Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:36, шпаргалка

Краткое описание

1. Структура и функции общественного труда
2. Виды труда
...
Задача 9 ОНТ .общая списочная численность вспом. рабочих составляет 20 ч-к. годовой фонд рабочего времени 1841 часов. Премии при повременно-премиальной системе оплаты труда составляют 30% от ФЗП по тарифной сетке. Доп. з/п – 14%. Определить численность основных и вспомогательных рабочих и среднегод. з/плату вспом. рабочих, если структурный состав рабочих следующий...

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Гос.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Социология труда тесно  связана со многими дисциплинами несоциологического профиля, но изучающими труд: психология труда, экономика труда, физиология труда, антропология, гигиена труда, трудовое право, философия, демография, этнография, НОТ, экономическая психология, археология и психотехника. Психология труда изучает психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношений чел-ка к труду. Экономика труда изучает механизм действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной орг-ии труда. Социология труда тесно связана с физиологией труда, исследующая закономерности функционирования состояния организма работающего человека. Социология труда тесно связана с трудовым правом. Трудовое право определяет юридическую сторону трудовых отношений, которая реализуется прежде всего через социальный контроль поведения в сфере труда. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Соц. Тр. Индустриальная социология Запада (ИСЗ)

ИС – прикладная отрасль  соц-х наук, входящая в состав соц.тр., занимающаяся гл.образом 2-мя проблемами: 1)исслед-ие природы отношений в  проц. пр-ва тов-в и услуг; 2)изучение степени удовлетворенности чел-их потреб-ей  на основе вып-ия своих произв-х задач. Цель исслед-я: разработка практических рекомендаций по повышению эффективности тр.  и пр-ва. Методической основой яв-ся теория Ф.Тейлора, Э.Мэйо, В.Паретто, М.Вебера, Т.Парсонса. ИС взникла в конце 20-х в начале 30-х гг. 20-го столдетия на осн.концепции научного менеджмента Ф.Тейлора. Соц. Исслед-ия стали выгодным бизнесом . в это время открывались консультационные пункты, на предприятия вводили штатных социологов. Крупнейшим потребителем ИС стан-ся гос-во.  Системат-ие исследия соц-х отношений начались с известного экспериментатора Э.Мэйо. он связывал соц-экон-ие отношения с межличностными, другим крупнейшим исслед-ем в ИС яв-я В.Паретто. это итальянский инженер-экономист , социолог. Наибольший вклад он внес как основатель математических, экономических теорий.  Он занимался анализом элит, рассматривая различия м/у соц-ией и экономической наукой. С конца 50-х гг. одним из гл-х направлений в ИС стан-ся теория орг-ии, которая сформировалась на стыке социального анализа и теории соц-х действий Т.Парсонса. Он рассматривал отношения м/у деятелями и элементами среды и считал, что исследя д.б. сосредоточены на социальном взаимодействии. Соц. взаимод-ия имеют системный хар-р, а любая система имеет 4 осн.функцион-ые потреб-ти: 1_)адаптпция – соотношение с окр.ср.2) цели достижения – постановка задач 3) интеграция – поддержание внутреннего порядка 4) поддержание латентного образца – выработка достаточной мотивации для выполнения задач. ИС рассматривает пр-во, как культурно-технологический комплекс, в котором чел.деят-ть подается моделированию и руководству, где соц.контроль в проц.социализации преврвщается из внешнего регулятора во внутреннюю норму.

 

5. Соц. тр. Удовл-ть трудом (УТ).

Ут – сост-ие сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру, условиям труда и субъективной оценке возможности реализации этих запросов. Разл-ют общую и частичную УТ. Общ.харк-ет УТ в целом, частичная харак-ет удовлетворенность аспектами и элементами произв-ой сит-ии. Сущ-ет несколько конкретных значений УТ.: 1)соц-ая уд-ть – это работа и карьера, которая  для большинства имеет большое значение, также как личная жизнь, здоровье, полноценный досуг; 2)фунционально-произв-ая удов-ть, кот-ая влияет на показатели по качеству и количеству труда; 3)Ут , связанная с заботой работодателя, с мероприятиями  по гуманизации тр. хар-р тр.влияет на удов-ть и яв-ся индикатором текучести кадров в зависимости от уровня УТ, повышается (понижается) требования и притязания работников. УТ влияет на стиль работы и на культуры взаимоотношений.

 

6. Соц. Тр. Классическая  школа научного менеджмента.

Представителями классич.школы  яв-я  Ф,Тейлор, Анри Файоль, Мэри Паркер Фоллет. Ими была разработана  система  орг-ии тр.и пр-ва осн.достижений науки и техники, эта система представляла собой совокупность методов орг-ии и нормирования тр., управления пр-вом, процессом подбора и расстановки рабочей силы. Система Тейлора построена на 5 осн-х принципах: 1) научный отбор рабочего; 2)научное изучение и обучение рабочего; 3) специализация работы; 4) справедливое распределение ответственности м/у  рабочими и управляющими; 5) важность побудительных мотивов з/п. Тейлор ввел в практику хронометраж, тарифную систему оплаты труда рабочих. В результате анализа полученных данных заменялись нерациональные, исключались бесполезные движения и непроизв-ые затраты РВ. Будучи сторонником концепции экономического человека Тейлор большое значение придавал личной заинтересованности, в которой осн-ым стимулом являлась з/п. система Тейлора предлагала тщательный отбор и разработку технико-орг-ых и соц-псих-х методов повышения производительности и эффективности. Система Тейлора послужило основой для современной системы орг-ии труда в Зап.европе и США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Соц. Тр. Виды и границы разделения труда (РТ).

Экономические системы  организации производства основаны на РТ, т. е на относительном разграничении  специализации. Основными видами РТ на предприятии является следующие : технол-ое, функц- ое ,предметное теретор-ое. Технол-ое разделение обусловлено  выделением стадий произв-го проц-а и видов работ. В соотв-ии с особ-ми пр-ва, созд-ся разл-ые цеха, бригады; функц-ое разделение основано на выполняемых функциях конкретных цехов бригад или непосредственно работников. Функ-ое разделение раб-ков принято разделять на 4 группы: руководители, специалисты, рабочие, ученики. Предметное РТ предполагает специализацию произв-х подразделений и сотр-ков на изготовление опред-го вида прод-ии.терр-ое разделение основано на территориальном признаке. Исходя из РТ формируются профессии и уровни квалификации. Профессия характеризуется знаниями и навыками, необходимыми д/выполнения опред.вида работ . состав профессии опред-ся объектами пр-ва и технологией. Квалификационные уровни опред-ся разл-ием работ по сложности, исходя из которой опред-ся оплата труда и сроки подготовки персонала. Форма орг-ии тр. опаред-ся типом пр-ва при выборе наиболее эффективного уровня дифференциации проив-го проц-а.   учитывая технич-е, соц-псих-е и экон-ие границы РТ. Техн-ие границы обусловлены возм-ми обор-ия, инструм-та, приспособлениями, требованиями к качеству прод-ии. Психол-ие границы опред-ся возм-ми челов-го орг-ма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности. Высокий уровень специализации сопровожд-ся опред-ой монотонностью работы, поэтому сущ-ют пределы миним-ой длительности, какого-либо приема или элемента работы – 45 сек. Социальные границы обусловлены  требованиями к содержанию тр., его необходимому разнообразию, а также возможностями производственного роста. Экономические границы харак-ют влияние РТ на экон-ие рех-ты произ-ва. Кроме  РТ орг-ия тр. вкл-ет  в себя кооперацию, которая возможна на всех уровнях от рабочего места до межгосударственной. На предприятиях кооперация чаще всего связано с орг-ей бригад по отношению к режиму работыбригад м.б. сменными или сквозными. В зависимости от профессионального и квалификационного состава разл-ют бригады специализированные и комплексные. Исходя из различий по формам дифференциации тр. опред-ся квалификация рабочего места и объема работ.

 

8. Соц.Тр. Теория  «человеческих отношений»

Ярким представителем является Элтон Мейо. В индуст-ом обществе по словам Мейо шли процессы разрушения и дезинтеграции людей и разделение труда. С 1927 по 1932 г. Мейо проводил эксперемент на заводе электрокабелей в Хоторне. Было охвачено около 20000 рабочих. В результате иссл-ий выведены опреде-ые законно-ти, 2 основных результата: 1. нет меха-ой зависимости м/у условиями труда и произ-тью; 2. нарост производи-ти тр. сказывает сильное воздействие на: групповой дух, мнжлич-ое общение, субъективное отношение работников к своей работе.

В ходе иссл-я обнаружено что показа-ли выпуска прод-ии зависит  от сформир-х групп внутри коллектива и отношение м\у ними.

Мейо выявил закономерности: 1. Если частота взаимоде-я м\у 2 или болеелицами возрастет, то усиливается их степень взаимосимпатий др. к др.;

2. Лица у кот-х чуство  симпатии усилии-ся выражает чувства  посредством усилением активности  своих дейс-ий; 3. Чем чаще люди  взаимо-т др. с др., тем больше сходство прояв-ся в их дейс-ях; 4. Чем выше ранг руков-ля или лидера в группе, тем больше его дейс-я согласуются с нормами этой группы; 5. Чем выше соци-ый ранг лиц, тем шире диапазон его взаим-ий.

На основе всех выводов  были сформулированы новые предс-я об орг. поведении: - работник это полезная и активная сила произ-ва; - действие «соци-го» человека протекают с ориентацией на других; -  мотивировать и подключать раб-ка к руково-у и управ-ю в рамках компетен-ти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Соц.Тр. Рабочее место. Структура производственной организации

Обязательным условием эффективной, высокопроизводительной работы исполнителей при любых формах разделения и кооперации труда является организация и обслуживание РМ.

РМ – часть производственного  пространства со всем расположенным на нем основным и вспомогательным технологическим оборудованием, оснасткой, инвентарем, инструментом, рабочей мебелью и специальными приспособлениями, необходимыми для производства определенного вида работ.

Внутри РМ выделяется рабочая зона – часть трехмерного пространства, в пределах которого осуществляются все основные виды деятельности работника. Зона – наиболее активная часть РМ, к ее организации предъявляются особые требования. Эти требования разрабатываются специальной отраслью науки – эргономикой, задача которой – изучить функциональные возможности человека в трудовых процессах и разработать рекомендации по созданию оптимальных условий труда психофизиологическим особенностям человека.

Все рабочие места  классифицируются по ряду признаков:

  1. по степени механизации: 5 групп:
    • ручные – на рабочем месте все трудовые процессы осуществляются вручную, с применением ручного инструмента, основным источником энергии для преобразования предметов труда служит физическая сила человека;
    • машинно-ручные – обработка (преобразование) предметов труда механизмами и за счет внешней энергии (электрической, тепловой, кинетической), но при непосредственном участии человека. (Работа на металлорежущих или деревообрабатывающих станках, бурение ручными пневматическими перфораторами, обработка почва ручными механизированными культиваторами, шитье на бытовой швейной машине и т.п.);
    • механизированные – основные технологические процессы полностью осуществляются машинами, т.е. энергия человека затрачивается на управление, а не на непосредственное преобразование предметов труда (станочники на полуавтоматах, водители);
    • автоматизированные – весь технологический процесс осуществляется станком, машиной или агрегатом автоматического действия без участия работника. Работник осуществляет лишь функцию контроля (на ИКППН  - операторы обессоливания и обезвоживания, машинисты насосов на КНС);
    • автоматные – оснащены различными аппаратами, воздействуют ими на предмет труда, за счет тепловой, электрической, химической и биологической энергии. Работник выполняет функцию наблюдения и контроля, при необходимости регулирует их.
  2. по признаку специализации – все РМ специализированные и универсальные. На специализированных РМ, оснащенных оборудованием специального назначения, могут выполняться одни и те же или близкие по содержанию операции и виды работ (штамповщики, операторы ЭВМ и т.д.). На универсальных РМ осуществляются разнородные работы. Они оснащены универсальным оборудованием или целым рядом станков и механизмов, позволяющих в мелкосерийном и единичном производстве быстро переходить от одного вида работ к другому (ремонтные мастерские, комбинаты бытового обслуживания).
  3. по признаку разделения труда делятся на индивидуальные, где постоянно занят один человек и коллективные (группа работников, бригада).

 

10. Соц.Тр. Эмпирическая  школа управлением трудом.

(опыт) Эмпирическая соц-я  начала формирование в 20-30 годы  в США. Это комплекс соц-х  иссл-ий ориен-х на сбор и  анализ фактов общ-ой жизни  с исполь-м спец. методов. Необходимость  этого  направления связана с изменениями в общ-ве и потребность в улучшении его.

В развитии выделяют 3 этапа: 1. 20 г. 20 века, в още-ве преобладает  интерес к реформир-ию. Исслед-ся направления: урбанизация, экология, трудовые отно-ия. 2. 1920-80 г.сформир-ы научно-эмпир. иссл-я (Чикагская школа Г. Блейк, Мертон) 3. Разрабатывается фундамент соц. теории, господ-т структурно-функц. подход Парсонса. Проводятся исследования мотивации: иерархия  Маслоу, двухфакторная теория Герцберга, теория ожидания Врума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Соц.Тр. Классификация  затрат рабочего времени.

При нормировании тр., при  расчете норм тр. исходят из установленных  затрат р. вр. Рабочее вр.: технологическое  вр. (машинное, машинно-ручное, ручное), перерывы (регламентированные, нерегла-ые).

Регламент-ые: подготов-заключит., организ-ое, время обработки р.м., перерывы на отдых.

Нереглам-ые: аварийные, организ. сбои, перерыв по инициативе работника.

Реглам-ые перерывы связаны  с общей организацией технол. процесса или безопасности тр. Подготов-закл. вр. затрачиваемое на подготов-е выполнения задания, и его окончанием. Вр. обслуж. р.м.- затраты на уход за оборуд-м и поддержание р.м. в норм. состоянии. Перерывы на отдых и личные надобности устанавл-я для поддерж-я работоспо-ти и личной гигиены. Организационные перерывы – решение орг. и управ-х задач. Техно-ое – основная работа, изменение предметов тр., в результате возд-я человека. Оперативное включает основное технол. вр., обязательные вспомогат-ые опер-ий связанные с подготов.-заключ. работами или осуж-ие р.м. При нормировании тр-х затрат вр. делится: - перекрываемое – выполнене элементов тр. проц-а осущест-ые в период автом-ой работы оборудо-я; - неперекрываемое – выполнение тр. процессов, приемов при остановленном обор-ии или машинно-ручную раб.

            

12. Соц.Тр. Становление  и развитие Социологии труда  в Росси.

Дореволюционные период: характ-я началом развития промышленности в Р. В 1869 г. Вышла книга В. Берви-Флоревского  «Положение раб. Класса В России»  и оказала существенное влияние  на становление отечественной соц-ии тр. В этой работе обобщается статис-ий  матриал и личные наблюдения соц-го и эконо-го полож-я рабочих и крест-ян. Значит-ый вклад в развитие внесли А. Кауфман, А. Чупров, Ю. Янсон. Чупров разработал методологию соц-го познания. Он выделил соц. технику как планомерную программу исследования приемов исполь-я р.с., рассм-л методы рацио-ой орган-ии тр.

В начале 20 века провод-ся массовые исследования усл-ий и соз-ии тр., изучалась профессионализация и класс. дифферин-ия, исле-сь профессии-ые заболевания, гигиена тр. Важное направление – теория классов, марксизм (Ленин, Плеханов), стратификационное направление Сорокин, распределит-я Туган-Барановский.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"