Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:16, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность происходящего реформирования отношений собственности в стране.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы отношений собственности в системе экономических отношений;
- характеризовать процесс реформирования отношений собственности в стране;
- показать развитие отношений собственности на предстоящий период.
Введение.......................................................................................................................3
1 Место и роль отношений собственности в трансформационной экономике.....5
2 Развитие отношений собственности в Республике Беларусь.............................23
3 Совершенствование отношений собственности в Республике Беларусь
на предстоящий период..........................................................................................30
Заключение.................................................................................................................39
Список использованных источников.......................................................................41
Таблица 2 – Реформирование предприятий по способам приватизации
Показатель |
С начала приватизации (1991-2011) |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Реформировано, всего, из них: |
4864 |
194 |
232 |
224 |
85 |
выкуп
арендованного имущества |
724 |
- |
- |
- |
- |
преобразование государственной организации в акционерное общество |
2715 |
191 |
228 |
217 |
77 |
продажа по конкурсу |
432 |
- |
1 |
5 |
1 |
продажа на аукционе |
987 |
3 |
2 |
2 |
2 |
На аукционе продано 987 объектов государственной собственности. В последние годы количество приватизируемых таким способом объектов не превышает 2 ед. в год.
По конкурсу продано 432 объекта, в т.ч. в 2009 г. – 1 ед., в 2010 г. – 5 ед., в 2011 г. – 1 ед.
Посредством выкупа имущества
арендной организацией приватизировано
724 объекта государственной
Однако в целом в
вопросах реформирования отношений
собственности имеется ряд
Допущена непоследовательность
принимаемых решений и
Распределение числа занятых в экономике и основных средств республики по формам собственности представлено в таблице 3 [7].
Данные таблицы 3 показали, что в структуре занятых по организациям удельный вес занятых в организациях частной собственности увеличился с 48,5 % в 2008 г. до 54,5 % в 2011 г., а государственной собственности – уменьшился с 49,9 % в 2008 г. до 43,4 % в 2011 г. Таким образом, начиная с 2009 г. в структуре занятых наибольший удельный вес занимают организации частной собственности.
Таблица 3 – Распределение числа занятых и национального богатства в Республике Беларусь по формам собственности за 2008-2011 гг.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Число занятых по организациям, % | ||||
Государственной собственности |
49,9 |
47,3 |
44,2 |
43,4 |
Частной собственности |
48,5 |
51,1 |
54,0 |
54,5 |
Иностранной собственности |
1,6 |
1,6 |
1,8 |
2,1 |
Стоимость основных средств по организациям, % | ||||
Государственной собственности |
62,2 |
59,0 |
54,3 |
54,5 |
Частной собственности |
36,5 |
39,5 |
44,2 |
41,8 |
Иностранной собственности |
1,3 |
1,5 |
1,5 |
3,7 |
На долю организаций иностранной собственности приходится от 1,6 % занятых (2008 г.) до 2,1 % (2011 г.).
В структуре основных средств организаций на доля организаций государственной собственности приходится от 62,2 % в 2008 г. до 54,5 % в 2011 г., частной собственности – от 36,5 % в 2008 г. до 41,8 % в 2011 г., иностранной собственности – от 1,3 % в 2008 г. до 3,7 % в 2011 г. [7].
Таким образом, наибольший удельный вес основных средств сосредоточен в организациях государственной собственности.
Руководствуясь либеральной концепцией, отдельные субъекты управления процессом трансформации экономики пытаются доказать, что государство не может быть эффективным субъектом экономических отношений, поэтому его влияние на развитие экономики необходимо максимально ограничить, а государственную собственность максимально сократить. Имеется и противоположная, прогосударственная точка зрения.
Проблема в настоящее время заключается не только в том, чтобы расширить количество функций государства в экономике, и не в том, чтобы сохранить как можно больше государственной собственности. И того, и другого необходимо столько, сколько требуется для реализации принципа достаточности для трансформации и развития государственной экономики. Для этого надо, прежде всего, сформировать сбалансированный по всем параметрам государственный аппарат, способный управлять реализацией объективных целей переходного периода в стране.
Государственный сектор экономики в Беларуси значителен по своим масштабам, что затрудняет эффективное управление им, а это в переходный период является одной из наиболее сложных и малоразработанных проблем в экономической науке.
К реализации неэффективной системы управления в ОАО ведет и существующий механизм отношений между собственником и менеджером, когда собрание акционеров и наблюдательный совет не всегда правомерно вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность менеджера. В связи с этим требует решения проблема юридического закрепления четкого разграничения между управлением государственной собственностью и управлением оперативно-хозяйственной деятельностью и предпринимательством.
В процессе рыночного реформирования государственной собственности актуальной представляется проблема совершенствования управления объектами недвижимости. Формирование цивилизованного рынка недвижимости предполагает постепенное вовлечение земельных участков под приватизируемыми объектами в товарный оборот и расширение сферы денежной приватизации.
В Беларуси назрела необходимость создания постоянно действующей целостной системы, обеспечивающей соответствие состава имущества выполняемым государственным функциям, а также эффективное использование данного имущества.
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно–командной экономики обусловила их высокие планово–координационные издержки. Между тем, механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно–командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Приватизация выполняет
две функции. С одной стороны,
она должна стать элементом экономической
реформы, ядром радикальных
Непосредственными целями приватизации должны явиться:
- формирование слоя мелких и средних собственников;
- сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- перераспределение экономических основ власти.
Достижение социальной справедливости,
повышение экономической
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации:
- акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);
- продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе);
- выкуп арендованного имущества; банкротство.
Создание благоприятных
условий для
Раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.
В последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.
Последовательно реализуются
меры по либерализации условий
Вместе с тем для
обеспечения динамичного
Со стороны государства требуется принятие комплекса мер, которые могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.
Основным нормативным правовым актом является Конституция Республики Беларусь, в которой регламентируются основы экономической деятельности государства и субъектов предпринимательской деятельности.
Правовой основой для развития отношений собственности в республике является Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», принятая в целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития, которой предусмотрено формирование правовой базы, стимулирующей развитие в Республике Беларусь механизмов государственно-частного партнерства.
К законодательным актам, регулирующим договорные отношения государственного и частного секторов и иные формы их взаимодействия по имущественным вопросам, можно отнести:
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, которым определены основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности, меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий, регламентирована деятельность иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь;
Закон Республики Беларусь
от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах»,
в соответствии с которым (наряду с Гражданским
кодексом Республики Беларусь) возможно
создание хозяйственных обществ, доли
в уставных фондах (акции) которых принадлежат
Республике Беларусь либо ее административно-
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства», который регулирует правоотношения в области владения, пользования и распоряжения объектами, находящимися только в собственности государства, а также реализации исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности;
Информация о работе Эволюция отношений собственности в Республики Беларусь