Экономическая история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:53, курс лекций

Краткое описание

Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.

Содержание

Тема 1. Предмет экономической истории. 1
Тема 2. Экономика и социальная жизнь первобытного общества 5
Тема 3. Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока 6
Тема 4. Экономическое и социальное развитие Древней Греции. 9
Тема 5. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима. 11
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.) 13
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени. 17
Тема 8. Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века) 23
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.) 26
Тема 10. Индустриальный капитализм (1870-1919 гг.) 29
Тема 11. Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.) 33
Тема 12. Экономическое развитие после Второй мировой войны 37

Вложенные файлы: 7 файлов

Основы региональной экономики.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

вопросы регион. экон. (2).doc

— 29.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

лекции по экономической истории.doc

— 265.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

концептуальный подход.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Региональный менеджмент.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА

 

§1    Бюджетно-налоговая система

В условиях становления  рыночных отношений на всех уровнях  хозяйствования: от предприятий, низовых  региональных структур до единого экономического (рыночного) пространства Российской Федерации — на первое место выдвигается вопрос о взаимовыгодных эквивалентных экономических (и финансовых) отношениях как по горизонтали, так и по вертикали. Практика показывает, что наибольшую сложность, неотрегулированность демонстрируют бюджетно-налоговые отношения между центром и регионами, между самими субъектами Федерации.

Финансово-экономический  механизм федеративных отношений — это совокупность инструментов, направленных на интеграцию хозяйственных и социальных комплексов регионов в единое экономическое пространство, эффективно функционирующее на общих нормативно-правовых, финансовых, имущественных, социально-экономических принципах. В совокупности этих инструментов можно выделить наиболее важные сферы их применения:

—  бюджетно-налоговая сфера;

—  кредиты, субвенции, субсидии Федерального Правительства;

—  отношения собственности  между регионами, центром и регионами;

— взаимопомощь регионов, экологические отношения, трансферты и другие сферы и инструменты.

Региональная бюджетно-налоговая  система представляет собой обособленную часть региональной бюджетной системы, связанной с последней генетически и структурно и вне зависимости от степени своей автономности является именно частью целого, отражая соотношение централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных тенденций.

Совершенствование бюджетно-налоговых  отношений регионов связано с  созданием единой методологической основы, исключающей субъективизм; с усилением заинтересованности и ответственности регионов в изыскании дополнительных источников доходов и в компетентном использовании бюджетов.

Этот процесс связан с развитием  финансового потенциала региона, основные составляющие которого представлены на схеме 1.

 

Финансовый  потенциал региона

Общественные (государственные) финансы

Корпоративные финансы

Средства населения

Собственные средства

Привлеченные  средства

 

 

     

         

Объекты финансовых отношений

   

Институты и  механизмы формирования и использования  финансовых ресурсов

   

Экономика

Социальная среда

Окружающая среда

   

Основные задачи

   

Бюджеты функционирования

Бюджеты развития

   

Рост доходов

Снижение потерь в финансово-проводящих каналах

Рационализация  доходов

   
                     
                     
   

Схема 1. Структура  потенциала региона Российской Федерации


 

Финансовой базой региональных структур власти являются региональные бюджеты, экономическая сущность которых проявляется в их назначении. Бюджеты регионов выполняют такие важные функции, как формирование денежных фондов, распределение и использование этих фондов между отраслями хозяйства, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений. Доходы региональных бюджетов формируются за счет Закрепленных регулирующих источников доходов. В число этих доходов входят: процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.

По мнению ученых-экономистов, бюджетные системы регионов должны выполнять ряд взаимосвязанных  функций, наиболее существенными из которых являются:

—  закрепление определенного порядка движения бюджетных и налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (речь идет о направлениях этих потоков, пропорциях их разделения, целевом назначении и др.) и соответствующих действий, связанных с регулированием отношений, которые при этом возникают;

—  аккумулирование и использование  средств, образованных на территории регионов и поступающих в региональный бюджет, при распределении между бюджетными системами разного уровня (имеются в виду субвенции, дотации и т. д.);

—     достижение самообеспечения региональных социальных программ;

— обеспечение выполнения региональными органами власти законодательных и исполнительных полномочий с соблюдением установленных требований их финансовой независимости от вышестоящих уровней;

—  обеспечение функционирования инфраструктуры территории как одного из основных условий формирования и поддержания внутрирегиональных связей;

—  регулирование рационального  природопользования и экологической безопасности как основы существования и эффективного развития региональных территорий;

—  стимулирование определенных приоритетов  регионального развития у населения, повышения у него деловой активности, осуществления структурных преобразований, улучшение инвестиционной привлекательности и др.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Они участвуют:

—  в формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;

—  в распределении и использовании  этих фондов между отраслями народного хозяйства;

— в контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Распределение и доведение  до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение — свыше 80, на социальное обеспечение — около 90, на жилищно-коммунальное хозяйство — 100%.

Региональные бюджеты  выполняют ряд важных ролей: формирование денежных фондов; производство, распределение и перераспределение совокупного общественного продукта в финансовой сфере происходит как перевод денежных ресурсов со счета на счет в рамках единой финансовой системы между отраслями народного хозяйства; и, конечно, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, учреждений и предприятий, подведомственных этим органам власти. Самое важное значение региональных бюджетов заключается в распределении и доведении до населения производимых благ, т. е. распределении государственных средств на развитие и содержание социальной инфраструктуры общества.

Несомненно, на стабилизацию финансового положения в регионах России, на более четко сбалансированное формирование региональных бюджетов положительное влияние оказывает Налоговый кодекс Российской Федерации. В июле 1998 г. был принят Налоговый кодекс (Часть первая). Она носит в основном методологический характер, поскольку в ней определяются общие положения налоговой системы, включающие законодательство о налогах и сборах, институты, понятия и термины, используемые в Кодексе; виды налогов и сборов в Российской Федерации; структура налоговых органов, их права и обязанности; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; налоговая отчетность и налоговый контроль; налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, другие вопросы.

В статье 14 Налогового кодекса  России (первая часть) определяются региональные налоги и сборы. К ним относятся:

1)  налог на имущество организаций;

2)  налог на недвижимость;

3)  дорожный налог;

4)  транспортный налог;

5)  налог с продаж;

6)  налог на игорный бизнес;

7)  региональные лицензионные сборы.

Общими условиями установления налогов и сборов являются определение  налогоплательщиков и следующих  элементов налогообложения (статья 17):

—  объект налогообложения;

—  налоговая база;

—  налоговый период;

—  налоговая ставка;

—  порядок исчисления налога;

—  порядок и сроки уплаты налога.

Ключом к стабилизации социально-экономического положения  в России и в ее регионах по праву  считается принятие в июле 1998 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы бюджетной сферы, порядок регулирования межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ. Теперь все федеральные законы и другие директивные документы, регулирующие бюджетные отношения, должны строго соответствовать Бюджетному кодексу.

В Бюджетном кодексе  четко определяются правовые основы, порядок функционирования бюджетной  системы регионов — субъектов Российской Федерации. Рассмотрим наиболее важные положения.

К компетенции органов  государственной власти субъектов  РФ в области регулирования бюджетных  правоотношений относятся:

—  установление порядка составления  и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

—  распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами; определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов;

—  разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

—  установление совместно с  органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектом РФ;

—  определение порядка и  условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета  субъекта РФ местным бюджетам;

—  установление порядка и условий  предоставления бюджетных кредитов;

—  определение перечня и  порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъекта РФ;

—  осуществление государственных  внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом РФ (статья 8).

Бюджетная система РФ, согласно Бюджетному кодексу, состоит из бюджетов трех уровней:

—  первый уровень — федеральный  бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

—  второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

—  третий уровень — местные  бюджеты (статья 10).

В Бюджетном кодексе дано само определение регионального бюджета. И хотя об этом понятии мы уже говорили выше, повторим: региональный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и  свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ (статья 15). Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ (статья 16).

Отметим основные принципы бюджетной системы РФ. Это принципы единства бюджетной системы; разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов; бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28).

Расходы региональных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.

Капитальные расходы —  часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может быть оформлен бюджет развития. Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование (статьи 65—68).

Субъекты РФ в целях осуществления  собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ (статья 151).

Не рассматривая детально все разделы  Бюджетного кодекса, обратимся еще  к одному важному документу, правовой основой которого является Бюджетный  кодекс. Речь идет о постановлении  правительства РФ от 6 августа 1998 года «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации». В утвержденном Положении о контрольно-ревизионном управлении Минфина РФ в субъекте РФ определены основные функции этих региональных органов (они создаются по решению Минфина РФ):

гинезис экон. мысли.doc

— 100.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Экономическая история