Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
-определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
-характеризуется правовой статус безработного;
-устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика занятости и рудоустройства населения РФ..............................................................................................................................5
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ...............................................5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости..........................................12
1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости............................................................................................14
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ............................................................................................................................19
2.1 Признание граждан безработными и их основные права.......................19
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости..................................................................................................22
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице...................26
Глава 3. Актуальные вопросы законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ............................................................................33
Заключение........................................................................................................40
Список использованной литературы...............................................................42
Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных).
В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей, а также государства.
Трудоустройство-это система
организационно-правовых мер, осуществляемых
государством в целях обеспечения
трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым,
по общему правилу, является физическое
лицо, которое обращается в орган
по трудоустройству с целью
Правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и трудоустраивающим органом устанавливаются на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске походящей работы и устройства на нее. Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органам государственной службы занятости. Последние обязаны принят заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы, оказывают иные услуги.
Орган трудоустройства обязан
зарегистрировать обратившегося с
заявлением гражданина, оказать ему
содействие в получении подходящей
работы или приобретении специальности.
Притязания гражданина на трудоустройство
не могут быть конкретными в отношении
места будущей работы, поскольку
орган трудоустройства не берет
на себя обязательств по устройству на
работу в определенную организацию.
Его задача – подыскать работу,
подходящую главным образом по специальности
и квалификации с учетом способностей
гражданина. Сроки трудоустройства
законом не установлены. Трудоустройство
длится, как правило, до тех пор, пока
гражданин не будет устроен на
работу или на производственное обучение.
Исходя из принципа свободы труда, правоотношения
с органом трудоустройства
Органы трудоустройства,
находящиеся в ведении
Акт направления на работу,
принятый органом трудоустройства,
имеет двоякую юридическую
Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости
Основные права граждан
в сфере труда и занятости
закрепляются в ст. 37 Конституции
РФ. В частности, каждый имеет право
свободно распоряжаться своими способностями
к труду, выбирать род деятельности
и профессию, а также право
на защиту от безработицы. В других
статьях Конституции РФ конкретизируются
иные возможности в сфере занятости
(право граждан трудиться в
качестве государственного служащего
(ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное
использование своих
Закон о занятости закрепляет
также право каждого на полную,
продуктивную и свободно избранную
занятость. Международно-правовые акты
конкретизируют содержание данного
права. Так, в соответствии с Конвенцией
МОТ № 122 «О политике в области
занятости» (1966 г.) данная политика имеет
целью обеспечение того, чтобы
имелась работа для всех, кто готов
приступить к работе и ищет се (содействие
полной занятости), чтобы такая работы
была как можно более продуктивной
(продуктивная занятость). Свободная
же занятость предполагает существование
свободы выбора занятости и самые
широкие возможности для
Граждане имеют право
на выбор места работы путем прямого
обращения к работодателю, или
путем бесплатного
Граждане имеют право
на самостоятельный поиск работы
и трудоустройство за пределами
территории Российской Федерации, что
в Законе о занятости сформулировано
как право граждан на профессиональную
деятельность за пределами территории
Российской Федерации (ст. 10). Основные
права трудящихся-мигрантов
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.
Закон о занятости закрепляет
также право граждан на консультацию,
профессиональную ориентацию, профессиональную
подготовку, переподготовку, повышение
квалификации и получение информации
в органах службы занятости. В
частности, граждане имеют право
на бесплатную консультацию и бесплатное
получение информации в органах
службы занятости в целях выбора
сферы деятельности, трудоустройства,
возможности профессионального
обучения (ст. 9). Несовершеннолетние в
возрасте от 14 до 18 лет также имеют
право на бесплатную консультацию и
бесплатное получение информации в
органах службы занятости в целях
выбора профессии и возможности
получения профессионального
В качестве вывода можно
констатировать, что российский рынок
труда характеризуется
1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
В Российской Федерации создана
основательная правовая база по вопросам
регулирования труда и
Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.[9]
Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»-не ратифицирована (1988г.) и др. Примечательно, что на своей первой сессии в 1919г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.
В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст.4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом».
Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:
-развитие трудовых ресурсов,
повышение их мобильности,
-обеспечение равных
-создание условий,
-поддержка трудовой и
предпринимательской
-осуществление мероприятий,
способствующих занятости
-предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
-поощрение работодателей,
сохраняющих действующие и
-объединение усилий
-координация деятельности
государственных органов,
-международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая вопросы,
Информация о работе Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений