Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
экономическая безопасность

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 208.84 Кб (Скачать файл)

К основным приоритетам следует  отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться  курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики  на инновационный тип развития в  соответствии с Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и  Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года. К ним относятся  развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования  экономической деятельности.

Экономическое развитие России в предстоящий период будет формироваться  под влиянием следующих факторов:

– скорость выхода мировой  экономики из кризиса и динамика цен на основные сырьевые ресурсы;

– степень адаптации российских компаний и банков к кризису и  повышение их конкурентоспособности, а также динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний;

– эффективность реализации мер государственной антикризисной  политики, а также мероприятий  по модернизации экономики.

При сохранении умеренно низкой динамики цен на нефть в пределах 58-60 долларов США за баррель рост ВВП в 2010 году прогнозируется на уровне 0,9-1,6 %, в 2011 году – 1,1-3 %, в 2012 году – 3,1-4,3 процента. Достижение верхней границы  соответствует варианту 2а прогноза и предполагает высокую результативность мер государственной экономической  политики, а также повышение эффективности  функционирования российских компаний.

В прогнозный период произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.

Фактор внешнеэкономической  конъюнктуры, выражающийся в росте  доходов от экспорта и в значительной степени определявший высокие темпы  роста российской экономики в 2004 - 2007 годах, будет иметь меньшее  значение для восстановления после  кризиса.

В 2010 - 2012 годах, с учетом восстановления положительной динамики роста цен  на нефть и физических объемов  экспорта, данный фактор будет определять лишь 0,7-0,9 процентных пункта прироста ВВП.

Ослабление влияния внешних  факторов отражает тенденцию замедления темпов прироста физических объемов  экспорта от 1% до 3 % в прогнозный период при относительно стабильных мировых  ценах на нефть (в реальном выражении  в базовом бюджетном варианте). Таким образом, в отличие от прошлых  лет рост экономики будет опережать  динамику экспорта за счет увеличения вклада внутренних факторов.

Внутренние факторы, начиная  с 2011 года, все в большей степени  будут определять как уровень, так  и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно  возрастает роль инвестиционного климата  и государственной экономической  политики.

В варианте 1а жесткие внешнеэкономические  условия не компенсируются соответствующим  улучшением качества экономического роста, требующего существенного повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики, а также усиления инвестиционной составляющей.

Умеренно-оптимистичный сценарий (вариант 2а) в отличие от варианта 1а предполагает:

Первое – более активная реализация компаниями мероприятий  по повышению конкурентоспособности  своей продукции, снижению издержек, внедрению эффективных технологий, завоеванию рынков и участию в  совместных с государством инновационных  и структурных проектах. При этом повышение конкурентоспособности  будет выражаться в более высоких  темпах роста частных инвестиций, более динамичном наращивании экспорта, особенно обрабатывающей продукции, и  относительно более успешном импортозамещении.

Второе – формирование элементов национальной инновационной  системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.

Третье – проведение более  активной социальной политики (в том  числе в бюджетном секторе) в 2011 - 2012 годах, что будет сдерживать увеличение дифференциации доходов.

Четвертое – повышение  эффективности использования государственных  инвестиций для развития энергетической и транспортной инфраструктуры, реализации высокоэффективных инновационных  проектов и приоритетных отраслевых стратегий и программ.

В целом, общий рост инвестиций (в том числе в развитие инфраструктуры) обеспечит 0,5 процентных пункта дополнительного  прироста ВВП в 2010 году и до 1,1 процентных пункта в 2011 году.

Определенный вклад в  повышение спроса окажет и более  высокий рост доходов населения, прогнозируемый по варианту 2а. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики  будет обеспечено 0,1-0,2 процентных пункта прироста ВВП в 2011 - 2012 годах(Приложение 4).

Важнейшим условием повышения  эффективности функционирования экономики  является увеличение вложений в развитие инновационной системы России и в человеческий капитал.

Объем инвестиций в инновационный  сектор экономики

в 2002 - 2008 годах увеличился к предшествующему семилетнему  периоду (1995 - 2001 годы) в 1,75 раза. Вместе с тем, с 2008 года темп роста инвестиций в инновационный сектор резко  замедлился. В результате вклад инновационного сектора в экономический рост, достигший максимума в 2007 - 2008 годах (1-1,1 процентных пункта ВВП), в 2009 году составил только 0,6 процентных пункта валового внутреннего продукта[25, с.46].

Таким образом, за счет повышения  эффективности экономики в результате внедрения инноваций и технологий, а также роста инвестиций в  инновационный сектор может быть дополнительно обеспечено 0,5-0,6 процентных пункта прироста ВВП в 2011 - 2012 годах  по сравнению с 2009 годом.

Одним из основных условий  реализации варианта 2а является повышение  доступности кредитных ресурсов и рост реальных объемов кредитования. В 2010 году прогнозируется увеличение кредитования нефинансовых организаций и населения  не менее чем на 13 %, в 2011 году –  на 15-17 %, в 2012 году – на 25-27 процентов. Рост банковского кредитования будет  зависеть не только от увеличения ресурсной  базы банков (депозитов населения, дополнительной капитализации и внешних заимствований), но и от снижения рисков кредитования за счет предоставления государственных  гарантий и точечной расчистки «плохих  долгов» (особенно в авиакосмическом  секторе, оборонном комплексе и  автомобилестроении). Расширение активности банковского сектора и снижение процентных ставок является одним из важнейших факторов восстановления инвестиционной активности.

Вариант 1а характеризуется  нарастанием дисбаланса между банковским и реальным секторами экономики. Рост банковского кредита в 2010 году в этом варианте оценивается на уровне 9-10 %, что в реальном выражении (с  учетом инфляции) является продолжением кредитного сжатия (или стагнацией). В 2011 - 2012 годах кредитование нефинансовых организаций и населения увеличится на 13-14 % и 18-20 % соответственно.

Принимая во внимание возможные  различия в темпах восстановления мировой  экономики, варианты реализации монетарной политики развитых стран, определяющих привлекательность нефтяных контрактов в качестве инвестиционного актива, и различную динамику спроса на углеводороды на мировом рынке, наряду с основным вариантом, рассмотрен вариант с  более высокой ценой на нефть (вариант 2b).

Вариант 2b характеризуется  достаточно благоприятной внешнеэкономической  конъюнктурой – цена на нефть в 2010 году будет на 10 долларов выше базового варианта и составит 68 долларов США  за баррель, в 2011 году цена может быть на 15 долларов выше цены базового варианта и составит 74 долларов США за баррель, в 2012 году цена может подняться до 81 доллара США за баррель, или  на 21 доллар выше, чем в варианте 2а.

Такая благоприятная ценовая  динамика позволит повысить темпы роста  ВВП в 2010 году на 1,4 процентных пункта, т.е. до 3 процентных пунктов. В 2011 и 2012 годах  рост экономики по сравнению с  вариантом 2а будет выше на 0,6 процентных пункта, и составит, соответственно, 3,6 и 4,9 процента.

Дополнительный импульс, связанный с более высокими ценами на нефть, увеличит темпы роста инвестиций на 1,6-3,5 процентных пункта и доходов  населения на 0,3-1 процентный пункт (Приложение 5).

Объемы внешней торговли в 2010 - 2012 годах не достигнут уровня 2008 года, положительное сальдо торгового  баланса к 2012 году сократится до 97,4 млрд. долларов США против 179,7 млрд. долларов США в 2008 году.

Экспорт товаров 2010 - 2012 годах  достигнет 306-329 млрд. долларов США. При  этом физический прирост экспорта будет  составлять 1-3 % в год. Наиболее значительно  к 2012 году по сравнению с 2009 годом  увеличится экспорт сырьевой продукции  и продовольственных товаров, металлов, удобрений и древесины.

После сокращения в 2009 году номинальный  экспорт товаров топливно-энергетического  комплекса при умеренном росте  цен в среднем на 2,3 % в год  и физических объемов на 1,6 % в  год несколько увеличится, однако удельный вес топливно-энергетических товаров в структуре российского  экспорта к 2012 году будет оставаться значительно ниже уровня 2008 года (61,3 % против 66,3 % в 2008 году). Доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре  экспорта в 2010 - 2012 годах останется  практически на уровне

2008 - 2009 годов, продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья увеличится с 2 % в 2008 году  до 4 % к 2012 году, металлов и изделий  из них – с 11,7 % до 14 %, продукции  химической промышленности –  с 6,5 % до 7 процентов.

Импорт товаров прогнозируется в 2012 году на уровне 231,4 млрд. долларов США. В период 2010 - 2012 годов номинальный  импорт будет умеренно прирастать на 5-8 % в год (в 2004 - 2008 годах указанный  прирост составлял более 31 процента). При этом физический прирост импорта  будет составлять 4-7 %, а цен – 0,5-1,2 процента. В структуре импорта  доля потребительской продукции  снизится с 40,7 % в 2009 году до 38 % в 2012 году, доля инвестиционных товаров вырастет с 23,7 % до 25,5 %, товаров промежуточного использования – с 35,6 % до 36,5 процента.

В 2010 году основным фактором оживления спроса будет оставаться рост экспорта, прежде всего, топливно-энергетических ресурсов, а также постепенное  восстановление производственных запасов. Прирост ВВП при этом составит не более 1-1,6 % в зависимости от сценария развития.

Возобновление роста мировых  цен на основные товары российского  экспорта в 2010 - 2012 годах не компенсирует их 1,5-2-кратного снижения в 2009 году. Это  приведет к сокращению доли экспорта в ВВП с 31 % в 2008 году до 25,8-26,3 % в  вариантах 2а и 1а, соответственно, в 2012 году.

С 2011 года по мере восстановления инвестиционной активности определяющим фактором станет внутренний спрос. Рост инвестиционных расходов, поддерживаемый ростом кредита, и возобновление  потребительской активности будут  определять увеличение прироста ВВП  в 2011 - 2012 годах до 3-4,3 процентов (Приложение 6).

Внутренний спрос в  реальном выражении в варианте 2а  в 2010 году увеличится на 2,1 %, прежде всего  за счет восстановления производственных запасов, в 2011 - 2012 годах – до 4,5-5,6 % за год. В варианте 1а прирост  внутреннего спроса не превысит 1,5 % в 2010 году и 2,2-4,3 % в 2011 - 2012 годах.

В 2010 году возможен более  быстрый восстанавливающий темп импорта. В последующие годы, по мере повышения конкурентоспособности  отечественных товаров и услуг, внутренний спрос будет в большей  степени ориентирован на них.

Предполагается, что процессы импортозамещения будут более интенсивно происходить на потребительском, чем  на инвестиционном рынке.

Кроме того, прогнозируется сокращение доли импорта в потреблении  бытовой техники (телевизоры, холодильники, стиральные машины) и автомобилей. Доля импорта легковых автомобилей в  ресурсах внутреннего рынка снизится с 63 % в 2008 году до 47 % в 2012 году.

Сокращение импорта в 2009 году пришлось, прежде всего, на товары инвестиционного спроса и промежуточного потребления. При этом возобновление  роста импорта в 2010 - 2012 годах будет  также связано с ростом спроса на эти две группы товаров. Опережающий  рост внутренних инвестиций обеспечит  спрос на высокотехнологичный импорт машин, оборудования и транспортных средств, а восстановление производственных запасов и рост сборочных производств  возобновят спрос на импортируемые  промежуточные товары. При этом провал в 2009 году определит общее сокращение инвестиционного импорта в 2012 году по отношению к 2008 году на 27 процентов[25, с.49].

Потребительский импорт в  еще большей степени будет  ограничен переориентацией спроса на отечественную продукцию. Его  рост не будет опережать рост оборота  розничной торговли и, несмотря на то, что в целом розничная торговля к 2012 году превысит уровень 2008 года, объем  импорта потребительских товаров  будет более чем на 20 % ниже предкризисного уровня. Такой сценарий может реализоваться  только при условии соответствующего повышения конкурентоспособности  отечественных товаров, сдерживания  укрепления курса рубля (реальный эффективный  курс в 2012 году не превысит докризисного уровня), а также избирательного сохранения части введенных антикризисных  мер по защите внутреннего рынка.

Информация о работе Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения