Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:31, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны
Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
экономическая безопасность
Таким образом, несмотря на опережающие темпы роста физического объема импорта по сравнению с отечественным производством, изменение относительных цен в пользу отечественных товаров и расширение сферы услуг приведут к увеличению доли отечественной продукции в удовлетворении внутреннего спроса. Доля импорта в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса снизится с 47,9 % в 2007 году до 31,4-35,5 % в 2012 году по вариантам 2а и 1а соответственно.
В 2009 - 2012 годах структурные сдвиги в экономике будут определяться повышением доли услуг при некотором понижении доли промышленного производства в ВВП.
Структурные сдвиги со стороны спроса в прогнозный период будут определяться постепенным восстановлением как внутреннего, так и внешнего спроса. При этом внутренний спрос станет главным фактором роста экономики. Динамика внутреннего спроса будет определяться возобновлением, начиная с 2011 года инвестиционной активности при положительных, но более низких темпах потребления.
В 2009 году при сжатии внутреннего спроса положительная динамика чистого экспорта, связанная с сокращением импорта, будет вносить больший вклад в динамику ВВП, чем снижение экспорта.
В 2010 - 2012 годах структурные сдвиги будут определяться опережающим ростом инвестиционного спроса при более низких темпах потребительского спроса, а также снижением удельного веса чистого экспорта в результате роста импорта, опережающего динамику экспорта.
В 2008 году в Российской Федерации
началось сокращение численности трудоспособного
населения. За 2009 - 2012 годы численность
трудоспособного населения
Экономический кризис сократил
спрос на труд. В результате в 2009
году численность занятых в
Сокращение численности
населения в трудоспособном возрасте
явилось своеобразным буфером, смягчающим
давление на рынок труда. Однако общая
численность безработных, рассчитанная
по методологии Международной
В варианте жестких бюджетных ограничений (вариант 1а) умеренное восстановление экономики после кризиса определяет более низкие показатели занятости, которая в 2012 году прогнозируется на уровне 66,5 млн. человек, а уровень безработицы снизится лишь до 8,7 % экономически активного населения (6,3 млн. человек).
В случае более высоких темпов экономического роста (по варианту 2b) к 2012 году в экономике будет занято 67 млн. человек. Улучшится ситуация и с безработицей. Общая численность безработных будет иметь тенденцию к снижению, в результате чего в 2012 году безработных граждан в Российской Федерации останется не более 5,8 млн. человек, или 8 % экономически активного населения (Приложение 7).
Потеря гражданами работы
и заработка (дохода) ведет к росту
обращений в органы службы занятости
в целях поиска подходящей работы
граждан, уволенных из организаций
в связи с сокращением
Медленное восстановление экономики и, как следствие, низкий спрос на труд в варианте 1а будут способствовать росту регистрируемой безработицы в 2010 году до 2,6 млн. человек, в 2011 году – до 2,5 млн. человек, в 2012 году – до 2,3 млн. человек[25, с.51].
В варианте 2а выделение
бюджетных ассигнований на реализацию
дополнительных мер поддержки рынка
труда в объеме на уровне 2009 года
позволит сохранить занятость
Выделение субсидий предусмотрено
на реализацию региональных программ,
предусматривающих следующие
После значительного сокращения доходов населения в 2009 году их восстановление будет идти умеренными темпами. За 2010 - 2012 годы реальная заработная плата вырастет на 4,9 %, реальные располагаемые денежные доходы населения – на 7,3 процента.
Претерпит сильные изменения структура доходов населения. Доля доходов занятых и прочих доходов населения будет снижаться на фоне роста доли социальных трансфертов. Это обусловлено проведением в 2010 году мероприятий, направленных на увеличение пенсионного обеспечения граждан.
Рис. 2.1. – Структура доходов населения РФ
В варианте 1а доля социальных
трансфертов будет выше из-за низких
темпов роста заработной платы (за 2010
- 2012 годы реальная заработная плата
вырастет всего на 0,8 процента). В
целом, реальные располагаемые денежные
доходы населения за 2010 - 2012 годы вырастут
на 3,6 процента. Более динамичное восстановление
экономики по варианту 2b позволит достичь
и более высоких темпов роста
доходов населения. За 2010 - 2012 годы реальные
доходы населения вырастут на 9,2 %, а
реальная заработная плата – на
6,3 процента. В прогнозный период тенденции
в области оплаты труда будут
определяться условиями развития и
преодоления финансового
Понижающим фактором для динамики заработной платы в среднесрочный период также будет являться существенное превышение предложения рабочей силы над спросом на рынке труда. Сохраняющийся относительно высокий уровень просроченной задолженности по заработной плате является еще одним фактором, сдерживающим рост заработной платы, так как появляющиеся на предприятиях ресурсы в первую очередь должны направляться на погашение указанной задолженности.
На сдерживание роста
заработной платы будет оказывать
влияние увеличение налоговой нагрузки
на фонд оплаты труда, предусматриваемое
с 2011 года. По мере стабилизации экономики
в 2011 и 2012 годах ожидается восстановление
тенденции роста заработной платы.
При этом оптимизация издержек производства
на оплату труда должна сопровождаться
более эффективным
Однако даже с учетом этих
мер соотношение заработной платы
работников бюджетной сферы и
в целом по экономике к 2012 году
по сравнению с докризисным 2007 годом
ухудшится[25, с.53]. Такая ситуация в
оплате труда бюджетного сектора
экономики негативно
Вместе с тем повышение среднемесячной заработной платы возможно за счет экономии фондов оплаты труда в случае оптимизации сети бюджетных учреждений и сокращения численности их работников.
Следует учитывать, что выплата
заработной платы работникам бюджетной
сферы обеспечивается как за счет
средств бюджетов, так и внебюджетных
средств, а также средств, полученных
от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности. Недостаток финансовых
средств организаций из-за неблагоприятной
экономической конъюнктуры
В варианте 1а в целях
оптимизации расходов бюджета предполагается
замораживание номинального фонда
оплаты труда работников федеральных
бюджетных учреждений. В случае реализации
этого сценария реальный рост заработной
платы в бюджетном секторе
может быть обеспечен лишь в 2012 году
и только за счет сокращения численности
работников. Это еще больше увеличит
разрыв в уровне оплаты труда между
бюджетным и корпоративным
С учетом кризисных явлений
в стране в 2010 году не предполагается
увеличение минимального размера оплаты
труда. В условиях кризиса, характеризующегося
нестабильностью деятельности ряда
отраслей экономики, спадом производства,
снижением спроса на выпускаемую
продукцию, обострилась проблема с
выплатой заработной платы работникам,
получила широкое распространение
неполная занятость. Повышение минимального
размера оплаты труда обострит ситуацию
в крупных и средних
Кроме того, в связи с предполагаемым увеличением минимального размера оплаты труда возрастет нагрузка на бюджеты всех уровней.
Возможность индексации минимального размера оплаты труда в 2011 - 2012 годах будет рассматриваться по итогам 2010 года (Приложение 9).
В условиях умеренного роста
доходов будут происходить
Структура товарооборота
будет ориентирована на более
дешевые продукты и товары и на
сокращение приобретения товаров длительного
пользования. В структуре расходов
домашних хозяйств на платные услуги,
большая часть расходов будет
приходиться на оплату «обязательных»
видов услуг, таких как жилищно-
В результате значительного оттока средств с вкладов населения в конце прошлого года весомо снизилась склонность к сбережению. Постепенное укрепление доверия к банкам и стабилизация ситуации на валютном рынке будут способствовать росту склонности населения к сбережению в 2009 году. В то же время, стремление сохранить привычный уровень потребления будет сдерживать рост склонности к сбережениям, которая сохранится на уровне, близком к 13 процентам. Вариант 1а предполагает дальнейшее снижение склонности к сбережению в результате более низкого уровня доходов (Приложение 11).
Рост экономики и усиление социальной направленности бюджетных расходов будет способствовать превышению уровня потребительских расходов в 2012 году над уровнем предкризисного периода. В то же время инвестиции и промышленное производство не достигнут к 2012 году своего предкризисного уровня, энергоемкость может не превысить уровня 2008 года, а производительность труда вырастет за 4 года всего на 3 % по сравнению с предкризисным максимумом.
Тем не менее, у российской экономики есть потенциал более интенсивного подъема по сравнению с базовым бюджетным вариантом и он зависит не только от уровня мировых цен на нефть, а прежде всего от темпов повышения эффективности и улучшения инвестиционного климата.
Ведущие экономисты полагают,
что если принимаемые в различных
странах правительственные
Важные для внешней торговли России последствия кризиса заключаются в падении цен на основные экспортные товары из-за значительного ослабления глобального спроса и постоянно ухудшающихся экономических перспектив, а также уменьшении внутреннего спроса.
Конкурентоспособность российского
экспорта готовой продукции и
полуфабрикатов в огромной степени
опиралась на дешевизну используемого
отечественного сырья, в первую очередь,
энергетического. Снижение мировых
цен на сырье существенно уменьшает
или даже полностью сводит на нет
указанное преимущество. В результате
может произойти ухудшение
Информация о работе Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения