Экономическая история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:53, курс лекций

Краткое описание

Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.

Содержание

Тема 1. Предмет экономической истории. 1
Тема 2. Экономика и социальная жизнь первобытного общества 5
Тема 3. Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока 6
Тема 4. Экономическое и социальное развитие Древней Греции. 9
Тема 5. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима. 11
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.) 13
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени. 17
Тема 8. Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века) 23
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.) 26
Тема 10. Индустриальный капитализм (1870-1919 гг.) 29
Тема 11. Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.) 33
Тема 12. Экономическое развитие после Второй мировой войны 37

Вложенные файлы: 7 файлов

Основы региональной экономики.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

вопросы регион. экон. (2).doc

— 29.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

лекции по экономической истории.doc

— 265.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

концептуальный подход.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Региональный менеджмент.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

Региональный менеджмент – это  отрасль экономической науки, занимающаяся изучением экономических и социальных факторов и явлений, которые обуславливают  функционирование хозяйства регионов, а также разработкой форм и  методов управления этими процессами.

В зависимости от уровня управленческого обобщения можно составить следующую «таксономическую пирамиду»: 1) домохозяйства, 2) организации (фирмы), 3) муниципалитеты, 4) микрорегионы, 5) регионы, 6) экономические районы, 7) макрорегионы, 8) государства, 9) супермакрорегионы.

Для осуществления функций регионального  менеджмента необходимо разделение страны на определенные территории. Такое  деление предполагает предоставление органам (единоличным или коллегиальным) определенной управленческой самостоятельности (автономности) на вверенной территории, поскольку это освобождает центр от мелких функций, позволяя ему сосредоточиться на общенациональных проблемах. Кроме того, управленческая автономность придает территориальным органам больше заинтересованности в творческом хозяйствовании, стремлении к получению высоких доходов (результатов), часть которых можно расходовать по своему усмотрению. Экономико-административная история России указывает на различные формы внутригосударственного деления территорий и способы управления ими.

В целях обеспечения  управляемости крупным территориальным  образованием на основе, с одной  стороны, использования механизмов самодостаточности регионального  общественного воспроизводства, с  другой – административно-экономического принуждения к исполнению определенных государственных повинностей (издержек), практикуется административно-территориальное деление страны.

Первым опытом регионального хозяйственного управления в России можно считать  работы и практические действия Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина (1605-1680).

Системная регионализация управления в России была начата в период царствования Петра I и приобрела практически оформленный вид в годы правления Екатерины II.

К числу коренных преобразований в  системе территориального управления можно отнести издание в 1864 году  «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», а также утверждение Александром II в 1870 году Городского положения. Эти документы обеспечили формирование и относительно самостоятельное функционирование на территориях органов представительной власти и управления, развитие  местной инициативы в хозяйствовании.

В основу районирования Советского периода были положены прежде всего  национальный, а также территориально-природный  и экономический принципы.

Проведение разгосударствления собственности и либерализации цен, принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, а также ряда других документов поставили региональные органы в качественно новые условия и придали им иной статус в управлении территориями.

Территориальная организация хозяйства  страны представляет собой формирование определенных территориально-экономических  пропорций для обеспечения устойчивого  функционирования национальной экономики. Ее основу составляют вертикальные линии  общегосударственной отраслевой специализации, а также многоотраслевые региональные территориально-хозяйственные образования.

Устойчивость подобной ортодоксальной структуры национальной экономики  может быть обеспечена путем поддержания  оптимальных пропорций между  отраслевым и территориальным факторами общественного воспроизводства.

 

Типы регионов

В соответствии с хозяйствеyной структурой и формой организации регионы делятся на :

  1. многоотраслевые
  2. промышленные
  3. аграрно-промышленные
  4. трудоизбыточные
  5. с особым режимом хозяйствования

Региональный менеджмент осуществляется на конкретной территории, содержащей множество различных  формирований с соответствующими административно-управленческими  структурами. Их построение и организация  целенаправленного функционирования составляют основу регионального администрирования.

Высокая степень обусловленности  территориального администрирования  со стороны политических приоритетов  и является первой отличительной чертой регионального менеджмента.

Тем не менее, существуют универсальные  территориально-управленческие структуры и механизмы их функционирования, которые  в меньшей степени подвержены влиянию политических институтов. В различных эшелонах власти известна поговорка : «вожди приходят и уходят, а аппарат остается». Такая живучесть аппарата является не столько достатком, сколько его достоинством.

Устойчивость аппарата обеспечивается его системностью. Это позволяет  ему непрерывно управлять территориальными процессами независимо от политических перестановок.

На формировании системы уходят годы, и изменить ее можно ( если, конечно, не взрывать) только путем длительного систематического воздействия. Ведь хороша уже тем, что она – система. Система позволяет минимизировать затраты на анализ ситуации и принятие управленческих решений, оперативно вовлекать значительные ресурсы в достижение поставленной цели. Она же своевременно предупреждает о нежелательных последствиях предпринимаемых мероприятий. Система предоставляет возможность прогнозировать реакцию на конкретные управленческие действия, осуществлять управленческий мониторинг.

Все это требует от каждого участника  системы управления (от рядового исполнителя  до высшего руководителя) уважительного  к ней отношения. В противном  случае получится результат согласно притче : « аппарат пережевал своего предводителя».( И это логично: кому нужен ездовой, не умеющий управиться с экипажем?) В числе жизненно важных качеств для руководителя следует выделить умение чувствовать и понимать аппарат, быть его неформальным лидером.

Эффективная структура аппарата и  четкая организация прохождения управленческих команд являются залогом успешного управления социально-экономическими процессами на подведомственных территориях.

В отличие от административно-управленческого  аппарата хозяйственных (экономических) организаций (заводов, строек, учебных заведений, транспортных и сельскохозяйственных предприятий и т.п.) аппарат региональных и муниципальных органов менее стабилен по структуре и составу. Систематические реорганизации аппарата территориальных органов являются нормой жизни. В этих перестановках имеются и плюсы, и минусы. Высокая изменчивость структуры и кадрового состава аппарата территориальных органов является второй отличительной чертой регионального менеджмента. Изменчивость обеспечивает аппарату адаптивность управляемой системе, постоянный приток новых идей и их исполнителей. Такой динамизм состава аппарата поддерживает его авангардные позиции в обществе и высокую энергетику при разработке и осуществлении территориальных программ.

Практика показывает, что в тех региональных и муниципальных органах, где подолгу не меняется структура и не обновляется кадровый состав аппарата, меньше управленческих новаций, медленнее прохождение решений.

В то же время высокая изменчивость состава аппарата целесообразна  не для всех структурных подразделений территориальных органов. В таких отраслях, как архитектура и градостроительство, управление финансами, жилищно-коммунальное хозяйство, высокая сменяемость кадров аппарата может привести к ослаблению системы. Это является одной из основных причин того, что состав финансовых и коммунальных служб, как правило, длительный период сохраняется неизменным.

 

Субъекты хозяйствования.

Основными субъектами хозяйствования на территории являются домохозяйства (хаусхолды), фирмы, государственные и муниципальные предприятия. Степень хозяйственной активности хаусхолдов и соответствующий этому уровень жизни населения выступает основным показателем эффективности регионального управления на соответствующей территории.

Для поддержания равновесного состояния общественных отношений на соответствующей территории, а также внутри коллектива региональной организации последняя вырабатывает и поддерживает определенную систему этических норм. Часть из них носит универсальный для всех территорий и организаций характер, а часть – специфична для конкретных территорий и организаций.

Этические нормы описывают систему  общих ценностей и правил этики, приемлемых для конкретной территории или организации. Обычно они не имеют  верхних границ. Причем, как правило, чем крупнее организация, тем выше ее этические нормы.

Неэтичным в менеджменте территориальной ( региональной, муниципальной)  организации  считается:

  • брать и давать взятки
  • допускать картельные соглашения
  • не применять мер по санитарной защите персонала и населения
  • платить персоналу выше возможного
  • недоплачивать населению компенсацию за размещение вредоносных производств, хранилищ и т.п.
  • допускать поставки на рынок недоброкачественных товаров
  • вовлекать персонал и население в противоборство с вышестоящими органами.
  • Распространять сведения, порочащие  конкурентов или партнеров
  • Отказываться от благотворительности.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА.doc

— 174.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

гинезис экон. мысли.doc

— 100.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Экономическая история