Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:36, шпаргалка

Краткое описание

1. Структура и функции общественного труда
2. Виды труда
...
Задача 9 ОНТ .общая списочная численность вспом. рабочих составляет 20 ч-к. годовой фонд рабочего времени 1841 часов. Премии при повременно-премиальной системе оплаты труда составляют 30% от ФЗП по тарифной сетке. Доп. з/п – 14%. Определить численность основных и вспомогательных рабочих и среднегод. з/плату вспом. рабочих, если структурный состав рабочих следующий...

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Гос.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Соц. сущность пенс. страх-ия заключается  в перераспред-нии риска наступления  страх. случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми раб-дат-ми, с другой; м/у поколениями застрахованных и раб-дат-ей, м/у застрахованными и раб-дат-ми, живущими и работающими на п/п-ях в разных регионах страны, занятых на п/п-ях различных отраслей и т.д.

Полная автономность бюджета пенс. фонда должна базироваться на стабильной правовой основе. Поэтому реш-ие всех вопросов финансирования и обеспечения своеврем. выплаты (размеры страх. взносов, сроки и порядок их уплаты, принудительное взыскание, и т.п.) должно относиться к исключительной компетенции высшего законодат-го органа страны, кот. проводит пенс-ую пол-ку через соответствующие законы.

Обязательное гос. пенс. страх-ие –  это с-ма пенс-го обеспечения, охватывающая все активное население в трудосп-ном  возрасте, включая наемных раб-ков, предпринимательские категории  граждан и отдельные виды деят-ти, участвующих в обязат. пенс. с-ме на спец-х усл-х.

Осн. особ-сть пенс. с-мы в нашей  стране заключается в том, что  действуют спец. пенс. схемы, в состав кот. входят отдельные категории  граждан, гл.образом, из числа гос.служащих – военных и правоохранительных органов, опред-х сфер гос. власти и т.д.

осн. принципы пенс. страх-ия:

  1. единство и федеральный хар-р гос. пенс. страх-ия;
  2. всеобщность;
  3. обязат-сть для всех страхователей уплаты страх. взносов в бюджет гос. пенс. страх-ия;
  4. гос. гарантия для всех застрахованных;
  5. солидарность мат-х обязат-в (м/у поколениями, отраслями эк-ки, территориями, отдельными орг-циями и гражданами);
  6. федеральный (общенац-ный) хар-р собственности на уплаченные страх. взносы (межотраслевого и межрег-го перераспред-ия фин. рес-в);
  7. автономность бюджета пенс. с-мы от гос. бюджета;
  8. поддержание ур-ня жизни эквивалентность страх-ых платежей и пенсионных выплат;
  9. зав-сть размера пенсии от труд. вклада раб-ка (продолжит-сть труд. стажа и размера з/п)
  10. целевое использ-ние страх. взносов на выплаты пенсий и пособий;
  11. возвратности пенс. платежей;
  12. индивидуальный учет (персонификация) уплаченных страх. взносов.

Объективными причинами больш-ва соврем-х проблем функционир-ия пенс. с-мы стали отсутствие некот. из перечисленных  принципов в правовых основах  пенс. с-мы, их нарушение, прямое или косвенное невыполнение на практике. В наст. вр. с учетом последних дополнений в пенс. законодательстве некот. из перечисленных проблем получили частичное реш-ие на практике.

В большинстве гос-в с развитой эк-кой пенс. обеспеч-ие осущ-ся из 3-х источников:

  1. из гос. ср-в (в рамках гос. соц. обеспеч-ия);
  2. из в/б пенс. фондов (в рамках гос. пенс. страх-ия);
  3. из ср-в страх. компаний и иных фин. орг-ций (в рамках добровольного пенс. страх-ия).

Многообразие видов пенс. страх. обеспеч-ия обычно разделяют на 3 направления:

  1. индивид-ое страх-ие пенсий, когда страхователь страхует пенсию обусловленного размера;
  2. накопление ср-в в страх. орг-ции адекватно размеру назначаемой пенсии;
  3. групповое страх-ие – пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. Эк. Тр. Перспективные направления реформир-ия  пенс. с-мы России.

После начала пенс. реформы развитие с-мы негос. пенс. обеспеч-ия происходило  в усл-х отсутствия нормативной  правовой базы, адекватной с-мы регулир-ия деят-сти негос. пенс. фондов. Это негативно отразилось на общ. ур-не их фин. надежности и нашло выражение в низком ур-не доверия к ним населения.

Стабилизация существующей распределит-ой с-мы пенс. обеспеч-ия м.  достичь  лишь на основе поэтапного повыш-ия пенс. возраста с одноврем-ой отменой всех имеющихся льгот.

Предотвратить углубление кризиса  пенс. с-мы и создать предпосылки  для экон. роста м. только через  поэтапный переход от всеобщей распределит-ой с-мы к комбинированной с-ме пенс. обеспеч-ия, в кот. значит-ую роль играют накопит-ые мех-мы финансир-ия пенсий.

Программа реформир-ия предполагает формир-ие гибкой с-мы эф-ных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе  с исп-ем условно-накопит-х и именных  накопит-х счетов граждан, при кот. более продолжит-ая р-та, и соответственно, сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно увеличивать для получателя ее ежемесячный размер. При этом такая с-ма стимулов д. учитывать не только фин-ые интересы пенс. с-мы, но и изменение ситуации на р-ке тр.

Осн-ми ф-рами, обеспечивающими в  прогнозе стабилизацию фин. положения  пенс. с-мы в переходный период, яв-ся:

- реформир-ие мех-мов досрочного  выхода на пенсию путем их  перевода в проф-ые пенс. с-мы;

- опред-ие размера пенс. выплат  в зав-сти от вел-ны поступлений в пенс. фонд РФ;

- учет прогнозируемой (ожидаемой)  продолжит-ти жизни пенсионера  при назначении пенсии и стимулир-ие  более позднего выхода на пенсию  поср-вом применения условно-накопит-х  и именных накопит-х пенс. счетов;

- обеспечение разграничения обязат-в по финансир-ию страх. пенсий и др. пенс. выплат м/у Пенс. фондом РФ и др. источниками, включая фед-ый бюджет и гос. соц. внебюджетные фонды;

- частичное финансир-ие с 2005 года вновь назначаемых труд. пенсий на накопительной основе. И др.

В долгосрочной перспективе труд. пенсия по гос. пенс. страх-ию будет формироваться по распределит-му и накопит-му принципам в равной пропорции.

Размер труд. пенсий предполагается исчислять только исходя из страх. признаков: возраста, страх. стажа, страх. взносов, з/п (дохода), с кот. уплачивались страх. взносы, а также пенс. накоплений (пенс. резервов), отнесенных на именные накопит-ые счета застрахованных.

Введение доп-го тарифа страх. взносов  д.б. синхронизировано с проведением  налоговой реформы, предполагающей снижение общего уровня налогообложения ФОТ.

Реформир-ие гос. пенс. страх-ия не препятствует развитию добровольного доп-го пенс. обеспеч-ия (страх-ия). Такое страх-ие м. осуществляться как за счет ср-в  самих застрахованных, так и за счет ср-в раб-дат-ей в рамках коллективн. и индивид-х труд. дог-ров.

Формир-ие с-мы добровольного доп-го пенс. обеспеч-ия (страх-ия) д. опираться  на развитие и повыш-ие фин. надежности ныне действующих негос. пенс. фондов.

Исключительно важную роль в развитии негос. пенс. фондов приобретает формир-ие многоуровневой с-мы гарантий сохранности пенс. накоплений.

Реал-ция рассм-х принципов пенс. реформы позволит постепенно стабилизировать  фин. положении пенс. с-мы и повысить ур-нь жизни пенсионеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Эк. Тр. Социально-трудовые отношения  как источник конфликтов.

Соц-труд. отн-ия возникают м/у ч-ком  и орг-цией – собственником ср-в  пр-ва.

Соц. конфликт признан в кач-ве естественного  явления общ-ой жизни во всех ее проявлениях.

В соц-труд. сфере конфликты м. происходить по поводу отдельно взятых труд. проблем (н-р, связан-х с режимом раб. вр-ни и сменности; опл. тр.; устран-ем и изм-ем норм выраб-ки и пр.) и соц. проблем (н-р, связан-х с устан-ем и соблюдением выплаты пособий раб-кам, пострадавшим от несчастного случая на пр-ве, или раб-кам, получившим проф. заболевание и пр.).

Соц. конфликт м/у раб-ками и собствен-ками ср-в пр-ва, а также лицами, представляющими  их интересы, основан на противоречии, исследованном и раскрытом основоположниками подхода к определению столкновения м/у сторонами соц-труд. отн-ий как классового конфликта. Его суть в упрощенном виде заключается в том, что собственник ср-в пр-ва самост-но, т.е. без участия раб-ков, опред-ет сумму ден-го вознаграждения за произведенный продукт (з/п и соответствующие компенсации, надбавки) и при этом оставляет себе “прибавочную ст-ть”.

Объекты наиболее распространенных конфликтов с сфере соц-труд. отн-ий:

    • Конфликты по поводу опл. тр. раб-ков. Здесь имеются в виду не только конфликты по поводу размеров опл. тр. раб-ков пр-венной и непр-венной сфер хоз-вания, но и по поводу массовых задержек расчетов с раб-ками за выполненные объемы р-т (услуг).
    • Конфликты, вытекающие из проблем занятости и в связи с угрозой безраб-цы.
    • Конфликты, связанные с разгосударствлением и приватизацией. Субъектами таких конфликтов м.б. гос. органы – мин-ства, госкомитеты, местные органы власти; труд. коллективы орг-ций; отдельные лица. Отличительная черта конфликтов – вовлечение в спорный отн-ий субъектов разного ур-ня соц. партнерства (н-р, конфликт м/у орг-цией и госкомитетом).
    • Конфликты, связанные с приватизацией и соучастием раб-ков в упр-ии орг-цией. Перерастание соц-труд. конфликтов в соц-политич-ие.
  • связанные с проблемой признания профсоюзов и их органов в кач-ве представительных или наиболее представительных;
  • связанные с проблемами проведения процедур банкротства (санации) орг-ции и соблюдения гарантий для раб-ков, закрепленных в коллективном дог-ре, отраслевом (тарифном) соглашении.

Определенные особенности переходного периода от одной общественной формации к др. показали, что при обеспечении свободы объединения граждан с целью защиты своих экон. и соц. прав, интересов возникают конфликты по поводу признания со стороны раб-дат-ей, их объединений (союзов) того или иного профсоюза, объединения профсоюзов. Конфликты по этому поводу влияют на общую хар-ристику соц. обстановки в России. Происходит это на почве переплетения причин конфликта по поводу признания профсоюза (объединения профсоюзов) с заявленными требованиями обществен-х орг-ций к раб-дат-ям (их объединениям), принимающими форму экон-х, полит-х, идеологических требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Эк. Тр. Осн. класс-ция конфликтов  в соц—труд. сфере.

Клас-ция конфликтов в соц-труд. сфере яв-ся необх-ым усл-ем для уяснения порядка их рассмотрения.

Осн. клас-ция конфликтов дана в  п.4 ст.37 Конституции РФ, закрепившей  их деление на категории – индивид-ые и кол-ые труд. споры. Критерием такого деления конфликтов выбрано св-во их принадлежности отдельному индивиду или группе, определенному социуму. Стороной, спорящей с раб-дат-ем (объединением, ассоциацией раб-дат-ей), в соц-ых конфликтах в тру. сфере выступает либо отдельный раб-к, либо группа раб-ков, объединенных по орг-но-правовому или проф-му признакам.

Законодатель не раскрыл содержание понятия “индивид-ый труд. спор”, поэтому  дан. категорию конфликтов м. охар-ризовать на основании ан-за правовых норм. Споры  индивид-го хар-ра охватывают все конфликты, касающиеся применения установленных усл-ий тр. к персонально конкретному раб-ку.

Вторую категорию конфликтов в  соц-труд. сфере составляют споры  кол-го хар-ра. Действующее законодат-во дает следующее опред-ие кол-го труд-.спора: “Кол-ый труд. спор – неурегулированные  разногласия м/у раб-ками и раб-дат-ми по поводу устан-ия и изм-ия усл-ий тр. (включая з/п), заключения, изм-ия и выполнения кол-х дог-ров, соглашений по вопросам соц-труд. отн-ий”.

В дан. определении скрыта клас-ция  конфликтов по хар-ру соотн-ия с правом. Согласно этому подходу к клас-ции конфликтов в труд. сфере споры подразделяются на исковые споры (споры права), а также неисковые споры (споры интересов).

При возникновении инд-го спора  раб-к, обращаясь в соответ-ий орган  предъявляет иск о восстановлении своего нарушенного права, об установлении или признании за ним того или иного индивид-го права, т.е. речь идет о так называемых правоустановительных исках. Кол-ые труд. споры отличаются от индивид-х именно тем, что м. иметь хар-р исковых (конфликты права) и неисковых (конфликты интересов).

Кол-ые труд. споры, относящиеся к  категории конфликтов интересов, м. возникнуть, н-р, при ведении кол-х  переговоров с раб-дат-ми, их объединениями (ассоциациями) по заключению или дополнению и изм-ию кол-х дог-ров, соглашений по соц-труд. отн-ям.

Кол-ые труд., споры относящиеся  к категории конфликтов права, м. возникнуть, н-р, по поводу вып-ия действующего кол-го дог-ра или соглашения по соц-труд. отн-ям, а также вып-ия усл-ий тр. (включая  з/п), установленных законом, подзаконным  актом и пр.

Практика показывает, что конфликты  интересов м.б.  разрешены при  проведении примирительных процедур и  привлечении к ним посредника, лиц, выполняющих функции труд. арбитров.

Противоречия в случае конфликта  права м.б. сняты только путем  урегулирования конфликта соответствующим реш-ем судебного органа соответствующей юрисдикции и специализир-го арбитража.

Участие третьей стороны в разрешении конфликтов в соц-труд. сфере опред-ся конституцией или законодат-вом  гос-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"