Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:36, шпаргалка
1. Структура и функции общественного труда
2. Виды труда
...
Задача 9 ОНТ .общая списочная численность вспом. рабочих составляет 20 ч-к. годовой фонд рабочего времени 1841 часов. Премии при повременно-премиальной системе оплаты труда составляют 30% от ФЗП по тарифной сетке. Доп. з/п – 14%. Определить численность основных и вспомогательных рабочих и среднегод. з/плату вспом. рабочих, если структурный состав рабочих следующий...
Социология труда тесно связана со многими дисциплинами несоциологического профиля, но изучающими труд: психология труда, экономика труда, физиология труда, антропология, гигиена труда, трудовое право, философия, демография, этнография, НОТ, экономическая психология, археология и психотехника. Психология труда изучает психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношений чел-ка к труду. Экономика труда изучает механизм действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной орг-ии труда. Социология труда тесно связана с физиологией труда, исследующая закономерности функционирования состояния организма работающего человека. Социология труда тесно связана с трудовым правом. Трудовое право определяет юридическую сторону трудовых отношений, которая реализуется прежде всего через социальный контроль поведения в сфере труда.
4. Соц. Тр. Индустриальная социология Запада (ИСЗ)
ИС – прикладная отрасль
соц-х наук, входящая в состав соц.тр.,
занимающаяся гл.образом 2-мя проблемами:
1)исслед-ие природы отношений в
проц. пр-ва тов-в и услуг; 2)изучение
степени удовлетворенности чел-
5. Соц. тр. Удовл-ть трудом (УТ).
Ут – сост-ие сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру, условиям труда и субъективной оценке возможности реализации этих запросов. Разл-ют общую и частичную УТ. Общ.харк-ет УТ в целом, частичная харак-ет удовлетворенность аспектами и элементами произв-ой сит-ии. Сущ-ет несколько конкретных значений УТ.: 1)соц-ая уд-ть – это работа и карьера, которая для большинства имеет большое значение, также как личная жизнь, здоровье, полноценный досуг; 2)фунционально-произв-ая удов-ть, кот-ая влияет на показатели по качеству и количеству труда; 3)Ут , связанная с заботой работодателя, с мероприятиями по гуманизации тр. хар-р тр.влияет на удов-ть и яв-ся индикатором текучести кадров в зависимости от уровня УТ, повышается (понижается) требования и притязания работников. УТ влияет на стиль работы и на культуры взаимоотношений.
6. Соц. Тр. Классическая школа научного менеджмента.
Представителями классич.школы яв-я Ф,Тейлор, Анри Файоль, Мэри Паркер Фоллет. Ими была разработана система орг-ии тр.и пр-ва осн.достижений науки и техники, эта система представляла собой совокупность методов орг-ии и нормирования тр., управления пр-вом, процессом подбора и расстановки рабочей силы. Система Тейлора построена на 5 осн-х принципах: 1) научный отбор рабочего; 2)научное изучение и обучение рабочего; 3) специализация работы; 4) справедливое распределение ответственности м/у рабочими и управляющими; 5) важность побудительных мотивов з/п. Тейлор ввел в практику хронометраж, тарифную систему оплаты труда рабочих. В результате анализа полученных данных заменялись нерациональные, исключались бесполезные движения и непроизв-ые затраты РВ. Будучи сторонником концепции экономического человека Тейлор большое значение придавал личной заинтересованности, в которой осн-ым стимулом являлась з/п. система Тейлора предлагала тщательный отбор и разработку технико-орг-ых и соц-псих-х методов повышения производительности и эффективности. Система Тейлора послужило основой для современной системы орг-ии труда в Зап.европе и США.
7. Соц. Тр. Виды и границы разделения труда (РТ).
Экономические системы организации производства основаны на РТ, т. е на относительном разграничении специализации. Основными видами РТ на предприятии является следующие : технол-ое, функц- ое ,предметное теретор-ое. Технол-ое разделение обусловлено выделением стадий произв-го проц-а и видов работ. В соотв-ии с особ-ми пр-ва, созд-ся разл-ые цеха, бригады; функц-ое разделение основано на выполняемых функциях конкретных цехов бригад или непосредственно работников. Функ-ое разделение раб-ков принято разделять на 4 группы: руководители, специалисты, рабочие, ученики. Предметное РТ предполагает специализацию произв-х подразделений и сотр-ков на изготовление опред-го вида прод-ии.терр-ое разделение основано на территориальном признаке. Исходя из РТ формируются профессии и уровни квалификации. Профессия характеризуется знаниями и навыками, необходимыми д/выполнения опред.вида работ . состав профессии опред-ся объектами пр-ва и технологией. Квалификационные уровни опред-ся разл-ием работ по сложности, исходя из которой опред-ся оплата труда и сроки подготовки персонала. Форма орг-ии тр. опаред-ся типом пр-ва при выборе наиболее эффективного уровня дифференциации проив-го проц-а. учитывая технич-е, соц-псих-е и экон-ие границы РТ. Техн-ие границы обусловлены возм-ми обор-ия, инструм-та, приспособлениями, требованиями к качеству прод-ии. Психол-ие границы опред-ся возм-ми челов-го орг-ма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности. Высокий уровень специализации сопровожд-ся опред-ой монотонностью работы, поэтому сущ-ют пределы миним-ой длительности, какого-либо приема или элемента работы – 45 сек. Социальные границы обусловлены требованиями к содержанию тр., его необходимому разнообразию, а также возможностями производственного роста. Экономические границы харак-ют влияние РТ на экон-ие рех-ты произ-ва. Кроме РТ орг-ия тр. вкл-ет в себя кооперацию, которая возможна на всех уровнях от рабочего места до межгосударственной. На предприятиях кооперация чаще всего связано с орг-ей бригад по отношению к режиму работыбригад м.б. сменными или сквозными. В зависимости от профессионального и квалификационного состава разл-ют бригады специализированные и комплексные. Исходя из различий по формам дифференциации тр. опред-ся квалификация рабочего места и объема работ.
8. Соц.Тр. Теория «человеческих отношений»
Ярким представителем является
Элтон Мейо. В индуст-ом обществе
по словам Мейо шли процессы разрушения
и дезинтеграции людей и
В ходе иссл-я обнаружено что показа-ли выпуска прод-ии зависит от сформир-х групп внутри коллектива и отношение м\у ними.
Мейо выявил закономерности: 1. Если частота взаимоде-я м\у 2 или болеелицами возрастет, то усиливается их степень взаимосимпатий др. к др.;
2. Лица у кот-х чуство
симпатии усилии-ся выражает
На основе всех выводов были сформулированы новые предс-я об орг. поведении: - работник это полезная и активная сила произ-ва; - действие «соци-го» человека протекают с ориентацией на других; - мотивировать и подключать раб-ка к руково-у и управ-ю в рамках компетен-ти
9. Соц.Тр. Рабочее место. Структура производственной организации
Обязательным условием эффективной, высокопроизводительной работы исполнителей при любых формах разделения и кооперации труда является организация и обслуживание РМ.
РМ – часть производственного пространства со всем расположенным на нем основным и вспомогательным технологическим оборудованием, оснасткой, инвентарем, инструментом, рабочей мебелью и специальными приспособлениями, необходимыми для производства определенного вида работ.
Внутри РМ выделяется рабочая зона – часть трехмерного пространства, в пределах которого осуществляются все основные виды деятельности работника. Зона – наиболее активная часть РМ, к ее организации предъявляются особые требования. Эти требования разрабатываются специальной отраслью науки – эргономикой, задача которой – изучить функциональные возможности человека в трудовых процессах и разработать рекомендации по созданию оптимальных условий труда психофизиологическим особенностям человека.
Все рабочие места классифицируются по ряду признаков:
10. Соц.Тр. Эмпирическая школа управлением трудом.
(опыт) Эмпирическая соц-я начала формирование в 20-30 годы в США. Это комплекс соц-х иссл-ий ориен-х на сбор и анализ фактов общ-ой жизни с исполь-м спец. методов. Необходимость этого направления связана с изменениями в общ-ве и потребность в улучшении его.
В развитии выделяют 3 этапа: 1. 20 г. 20 века, в още-ве преобладает интерес к реформир-ию. Исслед-ся направления: урбанизация, экология, трудовые отно-ия. 2. 1920-80 г.сформир-ы научно-эмпир. иссл-я (Чикагская школа Г. Блейк, Мертон) 3. Разрабатывается фундамент соц. теории, господ-т структурно-функц. подход Парсонса. Проводятся исследования мотивации: иерархия Маслоу, двухфакторная теория Герцберга, теория ожидания Врума.
11. Соц.Тр. Классификация затрат рабочего времени.
При нормировании тр., при расчете норм тр. исходят из установленных затрат р. вр. Рабочее вр.: технологическое вр. (машинное, машинно-ручное, ручное), перерывы (регламентированные, нерегла-ые).
Регламент-ые: подготов-заключит., организ-ое, время обработки р.м., перерывы на отдых.
Нереглам-ые: аварийные, организ. сбои, перерыв по инициативе работника.
Реглам-ые перерывы связаны с общей организацией технол. процесса или безопасности тр. Подготов-закл. вр. затрачиваемое на подготов-е выполнения задания, и его окончанием. Вр. обслуж. р.м.- затраты на уход за оборуд-м и поддержание р.м. в норм. состоянии. Перерывы на отдых и личные надобности устанавл-я для поддерж-я работоспо-ти и личной гигиены. Организационные перерывы – решение орг. и управ-х задач. Техно-ое – основная работа, изменение предметов тр., в результате возд-я человека. Оперативное включает основное технол. вр., обязательные вспомогат-ые опер-ий связанные с подготов.-заключ. работами или осуж-ие р.м. При нормировании тр-х затрат вр. делится: - перекрываемое – выполнене элементов тр. проц-а осущест-ые в период автом-ой работы оборудо-я; - неперекрываемое – выполнение тр. процессов, приемов при остановленном обор-ии или машинно-ручную раб.
12. Соц.Тр. Становление и развитие Социологии труда в Росси.
Дореволюционные период: характ-я началом развития промышленности в Р. В 1869 г. Вышла книга В. Берви-Флоревского «Положение раб. Класса В России» и оказала существенное влияние на становление отечественной соц-ии тр. В этой работе обобщается статис-ий матриал и личные наблюдения соц-го и эконо-го полож-я рабочих и крест-ян. Значит-ый вклад в развитие внесли А. Кауфман, А. Чупров, Ю. Янсон. Чупров разработал методологию соц-го познания. Он выделил соц. технику как планомерную программу исследования приемов исполь-я р.с., рассм-л методы рацио-ой орган-ии тр.
В начале 20 века провод-ся массовые исследования усл-ий и соз-ии тр., изучалась профессионализация и класс. дифферин-ия, исле-сь профессии-ые заболевания, гигиена тр. Важное направление – теория классов, марксизм (Ленин, Плеханов), стратификационное направление Сорокин, распределит-я Туган-Барановский.