Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования транспортной отрасли.
Задачами курсовой работы является:
- теоретический анализ задач регулирования транспортной деятельности;
- исследование основных принципов государственного регулирования транспортной деятельности в России.
ВВЕДЕНИЕ
1 Зарубежный опыт функционирования автотранспортной отрасли
1.1 Проблемы функционирования автотранспортных предприятий в современных условиях
1.2 Международный союз автомобильного транспорта
2 Экономика транспортной системы Российской Федерации
2.1 Состояние транспортной системы России
2.2 Железнодорожный транспорт
2.3 Морской транспорт
2.4 Речной транспорт
2.5 Трубопроводный транспорт
2.6 Автомобильный транспорт
2.7 Воздушный транспорт
2.8 Промышленный транспорт
2.9 Общественный транспорт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2.2 Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт наиболее развит в России. По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США.
В России железнодорожный транспорт подразделяется на: железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования и технологический железнодорожный транспорт.
В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве. Первая крупная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург - Москва вступила в строй в 1851 году. Тогда же началось строительство железных дорог из Санкт-Петербурга в южном направлении.
В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность. Важнейшая магистраль - Транссибирская - начала строиться в 1892 году одновременно от Челябинска через Новониколаевск на Красноярск и Иркутск и от Владивостока на Хабаровск. Движение открыто в 1916 году. В 1913 году была построены ветвь Омск - Тюмень - Екатеринбург. Позже были построены широтные дублёры Транссибирской магистрали: линия Карталы - Астана - Павлодар - Барнаул - Артышта, которая в середине ХХ века была продолжена до Усть-Кута (через Новокузнецк, Абакан, Тайшет, Братск); линия Семипалатинск - Барнаул - Новосибирск; Байкало-Амурская магистраль.
Таблица 2.12 - Перевозки отдельных грузов железнодорожным транспортом, млн. т
Виды грузов |
Годы | |||||||
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Каменный уголь |
362,7 |
387,4 |
245,7 |
242,5 |
278,7 |
286,3 |
296,2 |
307,6 |
Кокс |
12,1 |
12,2 |
8,2 |
10,8 |
11,3 |
12,6 |
12,9 |
12,7 |
Нефтяные грузы |
278,2 |
246,7 |
120,0 |
155,2 |
218,9 |
252,7 |
250,0 |
258,2 |
Руда железная и марганцевая |
94,7 |
113,0 |
83,6 |
89,8 |
101,6 |
101,9 |
110,9 |
110,0 |
Руда цветная и серное сырье |
33,8 |
28,8 |
21,1 |
23,6 |
26,1 |
25,4 |
23,8 |
22,2 |
Черные металлы |
147,5 |
142,1 |
66,5 |
80,8 |
100,1 |
93,7 |
93,7 |
73,4 |
Химические и минеральные удобрения |
61,4 |
76,4 |
32,0 |
35,9 |
43,3 |
45,5 |
46,5 |
45,1 |
Строительные грузы |
… |
… |
182,0 |
170,1 |
208,3 |
142,5 |
157,7 |
180,4 |
Цемент |
… |
… |
26,8 |
22,4 |
34,3 |
33,4 |
34,5 |
35 |
Лесные грузы |
134,0 |
131,7 |
47,9 |
47,9 |
64,5 |
41,5 |
40,6 |
36,2 |
Зерно и продукты перемола |
73,0 |
81,5 |
27,6 |
21,4 |
23,4 |
18,1 |
20,0 |
20,4 |
Комбикорма |
… |
… |
3,5 |
1,8 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1) 1980 гг. - хлебные грузы. |
Объёмы перевозок грузов железнодорожным транспортом по некоторым видам значительно сократились. Так, например, на 34 % сократились перевозки цветной руды, в 2 раза – чёрных металлов (включая лом), в 3 раза – лесных грузов, в 3,6 раза – зерна и продукции мукомольной промышленности.
Таблица 2.13 - Пассажирооборот и грузооборот железнодорожного транспорта
Страны мира |
Пассажирооборот, |
Грузооборот, | ||||||
2000 г. |
2005 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2000 г. |
2005 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Россия1) |
167 |
172 |
151 |
139 |
1373 |
1858 |
1865 |
2011 |
Европа |
||||||||
Беларусь |
17,7 |
10,4 |
7,4 |
7,6 |
31,4 |
43,6 |
42,7 |
46,2 |
Болгария |
3,5 |
2,4 |
2,1 |
2,1 |
5,5 |
5,2 |
3,1 |
3,1 |
Венгрия |
9,7 |
9,9 |
8,1 |
7,7 |
8,8 |
9,1 |
7,7 |
8,8 |
Германия |
75,4 |
74,9 |
81,2 |
83,0 |
82,7 |
95,4 |
95,8 |
107 |
Италия |
49,6 |
50,5 |
48,1 |
47,3 |
22,8 |
22,8 |
17,8 |
18,6 |
Польша |
24,1 |
18,2 |
18,6 |
17,9 |
54,0 |
50,0 |
43,4 |
48,7 |
Республика Молдова |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
1,5 |
3,1 |
1,1 |
1,0 |
Румыния |
11,6 |
8,0 |
6,1 |
5,4 |
16,4 |
16,6 |
11,1 |
12,4 |
Словакия |
2,9 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
11,2 |
9,5 |
7,0 |
8,1 |
Великобритания |
38,4 |
44,4 |
52,8 |
55,8 |
18,1 |
21,4 |
19,2 |
18,6 |
Украина |
51,8 |
52,7 |
48,3 |
50,2 |
172,8 |
224,0 |
196,2 |
218,1 |
Франция |
69,9 |
76,2 |
86,0 |
85,9 |
57,7 |
40,7 |
32,1 |
30,0 |
Чешская Республика |
7,3 |
6,7 |
6,5 |
6,6 |
17,5 |
14,9 |
12,8 |
13,8 |
Азия |
||||||||
Азербайджан |
0,5 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
5,8 |
9,6 |
7,6 |
8,2 |
Армения |
0,05 |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Вьетнам |
3,2 |
4,6 |
4,1 |
4,5 |
2,0 |
2,9 |
3,9 |
4,0 |
Казахстан |
10,2 |
12,1 |
14,7 |
16,1 |
125,0 |
171,9 |
197,5 |
213,2 |
Киргизия |
0,04 |
0,05 |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Китай |
453 |
606 |
788 |
876 |
1377 |
2073 |
2524 |
2764 |
Таджикистан |
0,07 |
0,05 |
0,05 |
0,03 |
1,3 |
1,1 |
1,3 |
0,8 |
Туркмения |
0,9 |
1,3 |
1,7 |
1,7 |
8,0 |
9,7 |
11,3 |
10,9 |
Узбекистан |
2,2 |
2,1 |
2,6 |
2,9 |
15,0 |
18,1 |
22,2 |
22,3 |
Япония |
384 |
391 |
394 |
... |
22,1 |
22,8 |
20,3 |
21,0 |
Америка |
||||||||
США |
31,1 |
31,9 |
36,6 |
… |
2146 |
2730 |
2237 |
2469 |
1) По данным ОАО «РЖД»; 2011 г.: пассажирооборот – 140 млрд. пассажиро-км; грузооборот – 2128 млрд. тонно-км. |
Значительный рост перевозок отмечается в 1970-1990 гг.
В 1970-1980-х годах для освоения нефтяных и газовых ресурсов Западной Сибири была построена железная дорога Тюмень - Сургут - Уренгой - Ямбург.
В 1992-1999 годах в России было построено 218 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 1962 км железных дорог.
В 2000-2008 годах было построено 899 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 3083 км железных дорог. Расширяется объём грузов, перевозимых через территорию Финляндии и её порты (чему способствует одинаковая ширина колеи). Для этого строится железная дорога Кочкома - Ледмозеро и далее к железным дорогам Финляндии.
Железные дороги, по состоянию на 2012 год, имеются в 78 из 83 субъектов Российской Федерации. Нет железных дорог только в Республике Алтай, Республике Тыве, Камчатской области, Магаданской области, Чукотском АО.
Протяженность «узких мест» на железнодорожном транспорте за последние четыре года возросла на 20 % и составила в 2012 году 7,6 тыс. км - более 16 % протяженности железнодорожных путей основных направлений. Следует также учитывать высокую сезонную перегруженность железных дорог с мая по сентябрь, которая влечет серьезные задержки в доставке товаров. Увеличение объемов перевозки металла, минерально-строительных и других грузов в этот период составляет 20 – 25 %.
Основными принципами формирования рынка железнодорожных транспортных услуг являются:
- сохранение сетевого
перевозчика как единого
- наличие на рынке
- выделение услуг по
предоставлению вагонов и
- обеспечение организации
железнодорожных перевозок с
участием двух и более
- формирование института
владельцев железнодорожного
- формирование конкурентного рынка услуг пассажирских и грузовых терминалов;
- формирование конкурентного
рынка транспортно-
- возможность осуществления
хозяйствующими субъектами
Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [2] до 2015 года предусматривается:
- строительство вторых путей протяженностью 2407,9 км, в том числе 1478,6 км – на основных направлениях;
- строительство третьих
и четвертых путей на основных
направлениях протяженностью
- развитие железнодорожных подходов к морским портам и пограничным станциям;
- строительство обходов
Санкт-Петербургского, Краснодарского,
Омского, Саратовского, Читинского
и Ярославского
- электрификация участков протяженностью 3918 км (в том числе участков Сызрань - Сенная, Трубная - Аксарайская, Ртищево - Кочетовка, Юровский - Темрюк - Кавказ - Тамань и т.д.);
- оборудование участков
системой автоблокировки
- развитие станций и узлов;
- реконструкция Улан-Баторской железной дороги, в том числе электрификация главного хода с оборудованием системой автоблокировки, укладкой вторых путей (100 км) и другие мероприятия.
В отношении Московского железнодорожного узла планируется:
- усиление головных участков
основных направлений
- развитие пригородных
и межрегиональных перевозок
пассажиров в поездах
- развитие железных дорог в обход г. Москвы для вывода транзитного грузового движения;
- развитие контейнерных
технологий перевозки грузов, создание
сети контейнерных терминалов
и транспортно-
- организация железнодорожного сообщения между аэропортами Московского авиационного узла и железнодорожными вокзалами г. Москвы;
- организация пассажирского
движения по малому кольцу
Московской железной дороги с
организацией пересадочных
В 2016 – 2030 годах предусматривается:
- строительство вторых путей протяженностью 3055,6 км;
- строительство обходов
Иркутского, Пермского, Новосибирского
железнодорожных узлов, глубокого
обхода Московского
- электрификация участков протяженностью 3580 км (в том числе участков Кандры - Инза, Ульяновск - Сызрань, Сонково - Дно – Печоры - Псковские и др.);
- оборудование участков
системой автоблокировки
- усиление и реконструкция
железнодорожных линий и
- ликвидация ограничений
пропускной способности
- замена и модернизация
оборудования хозяйства
- оборудование двухпутных
и многопутных перегонов на
основных направлениях
- модернизация и увеличение
пропускной способности
- пополнение и обновление
материалов и конструкций для
технического прикрытия
- организация интермодального сообщения на участке аэропорт Минеральные Воды - Минеральные Воды - Кисловодск с реконструкцией железнодорожных линий;
- модернизация участка Уссурийск - Гродеково с укладкой вторых путей протяженностью 48 км на лимитирующем перегоне;
- модернизация участка
Улан-Удэ - Наушки для обеспечения
перевозок в направлении Улан-
В целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными скоростями и нагрузками до 2015 года необходимо осуществить:
- реконструкцию тоннеля под р. Амуром у г. Хабаровска;
- строительство второго мостового перехода через р.Обь на участке Рямы - Камень-на-Оби, на участке Саянская - Кошурниково провести реконструкцию 3 тоннелей - Первого Джебского, Крольского и Манского;
Информация о работе Экономика транспортной системы Российской Федерации