Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:53, курс лекций
Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.
Тема 1. Предмет экономической истории. 1
Тема 2. Экономика и социальная жизнь первобытного общества 5
Тема 3. Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока 6
Тема 4. Экономическое и социальное развитие Древней Греции. 9
Тема 5. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима. 11
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.) 13
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени. 17
Тема 8. Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века) 23
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.) 26
Тема 10. Индустриальный капитализм (1870-1919 гг.) 29
Тема 11. Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.) 33
Тема 12. Экономическое развитие после Второй мировой войны 37
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА
§1 Бюджетно-налоговая система
В условиях становления рыночных отношений на всех уровнях хозяйствования: от предприятий, низовых региональных структур до единого экономического (рыночного) пространства Российской Федерации — на первое место выдвигается вопрос о взаимовыгодных эквивалентных экономических (и финансовых) отношениях как по горизонтали, так и по вертикали. Практика показывает, что наибольшую сложность, неотрегулированность демонстрируют бюджетно-налоговые отношения между центром и регионами, между самими субъектами Федерации.
Финансово-экономический механизм федеративных отношений — это совокупность инструментов, направленных на интеграцию хозяйственных и социальных комплексов регионов в единое экономическое пространство, эффективно функционирующее на общих нормативно-правовых, финансовых, имущественных, социально-экономических принципах. В совокупности этих инструментов можно выделить наиболее важные сферы их применения:
— бюджетно-налоговая сфера;
— кредиты, субвенции, субсидии Федерального Правительства;
— отношения собственности между регионами, центром и регионами;
— взаимопомощь регионов, экологические отношения, трансферты и другие сферы и инструменты.
Региональная бюджетно-
Совершенствование бюджетно-налоговых отношений регионов связано с созданием единой методологической основы, исключающей субъективизм; с усилением заинтересованности и ответственности регионов в изыскании дополнительных источников доходов и в компетентном использовании бюджетов.
Этот процесс связан с развитием финансового потенциала региона, основные составляющие которого представлены на схеме 1.
Финансовый потенциал региона | ||||||||||
Общественные (государственные) финансы |
Корпоративные финансы |
Средства населения | ||||||||
Привлеченные средства | ||||||||||
|
||||||||||
Объекты финансовых отношений |
Институты и механизмы формирования и использования финансовых ресурсов | |||||||||
Экономика |
Социальная среда |
Окружающая среда |
Основные задачи | |||||||
Бюджеты функционирования |
Бюджеты развития |
Рост доходов |
Снижение потерь в финансово-проводящих каналах |
Рационализация доходов | ||||||
Схема 1. Структура потенциала региона Российской Федерации |
Финансовой базой региональных структур власти являются региональные бюджеты, экономическая сущность которых проявляется в их назначении. Бюджеты регионов выполняют такие важные функции, как формирование денежных фондов, распределение и использование этих фондов между отраслями хозяйства, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений. Доходы региональных бюджетов формируются за счет Закрепленных регулирующих источников доходов. В число этих доходов входят: процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.
По мнению ученых-экономистов, бюджетные системы регионов должны выполнять ряд взаимосвязанных функций, наиболее существенными из которых являются:
— закрепление определенного порядка движения бюджетных и налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (речь идет о направлениях этих потоков, пропорциях их разделения, целевом назначении и др.) и соответствующих действий, связанных с регулированием отношений, которые при этом возникают;
— аккумулирование и
— достижение самообеспечения региональных социальных программ;
— обеспечение выполнения региональными органами власти законодательных и исполнительных полномочий с соблюдением установленных требований их финансовой независимости от вышестоящих уровней;
— обеспечение функционирования инфраструктуры территории как одного из основных условий формирования и поддержания внутрирегиональных связей;
— регулирование рационального природопользования и экологической безопасности как основы существования и эффективного развития региональных территорий;
— стимулирование определенных приоритетов регионального развития у населения, повышения у него деловой активности, осуществления структурных преобразований, улучшение инвестиционной привлекательности и др.
Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Они участвуют:
— в формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;
— в распределении и
— в контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение — свыше 80, на социальное обеспечение — около 90, на жилищно-коммунальное хозяйство — 100%.
Региональные бюджеты выполняют ряд важных ролей: формирование денежных фондов; производство, распределение и перераспределение совокупного общественного продукта в финансовой сфере происходит как перевод денежных ресурсов со счета на счет в рамках единой финансовой системы между отраслями народного хозяйства; и, конечно, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, учреждений и предприятий, подведомственных этим органам власти. Самое важное значение региональных бюджетов заключается в распределении и доведении до населения производимых благ, т. е. распределении государственных средств на развитие и содержание социальной инфраструктуры общества.
Несомненно, на стабилизацию
финансового положения в
В статье 14 Налогового кодекса России (первая часть) определяются региональные налоги и сборы. К ним относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
Общими условиями установления налогов и сборов являются определение налогоплательщиков и следующих элементов налогообложения (статья 17):
— объект налогообложения;
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
— порядок и сроки уплаты налога.
Ключом к стабилизации социально-экономического положения в России и в ее регионах по праву считается принятие в июле 1998 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы бюджетной сферы, порядок регулирования межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ. Теперь все федеральные законы и другие директивные документы, регулирующие бюджетные отношения, должны строго соответствовать Бюджетному кодексу.
В Бюджетном кодексе четко определяются правовые основы, порядок функционирования бюджетной системы регионов — субъектов Российской Федерации. Рассмотрим наиболее важные положения.
К компетенции органов
государственной власти субъектов
РФ в области регулирования
— установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
— распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами; определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов;
— разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
— установление совместно с
органами государственной власти РФ
порядка и условий
— определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;
— установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
— определение перечня и
порядка осуществления
— осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом РФ (статья 8).
Бюджетная система РФ, согласно Бюджетному кодексу, состоит из бюджетов трех уровней:
— первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
— третий уровень — местные бюджеты (статья 10).
В Бюджетном кодексе дано само определение регионального бюджета. И хотя об этом понятии мы уже говорили выше, повторим: региональный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ (статья 15). Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ (статья 16).
Отметим основные принципы бюджетной системы РФ. Это принципы единства бюджетной системы; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов; бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28).
Расходы региональных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.
Капитальные расходы — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может быть оформлен бюджет развития. Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование (статьи 65—68).
Субъекты РФ в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ (статья 151).
Не рассматривая детально все разделы Бюджетного кодекса, обратимся еще к одному важному документу, правовой основой которого является Бюджетный кодекс. Речь идет о постановлении правительства РФ от 6 августа 1998 года «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации». В утвержденном Положении о контрольно-ревизионном управлении Минфина РФ в субъекте РФ определены основные функции этих региональных органов (они создаются по решению Минфина РФ):