Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:36, шпаргалка
1. Структура и функции общественного труда
2. Виды труда
...
Задача 9 ОНТ .общая списочная численность вспом. рабочих составляет 20 ч-к. годовой фонд рабочего времени 1841 часов. Премии при повременно-премиальной системе оплаты труда составляют 30% от ФЗП по тарифной сетке. Доп. з/п – 14%. Определить численность основных и вспомогательных рабочих и среднегод. з/плату вспом. рабочих, если структурный состав рабочих следующий...
Индекс развития чел потенциала. Рассчитывается как среднеариф-ий индекс про-ть жизни – 63,2 года, Япония – 79 лет, США – 76 лет.
Индекс уровня образования рассчитывается как средневзвеш-ая величина индексов уровня грамотности и доли учащихся в возрасте до 24 лет. Уровень грамотности сост-т 2\3 доли в общем весе показателей, 1\3 доля уча-ся до 24 лет.
38. Эк. Тр. Управ-е тр-м - управление сферой социально-трудовых отношений. Особ-ти объекта управления.
Труд - целесообразная деятельность. Однако труд имеет большое отличие от других факторов производства: у него есть гражданские права и свободы, собственные интересы и представления о справедливости, право объединяться для самозащиты в отношениях с работодателем и т. п. Наемный работник продает свою способность к труду, берет на себя обязательства трудиться в соответствии с установленными законом или оговоренными в контракте условиями. Но на время труда никуда не исчезает все остальное, что не продавалось и не покупалось на рынке труда.
И на рынке труда, и в производстве, и после работы человек есть целостность. И с этим приходится считаться в практике управления. Управлять приходится не просто соединением фактора труда с другими факторами, а всей совокупностью взаимосвязей живых людей с обществом и друг с другом, возникающих в связи с трудом.
Социально-трудовой называется та сфера социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т.п.Управление трудом есть управление социально-трудовой сферой.
Ведь социально-трудовая сфера — это совокупность конкретных общественных форм, в которых формируется, устойчиво осуществляется и меняется социальное положение трудящихся. Не будет неточностью утверждать, что управление трудом есть на деле управление социальным положением человека в общественном производстве, а тем самым — основой, ключевыми параметрами социального положения трудящихся и их семей в обществе.
39. Эк. Тр. Закономерные перемены в управлении трудом при переходе к рын-м усл-м хозяйст-ия. Деформации в управ-и тр-ом, возникшие в ходе шоковых реформ в России.
В России переход к рыночным условиям хозяйствования происходит деформировано, т.е. ненормально. Из-за этого придется обсудить поставленную проблему в двух ракурсах:
Шоковые методы осуществления реформ в России существенно деформировали развитие общества и хозяйства в сравнении с логикой закон< мерностей перехода от тоталитарного к демократическому обществу, с тоталитарного хозяйства к рыночному, от командно-карательного тиг управления хозяйством и трудом к демократическому. Деформации оказались столь глубокими и значительными, что сложившиеся тенденции н выводят Россию ни к демократии, ни к рыночному хозяйству. Это обстоятельство нельзя упускать из виду. Нельзя рассуждать о современной российской практике как о рыночной и демократической. Нельзя и исходит из того, что рыночность и демократия уже есть, но пока не окрепли, и развились, не проявили себя в полную силу. Дело складывается, к сожалению, не так: надо еще доказать, что фактические перемены идут в русл созидания, а не только разрушения как хозяйства, так и общества. От основные принципиальные отступления от закономерной логики демократических преобразований, прямо касающиеся перемен в управлении трудом.
Власть в обществе, определяющая характер управления, может быть либо демократической, либо диктатурной. Это очень крупное деление отражает водораздел в типах общественных отношений в зависимости от того, насколько свободны в своих действия члены общества и их коллективы, организации. Демократический тип управления означает полноценную гражданскую субъектность многих, диктатурный тип, напротив, означает узурпирование прав субъектности немногими.
Тоталитарный тип управления трудом — предельно диктатурный. Его антипод — демократическое управление трудом, непременным и отличительным признаком которого является в полной мере развитая и свободно реализуемая реальная много субъектность. Кроме предельно четких крайних типов существуют разнообразные промежуточные типы управления трудом.
Методами управления трудом называются принципиальные способы оказания управленческих воздействий на социально-трудовые процессы и их участников. Труд управляется тремя основными методами:
В порядке укрупненной классификации форм управления трудом можно выделить:
-государственные формы управления трудом;
-договорные формы управления трудом;
-формы общественной активности того или иного субъекта социально-трудовых отношений.
Государственные формы управления трудом. Государство как субъект управления трудом выступает в виде органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответственно этому формами управляющих воздействий государства в социально-трудовой сфере являются законы, нормативные указы распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, правосудие посредством судопроизводства.
Договорные формы управления трудом. В тех случаях, когда управленческие решения по социально-трудовым вопросам принимаются на основе совместных действий и договоренностей нескольких равноправных субъектов, имеют место договорные формы управления трудом. В настоящее время в России освоены несколько видов договорных форм:
-генеральные соглашения
между общероссийскими объедине
-региональные и территориальные соглашения (по возможности трех сторонние) заключаются ныне в большинстве субъектов Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации в соглашениях участвуют региональные объединения профсоюзов, региональные объединения работодателей и правительства регионов;
-отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения между общероссийскими объединениями Профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Министерством труда и социального развития РФ;
-коллективные
договора между
- индивидуальные трудовые договоры (контракты) между работниками и работодателями.
Формы общественной активности субъектов управления трудом. К формам "правления трудом относятся и такие действия, которые можно назвать «односторонними» в том смысле, что действует лишь одна сторона, и притом решающим образом, а как инициатор взаимоотношений субъектов.
Уровни управления трудом — это уровни распределения компетенций в решении тех или иных социально-трудовых вопросов. В этом отношении управление трудом устроено точно так же, как и управление другими процессами общественной и экономической жизни.
42. Эк. Тр. место и роль соц.страх-ия в с-ме соцзащиты нас-я.
С-ма соцзащиты – это сфера жизненно важных интересов населения, к-ая явл-ся необх-мым эл-том соц-но-эк-ой с-мы об-ва. Ее кач-е и кол-е хар-ки свидет-ют об уровне соц-го, эк-го,прав-го и культ-го развития г-ва и об-ва.
Анализ мирового опыта позв-ет вычленить 5 базовых институтов соцзащиты:
43. Эк. Тр. Сущность и методол-ие основы соц. страхов-ния.
Сущность любого вида страх-ния состоит в уменьшении и компенсации риска матер. потерь с помощью распределения риска между большим числом субъектов (юр. и физ. лиц), которые подвержены опр. видам риска.
Объектом страх. защиты различ-х видов соц. страх-ния яв-ся риск утраты доходов у трудозанятого населения и риск нести доп. расходы, связанные с лечением. Ситуация социального риска может возникнуть вследствие:
- утраты способности
к труду (в результате болезни,
- отсутствия спроса на труд (безработицы).
Соц. защита трудозанятого населения счит-ся больше обязан-тью самих раб-ков и работод-лей. Это достигается путем участия раб-ков и работод-лей в формировании фин. ресурсов, передачи функ-й по распоряжению этими рес-сами в ведение полномочных представителей раб-ков и работод-лей, а также путем установления прямой зависимости размера страх-х выплат от размеров и периодов уплаты (объема) страх-х взносов.
Сущ-ют след. направления соц. страх-ния: пенсионное (по старости, инвалидности, потери кормильца); медицинское (оплата мед. помощи); страхование от несчастных случаев на произв-ве; страхование в связи с безработицей (пособия, переобучение).
Соц. риски — это факторы нарушения норм-го соц. положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспос-ти или безраб-цы, сопровождающиеся наступлением матер-ой необеспеченности, несения доп. расходов, связанных с лечением и реабилитацией.
Соц.риск можно измерять, используя след. показ-ли:
— частота наступления рисковой ситуации;
— уровень социальных
гарантий при наступлении рисков.
— объем матер. затрат по компенсации всех страховых случаев для страх-ой орг-ии, а также их долю по отношению к величине зарплаты всех застрах-х
— сред. продолжит-ть рисковой ситуации .
Показатели риска группируют по 2 видам:
— социальные — ущерб здоровью, утрата трудоспособности, смертность и т.д.;
— экономические — затраты на компенсацию утраты доходов в связи с потерей трудоспос-ти и доп. расходы на лечение, реабилитацию.
Соц. показатели риска служат для оценки соц. незащищен-ти людей и вероят-ти наступления для них страховых ситуаций, а экон-ие — позволяют выявлять и рассчитывать требуемые объемы денеж. средств.
44 ЭкТр.Проблемы
перехода от с-мы гос. соц-го
обеспеч-я к с-ме соц.
Проблемы перехода от с-мы гос-го соц. обеспечения к с-ме обязат-го соц. страх-ния — задача нац-го масштаба. Необх-мо найти правовые формы, организацион-е и эконом-е механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов соц. страх-ния:
— солидарной ответст-сти страхователей и застрахован-х за обеспеч-е соц. гарантий защиты застрахован-х;
— личной ответст-сти раб-ков за формирование их прав как застрахован-х (сохранение своего здоровья и трудоспособ-ти);
— ответст-ти гос-ва за состоянием правового поля соц-го страх-ния, за соблюдением соц. гарантий прав работающих по защите от проф-х рисков.
Законодат-ое воплощение этих принципов требует решения ряда крупных задач:
— формирование собствен-го правового поля соц-го страх-ния, имеющего четкие законодат-ые рамки
— разграничение функций и полномочий по орг-ции и управ-нию с-мой и отд-ми видами соц. страх-ния основ-х соц-ных субъектов (работод-лей, раб-ков и гос-ва), и их ролевых позиций —страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов: