Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
экономическая безопасность

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 208.84 Кб (Скачать файл)

Ввиду сложившейся в текущем  году низкой конъюнктурой на мировом  рынке нефти и нефтепродуктов, ожидается, что стоимостной объем  российского экспорта нефтепродуктов значительно снизится, при этом физический объем увеличится приблизительно на 4 процента.

Российский импорт нефтепродуктов очень мал в натуральном выражении  и составляет менее 0,5 % от их потребления  на внутреннем рынке.

В 2009 году на развитие российского  экспорта газа оказывает влияние  ряд негативных факторов: традиционные трудности с транзитом газа через  территорию Белоруссии и, особенно, Украины, обострившиеся в начале года; инерционная  динамика цен на газ по сравнению  с нефтью; экономический спад в  странах Европы; проблемы с платежеспособностью  стран СНГ.

При сохранении действующих  тенденций в российской газодобыче, темпов освоения новых месторождений  и строительства экспортной инфраструктуры, экспорт в страны дальнего зарубежья, согласно прогнозу, существенно возрастет  в 2010 году, прежде всего благодаря  восстановившемуся паритету цен  на нефть и газ. В 2011 и 2012 годах  рост поставок составит 3,6 % и 7,5 % соответственно. Экспорт газа в страны СНГ в 2010 - 2012 годах будет достаточно стабильным, на уровне, близком к оценке на 2009 года[25, с.55].

В случае более быстрого выхода из кризиса европейских государств и стран СНГ, возможности ОАО  «Газпром» и независимых российских производителей газа позволят полностью  удовлетворить возникший в этом случае дополнительный спрос на газ.

Перспективы российского  экспорта черных металлов во многом определяются характером и динамикой выхода из кризиса мировой экономики в  целом. Вероятность затягивания  выхода из кризиса мировой экономики  предопределяет инерционно-депрессивный сценарий развития российского экспорта и импорта стальной продукции. При  таком варианте развития российский экспорт железорудного сырья, стальных полуфабрикатов, листового проката, после частичного восстановления объемов  поставок в 2010 - 2012 годах по отношению  к показателям наиболее острой фазы кризиса в конце 2008 - начале 2009 годов, в течение продолжительного периода (вплоть до 2020 года) будет стагнировать как по физическим объемам, так и  по структуре. При этом ценовые параметры  российского экспорта стали (с учетом инфляции) не достигнут максимального  уровня 2008 года в течение всего  горизонта прогнозирования.

Оптимистический сценарий развития российского экспорта продукции  черной металлургии, который может  быть реализован при восстановлении мировой экономики, также не позволяет  ожидать быстрого роста объемов  поставок и экспортных цен (поскольку  «спекулятивная» составляющая будет  надолго исключена). Ожидается, что  при данном сценарии после восстановления за 2-3 года объемов экспорта до предкризисных  значений, они будут в дальнейшем лишь поддерживаться на этом уровне. Лишь по некоторым позициям (при благоприятной  конъюнктуре мирового рынка) может  быть достигнута более существенная динамика по железорудному сырью, листовому  прокату, трубной продукции. Экспортные цены, даже с учетом несомненного снижения реальной покупательной способности  американского доллара выйдут на уровень 2007 - 2008 годов лишь через  два десятилетия, что обуславливает  весьма ограниченный рост доходов от экспорта металлургической продукции  на перспективу.

Исходя из тенденций развития мирового рынка, можно предположить, что Российская Федерация сохранит свою нишу в мировой торговле цветными металлами, хотя относительная доля ее участия в мировой торговле металлами может снизиться. Наиболее перспективными экономическими партнерами России останутся страны ЕС.

Проблемы, с которыми сталкиваются российские металлургические предприятия, связаны как со становлением в  стране рыночной экономики и ее зависимостью от мировых экономических циклов, так и с форсированным поиском  компаниями своей ниши в отрасли  и объективной недостаточностью сырьевой базы и инвестиций. Важна  государственная поддержка этой стратегической отрасли.

Наличие развитых производственных мощностей по выпуску алюминия, невысокий  текущий уровень внутреннего  потребления алюминиевой продукции, возможности по снижению издержек на оплату труда, управленческий персонал, сырье, а также высокая вероятность  господдержки для отрасли, создают  хорошие предпосылки для наращивания  экспорта алюминия, алюминиевых сплавов  и изделий из алюминия. После значительного  снижения в 2009 году прогнозируется в 2010 - 2012 годах умеренный рост физических объемов экспорта необработанного  алюминия и изделий из него на уровне 2 % в год.

Вследствие мирового финансово-экономического кризиса на мировых рынках было отмечено сокращение спроса на металлы, а также  основную металлургическую продукцию  – в том числе медную.

Разразившийся глобальный финансово-экономический  кризис привел к снижению объемов  потребления минеральных удобрений  как на внешних, так и на внутреннем рынках и значительно изменил  конъюнктуру мирового рынка уже  в 2008 году. Указанные негативные тенденции  привели к резкому снижению производства удобрений, а в ряде случаев –  к полной остановке предприятий, что в конечном счете обусловило снижение темпов роста мировой торговли минеральными удобрениями и российского  экспорта.

В этом году под влиянием глобального кризиса значительно  ухудшились экспортные возможности  российских производителей из-за снижения выпуска данной продукции и падения  спроса на внешних рынках. В последующие  годы после прохождения острой фазы кризиса можно ожидать медленного восстановления положительной динамики российского экспорта.

В течение последнего десятилетия  мировой рынок лесоматериалов характеризовался ростом объемов производства, потребления  и международной торговли, однако в настоящее время состояние  конъюнктуры мирового рынка лесоматериалов нестабильно и формируется под  влиянием ряда долгосрочных и краткосрочных  факторов.

Важнейшим обстоятельством, непосредственно воздействующим на ситуацию на мировом рынке лесных товаров, является дальнейшее углубление мирового финансового и экономического кризиса. Это обстоятельство, связанное  с развитием кризисных явлений  в мировой экономике, является на сегодняшний день одним из главных  факторов, определяющих развитие рынка, причем не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

Динамика мирового потребления  продовольствия в значительной степени  связана с темпами экономического роста. Вызванное финансово-экономическим  кризисом замедление этих темпов привело  к формированию аналогичной тенденции  в потреблении. Начала меняться и  структура потребления продовольствия (в пользу его более дешевых  видов), особенно в развивающихся  странах, где на указанные цели расходуется  около 50 % доходов.

Обесценивание национальных валют по отношению к основным мировым валютам привело к  росту внутренних цен на продовольствие во многих странах и, как следствие, соответствующей корректировке  спроса. По той же причине увеличились  издержки в отраслях пищевой промышленности, в стоимости продукции которых  велика импортная составляющая, что  привело к снижению эффективности  производства.

В подавляющем большинстве  случаев темпы роста экспорта и импорта сельскохозяйственного  сырья и продовольствия замедлились, при этом следует отметить, что  в структуре международной зерновой торговли указанная тенденция отмечалась прежде всего в торговле его кормовыми  видами – кукурузой, сорго, овсом  и рожью. Торговля пшеницей напротив существенно увеличилась относительно уровня 2007 - 2008 годов благодаря большому объему ресурсов и снижению цен. Однако на 2009 - 2010 годы прогнозируется резкое сокращение экспорта пшеницы. Для международной  торговли растительными маслами  характерно увеличение в ней доли относительно дешевого пальмового масла. Часто при сохранении или даже увеличении объемов отгрузок сельхозсырья и продовольствия отмечается достаточно заметное снижение их стоимости.

В 2009 - 2010 годах можно ожидать  возобновления роста цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары, возможны колебания цен, однако их резкого  роста, за небольшими исключениями, по-видимому, не произойдет. Что касается более  отдаленной перспективы, то, по мере преодоления  последствий кризиса, ситуация на мировом  рынке сельскохозяйственной продукции  начнет стабилизироваться. Цены, хотя и продолжат постепенно повышаться, скорее всего, не станут слишком высокими. Определяющим динамику цен фактором станет изменение стоимости минерального топлива.

В настоящее время российская экономика, а с нею вместе сельское хозяйство и пищевая промышленность переживают те же последствия кризиса, что и экономики многих других стран – широкомасштабный вывоз  капитала (можно исключить), высокий  уровень инфляции, увеличение безработицы, заметное снижение объема ВВП.

Как и прежде, сальдо торгового  баланса в торговле России со странами СНГ складывается положительным  и в январе - июле 2009 г. составило 12,6 млрд. долларов США против 21,2 млрд. долларов США в январе - июле 2008 года.

С большой долей вероятности  можно говорить о затяжном характере  экономического кризиса и сохранении негативных тенденций в текущем  году, что дает основания прогнозировать значительное (до 40 %) по сравнению с 2008 годом снижение товарооборота  в 2009 году. Постепенный рост объемов  взаимной торговли возобновится в конце 2010 года с тенденцией на устойчивую положительную динамику в последующие  годы, когда другие страны и регионы мира, включая страны Содружества, постепенно начнут выходить из кризиса.

В 2010 году ожидается увеличение товарооборота, которое согласно базовому сценарию может составить 7 процентов. Восстановление положительной динамики позволит ожидать в 2011 - 2012 годах  темпов роста 6-7 %, хотя из-за резкого  сокращения в 2009 году показатели экспорта и импорта в 2012 году еще будут  отставать от высоких значений 2008 года, достигнутых в период высоких  темпов экономического развития стран  Содружества.

В сфере борьбы с криминализацией  экономики необходимо активизировать противодействие организованной преступности, в том числе пресечение деятельности международных преступных группировок. Должны быть приняты меры, обеспечивающие, в первую очередь, отражение угроз  экономической преступности, наносящей  ущерб социальной стабильности общества, экономике, интересам государства  во внешнеэкономической деятельности.

Крупные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Совершенствование системы управления экономикой требует четкого определения  задач разных уровней и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти и субъектов  Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти.

Для поддержания экономической  безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:

- создание нормативно-правового  пространства, новых институтов  управления и осуществление институциональных  преобразований;

- разработку механизма  разрешения спорных вопросов  и конфликтных ситуаций, возникающих  в сфере экономических отношений  между федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;

- гармоничное развитие  экономических и политических  отношений со странами ближнего  и дальнего зарубежья с учетом  взаимных интересов и обеспечения  экономической безопасности России;

- укрепление государственной  власти, повышение доверия к ее  институтам, а также рационализацию  механизмов выработки и формирования  экономической политики.

Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических  и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в  себя следующие элементы:

- бъективный и всесторонний  мониторинг экономики и общества  в целях выявления и прогнозирования  внутренних и внешних угроз  экономической безопасности;

- выработку пороговых,  предельно допустимых значений  социально-экономических показателей,  несоблюдение которых приводит  к нестабильности и социальным  конфликтам;

- деятельность государства  по выявлению и предупреждению  внутренних и внешних угроз  безопасности экономики.

Важнейшим элементом механизма  обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном  социально-политическом положении  России[22, с.41].

Основные направления  этой деятельности следующие. Во-первых, выявление случаев, когда фактические  или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых  значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных  мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую  безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе  социально-экономического развития Российской Федерации. Во-вторых, организация работы по реализации комплекса мер с  целью преодоления или недопущения  возникновения угроз экономической  безопасности страны.

Совет безопасности РФ рассматривает  концепцию федерального бюджета  с точки зрения обеспечения экономической  безопасности государства. Правительство  координирует работу федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации необходимых мер, в том числе  по подготовке законодательных и  иных нормативных актов. В-третьих, экспертиза принимаемых решений  по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.

Информация о работе Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения