Экономическая концентрация и конкурентная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 02:52, курсовая работа

Краткое описание

Одним из ключевых вопросов успешного развития экономики является вопрос о необходимости и достаточности участия государства в регулировании экономических процессов. Основой государственного контроля экономической концентрации являются такие конституционные принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 86.96 Кб (Скачать файл)

Опыт многих стран, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости  применения различных стратегий  структурных преобразований: стратегии  использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиции и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования», ориентированной на освоение конкурентоспособной продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке и создании новых продуктов и технологий на основе достижений научно-технического прогресса.

Учитывая различия между  отраслями и их группами, структурная  политика Республики Беларусь должна предусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых

комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ.

Как же нам развивать  нормальную, рыночную конкуренцию? В  мире давно разобрались с этим вопросом. Необходимо бережно охранять ее, не дать пропасть, перейти в монополию. Ограничивать власть монополистов на рынке.

Для этого, в первую очередь, нужно заменить все механизмы, приводящие к недобросовестной конкуренции: усовершенствовать  проведение тендеров, продавать через них любой товар, если имеются сомнения, что кому-то его не хватит. Необходимо срочно перейти от административного к рыночному способу распределения сырьевых ресурсов в стране.

Важнейшим условием развития конкуренции являются механизмы  ее регулирования — законодательные (включая контроль исполнения соответствующих нормативных актов) и корректирующие (нормы, правила и стандарты) .

Основой регулирования  в этой сфере является развитое законодательство, где даны четкие определения всем основным явлениям недобросовестной конкуренции, монополистическим практикам, монополизации  экономики. Такое законодательство есть, например, в России. Чрезвычайно важно наличие дееспособного антимонопольного государственного органа, обладающего силой выявлять эти вредные явления и наказывать нарушителей по закону. В стране нужна отдельная программа развития конкуренции.

Для более тонкой настройки  конкурентной среды предназначены структуры в правовой части. Они устанавливают правила добросовестного поведения на своих рынках. По своей природе они саморегулируемые, их ядро — сам бизнес этого сектора рынка. Это могут быть отраслевые, профессиональные ассоциации, другие. На первых порах эту функцию могли бы выполнять общественно-консультационные советы при министерствах и органах государственной власти.

В стратегии, направленной на защиту и развитие конкуренции в странах ЕЭП будут учтены передовой международный опыт в области защиты конкуренции и заложены стандарты по разработке программ развития конкурентоспособности на товарных рынках с учетом основных принципов конкуренции .

Важным и актуальным направлением регулирования отношений  на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена, прежде всего, построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

Одним из направлений  антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность .

Заключение

Таким образом, тема работы подтвердила свою актуальность в процессе исследования. Сделаем основные выводы по проведенному исследованию.

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах: концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа; концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях; концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

Преимущество крупных предприятий сводится к следующим основным моментам: на крупном предприятии, как правило, внедряется оборудование большой единичной мощности, что дает большой экономический эффект; укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации; издержки предприятия, которые растут непропорционально росту объема производства в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелком предприятии; крупное производство позволяет более экономно использовать сырье; на крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством.

Однако, западный опыт показал, что крупные компании, склонные к монополизации производства и разделу рынков, нередко тормозят научно-технический прогресс, ибо монопольное положение не способствует росту заинтересованности в обновлении номенклатуры выпускаемой продукции и во внедрении новшеств. Практика убеждает, что для инновации особенно пригодны малые фирмы, ибо они более подвижны, быстрее могут переналаживать производство и осваивать выпуск новых изделий.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и выступают неотъемлемой чертой рыночных отношений. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей). В зависимости от условий, в которых происходит конкуренция, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности. Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции.

Наибольшая экономическая концентрация, как показало проведенное исследование, наблюдается в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу в выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, черная металлургия.

Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции. В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Конкуренция не измеряется однозначно в категориях «хорошо» или «плохо». Всегда есть и первое, и второе. К сожалению, у нас получила широкое распространение практика другой конкуренции. Ее основной признак — отраслевой лоббизм с целью получения льготных конкурентных преимуществ на стадии производства. Ее формы: покрытие из госбюджета убытков от хозяйственной деятельности, льготное долгосрочное финансирование, включая кредитование проектов предприятий, включенных в различные госпрограммы, под половину ставки рефинансирования. Сильнейшим тормозом на пути конкуренции является административное распределение рыночных ресурсов и связанное с ним их квотирование. Много нареканий у предпринимателей по поводу квотирования мясного, молочного сырья, полиэтилена высокого давления, стекла, цемента и многого другого. Другая проблема — региональный протекционизм.  Не улучшает конкурентную среду стремление некоторых чиновников упрощенным методом «довести» до всех прогнозные показатели. Такие явления значительно искажают истинную конкуренцию, кардинально отличаются от ее естественной, рыночной формы. Следствием такой конкуренции являются отсталость экономики, высокая инфляция, коррупция, монополизм и отрицательное сальдо внешней торговли.  В целом, антимонопольные органы Республики Беларусь проводят большую работу по защите конкуренции в национальной экономике. Однако, это не снимает проблем в этой сфере, которые были обозначены и которые необходимо решить в ближайшее время.

Для снижения экономической концентрации необходима структурная трансформация белоруской экономики с проведением реорганизаций белорусских предприятий. Для защиты конкуренции, в первую очередь, нужно заменить все механизмы, приводящие к недобросовестной конкуренции: усовершенствовать проведение тендеров. Необходимо срочно перейти от административного к рыночному способу распределения сырьевых ресурсов. Для более тонкой настройки конкурентной среды предназначены структуры в правовой части. Они устанавливают правила добросовестного поведения на своих рынках. По своей природе они саморегулируемые, их ядро — сам бизнес этого сектора рынка. Это могут быть отраслевые, профессиональные ассоциации, другие. На первых порах эту функцию могли бы выполнять общественно-консультационные советы при министерствах и органах государственной власти. Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая концентрация и конкурентная политика