Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
экономическая безопасность

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 208.84 Кб (Скачать файл)

Объемы потребительского спроса снизились за первые восемь месяцев 2009 г. значительно меньше, чем  другие компоненты валового внутреннего  продукта. Оборот розничной торговли уменьшился на 4,7 %, объем платных  услуг населению – на 3,5 процента. Ожидается, что продолжающееся сокращение потребительского кредитования и неопределенность на рынке труда приведут к стагнации  потребительских расходов до конца  года. В целом в 2009 году оборот розничной  торговли будет на 6 % ниже, чем в 2008 году.

Под влиянием экономического спада и роста безработицы  реальная заработная плата в январе - августе 2009 г. сократилась на 3,3 процента. Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения составило 0,7 % к соответствующему периоду 2008 года. Сказалось повышение пенсий и  социальных выплат, а также эффект увеличения покупки населением валюты в начальный период кризиса. В  целом за 2009 год, по оценке Минэкономразвития  России, реальная заработная плата  снизится по сравнению с предыдущим годом на 4,6 %, снижение реальных располагаемых  денежных доходов населения составит 4,1 процента (Приложение 3).

За январь - август 2009 г. индекс потребительских цен составил 108,1 %, что на 1,6 процентных пункта ниже соответствующего показателя за тот же период предыдущего  года. По состоянию на август 2009 г. оценка инфляции в годовом выражении  снизилась до 11,6 % против 12 % в июле. Такое изменение обусловлено, прежде всего, нарастающими спросовыми ограничениями  населения, а также достаточно жесткой  денежной политикой. Таким образом, во II полугодии 2009 г. инфляция может  быть на уровне 3-3,3 %, что ниже чем  годом ранее (4,2 %) и в целом за год она не превысит 11-12 процентов (Приложении 3).

Экспорт товаров в январе - августе 2009 г. составил 180,9 млрд. долларов США (54,9 % к соответствующему периоду  прошлого года). Снижение стоимостных  объемов связано не только с драматическим  падением экспортных цен, но также с  существенным уменьшением физических объемов поставок по сравнению с 2008 годом. При этом физические объемы экспорта начали восстанавливаться  к середине 2009 г., что обеспечило общее оживление экономики. Во II полугодии ожидается увеличение объемов экспорта, как за счет положительной  ценовой динамики (несмотря на прогнозируемое снижение нефтяных цен), так и за счет дальнейшего наращивания физических поставок сырья. Таким образом, в  целом за год экспорт составит 285 млрд. долларов США (что на 39,6 % ниже 2008 года), при этом снижение физических объемов не превысит 5 % (в I полугодии  – 11,3 процента) [7, с.24].

Сокращение внутреннего  спроса в первой половине года в  наибольшей степени было связано  со снижением спроса на импортные  товары. Импорт товаров в январе - августе составил 114 млрд. долларов США и сократился на 40,4 % по отношению  к соответствующему периоду прошлого года. Во II полугодии ожидается достаточно быстрое увеличение спроса на импорт, прежде всего, в результате возобновления  роста производственных запасов. В  целом за год импорт товаров составит 190,3 млрд. долларов США (снижение к 2008 году на 34,8 процента).

Таким образом, внутренние и  внешние факторы благоприятствуют переходу российской экономики от спада  к оживлению, однако, из-за слабости инвестиционного и потребительского спроса, накопленных финансовых дисбалансов  и высокого уровня безработицы, он не набрал необходимой устойчивости.

2.2 Факторы и  условия социально-экономического  развития РФ в 2010-2012 годах

Последние данные о динамике ВВП крупнейших стран Европы, существенное замедление спада американской экономики  и постепенное формирование тенденции  восстановления промышленности ведущих  стран значительно повысили оптимизм экспертов и международных организаций  по поводу перспектив выхода мировой  экономики из самой глубокой после  Второй мировой войны рецессии.

Все заметнее начал проявляться  эффект от стимулирующих фискальных и монетарных мер, направленных на оживление  спроса и поддержку реального  сектора, в том числе за счет поддержки  автомобильной, авиастроительной и  судостроительной промышленности. Масштабная государственная помощь финансовому  сектору, вплоть до национализации крупнейших банков, позволила приостановить  обвальное сокращение кредитования промышленности. На американском рынке  жилья произошел разворот, во многих странах появляются первые признаки восстановления уровня потребления. Фондовые и сырьевые рынки значительно  выросли с начала года.

Однако глубина спада  и масштабы диспропорций создают  вероятность реализации сценария второй волны кризиса или существенного  замедления темпов восстановления.

В 2010 году темпы роста инфляции по-прежнему будут сдерживаться низким уровнем потребительского спроса. Доходы населения в 2010 году в реальном выражении  сохранятся на уровне прошлого года, в  связи с чем потребительский  спрос будет расти очень медленно (табл. 2.2). Сдерживающее влияние на инфляцию также окажет прогнозируемое снижение мировых цен на зерно урожая 2009 года и ряд других продовольственных  товаров. В связи с этим прогнозируется, что в 2010 году рост потребительских  цен снизится не менее чем до 9-10 процентов.

Таблица 2.2

Структура роста потребительских  цен

 

Прирост цен за период, %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Продовольственные товары

16,6

8,9-9,2

11,1-11,5

8,4-8,6

6,5-6,6

из них,

без учета плодоовощной продукции

17,5

8,8-9,1

11,4-11,8

8,5-8,7

6,6-6,8

Непродовольственные товары

8

10,6-10,8

7,3-7,6

5,8

5,8

Платные услуги населению

15,7

13,5-13,8

11,4-11,7

10,6

9,8

услуги организаций ЖКХ

16,2

20-21

13-14

11-12

9-10

прочие услуги

15,5

10,5-11

9,5-10

9,5-10

9,5-10


К 2012 году ожидается снижение инфляции до 5-7 процентов. В условиях сохранения умеренного роста цен  на сырье на мировых рынках, снижению инфляции будет способствовать значительное замедление роста денежной массы  и потребительских расходов по сравнению  с докризисным ростом. Также ожидается  возобновление тренда на снижение скорости обращения денежной массы по мере повышения доверия к рублю  и склонности населения к сбережению (в том числе в форме банковских депозитов).

Для сдерживания роста  издержек и цен тарифная политика в отношении естественных монополий  в 2010 - 2012 годах будет ужесточена по сравнению с намеченной в докризисный  период. Продолжится работа по развитию конкурентной среды и инфраструктуры торговли, особенно на локальных монополизированных рынках, и повышению эффективности  производителей товаров и услуг, особенно в сельском хозяйстве, в  соответствии с намеченными ранее  антиинфляционными мерами.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа  ее реализации.

Первый этап – до конца 2010 года, характеризующийся постепенным  переходом острой фазы кризиса к  стадии смягчения кризисных явлений  и появлением признаков оздоровления экономики.

На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической  политики, и инструменты таможенно-тарифного  регулирования должны сбалансированно  защищать интересы отечественных производителей и потребителей.

В целях поддержки ключевых, системообразующих отраслей российской экономики (металлургия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, транспорт, аграрный и лесной секторы) предусматривается принятие следующих  мер: оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики за счет повышения  уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые  товары с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных  производителей; поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов; применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально  учитывая при этом интересы производителей и потребителей; гибкое реагирование на потребности производителей и  потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных  таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей; применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер; мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых  мер оперативного реагирования на изменения  конъюнктуры и цен в целях  обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка; использование  специальных инструментов для регулирования  импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты); совершенствование  мер по комплексной системе поддержки  экспорта, в том числе использование  таможенно-тарифных инструментов в  целях повышения конкурентоспособности  отечественного производства как части  комплексной поддержки экспорта в увязке с мерами внутренней политики по поддержке отечественных производителей; создание полномасштабной автоматизированной системы внешнеторгового и рыночного  мониторинга (мониторинг торговых барьеров, антикризисных мер, применяемых  другими государствами, реализация которых может затронуть экономические  интересы российских компаний и, возможно, потребует введения ответных мер).

Вместе с тем принимаемые  меры не должны противоречить долгосрочным задачам в сфере таможенно-тарифного  регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики  и переходу ее на инновационный путь развития, формирование новой, посткризисной  внешнеэкономической специализации, обеспечение доступа отечественных  компаний к передовым технологиям  и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет  расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его  негативных последствий[11, с.15].

Второй этап – 2011 - 2012 годы.

Основные задачи этого  этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской  и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого  экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений.

С 2010 года таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться в новых условиях таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана. Это означает передачу функций применения инструментов регулирования внешней  торговли от национальных органов государств-участников органам управления таможенного  союза.

Таможенно-тарифная политика в 2010 - 2012 годах будет определяться ситуацией в мировой и российской экономике в этот период, задачами хозяйственного развития, реализацией  планов по формированию таможенного  союза, статусом России в ВТО, международными обязательствами России во внешнеэкономической  сфере.

Реализация намеченных приоритетов  таможенно-тарифной политики в среднесрочной  перспективе будет содействовать  решению стратегических задач социально-экономической  политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные  условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса  в глобальной экономике.

2.3 Пути совершенствования  экономической безопасности и  экономического развития России

Стратегической целью  обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий  для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного  противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической  безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и  народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через  систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и  иные организации и объединения.

Государственная стратегия  экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи  с этим некоторые важные положения  государственной деятельности по обеспечению  экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Наиболее важными задачами в обеспечении экономической  безопасности, должны стать:

1.  регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;

2.  дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;

3.  поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;

4.  проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

5.  обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;

6.  достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;

7.  обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

Главная цель экономической  стратегии состоит в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить  на новой основе и с помощью  новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально  иной структуры экономики и образование  промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия  для перелива капитала в новое  русло развития экономики[25, с.41].

Приоритетами экономической  политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010 - 2012 годы) станет реализация антикризисных  мер, а также мер, ориентированных  на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности  экономики страны.

Информация о работе Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения