Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
-определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
-характеризуется правовой статус безработного;
-устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика занятости и рудоустройства населения РФ..............................................................................................................................5
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ...............................................5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости..........................................12
1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости............................................................................................14
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ............................................................................................................................19
2.1 Признание граждан безработными и их основные права.......................19
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости..................................................................................................22
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице...................26
Глава 3. Актуальные вопросы законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ............................................................................33
Заключение........................................................................................................40
Список использованной литературы...............................................................42
Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.
В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:
1) активную государственную политику в сфере занятости;
2) пассивную государственную политику в сфере занятости.
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.
В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.
В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.
Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.
Примечательно, что в отношении
отдельных категорий граждан, особо
нуждающихся в социальной защите
на рынке труда, государство принимает
на себя обязательства по созданию
повышенных гарантий в сфере их трудоустройства
(квотирование рабочих мест для инвалидов
и молодежи, создание специальных
программ трудоустройства и др.),
что позволяет говорить об обеспечении
их занятости. Подобные обязательства
государства конкретизируются в
нормативных правовых актах, в том
числе в принимаемых
Государственная политика занятости
как отражение стратегии
Глава 2. Особенности
правового регулирования
2.1 Признание граждан безработными и их основные права
Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.
Безработными признаются
трудоспособные граждане, которые не
имеют работы и заработка, зарегистрированы
в органах службы занятости в
целях поиска подходящей работы, ищут
работу и готовы приступить к ней.
Исходя из законодательно закрепленного
определения, можно выделить следующие
условия признания граждан
1) достижение 16 летнего возраста;
2) отсутствие работы и заработка;
3) регистрация в органах
службы занятости в целях
4) отсутствие подходящей работы;
5) поиск работы самим
безработным и готовность
Безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.[11]
Безработным может быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона «О занятости населения в РФ», то есть работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства, обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.
В качестве заработка не
учитывается выплата выходного
пособия и сохраняемого среднего
заработка гражданам, уволенным
из организаций либо с военной
службы в связи с ликвидацией,
сокращением численности и
Однако не считаются безработными лица: не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу - единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Безработными могут быть признаны только те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Готовность приступить к работе - такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.
Решение о признании гражданина
безработным принимается
Таким образом, государственная
политика в области занятости
основывается на принципах обеспечения
равных возможностей всем трудоспособным
гражданам в реализации права
на труд, обеспечении мер, направленных
на предотвращение безработицы и
т.д. Государственная служба занятости
выступает посредником между
безработными и работодателями, а
основанием возникновения правоотношений
между государственной службой
занятости и безработным
С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:
-правомочия, направленные на реализацию права на труд;
-правомочия, обеспечивающие
социальную поддержку и
Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы.
Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:
1) Право на получение подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);
2) Право на выбор места
работы (ст.8 Закона о занятости),
в том числе возможность
3) Право на бесплатные
консультационные услуги, профессиональную
ориентацию, профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение
Правомочия, обеспечивающие
социальную поддержку и материальную
помощь безработному в период поиска
работы, также закреплены в Законе
о занятости, где предусмотрен широкий
перечень мер социальной защиты. Государство
гарантирует безработным
2.3 Порядок регистрации
безработных граждан в органах
государственной службы
Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.
В целях трудоустройства
осуществляется регистрация безработных
граждан в органах
первичная регистрация безработных граждан;
регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
регистрация граждан в качестве безработных;
перерегистрация безработных граждан.
При первичной регистрации
от граждан не требуется никаких
документов. Она осуществляется в
целях учета общей численности
безработных. При этом предполагается,
что органы занятости должны фиксировать
в регистрационных документах сведения
об обратившемся гражданине. На практике,
как правило, такой учет не ведется,
а процедура первичной
Регистрация граждан в целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления им необходимых документов:
паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;
документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;
справка о среднем заработке по последнему месту работы.
Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалидов, выданные в установленном порядке. Если гражданин не имеет инвалидности, но имеет другие ограничения в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), то он должен предоставить соответствующие медицинские документы.
Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Гражданину, впервые ищущему работу и не имеющему профессии, орган занятости может предложить два варианта получения профессиональной подготовки. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работу дважды.[14]
На каждого гражданина, зарегистрированного в целях поисках подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.
Регистрация граждан в
качестве безработных осуществляется
в срок, установленный органом
занятости, но не позднее чем через
11 дней после регистрации в целях
поиска подходящей работы. При этом
гражданин предъявляет те же документы,
что и на этапе регистрации
в целях поиска подходящей работы.
При необходимости орган
Информация о работе Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений