Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
-определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
-характеризуется правовой статус безработного;
-устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика занятости и рудоустройства населения РФ..............................................................................................................................5
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ...............................................5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости..........................................12
1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости............................................................................................14
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ............................................................................................................................19
2.1 Признание граждан безработными и их основные права.......................19
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости..................................................................................................22
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице...................26
Глава 3. Актуальные вопросы законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ............................................................................33
Заключение........................................................................................................40
Список использованной литературы...............................................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Скавитин.docx

— 70.15 Кб (Скачать файл)

Приведенные выше направления  государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных  правовых актах (прежде всего - федеральных  и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов  государства.

В зависимости от содержания основных направлений государственной  политики в сфере занятости можно  выделить два ее вида:

1) активную государственную  политику в сфере занятости;

2) пассивную государственную  политику в сфере занятости.

Активной политике свойственно  наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно  наличие повышенных размеров пособий  по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан  в период безработицы.

В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и  минимального размеров пособия, государственная  политика по обеспечению занятости  является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных  заниматься самостоятельным поиском  работы.

В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства  на всех уровнях, разработку механизма  взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов  работников при решении проблем  занятости населения на отраслевых рынках труда.

Закон о занятости также  закрепляет право профсоюзов на участие  в разработке государственной политики в области содействия занятости  населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми  высвобождением работников.

Примечательно, что в отношении  отдельных категорий граждан, особо  нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает  на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов  и молодежи, создание специальных  программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении  их занятости. Подобные обязательства  государства конкретизируются в  нормативных правовых актах, в том  числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных  целевых программ по обеспечению  занятости указанных групп населения.[10]

Государственная политика занятости  как отражение стратегии занятости  – это часть социально-экономической  политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем  занятости в интересах полного  и эффективного использования трудового  потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  правового регулирования безработных  граждан в РФ

 

2.1 Признание граждан  безработными и их основные  права

Трудовое право уделяет  большое значение решению проблем  занятости и трудоустройства  граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых  большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из законодательно закрепленного  определения, можно выделить следующие  условия признания граждан безработными:

1) достижение 16 летнего возраста;

2) отсутствие работы и  заработка;

3) регистрация в органах  службы занятости в целях поиска  подходящей работы;

4) отсутствие подходящей  работы;

5) поиск работы самим  безработным и готовность приступить  к ней.

Безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым  в соответствии с пенсионным законодательством  РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу  лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.[11]

Безработным может быть признан  только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона «О занятости населения в  РФ», то есть работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства, обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.

В качестве заработка не учитывается выплата выходного  пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным  из организаций либо с военной  службы в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.

Однако не считаются безработными лица: не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации  в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу - единожды отказавшиеся от профессионального  обучения или предложенной оплачиваемой работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к  исправительным работам без лишения  свободы, и наказанные в виде лишения  свободы.

Граждане, которым в установленном  порядке отказано в признании  их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц  со дня отказа для решения вопроса  о признании их безработными.

Безработными могут быть признаны только те граждане, которые  зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Готовность приступить к работе - такое условие, которое носит  чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его  желание трудиться. Если гражданин  обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним  лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется  в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости  отказать в регистрации данному  гражданину или применить соответствующие  санкции.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке по последнему месту работы; для не имеющих профессии — паспорта и документа об образовании. Если у гражданина имеются нетрудоспособные иждивенцы, то он должен предоставить документ, подтверждающий совместное проживание с иждивенцем и наличие иждивенца для того, чтобы можно было получать дополнительную надбавку за иждивенцев. Статус безработного не приобретают граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка.[12]

Таким образом, государственная  политика в области занятости  основывается на принципах обеспечения  равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права  на труд, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и  т.д. Государственная служба занятости  выступает посредником между  безработными и работодателями, а  основанием возникновения правоотношений между государственной службой  занятости и безработным является решение службы занятости о признании  гражданина безработным.

С момента получения гражданином  статуса безработного, между ним  и государством в лице органов  службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о  занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном  порядке безработными, которые условно  можно подразделить на две группы:

-правомочия, направленные  на реализацию права на труд;

-правомочия, обеспечивающие  социальную поддержку и материальную  помощь безработному в период  поиска работы.

Право граждан на труд может  быть реализовано как путем прямого  обращения к работодателям, так  и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно  осуществляется путем заключения трудового  договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы.

Право на трудоустройство  может быть реализовано различным  образом и включает в себя следующие  правомочия безработного:

1) Право на получение  подходящей работы (ст. 4 Закона о  занятости);

2) Право на выбор места  работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства  в другой местности, а также  право на профессиональную деятельность  за пределами территории Российской  Федерации (ст.10 Закона о занятости);

3) Право на бесплатные  консультационные услуги, профессиональную  ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  по направлению органов службы  занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости, где предусмотрен широкий  перечень мер социальной защиты. Государство  гарантирует безработным выплату  пособия по безработице, в том  числе в период временной нетрудоспособности безработного.

 

2.3 Порядок регистрации  безработных граждан в органах  государственной службы занятости

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к  ней и обратившиеся в государственные  учреждения службы занятости населения  в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном  законом порядке.

В целях трудоустройства  осуществляется регистрация безработных  граждан в органах государственной  службы занятости. Основные этапы регистрации  безработных граждан определены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Этот порядок включает четыре этапа:

первичная регистрация безработных  граждан;

регистрация безработных  граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан в  качестве безработных;

перерегистрация безработных  граждан.

При первичной регистрации  от граждан не требуется никаких  документов. Она осуществляется в  целях учета общей численности  безработных. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать  в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине. На практике, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации  имеет консультативное значение.[13]

Регистрация граждан в  целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления  им необходимых документов:

паспорта или иного  документа, удостоверяющего личность;

трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;

документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;

справка о среднем заработке  по последнему месту работы.

Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом  характере и условиях труда или  индивидуальную программу реабилитации инвалидов, выданные в установленном  порядке. Если гражданин не имеет  инвалидности, но имеет другие ограничения  в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), то он должен предоставить соответствующие медицинские  документы.

Органы по вопросам занятости  в течение 10 дней со дня регистрации  гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Гражданину, впервые ищущему  работу и не имеющему профессии, орган  занятости может предложить два варианта получения профессиональной подготовки. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работу дважды.[14]

На каждого гражданина, зарегистрированного в целях  поисках подходящей работы, оформляется  личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в  том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям  для трудоустройства, о направлении  на профессиональное обучение, о приглашении  граждан в органы по вопросам занятости  и других действиях, связанных с  поиском подходящей работы, а также  о согласии (отказе) граждан с  предложениями органов по вопросам занятости.

Регистрация граждан в  качестве безработных осуществляется в срок, установленный органом  занятости, но не позднее чем через 11 дней после регистрации в целях  поиска подходящей работы. При этом гражданин предъявляет те же документы, что и на этапе регистрации  в целях поиска подходящей работы. При необходимости орган занятости  может потребовать дополнительную или уточненную справку о среднем  заработке по последнему месту работы. Датой регистрации гражданина в  качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости  решения о признании его безработным.

Информация о работе Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений