Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования транспортной отрасли.
Задачами курсовой работы является:
- теоретический анализ задач регулирования транспортной деятельности;
- исследование основных принципов государственного регулирования транспортной деятельности в России.
ВВЕДЕНИЕ
1 Зарубежный опыт функционирования автотранспортной отрасли
1.1 Проблемы функционирования автотранспортных предприятий в современных условиях
1.2 Международный союз автомобильного транспорта
2 Экономика транспортной системы Российской Федерации
2.1 Состояние транспортной системы России
2.2 Железнодорожный транспорт
2.3 Морской транспорт
2.4 Речной транспорт
2.5 Трубопроводный транспорт
2.6 Автомобильный транспорт
2.7 Воздушный транспорт
2.8 Промышленный транспорт
2.9 Общественный транспорт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В России с 1982 года управление системой TIR осуществляет АСМАП. Более 80 % импортных грузов, доставляемых в Россию автомобильным транспортом, проходят по системе TIR. Каждый день IRU предоставляет международным транспортным операторам гарантии на сумму US$500 млн., из которых US$50 млн. покрывают товары, ввозимые в Россию или вывозимые из нее. Система TIR по оценкам экспертов обслуживает около 25 % экспортно-импортных грузов Российской Федерации в стоимостном выражении. Поскольку Конвенция TIR требует, чтобы эти финансовые гарантии сохраняли силу по меньшей мере на протяжении 4-х лет, годовая сумма, застрахованная IRU и его членами, составляет примерно US$3 триллиона, из которых около четверти приходится на товары, доставляемые из России, в Россию либо идущие через Россию транзитом [17].
Россия благодаря своему географическому положению, экономическому и человеческому потенциалу призвана сыграть одну из главных ролей в создании евроазиатского экономического пространства. Ведущее место в форсировании этого интеграционного процесса будет принадлежать автомобильному транспорту в силу того, что он занимает особое место в транспортной отрасли страны благодаря своей эффективности и доступности.
В рамках этого подхода IRU в 1998 году открыла в Москве свое Постоянное Представительство, которое призвано координировать деятельность организации в странах СНГ, а также содействовать международному сотрудничеству в области автомобильного транспорта в этом регионе по следующим новым важным направлениям:
- помощь в совершенствовании
нормативной базы
- анализ препятствий на
пути развития автотранспорта
в России, и его интеграции
в европейские транспортные
- содействие развитию
интеграционных процессов в
- продвижение в международном
сообществе концепции
- развертывание широкой
программы профессионального
10 апреля 2002 года Постоянное
представительство IRU в СНГ открыло
новый офис в Москве, в Центре
международной торговли на
Действительными членами Союза являются национальные ассоциации: Австрии, Албании, Аргентины, Афганистана, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Израиля, Ирака, Ирана, Ирландии, Иордании, Испании, Италии, Канады, Кении, Кипра, Колумбии, Кувейта, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Болгарии, Польши, Португалии, Сирии, Румынии, России (с 1974 г.), США, Турции, Уругвая, Финляндии, Франции, Чили, Чехии, Швейцарии, Швеции, Южной Кореи, Японии; ассоциированными членами - организации: Бельгии, Великобритании, Греции, Индии, Испании, Италии, Кипра, Марокко, Нидерландов, Пакистана, Португалии, Туниса, Турции, Франции, Германии, Швеции, Японии, а также трех международных организаций: Европейской ассоциации по прокату легковых и грузовых автомобилей (European Car and Truck Rental Association - ECATRA), Федерации предприятий перевозки домашних вещей ЕС (Federation des Enterprises de Demenagment du Marche) и Международной федерации перевозчиков домашних вещей (Federation Internationale des Dememageurs Internationaux - FIDI) [17].
Руководящий орган Союза - Совет дирекции, исполнительные - Президиум и Генеральный секретариат.
Совет дирекции - высший орган МСАТ, выполняющий функции Генеральной ассамблеи. В его компетенцию входят определение генеральной политики Союза, изменение и дополнение Устава, выборы Президиума и прием новых членов, выработка решений по основополагающим направлениям деятельности МСАТ. Согласно Уставу Совет дирекции заседает по меньшей мере один раз в год. Каждые 2 года проводятся конгрессы МСАТ.
Совет дирекции МСАТ представляется уполномоченными членами трех секций:
I - профессиональный пассажирский автомобильный транспорт;
II - профессиональный грузовой автомобильный транспорт;
III - транспорт в собственном пользовании (ведомственный).
Каждая национальная ассоциация - член МСАТ обязательно входит в одну из указанных секций.
Президиум МСАТ состоит из президента и восьми членов, в том числе трех вице-президентов - руководителей трех секций МСАТ. Президиум избирается на сессиях МСАТ сроком на 2 года, причем каждая секция избирает двух членов. В состав Президиума входят также президенты секций. Президент Союза избирается на пленарном заседании Совета дирекции на такой же срок, каждая секция имеет право выдвижения кандидата на этот пост поочередно.
Бюджет МСАТ складывается из вступительных взносов новых членов Союза, ежегодных взносов, поступлений от различного рода деятельности, пожертвований и доходов от собственности и активов разного рода, являющихся собственностью МСАТ.
Учитывая, что работа в рамках МСАТ проводится в трех секциях, членский взнос может быть 5 тыс. швейц. фр. при участии в работе одной секции, 10 тыс. - при участии в работе двух секций и 15 тыс. швейц. фр. - при участии в работе трех секций (1 швейц. фр. - 35,4 руб.). Членские взносы в отношении всех национальных ассоциаций одинаковы [17].
Наиболее важным источником поступлений МСАТ является продажа ассоциациям стран-участниц книжек МДП - Carnet TIR.
Годовой бюджет МСАТ равен приблизительно 5 млн. швейц. франков.[17]
Важное место в деятельности МСАТ занимает разработка резолюций в области международной перевозки автомобильным транспортом. Они касаются общетранспортной политики, профессиональной подготовки водителей автотранспортных средств, Конвенции МДП, международной перевозки пассажиров, ограничения весовых норм и размеров автотранспортных средств, международной перевозки в контейнерах, перевозки скоропортящихся грузов, безопасности дорожного движения и т. п.
Наиболее представительными форумами, на которые наряду с делегациями национальных союзов-членов МСАТ приглашаются представители правительств по транспорту, члены парламентов, представители других международных организаций и органов ЕЭК ООН, связанных с транспортом, являются конгрессы МСАТ.
На конгрессах обычно принимаются решения общего, программного характера в форме резолюций и обращений к правительствам. Здесь рассматриваются вопросы по эксплуатации автомобильного транспорта, представляющие общий интерес для членов Союза на основе общей экономической политики в области международных автомобильных перевозок, вырабатываются единые, приемлемые для всех членов Союза концепции на использование пассажирского и грузового автотранспорта, разрабатываются рекомендации по найму, условиям и рационализации труда транспортных рабочих, применению на автотранспорте последних достижений науки и техники.
Связь с другими международными организациями. МСАТ поддерживает постоянные контакты с ЕЭК ООН, ЮНКТАД и Европейским Советом. Кроме того, установлены тесные контакты с такими межправительственными организациями, как ЕКМТ, МОТ, СТС, ЕЭС, ЮНИДРУА„ АИТ, а также с неправительственными организациями ФИАТА, ИСО, ИЧКА, МТП, МАФ, ИАТА, МСЖД, Всемирной федерацией ассоциации транспортных агентов (The Universal Federation of Travel Agents Associations - UFTAA), Международной федерацией международных перевозчиков мебели (The International Federation of International Furniture Removers - FIDR), Международным институтом холодильного хозяйства (The International Institute of Refrigetation - HR), Международной федерацией транспортных рабочих (International Transport Workers Federation - ITF), Международным бюро по контейнерам, Международной организацией наемных рабочих и служащих, Трансфригорут Европа [17].
В настоящее время представителем России является Российский Автотранспортный Союз. Членство в МСАТ позволяет российским организациям активно участвовать в международных мероприятиях по безопасности дорожного движения, расширению обмена информации по опыту работы в автотранспортной отрасли.
2 Экономика транспортной системы Российской Федерации
2.1 Состояние транспортной системы России
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт.
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
Выбор направлений развития транспортной системы базируется на проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также на широком спектре документов, определяющих перспективные направления развития общества и экономики России, ее регионов, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта (включая трубопроводный), международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках СНГ и ЕврАзЭС, на законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации.
Рисунок 2.1 - Основные транспортные коридоры России
Прокофьева Т.А., Платонов С.В. отмечают, что становление рыночных отношений в России настоятельно требует формирования транспортно-логистической инфраструктуры. Ее основополагающими, системообразующими элементами должны стать транспортные узлы, магистральные и местные пути сообщения, контейнерные и грузоперерабатывающие терминалы, мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ) [3].
Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы.
При этом можно рассматривать стоимостные и качественные характеристики транспорта.
Стоимостные характеристики перевозок любой продукции отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта.
Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными.
По данным Росстата, рост тарифов на грузовые перевозки за 2012 год составил 5,5 % по стране в целом, наибольшее увеличение было в центральном и сибирском федеральных округах.
Таблица 2.1 - Индексы тарифов на грузовые перевозки в декабре 2012 года по федеральным округам (без трубопроводного транспорта), %
Субъекты федерации |
к ноябрю 2012 г. |
к декабрю 2011 г. |
Российская Федерация |
100,0 |
105,5 |
Центральный федеральный округ |
100,2 |
106,7 |
Северо-Западный федеральный округ |
99,9 |
105,6 |
Южный федеральный округ |
99,9 |
104,3 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
100,0 |
106,3 |
Приволжский федеральный округ |
99,9 |
104,5 |
Уральский федеральный округ |
100,0 |
104,2 |
Сибирский федеральный округ |
100,0 |
106,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
99,9 |
104,7 |
Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.
Таблица 2.2 - Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта
Виды транспортных услуг |
Индексы цен (тарифов) за декабрь 2012 г., в % |
январь-декабрь 2012 года | |
к предыдущему месяцу |
к декабрю предыдущего года | ||
Услуги пассажирского транспорта |
103,3 |
106,9 |
106,1 |
Автомобильный транспорт |
100,4 |
107,7 |
106,5 |
Проезд в городском муниципальном автобусе, поездка |
100,3 |
107,5 |
105,1 |
Проезд в городском коммерческом автобусе, поездка |
100,4 |
110,1 |
108,9 |
Проезд в маршрутном такси, поездка |
100,4 |
106,9 |
106,2 |
Проезд в междугороднем автобусе, в расчете на 50 км пути |
100,3 |
106,3 |
106,3 |
Городской электрический транспорт |
100,1 |
105,7 |
103,2 |
Проезд в трамвае, поездка |
100,3 |
110,3 |
105,5 |
Проезд в троллейбусе, поездка |
100,3 |
107,6 |
104,5 |
Проезд в метро, поездка |
100,0 |
103,2 |
101,7 |
Воздушный транспорт |
99,0 |
107,5 |
110,2 |
Полет в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1000 км пути |
99,0 |
107,5 |
110,2 |
Железнодорожный транспорт |
120,1 |
107,1 |
105,2 |
Проезд в пригородном поезде, поездка |
101,1 |
103,3 |
100,7 |
Проезд в купейном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования, в расчете на 100 км пути |
123,9 |
105,5 |
103,7 |
Проезд в купейном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования, в расчете на 100 км пути |
125,3 |
105,8 |
103,4 |
Проезд в плацкартном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования, в расчете на 100 км пути |
123,7 |
110,2 |
109,1 |
Проезд в плацкартном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования, в расчете на 100 км пути |
124,5 |
110,7 |
109,2 |
Информация о работе Экономика транспортной системы Российской Федерации