Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
-определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
-характеризуется правовой статус безработного;
-устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика занятости и рудоустройства населения РФ..............................................................................................................................5
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ...............................................5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости..........................................12
1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости............................................................................................14
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ............................................................................................................................19
2.1 Признание граждан безработными и их основные права.......................19
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости..................................................................................................22
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице...................26
Глава 3. Актуальные вопросы законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ............................................................................33
Заключение........................................................................................................40
Список использованной литературы...............................................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Скавитин.docx

— 70.15 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный  университет экономики и права

Факультет управления человеческими  ресурсами

Кафедра экономики труда  и управления персоналом

 

 

 

 

Экономико-правовое регулирование занятости

 

Курсовая работа

по дисциплине  «Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений»

 

 

 

 

 

 

                                 Исполнитель: Гиленко О. О

                           Группа:          ЭСТ -08-1

                                   Руководитель: Скавитин А. В.

 

 

 

Иркутск,  2012

 

Оглавление

 

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Общая характеристика занятости и рудоустройства населения РФ..............................................................................................................................5

1.1 Понятие занятости и  трудоустройства в РФ...............................................5

1.2 Права граждан в сфере  содействия занятости..........................................12

1.3 Основные направления  политики Российской Федерации  в сфере содействия занятости............................................................................................14

Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ............................................................................................................................19

2.1 Признание граждан безработными  и их основные права.......................19

2.2 Порядок регистрации  безработных граждан в органах  государственной службы занятости..................................................................................................22

2.3 Размер, условия и сроки  выплаты пособия по безработице...................26

Глава 3. Актуальные вопросы законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ............................................................................33

Заключение........................................................................................................40

Список использованной литературы...............................................................42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Правовой механизм государственной  политики в области занятости  и трудоустройства в настоящее  время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются  в поддержке государства.

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве  представляет собой систему нормативных  актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает  свободу труда, а также право  каждого на защиту от безработицы. Ведущую  роль в этой системе играет Закон  РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный  характер, так как включает нормы  не только трудового, но и административного, финансового права, права социального  обеспечения.

Тема данной курсовой работы актуальна в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формы обеспечения  занятости определяются как установленные  государством организационные и  правовые приёмы и средства, которые  способствуют гражданам получить возможность  трудиться (или быть охваченными  определённой формой занятости) в избранной  сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять  определённую работу на период временной  незанятости, а также необходимую  профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство гарантирует  реализацию прав граждан в сфере  труда и занятости, в-третьих, занятость  и трудоустройство непосредственно  регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Целью данной работы является исследование сущности занятости и  трудоустройства населения РФ.

Для достижения этой цели в  работе решаются следующие задачи:

-показывается понятие  занятости и трудоустройства  населения;

-характеризуются права  граждан в сфере содействия  занятости;

-определяются основные  направления политики Российской  Федерации в сфере содействия  занятости;

-характеризуется правовой  статус безработного;

-устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия  по безработице;

-определяются актуальные  проблемы правового регулирования  занятости и трудоустройства  населения РФ.

Объектом исследования явились  отношения при осуществлении  управления сферой трудоустройства  и занятости населения и проведении государственной политике в области  трудоустройства, правового регулирования  занятости и трудоустройства  населения РФ, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц.

Предметом курсовой работы стали нормы российского и  международного законодательства, призванные регулировать занятость и трудоустройство  населения РФ.

Методологической основой  курсовой работы явились общенаучный  диалектический и частнонаучные  методы познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод системного анализа и другие методы научного познания.

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика занятости и рудоустройства населения РФ

 

1.1 Понятие занятости  и трудоустройства в РФ

Проблема занятости трудоспособного  населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно  связана в первую очередь с  перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность  и динамизм происходящих изменений  требуют детального анализа состояния  и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию  и обеспечению занятости населения.

Закон о занятости в  первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий  в сфере занятости, а также  участвующих в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду в  какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Как видно  из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между  тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или  прямо ему противоречащая, может  быть охарактеризована как занятость  незаконная или нелегальная.[1]

Незанятость граждан не может  служить основанием для привлечения  их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее  законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому  договору (контракту), в том числе  выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющих  иную оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные, временные работы;

б) зарегистрированные в  качестве индивидуальных предпринимателей;

в) занятых в подсобных  промыслах и реализующих продукцию  по договорам;

г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор  подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

д) избранных, назначенных  или утвержденных на оплачиваемую должность;

е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению  федеральной государственной службы занятости;

з) временно отсутствующих  на рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой  или иными причинами.

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением  учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных  прав в отношении этих организаций.[2]

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в  сфере занятости, важнейшим следует  признать их право на выбор места  работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения  к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому  лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается  трудовой договор. Наряду с этим право  на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного  посредничества органов службы занятости  или с помощью других организаций  по содействию в трудоустройстве  населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости).[3]

При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право  на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах  службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального  обучения. Граждане имеют также право  на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.[4]

По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной  занятости было бы целесообразно  ставить на учет в службе занятости  и тех трудоспособных граждан, которые  имеют работу, но не удовлетворены  характером или условиями труда  и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и  трудоустройства за границей. Для  этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность  миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Если учесть возможность  свободного выезда наших граждан  и благоприятные условия найма  и оплаты труда за границей, то можно  предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

Основные права трудящихся-мигрантов  закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции  МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области  миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной  системы сохранения прав в области  социального обеспечения» (1982 г.) и  др.

Так же стоит учитывать, что  законодательство РФ о занятости  населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных  граждан, а также на лиц без  гражданства, если иное не предусмотрено  федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с  органами службы занятости населения  и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области  занятости населения. При этом важно  подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость.

Трудоустройство выступает  в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.

В юридической литературе встречаются разные подходы к  определению роли трудоустройства. Так, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство  является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние  определяются как установленные  государством организационные и  правовые приемы и средства, которые  способствуют гражданам получить возможность  трудиться в избранной сфере  деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

Информация о работе Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений