Экономическая концентрация и конкурентная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 02:52, курсовая работа

Краткое описание

Одним из ключевых вопросов успешного развития экономики является вопрос о необходимости и достаточности участия государства в регулировании экономических процессов. Основой государственного контроля экономической концентрации являются такие конституционные принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 86.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из ключевых вопросов успешного развития экономики является вопрос о необходимости и достаточности участия государства в регулировании экономических процессов. Основой государственного контроля экономической концентрации являются такие конституционные принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Проблема оптимизации экономической концентрации предприятий и антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Данная проблема особенно актуальна для Республики Беларусь, так как у нашей страны стоят задачи выхода из затянувшегося валютного кризиса.

Концентрация производства, достигшая известного уровня развития, неизбежно порождает монополии. Таким образом, переход к монополиям был подготовлен концентрацией производства, а концентрация производства развивалась в свою очередь на основе свободной конкуренции.

Таким образом, в национальной экономике важное место занимают проблемы экономической концентрации и антимонопольного регулирования, так как уровень развития рыночной экономики Республики Беларусь в значительной мере зависит от ее состояния.

Цель курсовой работы: исследовать механизмы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий.

Объект исследования - национальная экономика Республики Беларусь.

Предмет исследования - механизм защиты конкуренции.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

● определение теоретических основ защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий, в том числе:

▪ сущность, формы и показатели экономической концентрации;

▪ преимущества и последствия концентрации;

▪ задачи и условия развития конкуренции в экономике;

● провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь, в том числе:

▪ рассмотреть государственную антимонопольную политику в Республике Беларусь;

▪ провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции;

▪ провести анализ эффективности антимонопольной политики;

▪ определить направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.

В работе использованы работы отечественных и зарубежных экономистов, статьи, законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, широко применялись источники СМИ в глобальной сети Интернет.

В курсовой работе освещаются проблемы экономической концентрации и механизмы защиты конкуренции, затронута тема о необходимости совершенствования антимонопольного регулирования белорусской экономики.

 

 

 

1. Экономическая концентрация и конкурентная политика

1.1 Сущность, формы и показатели экономической концентрации. Причины возникновения концентрации. Преимущества и последствия концентрации

Одним из приоритетных направлений антимонопольного регулирования в Беларуси, как и во многих странах мира, является контроль за экономической концентрацией субъектов хозяйствования.

Экономическая концентрация - сделки, иные действия, осуществление которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции, включая создание и реорганизацию коммерческих организаций (слияние или присоединение), сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций .

Причины возникновения концентрации:

На домонополистической стадии капитализма господствовала свободная конкуренция. Свободная конкуренция означает борьбу всех против всех в мире капитала. В этой борьбе крупные предприятия обладают решающими преимуществами перед мелкими. Чем крупнее предприятие, тем больше оно имеет возможностей улучшить производство, ввести новую технику, осуществить технологические усовершенствования и таким путем снизить издержки производства товаров.

Крупные предприятия могут несравненно шире пользоваться кредитом, чем мелкие. Крупные предприятия могут снизить издержки производства также путем экономии на расходах, связанных с сооружением и содержанием производственных зданий, с закупкой и транспортировкой сырья и материалов производства, со сбытом готовой продукции. Экономические законы капитализма, действующие в условиях полного господства свободной конкуренции, неумолимо ведут к тому, что слабые предприятия опускаются на дно, а на поверхность выплывают наиболее крупные акулы капитала.

Экономической концентрацией признается:

1) реорганизация субъекта  рынка путем слияния или присоединения;

2) приобретение лицом (группой  лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта  рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться  более чем 25 % указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось 25 % или менее процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка;

3) получение в собственность, владение и пользование, в том  числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных  средств и (или) нематериальных активов  другого субъекта рынка, если  балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных  сделок), превышает десять процентов  балансовой стоимости основных  производственных средств и нематериальных  активов субъекта рынка, отчуждающего  или передающего имущество;

4) приобретение субъектом  рынка прав (в том числе на  основании договора о доверительном  управлении, договора о совместной  деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные  для исполнения указания другому  субъекту рынка при ведении  им предпринимательской деятельности  либо осуществлять функции его  исполнительного органа;

5) участие одних и тех  же физических лиц в исполнительных  органах, советах директоров, наблюдательных  советах или других органах  управления двух и более субъектов  рынка при условии определения  указанными физическими лицами  в данных субъектах условия  ведения их предпринимательской  деятельности.

По сути, рост экономической концентрации имеет инновационный характер, так как стремление к экономической концентрации, т. е. стремление каждого экономического субъекта упрочить свои позиции на соответствующем рынке, предполагает новое комбинирование факторов производства, управления и организацию производства.

Достигнутый уровень экономической концентрации указывает на степень зрелости национальной экономики и мощь экономического потенциала страны и отдельных хозяйствующих субъектов .

Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

Основным показателем уровня концентрации производства является удельный вес крупных предприятий в общем объеме производства отрасли:

 

                                                                 

где Ук - уровень концентрации, %

Ок - объем производства крупных предприятии

Оо - общий объем производства.

Так же основными показателями концентрации, используемыми в практике антимонопольных органов, являются:

▪ коэффициент концентрации;

▪ коэффициент Херфиндаля-Хиршмана;

▪ коэффициент относительной концентрации;

▪ коэффициент энтропии;

▪ коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм;

▪ коэффициент Джинни;

▪ коэффициент Холла-Тайдмана (коэффициент Розенблюта);

▪ коэффициент Лернера;

▪ индексы Линда, Бейна, Тобина.

Каждый из коэффициентов рассчитан на выявление определенной специфики концентрации, имеет свои плюсы и минусы при использовании.

В настоящее время при оценке экономической концентрации рынка в основном используют коэффициент концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Херфиндаля - Хиршмана (HHI).

Коэффициента концентрации:

 

где уi – доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта).

Индекс Херфиндаля-Хиршмана:

 

где уi – доля i фирмы по какому-либо признаку;

N – число фирм в  отрасли.

Для измерения концентрации белорусская статистика предлагает также использовать коэффициент Джини (KD) и коэффициент Лоренца (KL):

 

где xk – доля k-ой группы предприятий в общей численности предприятий;

yk – доля k-ой группы предприятий в объеме производства.

Индекс Лернера (IL). Он определяется как отношение разницы между ценой данной фирмы и предельными издержками фирмы к цене продукта:

 

где p – цена на продукцию данной фирмы;

MC – средние издержки .

Экономические преимущества концентрации производства:

• является необходимой предпосылкой развития НТП;

• обеспечивает рост производительности труда;

• содействует эффективному использованию высокопроизводительного оборудования;

• обеспечивает возможность внедрения прогрессивной технологии, наиболее экономного использования сырья;

• приводит к эффекту масштаба (непропорционально меньший рост расходов при увеличении объемов производства) .

К недостаткам высококонцентрированных предприятий относятся:

• увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки;

• необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

• усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;

• повышение нагрузки на природную среду;

• нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

• возможность монополизации производства.

Рассмотрим влияние интенсивных и экстенсивных факторов на эффективность производства на примере предприятия химической промышленности.

Пример. Увеличение мощности по производству аммиака в 5 раз за счет замены пяти установок единичной мощностью по 100 тыс. т в год одной установкой мощностью 500 тыс. т обеспечивает снижение удельных капитальных вложений и эксплуатационных затрат почти в 2 раза. Увеличение мощности предприятия в 5 раз за счет пяти установок мощностью до 500 тыс. т снижает капитальные вложения в эксплуатационные затраты всего на 9 пунктов. При этом годовая выработка аммиака на одного работающего возрастает в первом случае в 3,4 раза, во втором — в 3,6 раза.

Как видно из этого примера, наибольшее снижение затрат происходит при установке более мощного и совершенного оборудования, т.е. в результате интенсификации производства. При простом увеличении числа одинаковых агрегатов затраты снижаются в основном вследствие сокращения численности обслуживающего аппарата, централизации и специализации вспомогательных служб, лучшего использования производственных площадей и т.п. Однако резервы обслуживающего аппарата, вспомогательных служб, производственных площадей не безграничны, и при значительном увеличении масштабов производства основной продукции приходится создавать новые подразделения обслуживающего характера, что сводит рост преимущества

концентрации на нет, вызывает увеличение затрат или снижение экономического эффекта от укрупнения предприятия.

Уровень концентрации влияет на состояние конкурентной среды и во многом определяет конкурентоспособность предприятий. Процессы концентрации становятся важнейшим фактором, определяющим эффективность стратегий развития предприятий, успех их рыночной экспансии и адаптации к новым требованиям конкурентной среды. Эти процессы влияют как на конкурентную среду в отдельных секторах внутреннего рынка, так и на формирование международных структур.

Рост доли на рынке дает предприятию ряд выгод: рост эффективности как "эффект масштаба" состоящий в уменьшении постоянных затрат на единицу производства, приводит к повышению конкурентоспособности предприятий по ценовым факторам; рост доли предприятия на рынке ведет к созданию "барьеров входа" на рынки (особенно предприятиям с низким уровнем эффективности и ограниченными ресурсами); концентрация повышает "торговую силу" предприятия и тем самым дает возможность получения более полезных контрактных условий (цены, сроки платежа, качество услуг); увеличение размера предприятия приводит к успеху его деятельности па внешних и внутренних рынках; концентрация дает возможность организации и финансирования научно-технологических и инновационных исследований, что стимулирует научно-технологи­ческое развитие, способствует повышению качества производства, развитию процесса логистики, системы, обслуживания клиентов.

Информация о работе Экономическая концентрация и конкурентная политика