Экономическая концентрация и конкурентная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 02:52, курсовая работа

Краткое описание

Одним из ключевых вопросов успешного развития экономики является вопрос о необходимости и достаточности участия государства в регулировании экономических процессов. Основой государственного контроля экономической концентрации являются такие конституционные принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 86.96 Кб (Скачать файл)

Отрицательные эффекты высокого уровня концентрации для фирмы связаны с ростом размеров организационных структур и сложностью процессов управления.

Группировка предприятий по размерным группам (малые, средние, крупные) используется для характеристики динамики уровня концентрации в конкретной отрасли, а не для сравнения уровней концентрации в различных отраслях.

Таким образом, именно система показателей может охарактеризовать уровень и динамику концентрации производства .

Вывод: концентрация производства, достигшая известного уровня развития, неизбежно порождает монополии. Таким образом, переход к монополиям был подготовлен концентрацией производства, а концентрация производства развивалась в свою очередь на основе свободной конкуренции.

1.2 Государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов и методические основы оценки конкурентной среды

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь антимонопольным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции осуществляется государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это

может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Создание, реорганизация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляются после получения согласия антимонопольного органа, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Для получения согласия на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов учредители представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче соответствующего согласия, а также сведения об основных видах деятельности каждого из объединяющихся хозяйствующих субъектов, их доле на соответствующем товарном рынке и документы, подтверждающие согласие учредителей на вхождение в объединение, и иные документы, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Антимонопольный орган вправе по рассмотрении ходатайства, заявленного согласно положениям пунктов 3 и 5 настоящей статьи:

▪ дать согласие на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, если это не приведет к возникновению или усилению их доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции;

▪ принять мотивированное решение об отказе в вынесении решения о согласии на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, если данные действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности создания, реорганизации или ликвидации указанных хозяйствующих субъектов, является недостоверной и (или) неполной;

▪ принять решение об отказе в принятии ходатайства по основанию, указанному в части второй пункта 5 настоящей статьи.

Учредители (участники) хозяйствующих субъектов или уполномоченные ими органы, принимающие решение о реорганизации хозяйствующих субъектов, создании холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, должны получить на это согласие или мотивированный отказ антимонопольного органа в течение 30 дней со дня получения им соответствующего ходатайства.

При получении антимонопольным органом ходатайства, не содержащего документов и (или) сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, антимонопольный орган в течение десяти дней со дня получения ходатайства принимает решение об отказе в его принятии.

Решение антимонопольного органа о согласии на реорганизацию хозяйствующих субъектов, создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов действительно в течение одного года с момента его получения.

Положения настоящей статьи не применяются при ликвидации хозяйствующих субъектов, осуществляемой по вступившему в законную силу судебному решению .

Конкурентная среда - условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.

В экономике и практике антимонопольных органов выделяются различные подходы к анализу конкурентной среды на рынках, поведения предприятий и факторов конкурентного успеха.

Представляется, что рыночная концентрация – это степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных организации. При этом, уровень концентрации влияет на поведение фирм (организаций) на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы (организации) зависят друг от друга. Экономическая теория традиционно делает вывод о том, что структура рынка (отрасли) влияет на ее поведение, и, в конечном итоге, на результаты ее деятельности.

Оценка уровня конкурентной среды товарного рынка – процесс довольно трудоемкий, требующий значительного количества информации, основными источниками которой могут послужить данные государственной статистической отчетности, информация от налоговых, таможенных органов, банковских структур, инвестиционных фондов; данные выборочных опросов покупателей, данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

Цель проведения исследования конкурентной среды - изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов; предполагает поиск ответов на четыре

основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения и борьбы с конкуренцией:

▪ Каковы основные цели конкурента?

▪ Каковы текущие стратегии достижения этих целей?

▪ Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

▪ Каковы их вероятные будущие стратегии?

По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала , как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббистская, маркетинговая .

Последовательность выполнения процедуры оценки конкурентной среды рынка состоит в определении:

▪ продуктовых границ рынка;

▪ субъектов рынка (количества и состава продавцов и покупателей);

▪ географических границ рынка;

▪ объема товарного ресурса рынка;

▪ доли хозяйствующего субъекта на рынке;

▪ количественных показателей структуры рынка;

▪ качественных показателей структуры рынка (барьеры входа);

▪ рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

Выявление продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения:

▪ товара (его потребительских свойств);

▪ товаров-заменителей;

▪ товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

После определения товарных границ рынка и установленного состава продавцов и покупателей следует оценить географические границы рынка. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

В качестве объема товарных ресурсов рынка выступает общий объем реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

Доля продавца на рассматриваемом товарном рынке традиционно определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.

Итоговый этап анализа конкурентной среды – выявление наличия или отсутствия рыночного потенциала у фирм, доминирующих на рынке. Выполнение данного этапа проводится лишь в том случае, если в ходе оценки конкурентная сред рынка определена как неблагоприятная для развития конкуренции.

Конечный результат работы – вывод о развитости или неразвитости конкуренции на товарном рынке, типе рыночной структуры, целесообразности и формах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации. Необходимо отметить, что вывод можно сделать только на основе комплексного всестороннего изучения конкурентной среды товарного рынка .

Вывод: на основе полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. На их основе разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест. После исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать, а с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.

1.3 Конкуренция и ее политика

Конкуренция - это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства .

В рыночной экономике организация стремится доказать свою конкурентоспособность прежде всего в глазах потребителя. Из этого вытекают два важнейших условия существования конкуренции. Во-первых, потребителю необходимо иметь реальное право выбора товаров. Во-вторых, у него не должно быть никаких предварительных обязательств ни перед одним из субъектов хозяйствования.

Виды конкуренции:

▪ Законная конкуренция.

▪ Недобросовестная конкуренция - направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и способное причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации .

Конкуренция является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной системы.

Конкуренция выполняет следующие функции:

1)  Регулирующая функция  – проявляется в воздействии  на производство товаров, чтобы  оно осуществлялось в соответствии  со спросом, а также в ограничении  рыночной власти.

2)  Инновационная функция  – необходимость инновации как  средство повышения экономической  эффективности.

Методы конкурентной борьбы:

-  ценовая – соперничество при помощи маневрирования ценами (война цен, лидерство в ценах, ценовые льготы оплаты);

-  неценовая – повышение технического уровня качества продукции, овладение передовыми технологиями, послепродажное обслуживание, реклама).

В зависимости от соотношения конкуренции различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – вид конкуренции, осуществляемой между множеством продавцов однородной продукции при свободном ценообразовании.

Основные черты рынка совершенной конкуренции:

-  значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

-  объемы производства и предложения отдельного производителя составляет незначительную долю, поэтому отдельная фирма не может повлиять на цену;

-  продукция однородная, стандартная;

-  все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении цен на рынке;

-  фирмы могут свободно выходить из одной отрасли и входить в другую;

Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, фирма в условиях несовершенной конкуренции обладает определенной властью над ценой. К ней относятся следующие модели рынка: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Монополия - исключительное право на что-либо. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

▪ единственный продавец;

▪ отсутствие близких продуктов-заменителей;

▪ диктуемая цена.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

▪ товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;

▪ на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;

Информация о работе Экономическая концентрация и конкурентная политика