Экономическая история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:53, курс лекций

Краткое описание

Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.

Содержание

Тема 1. Предмет экономической истории. 1
Тема 2. Экономика и социальная жизнь первобытного общества 5
Тема 3. Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока 6
Тема 4. Экономическое и социальное развитие Древней Греции. 9
Тема 5. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима. 11
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.) 13
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени. 17
Тема 8. Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века) 23
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.) 26
Тема 10. Индустриальный капитализм (1870-1919 гг.) 29
Тема 11. Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.) 33
Тема 12. Экономическое развитие после Второй мировой войны 37

Вложенные файлы: 7 файлов

Основы региональной экономики.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

вопросы регион. экон. (2).doc

— 29.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

лекции по экономической истории.doc

— 265.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

концептуальный подход.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 Концептуальные  подходы к исследованию комплексного  развития экономики региона (области)

 

Комплексное развитие региональной (областной) хозяйственной системы  должно подразумевать соблюдение следующих  условий: максимально экономичное  использование всех собственных ресурсов территории (которые могут быть вовлечены в производственно-экономические связи); формирование и содержание производственной инфраструктуры общего назначения (адекватной потребностям всех категорий потребителей соответствующих услуг); создание и постоянное обновление материально-технической базы развития всех отраслей непроизводственной сферы. Цель, которую следует закладывать в основание реализации принципа комплексности формирования хозяйства регионов (областей), должна заключаться в выравнивании условий социального и экономического развития на всей территории страны путем эффективного развития отстающих и стабилизации благополучных территорий.

В концепции стратегического развития региона (области),следует предусмотреть следующие основные формы ее осуществления.

1. Участие региональных (областных) властей в инвестиционных  проектах (с применением конкурсной  и контрактной систем их реализации).

2. Размещение региональных (областных) заказов на поставку  продукции для нужд городов  и сельских районов.

3. Поддержка наукоемких  производств и развитие высоких  технологий.

4. Содействие расширению  малого и среднего бизнеса. 

5. Расширение внешнеэкономических  связей предприятий.

6. Создание свободных  экономических зон и технополисов.

Структура стратегии комплексного социально-экономического развития региона представлена на рис. 1.

 

 

 

 

 

 

Миссия региона    Концепция (идея) развития


 

 

 

Приоритеты развития   Цели и задачи развития


 

 

 

Управление и контроль   Механизмы реализации цели


 

 

Рис. 1. Структура стратегии комплексного социально-экономического развития региона

 

Региональная концепция  стратегического развития должна предусматривать  первоочередные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата, которые могут быть предприняты региональными (областными) органами власти, в частности:

1. Создание необходимой  рыночной и производственной  инфраструктуры.

2. Разработка финансово-кредитных  рычагов поддержки деятельности  хозяйствующих субъектов (льготное  кредитование: более низкий процент  по предоставляемым кредитам; гарантирование и страхование кредитов; льготное налогообложение; освобождение от платежей  в  местный  бюджет; уменьшение части доходов, подлежащих налогообложению; прямое финансирование предпринимательских проектов, способствующих решению приоритетных задач развития территории).

3. Предоставление консалтинговых  услуг (помощь при подготовке  и переподготовке кадров; упрощение  регистрации юридических и физических  лиц, занимающихся предпринимательством; помощь при разработке и реализации бизнес-проектов; обеспечение маркетинговой информацией).

4. Создание организационных  структур инвестиционной поддержки  предпринимательства (фондов, страховых  компаний, риэлторских фирм).

5. Содействие в материально-техническом  обеспечении инвесторов (льготные условия по арендной плате за землю, помещения; лизинговые услуги; заключение договоров на выгодных условиях о лимитах использования природных ресурсов, дифференцированная плата за них).

6. Создание разветвленной  системы маркетинговых услуг  предпринимателям и их объединениям.

В концепции стратегического  интеграционного развития особо  следует разрабатывать основные направления региональной (областной) инновационной политики. А именно:

1. Формирование системы  комплексной  поддержки  инновационной  деятельности и развития производства конкурентоспособной, импортозамещающей продукции. (При этом важно обеспечивать участие не только органов регионального (областного) управления, финансово-кредитных учреждений, коммерческих структур, но и общественных организаций, различных объединений предпринимателей).

2.  Ускоренное  развитие  инфраструктуры  инновационного  процесса (включающей: информационное  обеспечение; систему экспертизы; финансово-экономический механизм  поддержки; порядок сертификации  и продвижения разработок; подготовку и переподготовку кадров; формирование инновационных фондов, венчурных фирм, технопарков).

3. Реализация приоритетных  наукоемких технологий, способных  преобразовать соответствующие  отрасли экономики. (Ключевой задачей  является выбор небольшого числа уникальных технологий, оказывающих решающее влияние на производство конкурентоспособной продукции).

4. Совершенствование  конкурсной системы отбора инновационных  проектов и территорий для  их реализации. (Внедрение небольших,  но реальных, быстроокупаемых нововведений с участием частного капитала способно привлечь новые инвестиции).

5. Развитие малого  инновационного предпринимательства  (путем формирования благоприятных  условий для малых высокотехнологичных  фирм, посредством ощутимой финансовой  и организационной поддержки на начальном этапе деятельности, оказания помощи в получении заказов и реализации инновационного продукта).

6. Формирование территорий  инновационного профиля.  (Активизация  региональной (областной) инновационной  политики   требует хорошо скоординированных действий различных органов и многоплановой  интеграции  всех  заинтересованных  структур. Решение этих задач должно стать важной функцией исполнительных органов управления.

В региональной концепции  стратегического развития большое внимание следует уделить вопросам улучшения использования всех видов ресурсов и, в первую очередь, земли, как объекта хозяйствования и как стратегического ресурса; реформирования земельных отношений; усилению продовольственной независимости региона (области). Особое положение земли в системе экономических отношений связано с тем, что она является и предметом и средством труда одновременно и охватывают целый комплекс прав и взаимосвязей при пользовании, распоряжении и владении ею.

Концепция стратегического  развития региона (области) включает и меры по стимулированию экспорта своей продукции. В программы содействия экспорту необходимо включать: организацию торговых ярмарок; широкую многоканальную рекламу; создание зарубежных представительств, торговых офисов и при необходимости наем зарубежных брокеров; организацию зарубежных визитов региональных (областных) производителей; расширение источников информации и ее представление экспортерам отечественной продукции; оказание различного рода других услуг.

Концепция стратегического развития региона (области) должна учитывать совершенствование механизма взаимоотношений с федеральным Центром.

Так, в социальной сфере  назревшими, по мнению автора,  являются следующие задачи: четкое разграничение  функций Центра, федерального округа, субъектов Федерации и органов местного самоуправления; передача на областной уровень финансирования высшей школы и государственных объектов здравоохранения, культуры; упорядочение трансфертов на выплату пособий малообеспеченным слоям населения. Кроме того, в области бюджетных отношений необходимо: решать вопросы перераспределения налоговых источников финансовых поступлений в соответствии с изменяющимися функциями и полномочиями органов управления; разрабатывать механизмы финансового выравнивания наиболее значимых в социальном плане расходов в областях при выполнении государственных программ.

В области имущественной  собственности следует: подготовить  типовое положение о взаимоотношениях между центром и регионами (областями) в решении правовых и экономических проблем использования объектов федеральной собственности различного функционального назначения; разработать специальные приватизационные процедуры для предприятий, имеющих исключительное значение для социально-экономического развития отдельных территорий (районов).

В сфере государственной  собственности представляется целесообразным сохранить и укрепить ту часть  государственных (субфедеральных) предприятий, управление которыми региональные (областные) органы смогут реально обеспечить наиболее эффективным образом. При этом важно осуществлять контроль за крупными предприятиями других форм собственности, имеющими большое значение для региональной (областной) экономики. Для этого возможно потребуется пересмотреть или снять имеющиеся ограничения на сроки закрепления в государственной собственности пакетов акций акционированных предприятий.

Что касается организационно-управленческой деятельности региональных администраций  в концепции стратегического  развития следует создавать систему мониторинга ресурсного потенциала и маркетинга социально-экономической жизнедеятельности региона (области). Основными элементами этой системы могут стать: оценка потенциала устойчивого развития в долгосрочной перспективе; поиск и оценка новых источников и направлений развития; выработка рекомендаций и предложений по изменению параметров и ориентиров региональной политики; разработка действий и инструментов воздействия областных властей на социально-экономические процессы; оценка хода стратегического развития и определение необходимых корректировок в стратегии и тактике преобразований.

Рассмотренные концептуальные подходы требуют более серьезной  проработки методологических проблем государственного регулирования регионального (областного) развития, как главного средства реализации региональной (областной) политики.

Государственное регулирование  является активным средством системного воздействия на региональную ситуацию в РФ. Региональная политика лежит  вне сферы прямых регулятивных воздействий на: конкретные субъекты хозяйствования; предприятия и организации социальной инфраструктуры; природоохранные объекты. Важнейшая задача региональной политики - это выработка общей стратегии и тактики рыночных трансформаций в регионе (области) в целом, а также обозначение границ компетенции их органов  власти и управления в принятии экономических решений.

Во многих регионах (областях) РФ пока не разработана социально-экономическая  концепция их развития. Речь идет об отсутствии комплекса принципиальных установок регионального (областного) развития, адекватных генеральной стратегии национального развития, которые должны конкретизироваться применительно к данной территории и к данному периоду времени. В этой связи, использование в данном контексте уже употребляемого выше слова «концепция» является наиболее приемлемым. В целом же под социально-экономической концепцией функционирования и развития региона (области) следует понимать: формирование цели (или целей), к которым надо привести региональную систему; анализ проблем социально-экономического развития региона (области); этапы прогнозирования.

Формулирование  целей регионального (областного) развития ранее связывалось с выбором критерия оптимального функционирования региональной системы. Однако каждому региону (области) присущи свои специфические критерии, которые зачастую не формализуемы. Это связано с тем, что не все факторы, отражающие социально-экономическую структуру региона (области) можно учесть и формализовать. Следует искать новые концептуальные подходы к решению проблем регулирования регионального развития, поиск компромисса между региональными интересами государства (федеральной власти) и местными интересами самих регионов (областей).

В целом же истинный смысл  государственного регулирования регионального (областного) развития, состоит в том, что государство призвано не управлять регионами (областями), а осуществлять регулирующее воздействие. А именно, определять условия их самостоятельной деятельности и общенациональные приоритеты развития территорий. Основное содержание такого регулирования должно составлять упорядочение отношений по поводу: собственности; природных ресурсов; финансов.

В структуре государственного регулирования регионального (областного) развития автором предлагается выделять следующие качественно различные направления: стратегическое регулирование (находящееся в русле государственной региональной политики); экономико-правовое регулирование (осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур, конкретных норм разделений собственности, природных ресурсов, финансов); государственная селективная поддержка регионального развития и регулирование охраны окружающей среды, под которой следует понимать не только природную среду, но и техносреду, социальную среду, которые являются результатом деятельности человека.

Таким образом, регион (область) - это сложный социально-экономический объект, взаимосвязи внутри которого трудно формализуемы. Вместе с тем, условия его оптимального развития и специализации необходимо рассматривать в единстве с условиями развития всего народного хозяйства, всей системы территориального разделения труда. Поэтому задача регулирования территориального развития распадается по существу на две. Это народнохозяйственная задача, состоящая в наиболее рациональном, комплексном развитии и размещении общественного производства на территории страны. И региональная задача, которая заключается в оптимальном развитии отдельных регионов (областей) как частей единого целого. Решение данных задач предполагает учет сложившейся и прогнозирование перспективных ситуаций с: размещением производительных сил; региональными различиями в формах общественного производства; организационными условиями регулирования народного хозяйства. Причем сейчас надо рассматривать условия развития рыночной экономики прежде всего с позиций главного критерия ее успеха, а именно эффективности общественного производства.

Региональный менеджмент.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА.doc

— 174.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

гинезис экон. мысли.doc

— 100.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Экономическая история