Экономическая концентрация и конкурентная политика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 02:52, курсовая работа
Краткое описание
Одним из ключевых вопросов успешного развития экономики является вопрос о необходимости и достаточности участия государства в регулировании экономических процессов. Основой государственного контроля экономической концентрации являются такие конституционные принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию
Отрицательные эффекты высокого
уровня концентрации для фирмы связаны
с ростом размеров организационных структур
и сложностью процессов управления.
Группировка предприятий по
размерным группам (малые, средние, крупные)
используется для характеристики динамики
уровня концентрации в конкретной отрасли,
а не для сравнения уровней концентрации
в различных отраслях.
Таким образом, именно система
показателей может охарактеризовать уровень
и динамику концентрации производства
.
Вывод: концентрация производства,
достигшая известного уровня развития,
неизбежно порождает монополии. Таким
образом, переход к монополиям был подготовлен
концентрацией производства, а концентрация
производства развивалась в свою очередь
на основе свободной конкуренции.
1.2 Государственный
контроль за созданием, реорганизацией
и ликвидацией хозяйствующих субъектов
и методические основы оценки конкурентной
среды
В целях предупреждения возникновения
и предотвращения усиления доминирующего
положения на товарных рынках в Республике
Беларусь антимонопольным органом и другими
государственными органами в пределах
их компетенции осуществляется государственный
контроль за созданием, реорганизацией
и ликвидацией хозяйствующих субъектов,
в том числе дочерних, зависимых обществ,
холдинговых компаний, союзов, ассоциаций
и других объединений хозяйствующих субъектов,
за преобразованием государственных органов
и хозяйствующих субъектов в объединения,
если это
может привести к возникновению
или усилению доминирующего положения
на товарных рынках.
Создание, реорганизация холдинговых
компаний, союзов, ассоциаций и других
объединений хозяйствующих субъектов
осуществляются после получения согласия
антимонопольного органа, если иное не
установлено Президентом Республики Беларусь.
Для получения согласия на создание,
реорганизацию холдинговых компаний,
союзов, ассоциаций и других объединений
хозяйствующих субъектов учредители представляют
в антимонопольный орган ходатайство
о даче соответствующего согласия, а также
сведения об основных видах деятельности
каждого из объединяющихся хозяйствующих
субъектов, их доле на соответствующем
товарном рынке и документы, подтверждающие
согласие учредителей на вхождение в объединение,
и иные документы, перечень которых устанавливается
Советом Министров Республики Беларусь.
Антимонопольный орган вправе
по рассмотрении ходатайства, заявленного
согласно положениям пунктов 3 и 5 настоящей
статьи:
▪ дать согласие на создание,
реорганизацию холдинговых компаний,
союзов, ассоциаций и других объединений
хозяйствующих субъектов, если это не
приведет к возникновению или усилению
их доминирующего положения на товарном
рынке и (или) ограничению конкуренции;
▪ принять мотивированное решение
об отказе в вынесении решения о согласии
на создание, реорганизацию холдинговых
компаний, союзов, ассоциаций и других
объединений хозяйствующих субъектов,
если данные действия могут привести к
возникновению или усилению доминирующего
положения на товарном рынке и (или) ограничению
конкуренции, а также если при рассмотрении
представленных документов установлено,
что содержащаяся в них информация, имеющая
значение для принятия решения о возможности
создания, реорганизации или ликвидации
указанных хозяйствующих субъектов, является
недостоверной и (или) неполной;
▪ принять решение об отказе
в принятии ходатайства по основанию,
указанному в части второй пункта 5 настоящей
статьи.
Учредители (участники) хозяйствующих
субъектов или уполномоченные ими органы,
принимающие решение о реорганизации
хозяйствующих субъектов, создании холдинговых
компаний, союзов, ассоциаций и других
объединений хозяйствующих субъектов,
должны получить на это согласие или мотивированный
отказ антимонопольного органа в течение
30 дней со дня получения им соответствующего
ходатайства.
При получении антимонопольным
органом ходатайства, не содержащего документов
и (или) сведений, указанных в пункте 3 настоящей
статьи, антимонопольный орган в течение
десяти дней со дня получения ходатайства
принимает решение об отказе в его принятии.
Решение антимонопольного органа
о согласии на реорганизацию хозяйствующих
субъектов, создание, реорганизацию холдинговых
компаний, союзов, ассоциаций и других
объединений хозяйствующих субъектов
действительно в течение одного года с
момента его получения.
Положения настоящей статьи
не применяются при ликвидации хозяйствующих
субъектов, осуществляемой по вступившему
в законную силу судебному решению .
Конкурентная среда - условия, в которых производители
товаров и услуг ведут борьбу за потребителя,
поставщиков, партнеров и преобладающее
положение на рынке.
В экономике и практике антимонопольных
органов выделяются различные подходы
к анализу конкурентной среды на рынках,
поведения предприятий и факторов конкурентного
успеха.
Представляется, что рыночная
концентрация – это степень преобладания
на рынке одной или нескольких крупных
организации. При этом, уровень концентрации
влияет на поведение фирм (организаций)
на рынке: чем выше уровень концентрации,
тем в большей степени фирмы (организации)
зависят друг от друга. Экономическая
теория традиционно делает вывод о том,
что структура рынка (отрасли) влияет на
ее поведение, и, в конечном итоге, на результаты
ее деятельности.
Оценка уровня конкурентной
среды товарного рынка – процесс довольно
трудоемкий, требующий значительного
количества информации, основными источниками
которой могут послужить данные государственной
статистической отчетности, информация
от налоговых, таможенных органов, банковских
структур, инвестиционных фондов; данные
выборочных опросов покупателей, данные
ведомственных и независимых информационных
центров и служб о состоянии, структуре
и объемах товарных рынков, участии в товарообороте
отдельных производителей и покупателей
продукции.
Цель проведения
исследования конкурентной среды - изучение позиций и возможностей
фирм-конкурентов; предполагает поиск
ответов на четыре
основные группы вопросов, вокруг
которых строится структура системы слежения
и борьбы с конкуренцией:
▪ Каковы основные цели конкурента?
▪ Каковы текущие стратегии
достижения этих целей?
▪ Какими средствами располагают
конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
▪ Каковы их вероятные будущие
стратегии?
По сути дела, разговор идет
о сборе и анализе информации о потенциале
фирм-конкурентов и уровне его использования.
Имеются в виду такие составляющие потенциала
, как финансово-экономическая, производственная,
научно-техническая, кадровая, организационно-лоббистская,
маркетинговая .
Последовательность
выполнения процедуры оценки конкурентной
среды рынка состоит в определении:
▪ продуктовых границ рынка;
▪ субъектов рынка (количества
и состава продавцов и покупателей);
▪ географических границ рынка;
▪ объема товарного ресурса
рынка;
▪ доли хозяйствующего субъекта
на рынке;
▪ количественных показателей
структуры рынка;
▪ качественных показателей
структуры рынка (барьеры входа);
▪ рыночного потенциала хозяйствующего
субъекта.
Выявление продуктовых границ
рынка представляет собой процедуру определения:
▪ товара (его потребительских
свойств);
▪ товаров-заменителей;
▪ товарной группы (группы товаров,
рынки которых расцениваются как один
товарный рынок).
В основе определения продуктовых
границ рынка должно лежать мнение покупателей
(как физических, так и юридических лиц)
о взаимозаменяемости товаров, составляющих
одну товарную группу.
После определения товарных
границ рынка и установленного состава
продавцов и покупателей следует оценить
географические границы рынка. Географические
границы товарного рынка определяют территорию,
на которой покупатели из выделенной группы
имеют экономическую возможность приобрести
рассматриваемый товар и не имеют такой
возможности за пределами этой территории.
В качестве объема товарных
ресурсов рынка выступает общий объем
реализации (поставки) товара всеми продавцами
в географических границах рынка выделенной
группе покупателей в стоимостных и (или)
натуральных показателях.
Доля продавца на рассматриваемом
товарном рынке традиционно определяется
как отношение реализованной им на рынке
товарной продукции к общему объему реализации
(поставки) товара.
Итоговый этап анализа конкурентной
среды – выявление наличия или отсутствия
рыночного потенциала у фирм, доминирующих
на рынке. Выполнение данного этапа проводится
лишь в том случае, если в ходе оценки конкурентная
сред рынка определена как неблагоприятная
для развития конкуренции.
Конечный результат работы
– вывод о развитости или неразвитости
конкуренции на товарном рынке, типе рыночной
структуры, целесообразности и формах
воздействия антимонопольных органов
на изменение ситуации. Необходимо отметить,
что вывод можно сделать только на основе
комплексного всестороннего изучения
конкурентной среды товарного рынка .
Вывод: на основе полученных
оценок выявляются сильные и слабые стороны
конкурентной борьбы по всем изученным
направлениям конкурентоспособности.
На их основе разрабатываются мероприятия
по закреплению сильных сторон и ликвидации
слабых мест. После исследования всех
аспектов деятельности конкурентов используются
для определения, с кем из них можно конкурировать,
а с кем не стоит ввязываться в конкурентную
борьбу, служат целям выбора эффективных
стратегий рыночной деятельности.
1.3 Конкуренция и ее политика
Конкуренция - это борьба между экономическими
субъектами за максимально эффективное
использование факторов производства
.
В рыночной экономике организация
стремится доказать свою конкурентоспособность
прежде всего в глазах потребителя. Из
этого вытекают два важнейших условия
существования конкуренции. Во-первых,
потребителю необходимо иметь реальное
право выбора товаров. Во-вторых, у него
не должно быть никаких предварительных
обязательств ни перед одним из субъектов
хозяйствования.
Виды конкуренции:
▪ Законная конкуренция.
▪ Недобросовестная конкуренция
- направленные на приобретение преимуществ
в предпринимательской деятельности действия
хозяйствующих субъектов, противоречащие
законодательству, обычаям делового оборота,
требованиям добропорядочности и способное
причинить убытки другим хозяйствующим
субъектам-конкурентам либо нанести ущерб
их деловой репутации .
Конкуренция является выражением
экономических отношений в условиях рыночного
хозяйства. Она представляет собой определенную
форму развития производительных сил,
форму развития факторов производства,
или экономических ресурсов общества.
Конкурентные отношения складываются
между всеми субъектами рыночной экономики
(домашними хозяйствами, фирмами и государством),
между агентами спроса и предложения,
между потребителями и производителями
благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают
главные сферы экономической жизни: производство,
распределение, обмен и потребление. Они
выполняют важную роль своеобразной «соединительной
ткани», благодаря наличию которой рыночная
экономика функционирует в качестве сложной
системы.
Конкуренция выполняет
следующие функции:
1) Регулирующая функция
– проявляется в воздействии
на производство товаров, чтобы
оно осуществлялось в соответствии
со спросом, а также в ограничении
рыночной власти.
2) Инновационная функция
– необходимость инновации как
средство повышения экономической
эффективности.
Методы конкурентной
борьбы:
- ценовая – соперничество
при помощи маневрирования ценами (война
цен, лидерство в ценах, ценовые льготы
оплаты);
- неценовая – повышение
технического уровня качества продукции,
овладение передовыми технологиями, послепродажное
обслуживание, реклама).
В зависимости от соотношения
конкуренции различают два типа рынка:
совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – вид конкуренции, осуществляемой
между множеством продавцов однородной
продукции при свободном ценообразовании.
Основные черты рынка совершенной
конкуренции:
- значительное число продавцов
и покупателей на конкретном рынке;
- объемы производства и предложения
отдельного производителя составляет
незначительную долю, поэтому отдельная
фирма не может повлиять на цену;
- продукция однородная, стандартная;
- все участники рынка обладают
одинаковой информацией о положении цен
на рынке;
- фирмы могут свободно выходить
из одной отрасли и входить в другую;
Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация,
в которой не соблюдается хотя бы один
из признаков совершенной конкуренции,
фирма в условиях несовершенной конкуренции
обладает определенной властью над ценой.
К ней относятся следующие модели рынка:
чистая монополия, монополистическая
конкуренция, олигополия.
Монополия - исключительное
право на что-либо. Возникает на основе
высокой концентрации и централизации
капитала и производства. Цель - извлечение
сверхвысокой прибыли. Обеспечивается
посредством установления монопольно
высоких или монопольно низких цен. Подавляет
конкурентный потенциал рыночной экономики,
ведёт к росту цен и диспропорциям.
Модель монополии:
▪ единственный продавец;
▪ отсутствие близких продуктов-заменителей;
▪ диктуемая цена.
Следует отличать естественную
монополию, то есть структуры, демонополизация
которых либо нецелесообразна, либо невозможна:
коммунальное хозяйство, метрополитен,
энергетика, водоснабжение и др.
Монополистическая конкуренция
осуществляется тогда, когда много продавцов
конкурируют, чтобы продать дифференцированный
продукт на рынке, где возможно появление
новых продавцов.
Для рынка с монополистической
конкуренцией характерно следующее:
▪ товар каждой фирмы, торгующей
на рынке, является несовершенным заменителем
товара, реализуемого другими фирмами;
▪ на рынке существует относительно
большое число продавцов, каждый из которых
удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую
долю рыночного спроса на общий тип товара,
реализуемого фирмой и ее соперниками;