Экономическая концентрация и конкурентная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 02:52, курсовая работа

Краткое описание

Одним из ключевых вопросов успешного развития экономики является вопрос о необходимости и достаточности участия государства в регулировании экономических процессов. Основой государственного контроля экономической концентрации являются такие конституционные принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 86.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение,  - перечень физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность  на территории Республики Беларусь и доминирующих на республиканском и местных товарных рынках по определенному товару .

Вывод: как видно из представленной информации, наибольшее количество предприятий-монополистов в Республике Беларусь - в машиностроении и металлообработке.

2.3 Анализ  эффективности антимонопольной политики. Значение антимонопольного контроля экономической концентрации

Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции. В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал.

В республике создана правовая база антимонопольного регулирования, предотвращено создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений, обеспечены постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них. В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Правда, некоторые из них по своей природе остаются монополизированными. А потому необходимо определить статус и роль рыночных монополий, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

От ценового регулирования планируется постепенно перейти к системе антимонопольного регулирования и контроля. Для этого надо лишь научиться вовремя унимать монополистов - как хозяйствующих субъектов, так и органы управления, развивать и защищать добросовестную конкуренцию, а недобросовестную, наоборот, выявлять и пресекать. Кроме того потребуется обеспечить контроль за экономической концентрацией и разобраться с естественными монополиями.

Недобросовестной конкуренцией в Беларуси признаются:

▪ любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей;

▪ все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;

▪ ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;

▪ указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;

▪ другие действия, противоречащие требованиям актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно подпункта 1.3 пункта 1 ст. 25 Закона "О товарных знаках и знаках обслуживания" определено, что предоставление правовой охраны товарному знаку может быть признано недействительным полностью или частично в течение срока действия правовой охраны, если связанные с регистрацией действия владельца товарного знака признаны антимонопольным органом или судом недобросовестной конкуренцией.

Указанная норма закрепила возможность напрямую обращаться в суд в целях защиты хозяйствующим субъектом своих прав и законных интересов от любых направленных на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действий хозяйствующих субъектов-конкурентов, которые противоречат Закону Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (недобросовестная конкуренция).

Дела об установлении факта недобросовестной конкуренции в судебном порядке подведомственны судам, в соответствии с разграничением подведомственности, указанном в Гражданском процессуальном и Хозяйственном процессуальном кодексах Республики Беларусь.

В системе хозяйственных судов рассматриваются дела по иным, не связанным с использованием объектов промышленной собственности, фактам нарушения антимонопольного законодательства, в части недобросовестной конкуренции.

Закон от 10.12.1992 г. N 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" считает систему общественных отношений, санкционированную государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства). При этом соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары. Согласно концепции число товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, должно постепенно уменьшиться. Способствовать этому будет стимулирование конкуренции, поддержка предпринимательства, устранение препятствий к вхождению на рынок новых производителей. Правда в тех сферах, в которых "по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления".

Проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов нужно рассмотреть по-новому. Быть может в этом и таится разгадка проводимой в последнее время политики наращивания доли государства в уставных фондах предприятий. Тех, которые когда-то по инерции постсоветских реформ перешли в руки частных акционеров. Когда их сегодня избавляют от бремени обладания акциями, это может показаться такой концентрацией собственности в одних руках, от которой и до всеобщей национализации рукой подать. Да и антимонопольные органы в Беларуси, как и в других странах, призваны следить, чтобы создание хозяйственных групп, приобретение крупных акций не привели к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции. Но одно дело, когда доминировать норовит какое-нибудь юридическое или физическое лицо, особенно иностранное. Если же речь идет об увеличении доли родного государства - о монополии, разумеется, и речи нет. Просто наша антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут позитивно воздействовать на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая концентрация и станет одним из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой промышленный потенциал страны мобилизуется и обеспечит импортозамещение на внутреннем рынке и "определенные конкурентные преимущества" для наших экспортеров.

В отечественной экономике до настоящего времени остается прежней природа формирования монопольных структур, т.е. они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции .

Вывод: нужно сказать, что антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.                                                                                                                                            

3. Направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь

Для снижения экономической  концентрации необходима структурная  трансформация белоруской экономики  с проведением реорганизаций  белорусских предприятий. Ближайшие 2-3 пятилетия являются ключевыми для экономики Республики Беларусь. В этот период должна быть сформирована структура производства, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институциональные преобразования, создана адекватная рыночным условиям система мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достигнуто радикальное повышение уровня жизни населения. Необходимо с учетом национальных особенностей оптимально встроить белорусскую экономику в мировое, глобальное хозяйство, используя двусторонние и многосторонние связи; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой основе формирование качественно новых стимулов инновационной активности .

Системный подход к решению  проблемы структурной перестройки  и повышению на ее основе конкурентоспособности  продукции означает, что недостаточно принять некий «план мероприятий» по ее улучшению — в действующей  системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на структуру экономики и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.

При преобразовании структуры  экономики предстоит усовершенствовать  межсекторные, межотраслевые и межрегиональные  пропорции: между государственным  и частным секторами экономики; производством, потреблением и накоплением; между отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом; оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей и г. Минска.

Сегодня централизованное управление должно быть дополнено механизмами  конкуренции и инновационной  деятельности. Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи:

•  структурная модернизация экономики;

•  полноценное включение  механизмов рыночной конкуренции и  механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит  долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики .

При определении направлений  структурных преобразований экономики  необходимо исходить из принципов:

•  многоукладности  экономики, обеспечения равных условий  хозяйствования всем юридическим и  физическим лицам;

•  концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;

•  постепенной  трансформации  отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации  всех видов экономической деятельности;

•  перехода на инновационный  путь развития экономики;

•  социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг;

•  приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих не ресурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

•  учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с  Россией и другими странами СНГ;

• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;

•  обеспечения рационального  использования природно-экономических, демографических и других местных  ресурсов;

•  комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

•  экологизации экономики, сохранения окружающей среды для  нынешнего и будущих поколений;

•  рационального сочетания  системы государственного регулирования  и рыночного саморегулирования,  государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств.

Информация о работе Экономическая концентрация и конкурентная политика