Эволюция отношений собственности в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность происходящего реформирования отношений собственности в стране.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы отношений собственности в системе экономических отношений;
- характеризовать процесс реформирования отношений собственности в стране;
- показать развитие отношений собственности на предстоящий период.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Место и роль отношений собственности в трансформационной экономике.....5
2 Развитие отношений собственности в Республике Беларусь.............................23
3 Совершенствование отношений собственности в Республике Беларусь
на предстоящий период..........................................................................................30
Заключение.................................................................................................................39
Список использованных источников.......................................................................41

Вложенные файлы: 1 файл

КсР Эволюция отношений собственности в РБ.docx

— 158.18 Кб (Скачать файл)

Продажа акций указанных 5000 предприятий  проходит поэтапно с августа 1995 г. (первоначально 413 из них) через специально созданные национальные инвестиционные фонды. Граждане Польши могут приобретать акции либо за деньги, либо за распределяемые с ноября 1995 г. приватизационные сертификаты, которые, как и российские ваучеры, подлежали свободной купле-продаже. Право на приобретение сертификатов в филиалах государственной сберегательной кассы за административную пошлину в 20 злотых (около 3 долл.) получили 27 млн поляков в возрасте от 18 лет. Сертификаты должны быть обменены на акции в течение года после их приобретения. Процесс приватизации указанных предприятий путем продажи их акций за деньги или сертификаты почти завершен [10, с.110].

Польская приватизация оказалась  достаточно жесткой для населения  из-за резкого роста безработицы  вследствие уменьшения персонала предприятий  в ходе их санирования и гораздо  менее привлекательной с точки  зрения социальной справедливости, чем чешская. В то же время она сопровождалась реальным накоплением капитала и во многом способствовала тому, что Польша вышла из экономического трансформационного кризиса.

На этапе перехода от централизованной плановой системы управления народным хозяйством к установлению рыночных отношений приватизация обеспечила появление предприятий различных  форм собственности, позволила создать  предпосылки для развития предпринимательства. Для Республики Беларусь приватизация была и остается средством инвестирования государственных предприятий за счет частного сектора. Однако сегодня, когда государство выступает в роли предпринимателя в рамках смешанной экономики, существует необходимость усиления его дееспособности путем четкого государственного структурирования производственного сектора по степени, уровню и форме государственного влияния на работу предприятий, в особенности тех, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности страны. Этим обусловлена необходимость тщательной подготовки проектов реформирования отечественных предприятий, учета их особенностей и значимости в масштабе регионов и страны в целом, установления дополнительных требований к прозрачности и повышения контроля за ходом их приватизации [10, с.141].

С целью привлечения в  экономику республики инвестиций систематически осуществляется продажа принадлежащих Республике Беларусь пакетов акций открытых акционерных обществ. При подготовке предложений о продаже принадлежащих государству акций также применяется принцип «точечного» подхода в рамках действующего законодательства и механизма продажи государственной собственности. Предложения о реализации принадлежащих государству акций рассматриваются индивидуально по каждому предприятию с учетом конкретных предложений инвесторов, в том числе иностранных, перспектив развития предприятия и отрасли, при условии сохранения позиций государства в управлении экономикой.

 

Ключевой предпосылкой для  прихода в республику является сокращение доли государственного сектора и  приватизация государственной собственности. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.

В соответствии с Гражданским  Кодексом Республики Беларусь собственнику принадлежат  права владения,  пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник   вправе  по  своему  усмотрению  совершать  в отношении   принадлежащего   ему   имущества   любые   действия,  не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не  ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе   отчуждать  свое  имущество  в  собственность  другим  лицам,  передавать  им, оставаясь собственником, права владения, пользования и  распоряжения  имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

Владение,  пользование  и  распоряжение  землей  и  другими природными  ресурсами  в  той  мере,  в  какой их оборот допускается законодательством,  осуществляется  их  собственником свободно, если это  не  наносит  ущерба  окружающей  среде  и  не  нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц.

Собственник  может  передать свое имущество в доверительное  управление  другому  лицу  (доверительному  управляющему).  Передача имущества  в  доверительное  управление  не  влечет  перехода  права собственности   к   доверительному   управляющему,   который  обязан осуществлять  управление  имуществом  в  интересах  собственника или указанного им третьего лица.

Право собственности бессрочно.

Собственность может быть государственной и частной.

Субъектами  права  государственной  собственности  являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица.

Особенности  приобретения и прекращения права собственности  на  имущество, владения, пользования  и распоряжения им в зависимости  от   того,   находится  имущество  в  собственности  гражданина  или юридического   лица,   в   собственности   Республики  Беларусь  или административно-территориальных  единиц,     могут    устанавливаться  законодательством, а   в   случаях,   предусмотренных   Конституцией Республики Беларусь, - только законом.

Права всех собственников  защищаются равным образом.

В соответствии с Законом  «О собственности в Республике Беларусь»     право  собственности   возникает  путем  трудового   участия  в хозяйственной     деятельности    по     использованию    имущества, предпринимательской  деятельности,   изготовления  или  приобретения имущества  в  результате  коммерческой  сделки, восстановления права собственности,  наследования  или  иным  способом, не противоречащим законам Республики Беларусь.

Собственник   по  своему   усмотрению  владеет,   пользуется  и распоряжается принадлежащим ему имуществом,  и он вправе совершать с этим имуществом любые действия, не противоречащие закону.

Собственник может отчуждать  свое  имущество, а также передавать его во владение, пользование и  распоряжение другим лицам.

В  собственности   могут  находиться  земля,  ее  недра,  воды, воздушное  пространство,   растительный  и  животный   мир,  здания, сооружения, оборудование, предметы материальной и духовной культуры, результаты  интеллектуального  труда,   информация,  деньги,  ценные бумаги и иное движимое и недвижимое имущество.

Результаты  использования  имущества  принадлежат  собственнику этого имущества,  если иное не предусмотрено  законом, договором или самим  собственником.

В Законе даны развернуты положения о частной и государственной собственности.

Национальное законодательство предусматривает различные формы  участия инвестора в приватизации: участие в процедуре преобразования предприятия в открытое акционерное общество, приобретение акций уже созданного акционерного общества на аукционе или по конкурсу, покупка  предприятия (возможность приобретения по льготным ценам, в размере одной  базовой величины).

Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь» определяет правовые основы разгосударствления и приватизации,  а  также  правила  и  порядок  приватизации объектов, находящихся  в  государственной   (республиканской  и  коммунальной) собственности.

Закон  направлен на  создание условий  для развития эффективной  социально ориентированной рыночной  экономики, обеспечение реального многообразия  форм  собственности  и  осуществление  государственной антимонопольной политики.

Разгосударствление  -  передача  от  государства  физическим и юридическим лицам  частично либо полностью (в  том числе посредством приватизации)  функций  непосредственного  управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление    осуществляется     в    соответствии    с законодательством  Республики Беларусь  и Государственной программой разгосударствления и приватизации.

Приватизация -- приобретение  физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

В  результате приватизации  государство полностью  или частично утрачивает    права    владения,    пользования    и    распоряжения государственной собственностью, а  государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

Приватизация  осуществляется  путем  безвозмездной  передачи  и продажи государственной собственности.

С 1 января 2011 года вступил  в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», в основе которого опыт стран, которые успешно провели у себя экономические реформы. Закон принят с учетом предложений МФК и Всемирного банка в целях создания условий для привлечения инвестиций [15].

В целом осуществляется переход  к системной приватизации, основанной на прозрачных механизмах продажи государственной  собственности, ответственности новых собственников по принятым на себя обязательствам, мониторинге работы реформированных предприятий.

Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как  международными соглашениями, так и национальным законодательством.

Общие правовые условия осуществления  инвестиционной деятельности определяет Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь, который направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а  также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. Инвестиционным кодексом предусмотрены гарантии использования  результатов инвестиционной деятельности и защита инвестиций.

Инвестиционным кодексом определено, что иностранные инвесторы  вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

При этом правовой режим  иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, определенных Инвестиционным Кодексом.

В соответствии с законодательством иностранным инвесторам предоставляется национальный режим. Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних Соглашений Республики Беларусь с другими странами. В Соглашениях закреплены ключевые принципы, стандарты и нормы инвестиционного сотрудничества, обеспечивающие либеральный инвестиционный режим. Они также служат хорошим защитным механизмом для малого и среднего бизнеса, не покрываемого дополнительными гарантиями и льготами, предоставляемыми государствами крупному бизнесу.

Государство гарантирует инвестору [15]:

  • право собственности и иные вещные и имущественные права;
  • равенство прав, а также равную недискриминационную защиту прав и законных интересов инвестора;
  • стабильность прав по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;
  • право самостоятельного определения и осуществления всех действий по владению, пользованию и распоряжению объектами и результатами инвестиционной деятельности, в том числе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом) и свободно переводить полученный доход за границу;
  • компенсацию рыночной стоимости инвестируемого имущества, а также возмещение других убытков, понесенных инвестором в результате проведения национализации или реквизиции, которая допускается только в исключительных случаях;
  • возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.

С инвестором в республике может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке.

В настоящее время наша страна является участницей около 50 двусторонних соглашений, оказывающих содействие вложению инвестиций и обеспечивающих их защиту. В рамках таких соглашений иностранные инвесторы вправе рассчитывать на справедливый и равноправный режим осуществления инвестиционной деятельности на территории Беларуси, не менее благоприятный, чем для национальных инвесторов или инвесторов из третьих государств, а также на полную и безусловную защиту инвестиций и доходов инвесторов.

В Республике Беларусь законодательство о приватизации предусматривает возможность участия инвестора, в том числе и иностранного, как непосредственно в процедуре преобразования государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество, так и последующее приобретении им акций созданного акционерного общества. Мы открыты для переговоров с инвесторами, имеющими серьезные намерения в долгосрочном сотрудничестве с нашими предприятиями, акционерными обществами и готовы рассматривать соответствующие предложения по данной проблематике.

Информация о работе Эволюция отношений собственности в Республики Беларусь