Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:16, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность происходящего реформирования отношений собственности в стране.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы отношений собственности в системе экономических отношений;
- характеризовать процесс реформирования отношений собственности в стране;
- показать развитие отношений собственности на предстоящий период.
Введение.......................................................................................................................3
1 Место и роль отношений собственности в трансформационной экономике.....5
2 Развитие отношений собственности в Республике Беларусь.............................23
3 Совершенствование отношений собственности в Республике Беларусь
на предстоящий период..........................................................................................30
Заключение.................................................................................................................39
Список использованных источников.......................................................................41
Законом Республики Беларусь
«Об экономической
Необходимо расширить способы реструктуризации отношений собственности в рамках санации, снижающие вероятность ликвидации субъектов:
-выделение структурных
подразделений в
-образование корпоративных
структур в процессе
Выделение структурных подразделений в самостоятельное предприятие в отдельную организационно-хозяйственную единицу в рамках конкурсного производства необходимо рассматривать с позиции предупреждения отчуждения целого государственного объекта в процессе досудебного финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий [16, с.12].
Его применение позволит: максимально сохранять производственный потенциал неплатежеспособного предприятия; концентрировать финансовые и трудовые ресурсы на наиболее перспективных направлениях производственной деятельности, имеющих платежеспособный спрос; привлекать в финансовые средства частных инвесторов при преобразовании в открытое акционерное общество; пополнять бюджет страны за счет аукционов и конкурсных продаж выделяемых структурных подразделений.
Для платежеспособных предприятий, не обремененных приоритетностью или социально-экономической значимостью, реструктуризация отношений собственности имеет два стратегических направления: 1) дифференциация, или выделение структурных подразделений в самостоятельные предприятия; 2) интеграция, т. е. слияние предприятий в процессе изменения формы собственности, в том числе при создании интегральных систем (концерны, холдинги, финансово-промышленные группы).
Стратегия преобразований в Республике Беларусь направлена на сохранение в государственной собственности (республиканской и коммунальной) платежеспособных предприятий, различных по количеству занятых в хозяйственном ведении и оперативном управлении, а также контрольных пакетов акций в государственном управлении и распоряжении. Для решения вопросов, связанных с эффективным управлением и распоряжением государственным имуществом Республики Беларусь целесообразно расширить набор способов реструктуризации отношений собственности за счет передачи в финансовую аренду (лизинг) предприятия (структурного подразделения) с правом выкупа.
Данный способ наиболее применим, как свидетельствует мировая практика имущественных преобразований, к государственным предприятиям (структурным подразделениям) с численностью до 200 человек. Следует фиксировать намерение собственника заключить договор о продаже в будущем, при этом у него должна быть возможность отказаться заключать договор о продаже после истечения срока, если его условия были нарушены или не выполнены. Экономический интерес к техническому перевооружению производства будущего владельца возможно подкрепить ценовым фактором, а именно: стоимость объекта должна представлять разницу между рыночной ценой в момент продажи и внесенной суммой на модернизацию и развитие производства.
С учетом особенностей финансового
состояния лизингодателя и
В целом, реализация экономического механизма реструктуризации отношений собственности, основанная на принципах оздоровления экономической системы и привлечения инвестиций в реальный сектор нацелена на аккумулирование средств для развития наукоемких производств, выступающих «точками роста»; снижение барьеров движению капитала, модернизацию структуры производства, оптимизацию структуры промышленности Республики Беларусь.
Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение инвестиций в промышленность, предусматривает:
- активизацию реформирования отношений собственности;
- поддержку создания инновационно активных организаций, стимулирование развития малого бизнеса;
- снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;
- улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал.
Развитию деловой инициативы будет способствовать приватизация промышленных организаций. Инвестор может участвовать в приватизации как на этапе преобразования организации в акционерные общества, так и путем приобретения акций созданного акционерного общества при условии наличия эффективного инвестиционного проекта. Применительно к гигантам индустрии будет использоваться концепция длительного приватизационного цикла при тщательном подборе стратегических инвесторов с последующей продажей контрольных пакетов акций, находящихся в государственной собственности.
При реформировании
крупных имущественных
В 2016 –
2020 годах приоритетными сферами
использования государственно-
- энергетика, включая высокотехнологичные системы по созданию возобновляемых источников энергии;
- объекты, связанные с разработкой месторождений полезных ископаемых.
Одним из эффективных вариантов управления объектами государственной собственности (в частности объектами по разработке полезных ископаемых) является привлечение частного капитала на основе концессионных и инвестиционных договоров. Предполагается привлечение концессионеров для разработки месторождений железных и сильвинитовых руд, бентонитовых глин, мела, горючих сланцев.
Развитие отношений
Механизмы реализации инвестиционной политики:
- субсидирование конкурентоспособных производств, осваивающих новые и высокие технологии, выпускающих экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию;
- активизация использования иностранного капитала, кредитных ресурсов;
- венчурное финансирование, развитие фондового и рынка ценных бумаг, лизинга, проведение приватизации организаций.
Предполагается создание ряда инновационно-промышленных кластеров в области агромашиностроения, автотракторостроения, ИТ-технологий. Получат развитие научно-практические центры в химическом производстве (в том числе лесохимии), в производстве резиновых и пластмассовых изделий, в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в фармацевтическом производстве и других.
Таким образом, в республике предполагается дальнейшее развитие отношений собственности.
Заключение
Собственность есть присвоение, выступающее в определенной общественной форме. При экономическом подходе важным моментом выступают способ реализации собственности, присвоение дохода, управление, пропорции или степень участия в присвоении создаваемых экономических благ теми или иными субъектами отношений, степень ответственности за принимаемые решения.
Эволюцию отношений
Факт исторической эволюции
отношений собственности
Целью государственной политики в республике в области приватизации является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает: вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.
С начала проведения реформ государственной собственности (1991 г.) реформировано 4864 предприятия, в т.ч. 1575 предприятий республиканской собственности и 3289 предприятий коммунальной собственности. Начиная с 2009 г. количество реформируемых предприятий снижается с 232 предприятия в 2009 г. до 85 предприятий в 2011 г.
Наиболее популярной формой приватизации государственной собственности в республике является преобразование государственной организации в акционерное общество. Этим способом с 1991 г. реформировано 2715 предприятий. Отмечается снижение преобразования предприятий в акционерные общества с 2009 г. (228 ед.) до 2011 г. (77 ед.).
В структуре занятых по организациям удельный вес занятых в организациях частной собственности увеличился с 48,5 % в 2008 г. до 54,5 % в 2011 г., а государственной собственности – уменьшился с 49,9 % в 2008 г. до 43,4 % в 2011 г. В структуре основных средств организаций на доля организаций государственной собственности приходится от 62,2 % в 2008 г. до 54,5 % в 2011 г., частной собственности – от 36,5 % в 2008 г. до 41,8 % в 2011 г.
В качестве первого и основного стратегического шага в реализации структурных преобразований необходимо выделить следующие группы предприятий: приоритетные предприятия промышленного комплекса страны, стратегически и социально-экономически значимые предприятия; предприятия, не относящиеся к указанным группам.
К ним применимы различные способы и меры государственного воздействия, предопределенные долгосрочными приоритетами социально-экономического развития Республики Беларусь.
Необходимо расширить способы реструктуризации отношений собственности в рамках санации, снижающие вероятность ликвидации субъектов: выделение структурных подразделений в самостоятельные предприятия; образование корпоративных структур в процессе акционирования имущественных комплексов с включением в них наиболее жизнеспособных предприятий, структурных подразделений.
Для решения вопросов, связанных с эффективным управлением и распоряжением государственным имуществом Республики Беларусь целесообразно расширить набор способов реструктуризации отношений собственности за счет передачи в финансовую аренду (лизинг) предприятия (структурного подразделения) с правом выкупа.
Список использованных источников
1 Атаманчук, И.Г. Критерии социальной эффективности управления. // Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России. - Ростов н/Д, 2008. - №2 . – с. 3-8.
2 Бандурин, В.В. Управление государственной собственностью / В.В. Бандурин, В. Ю. Кузнецов. – М.: Наука и экономика, 1999. – 151 с.
3 Вольчик, В.В. Лекции по институциональной экономике: теория прав собственности / В.В. Вольчик. – Ростов на Дону, РГУ, 2000.
4 Войтов, А. Г. Экономика. Общий курс: Учебник / А.Г. Войтов. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 584 с.
5 Капелюшников, Р.И. Экономическая теория прав собственности / Р.И. Капелюшников. – М.: 1990.
6 Красникова, Е.В. Теория переходной экономики. Макроэкономика. Ч. 2: учеб. пособие для ВУЗов / под редакцией Е.В. Красниковой. – М.: Теис, 2008. – 231 с.
7 Краткий статистический сборник «РБ в цифрах», 2011 (стат. сб.) Минстат РБ — Минск, 2012. – 342 с.
8 Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики / В.И. Кушлин и др. – М.: РАГС, 2005. – 834 с.
9 Лемешевский, И.М. Макроэкономика.(Экономическая теория. Часть 1). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2008. - 576 с.
10 Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 435 с.
Информация о работе Эволюция отношений собственности в Республики Беларусь