и т.д.). В собственности субъектов РФ находятся имущества органов власти и управления краев, областей, республик (культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории, банки, предприятия, транспорт и т.д.). В госуд. собств-ти находятся те предприятия, преобразование которых в негосударственные формы собств-ти (частные и коллективные) нецелесообразно. Частная собственность (ЧС). Исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо. Характерный признак ЧС – передача имущества по наследству. ЧС создается и умножается за счет предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в акции, облигации, кредитные учреждения. К объектам ЧС относятся жилые дома и квартиры, денежные средства, ценные бумаги, земельные участки, садовые домики, гаражи и т.д. Коллективная собственность – общая собственность, создаваемая путем объединения имуществ частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций (объединений). Имущество одновременно принадлежит нескольким лицам с определением доли каждого из них (долевая собств-ть) или без определения долей (совместная собств-ть).

 

5. Эк.т. Усл-я  возник-ия товар-го произв-а. Натур-е  и товар-е хоз-во. Товар и его  св-а.

В основе экономического развития лежит творение самой природы – разделение функций между людьми, исходя из половозрастных, физических и других особенностей. Но человек смог сделать качественный шаг вперед и перейти от природного разделения функций к разделению труда, которое стало основой экономики и социально-экономического прогресса. Разделение труда – исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности. Расширяющееся и углубляющееся разделение труда в ходе развития общества объективно выступало материальной основой зарождения, формирования и прогресса товарного производства. Любое обособление той или иной трудовой деятельности обусловливает отказ от выполнения других видов деятельности или трудовых функций. Однако человеку необходима вся гамма благ для удовлетворения своих потребностей. Причем эти потребности постоянно возрастают, изменяются и расширяются. В то же время его трудовая деятельность все больше концентрируется на довольно узком круге выполняемых функций. Следовательно, чтобы удовлетворить свои потребности хотя бы в 1 продукте, от производства которого отказался тот или иной хозяйствующий субъект, необходимо вступить в отношения обмена с другими хозяйствующими субъектами, производящими данный продукт. Вступая в отношения обмена, каждый товаропроизводитель, получая от своего контрагента какое-то благо, взамен вынужден уступать, отдавать другие блага. Происходит товарообмен. Товарное производство – форма организации и ведения хозяйства, при котором оно ориентируется на рынок, и товары изготавливаются не для собственного потребления, а для обмена посредством операций купли-продажи. Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи. Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает 2 свойствами: 1) потребительная стоимость – полезность вещи, ее способность удовлетворять те или иные потребности либо как предмет личного потребления либо как средство производства; 2) меновая стоимость – способность товара в определенных соотношениях обмениваться на другие товары.

6. Эк. Т. Возник-ие  денег. Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений. Сущ-ть и функции денег. Самой простой формой обмена является бартер – непосредственный обмен одного товара на другой. Однако бартерные сделки могут беспрепятственно осуществляться лишь при ограниченном наборе предлагаемых к обмену товаров. Количество участников при бартерном обмене также ограничено. При вовлечении в торговлю большого круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения. По мере развития обмена в разных регионах выделяется товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту, который становится деньгами. Речь идет о товаре, обладающем наибольшей ликвидностью. Ликвидный товар (или любое другое благо) – легкореализуемый товар. Деньги – абсолютно ликвидное средство обмена. Они появились на определенном этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как продукт какого-либо законодательного акта государства, а как результат развития экономических отношений, как результат естественной хозяйственной жизни людей. В качестве средства обмена использовались любые товары – скот, зерно, соль, медь и т.д., но все они должны были удовлетворять одному требованию: получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Постепенно абсолютно ликвидным средством обмена стали драгоценные металлы – золото и серебро. Они стали деньгами потому, что обладали совокупностью качеств, позволяющих им лучше, чем другим товарам, выполнять роль абсолютно ликвидного средства обмена: 1) сохраняемость; 2) портативность (высокая ценность в небольшом объеме); 3) экономическая делимость (слиток золота, поделенный на 2 равных по весу части, означает, что и ценность каждой половины слитка ровно в 2 раза уменьшилась); 4) относительная редкость золота в природе. В современных условиях золото, а еще раньше серебро, перестало быть денежным товаром. В нашей обыденной жизни мы используем бумажные деньги (банкноты). Деньги – общепризнанное средство обмена. Люди ценят бумажные деньги и поэтому делают их «бумажками», имеющими ценность. Сущность денег раскрывается в их функциях. Деньги как средство обращения рождены торговлей; они возникают как техническое средство, благодаря которому обеспечивается обмен товаров. Деньги существенно облегчают перемещение, обращение товаров, ускоряют их оборот, что ведет к значительному сокращению товарных запасов. Деньги выполняют функцию средства обращения, когда в самом акте купли-продажи они противостоят товару, а товар противостоит деньгам. Деньги как средство платежа. Возникают ситуации, когда у покупателя нет денег, но ему необходим именно сейчас товар, н-р, сырье, из которого он производит какой-то продукт. Выход из данной ситуации видится в покупке сырья в долг (под кредит). Контрагенты определяют цену сырья, и оно переходит от продавца к покупателю. После того как покупатель сырья произведет из него какой-либо продукт и продаст его, он сможет расплатиться со своим кредитором. В момент оплаты услуги за сырье (погашение задолженности) деньги выполняют функцию средства платежа. Эту же функцию они выполняют и при выплате з/п, пенсий. Деньги как мера стоимости. Данная функция используется для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Каждое государство устанавливает собственную единицу меры стоимости – рубль, доллар и т.д. Деньги как мера стоимости однородны. Использование данной функции позволяет избежать сложных и многочисленных обменных операций для получения необходимого блага. Деньги как средство сбережения (накопления). Они позволяют сохранить часть полученных доходов на будущее. С той же целью сбережения можно вложить и в покупку долговечного товара (дома, произведения искусства и т.д.) с тем, чтобы, продав его в нужное время, вновь получить деньги.

 

8. Эк.т. Предложение.  Кривая предложения. Закон предложения.

Предл.-это есть общая характеристика поведения производителей, но эк.наука чаще анализирует категорию объема (или величина предл.).

Объем предл.-это то колич-во товаров  и услуг, которые могут реально  предложить рынку производители  или продавцы.

Наибольшее влияние на объем  предл. Оказывает уровень цен. Зависимость между ценой и объемом предл. Наз-ся законом предл., т.е. чем выше цены, тем выше объем предл.(прямая зависимость).

P

Q

Помимо цены на объем  предл. Испытывает на себе и влияние  других факторов: 1.цены на ресурсы,

2.применяемые технологии,

3.налоговая система.

В случае если ценовой фактор остается неизменным, то начинают более активно  действовать неценовые, соответственно кривая предлож. Может сместиться влево  вверх или вправо вниз.

7. Эк. Т. Спрос.  Кривая. Закон.

Спрос – желание покупателя приобрести какие-либо товары и услуги; объем спроса – реальное количество товаров и услуг, которые покупатель может приобрести на рынке за данный промежуток времени. Объем спроса и  в целом поведение покупателей  испытывает наибольшее влияние со стороны цен товаров. При характеристике влияния цены на объем спроса можно заметить следующую закономерность: чем выше цены, тем ниже объем спроса и, наоборот. Такая зависимость получила название закона спроса. Ее можно изобразить графически:

Помимо цены объем  спроса испытывает на себе влияние  других неценовых факторов: 1) наличие  или отсутствие взаимозаменяемых и  взаимодополняемых товаров; 2) изменения  в доходах населения; 3) изменения  в структуре населения; 4) потребительские  вкусы, мода, реклама, привычки; 5) изменение цен на другие товары. В случае если ценовой фактор остается неизменным, а неценовые факторы изменяются, тогда также может произойти изменение в сторону повышения (понижения) объема спроса.

(график кривой рис-е сами) Действие закона спроса ограничено в следующих случаях: 1) при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; 2) для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, драгоценные камни и т.п.); 3) при переключении спроса на более новые и качественные товары.

 

9. Эк т. ЭЛАСТ-ТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 Эластичность показывает  изменение объема спроса под  воздействием изменения цены  на 1%. Если Е больше 1 - спрос эластичный (спрос увеличивается и уменьшается  быстрее, чем цены). Неэластичный спрос - Е меньше 1 (спрос увеличивается и уменьшается медленнее, чем цены). Если Е=0, то это означает, что изменение иены не вызывает никакого изменения спроса Если Е=1, то спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж. Факторы, влияющие на эластичность: степень необходимости этого товара для потребителя; наличие близких заменителей, удельный вес расходов на этот товар в бюджете потребителя, ожидания потребителя и т.д. Понятие эластичности предложения характеризует относительное изменение цен товаров и их продаваемого кол-ва. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации: эластичное предложение; предложение единичной эластичности; неэластичное предложение. При Е=1 (единичная эластичность предложения) 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. Если Е больше 1 (предложение эластично) 1% увеличения цены способен выжать увеличение кол-ва предлагаемого к продаже товара, более чем на 1%. При Е меньше 1 (неэластичное предложение) увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение кол-ва предлагаемых товаров. Возможен также случай бесконечно эластичного предложения. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении цены

 

10. Эк. Т. Совершенная  конкуренция (СК), ее достоинства  и недостатки.

Признаки: большое число  фирм, множество покупателей и  продавцов, отсутствие диктата цен  с чей либо стороны. Важной характеристикой СК является высокая мобильность, т.е. подвижность всех применяемых ресурсов, это означает что вход и выход из нее достаточно прост. В современной действительности СК встречается достаточно редко. В условиях СК в течение короткого отрезка времени фирма может получать сверхприбыль или нести убытки. Происходит это, потому что при СК открыт вход в отрасль и высокая прибыль, какой либо из отраслей привлекает туда свободные капиталы, т.е. осуществляется свободный переток капиталов, поэтому получение высокой прибыли постоянно-затруднительно. Достоинство: 1.СК помогает распределить ограниченные ресурсы так, чтобы достичь максимального удовлетворения потребности, 2. СК заставляет фирмы производить продукцию с минимальными издержками. Недостатки: 1. СК не предусматривает производство общих благ (охрана границ, содержание армии и т.д.), 2. СК не может обеспечить концентрацию ресурсов для ускорения НТП, 3. стремление к удешевлению производства не способствует развитию производственной продукции, поэтому производиться унифицированная или стандартизированная продукция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Эк. Т. Виды  несовершенной конкуренции.

1.монополистическая конкуренция  (МК) возникает там, где хозяйствуют  десятки крупных фирм (примерно 50). Каждая из них действует на  свой страх и риск определяя свою ценовую политику. В условиях МК производится дифференцированный продукт, т.е. такой который различается и по ценам и по качеством. Чаще всего МК встречается в тех отраслях которые производят потребительские товары (личная, пищевая и т.д.).

Более важное значение приобретает неценовые факторы, которые в условиях МК является более значимые, чем конкуренция по цене: качество продукции, рекламная политика, послепродажное обслуживание. При МК появляется относительно высокие барьеры для вступления в отрасль: объем применяемого капитала, наличие торговых марок и патентов.

2. чистая монополия  (ЧМ).В условиях ЧМ отрасль состоит  из одной фирмы. ЧМ может  контролировать цену на свой  товар и влиять на уровень  цены изменяя предложение товара. Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, немеющего близких заменителей, имеются высокие барьеры для  вступления в отрасль.

Деятельность монополий  контролируется со стороны государства  антимонопольным законодательством (АЗ). АЗ создается не с целью борьбы с монополистами, а с целью ограничение их деятельности и экономического контроля над ней.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"