Экономическая концентрация и конкурентная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 02:52, курсовая работа

Краткое описание

Одним из ключевых вопросов успешного развития экономики является вопрос о необходимости и достаточности участия государства в регулировании экономических процессов. Основой государственного контроля экономической концентрации являются такие конституционные принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 86.96 Кб (Скачать файл)

▪ продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;

▪ на рынке есть условия для входа и выхода.

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.

Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. .

Анализ экономической ситуации в Республике позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.

Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой. Она направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.

Принципами такой политики в рыночной экономике являются:

▪ эффективность;

▪ справедливость;

▪ правовая защита производителя (продавца) и потребителя.

Основными направлениями конкурентной политики являются:

▪ разработка и совершенствование законодательства о конкуренции;

▪ контроль над структурой рынка;

▪ предотвращение злоупотреблений рыночной власти;

▪ стимулирование предпринимательской деятельности.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

Одно из негативных последствий конкуренции - монополия. Основные черты современного состояния конкурентной среды в Республике Беларусь уже достаточно развиты. Есть тысячи частных и государственных предприятий, которые активно борются за удовлетворение потребностей потребителей. Прежде всего это розничная торговля и сфера услуг, производство товаров повседневного спроса, образование, отчасти строительные услуги и т.д. Относительно равные условия в основном имеются в сфере сбыта продукции .

             2. Анализ концентрации предприятий белорусской экономики

2.1 Государственная  антимонопольная политика в Республике Беларусь

Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений.

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

▪ определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;

▪ порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий;

▪ правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

▪ порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и

арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

▪ порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

▪ порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

▪ порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

▪ порядок выявления монопольных цен;

▪ порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

▪ порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

▪ порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю (далее - розничные торговые организации) не допускается заключать договоры (соглашения) или предпринимать согласованные действия, если такие договоры (соглашения) или согласованные действия приводят или могут привести к:

▪ установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок (доплат), наценок, которые создают препятствия для сохранения стабильных объемов реализации товаров другими хозяйствующими субъектами;

▪ разделу рынка розничной торговли по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

▪ не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен нормативными правовыми актами Республики Беларусь;

▪ навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

▪ созданию препятствий доступу на рынок розничной торговли или выходу из этого рынка другим хозяйствующим субъектам.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность .

Вывод: основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

2.2 Анализ  концентрации предприятий белорусской промышленности

Число предприятий-монополистов в Беларуси в различных отраслях:

▪ В черной металлургии монополистами признаны 11 предприятий. Например, «Белцветмет», "Белорусский металлургический завод" назван монополистом в части производства бортовой проволоки и металлокорда, региональные представительства объединения «Белвторчермет».

▪ В химической отрасли оказалось 19 предприятий-монополистов: «Беларуськалий», «Нафтан», Мозырский НПЗ, «Гродно Азот», «Белшина», Гомельский химзавод и некоторые заводы по производству химволокна.

▪ Наибольшее количество заводов и предприятий-монополистов представлены в машиностроении и металлообработке, среди них МАЗ, «Белкоммунмаш», МТЗ, «Мотовело», «Амкодор», «Атлант», «Витязь», «Горизонт», «Гомсельмаш», «Бобруйскагромаш», «Лидсельмаш», Минский моторный завод, БАТЭ, «Брестгазоаппарат», - всего 52 предприятия.

▪ 13 монополистов работают в сфере производства стройматериалов (три цементных завода Беларуси, заводы по производству железобетона, «Керамин» и другие).

▪ В лесной, деревообрабатывающей, стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности насчитывается 3 монополиста.

▪ В пищевой промышленности («Белсолод», частные импортеры фруктов и овощей «Савит» и «Фрутимпорт», а также «Караван» и «Авалонторг», чья сфера деятельности - оптовая торговля чаем и кофе) - всего 20.

▪ Остальные предприятия являются монополистами в других областях, среди них такие как «Велком», «МТС», «Беларусбанк», «Белгосстрах», «Белпочта», «Белтелеком» и некоторые другие.

За первое полугодие 2012 года список белорусских монополистов сократился на 22 предприятия. Для создания равных конкурентных условий на товарных рынках республики Минэкономики устанавливает государственных контроль за деятельностью предприятий, признанных монополистами, в том числе в части проводимой ими ценовой политики .

Таблица 4 - Государственный реестр хозяйствующих субъектов.*

Уровень реестра

Количество предприятий, находящихся:

Всего

в Реестре субъектов естественных монополий

в Реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение

Брестская обл.

25

34

59

Витебская обл.

35

68

103

Гомельская обл.

24

46

70

Гродненская обл.

23

71

94

г.Минск

4

29

33

Минская обл.

35

53

88

Могилевская обл.

31

75

106

Областные

177

376

553

Республиканский

29

156

185

Всего в Реестрах

206

532

738

Информация о работе Экономическая концентрация и конкурентная политика