На втором этапе "маржинальной
революции" -- этапе формирования неоклассической
политической экономии -- наибольший вклад
внесли англичанин А. Маршалл, американец
Дж.Б. Кларк и итальянец В. Парето.
Вначале в своем субъективном
подходе маржиналисты акцентировали внимание
на экономическом анализе потребления,
спроса - в противоположность классикам,
исходивших из приоритета производства,
предложения. На втором этапе неоклассики
пришли к выводу о важности обеих сфер,
необходимости их одновременного системного
изучения.
Наряду с функциональным методом
экономического анализа утвердился метод
математического моделирования экономических
процессов как средство реализации концепции
об экономическом равновесии на уровне
микроэкономики, из-за чего до 30-х годов
ХХ века в науке выпала проблематика факторов
роста макроэкономики и макроисследований.
При этом ученые полагали, что экономический
рост возможен автоматически благодаря
"свободной" конкуренции, разделял
несостоятельный в жизни закон рынков.
Эволюцию маржинальных идей
на двух обозначенных выше этапах "маржинальной
революции" можно охарактеризовать
следующим образом.
Во-первых, вначале маржинализм
в своем субъективном течении акцентировал
внимание на значении экономического
анализа в части проблематики, связанной
с потреблением (спросом), а классики, как
известно, исходили из приоритета проблем
производства (предложения). Но затем неоклассики
(второй этап "революции") обосновали
необходимость одновременного (системного)
изучения обеих сфер, не выделяя ни одну
из них и не противопоставляя друг другу.
Во-вторых, маржиналисты первой
волны, используя, подобно классикам, причинно-следственный
анализ, как бы повторили своих предшественников.
Правда, с одной существенной разницей:
классическая школа первичной в экономике
считала сферу производства и источником
формирования стоимости - издержки производства,
а "субъективная школа" первичной
считала сферу потребления и обусловленность
цен полезностью товаров и услуг. Неоклассики,
образно говоря, "объединили" сферу
производства и сферу потребления в объект
целостного системного анализа, распространив
характеристику предельных экономических
величин еще и на сферы распределения
и обмена. В результате произошло естественное
объединение обеих теорий стоимости в
одну двухкритериальную теорию, базирующуюся
на одновременном соизмерении и предельных
издержек, и предельной полезности.
И в-третьих, в отличие от первого
этапа "маржинальной революции" на
втором ее этапе наряду с функциональным
методом экономического анализа всемерно
утвердился и метод математического моделирования
экономических процессов как средство
реализации концепции об экономическом
равновесии на уровне микроэкономики,
из-за чего у неоклассиков незаслуженно
из предмета экономической науки вплоть
до 30-х гг. ХХ в. выпала проблематика факторов
роста экономики и макроисследования.
Кембриджская школа.
А. Маршалл. Теории цены, фирмы, совершенной
конкуренции, монополии. Трактовка доходов
Кембриджская школа представлена
многими учеными, ведущие из которых А.Маршалл,
Ф.Эджуорт, А.Пигу и др. Ее основоположником
является Альфред Маршалл (1842—1924). В 1890
году он издал «Принципы политической
экономии» (в шести томах) — работу, которую
на протяжении многих десятилетий являлась
лидирующим учебником в этой сфере.
Наибольшее воздействие на развитие
науки и хозяйственной практики оказали
его теории частичного равновесия (спроса
и предложения) и совершенной конкуренции.
Маршалл объявлял политическую
экономию чистой и прикладной наукой,
которая должна остерегаться политических
вопросов, и предлагал обозначить ее более
широким термином «экономическая наука» (economics).
Он привел несколько определений предмета
экономической теории, среди которых:
экономическая наука — это наука о богатстве;
это часть общественной науки о действиях
человека в обществе, которая относится
к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения
своих потребностей в тех пределах, в каких
эти усилия и потребности поддаются измерению
в единицах богатства или его всеобщего
представителя, т.е. денег.
Для методологии Маршалла характерны:
стремление объединить теории предельной полезности, издержек производства, производительности капитала и воздержания;
субъективизм в трактовке экономических явлений. Маршалл исходил из психологических мотивов поведения человека;
отрицание причинно-следственных связей и действия объективных экономических законов;
использование количественного и математических методов, анализ функциональных зависимостей;
использование идеи эволюционного, плавного развития общества;
исследование проблемы равновесия на уровне фирмы, отрасли.
Центральное место в теории
Маршалла занимала проблема свободного
рыночного ценообразования. Маршалл исходил
из того, что в механизме рыночного ценообразования
спрос и предложение выступают равными
элементами, что оценки предельной полезности
являются фактором, влияющим, с одной стороны,
на спрос и потребление, с другой стороны, — на
производство и предложение.
В то же время Маршалл рассматривал
все параметры рынка (цена, спрос, предложение)
с точки зрения их функциональной зависимости.
Так, он считал, что в условиях совершенной
конкуренции существует зависимость спроса
и предложения от цены. Если растет цена
товара, то спрос на него снижается, а предложение
растет. И наоборот.
Следовательно, заключил Маршалл, рыночная
цена в ходе колебаний может достичь устойчивого
состояния, стать равновесной ценой, при
которой спрос на данный товар уравнивается
с его предложением.
Маршалл показал и обратную
зависимость, при которой величина цены
определяется соотношением спроса и предложения.
Цена, превышающая уровень равновесия,
стимулирует расширение предложения.
Предложение, обгоняя спрос, заставляет
цену перемещаться обратно, к отметке
равновесия. Если же рыночная цена оказывается
ниже цены равновесия, то она подталкивает
вверх спрос. Он увеличивается, опережая
предложение, что влечет за собой повышение
цены в сторону точки равновесия.
Маршалл считал, что идеальная
картина рыночного взаимодействия, когда
спрос и предложение в равной мере влияют
на изменение цены.
Маршалл обратил внимание на
то, что роль регулятора цены выполняют
спрос или предложение в зависимости от
продолжительности времени. В условиях краткосрочного
периода ценообразующим фактором выступает
спрос, так как предложение более инерционно
и не изменяется так же быстро, как спрос.
Любое повышение спроса обусловливает
рост цены. В результате возникает разница
между новой ценой товара и издержками
производства, следовательно, и нормальной
прибылью, что ведет к образованию временного
дополнительного дохода — квазиренты.
В условиях долгосрочного периода ценообразующим
фактором выступает предложение, что связано
с издержками производства.
Маршалл привел классификацию
факторов, влияющих на спрос и предложение
на отдельные товары на различных рынках,
и назвал этот прием методом частичного
равновесия «при прочих равных условиях»,
поскольку абстрагировался от других
факторов. Ученый, рассматривая функцию
спроса, ввел характеристику «эластичность спроса»,
которая показывает изменение интенсивности
спроса при изменении цены. Впоследствии
понятие эластичности становится общепризнанным
инструментом анализа различных экономических
зависимостей.
Маршалл исследовал спрос и
предложение, используя такой фактор,
как предельная полезность. В отношении
спроса, считает он, предельная полезность,
равная максимальной цене, которую покупатель
готов оплатить, является верхним пределом
колебаний рыночной цены. Она является
автономной ценой, независимой от рынка,
и определяется потребностью в товаре
и его запасом. В отношении предложения,
считает Маршалл, имеет значение понятие предельных
издержек производства, под которыми понимаются
издержки последней единицы определенного
товара. Он отождествляет предельные издержки
с минимальной ценой, по которой предприниматель
готов поставлять товар на рынок.
Маршаллу также принадлежит теория
совершенной конкуренции как модели рынка. Он утверждал,
что механизм совершенной конкуренции
обеспечивает экономический рост. В то
же время, когда монополии получили широкое
распространение, они создают новые, нерыночные
механизмы регулирования; монополист
обладает способностью регулировать объем
производства и устанавливать цены, позволяющие
ему максимизировать прибыль; монополия
оказывает отрицательное воздействие
на распределение ресурсов и общий уровень
национального дохода. Эти положения впоследствии
были развиты в теориях несовершенной
конкуренции.
Маршалл изложил основные принципы
фирмы. Он показал, что в условиях свободной
конкуренции, когда фирма не может влиять
на рынок, ее целью является максимизация
прибыли. Условиями достижения цели являются:
совершенная организация производства;
оптимальная комбинация факторов производства,
позволяющая минимизировать издержки
производства; оптимальный объем производства.
Таким образом, разработки Маршалла
базировались на качественно новом методологическом
инструментарии: системном подходе к исследованию
хозяйственного механизма, функциональной
характеристике взаимосвязи экономических
показателей. Это позволило ему расширить
границы экономической науки, усилить
прикладной характер экономических исследований.
20. Маржинальные концепции Л. Вальраса.
Лозаннская школа
Леон Мати Эспри Вальрас (1834–1910)
– швейцарский экономист, указавший политической
экономии, по словам Б. Селигмена, «путь,
по которому она идет в наши дни».
Им была развита разработанная
ранее «теория общего равновесия», охватывающая
сферу обмена, производства капитала и
денежного обращения. В 1886 г. Л. Вальрас
провозгласил, что в политэкономии свершилась
«маржиналистская революция». Вальрас
считал, что экономические законы не могут
быть адекватно выражены обычным языком
и поэтому применение математики становится
непременным условием развития экономической
теории. По его мнению, логически доказать
правильность теории можно только с помощью
математических методов. Л. Вальраса называют
основателем и крупнейшим представителем
математической школы политэкономии.
Но провозглашенная Вальрасом маржиналистская
революция не сводилась к применению математики
в качестве инструмента экономического
анализа. «Маржиналистская революция»
означала отказ от исторического и социологического
подходов, свойственных классической
политэкономии, и переход к маржиналистской
концепции, в соответствии с которой ценность
товара определялась на основе теории
предельной полезности. Ценность трактовалась
с позиций конкретного потребителя на
субъективной основе – на основе психологической
оценки конкретным потребителем полезности
того или иного блага.
Научной заслугой Л. Вальраса
явилось создание общей экономико-математической
модели функционирования макроэкономики
– системы «общего экономического равновесия».
В основу модели положены рассмотрение
экономики как взаимодействие хозяйствующих
субъектов, анализ их экономического поведения.
Модель отражала зависимость спроса на
товар от его цены, цен на другие товары
от дохода потребителей, влияние различного
соотношения затрат труда и капитала,
его влияния на производительность и др.
Модель потребовала включения таких категорий,
как «предельная полезность», «эластичность
спроса», «предельная производительность
факторов производства». Маржиналистская
концепция Л. Вальраса нашла свое выражение
в постановке экстремальных задач, предусматривающих
минимизацию затрат. Математический аппарат
такого рода моделей, предусматривающих
нахождение оптимальных решений, в наше
время получил дальнейшее развитие на
основе использования новых разделов
математики, в частности линейного программирования.
Л. Вальрас указал путь (точнее одно из
направлений развития политической экономии),
по которому двигается эта наука в настоящее
время. Й. Шумпетер: «из всех великих экономистов
Вальрас, конечно же, был величайшим, поскольку
он открыл всеобщее равновесие».
ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА - Школа экономической
мысли, существовавшая в Лозаннском университете
в Швейцарии, представители которой делали
упор на использование математических
методов для раскрытия взаимозависимостей
в рыночной экономике.
Из всех направлений маржинализма
лозаннская школа сыграла наибольшую
роль в формировании неоклассической
школы. По сути, неоклассическое направление
в значительной мере можно трактовать
в качестве соединения учения лозаннской
школы с находками Д. Б. Кларка и А. Маршалла.
Именно представители лозаннской
школы, наряду с английскими маржиналистами
У.С. Джевонсом и Ф. И. Эджуортом, оказались
инициаторами внедрения в экономическую
науку математических методов.
Другой важной характеристикой
подхода лозаннцев к анализу экономики
было ее уподобление механическим системам.
В этом они резко отличались от австрийцев
и были близки к экономистам-классикам;
более того, можно сказать, что по механистичности
своего анализа они пошли гораздо дальше
последних. Для классиков, как уже упоминалось,
уподобление экономики механическим объектам
имело значения с точки зрения выдвижения
идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные
и объективные законы. Что же касается
представителей лозаннской школы, то для
них такое уподобление было важно потому,
что позволяло представлять экономику
как равновесную систему.
Это еще одна, быть может, самая
значительная характеристика подхода
лозаннцев. Они впервые осуществили анализ
хозяйства с точки зрения общего равновесия;
впоследствии моделирование на основе
идеи общего равновесия стало одной из
характерных черт магистрального направления
современной экономической теории
21. Теоретические положения А. Маршалла
о предмете и методе «экономикс», стоимости,
и эластичности спроса.
Альфред Маршалл (1842-1924) –родоначальник
неоклассической школы, автор труда «Принципы
экономической науки», в котором он ввел
термин «экономикс».
«Принципы экономической науки» заложили
основу неоклассической теории, его внимание
было сконцентрировано на анализе конкретного
механизма хозяйственной деятельности.
Механизм рыночной экономики изучается
сначала на микро уровне, а затем – на
макро уровне. Предмет и метод Маршалла
характеризует сформулированное им положение
о том, что экономическая наука – это не
совокупность конкретных истин, а лишь
орудие для открытия конкретной истины.
Для метода, применяемого А. Маршалом в
его исследованиях, характерны те приемы,
которые используют и другие экономисты.
Прежде всего методы индукции и дедукции,
сбор и описание фактов, их систематизация
и их объяснение. К методам, используемым
А. Маршаллом, относится также абстрагированиена
первоначальном этапе анализа от многих
реально существующих факторов, т.е. рассмотрение
явления в «чистом виде» или «при прочих
равных условиях», включение анализа этих
факторов на последующих этапах исследования.
Маршалл пытался выявить, как изменяются
издержки производства при увеличении
объемов производства. Согласно А. Маршаллу,
роль, которую играет природа (в сырьевых
отраслях, включая сельское хозяйство),
в производстве обнаруживает тенденцию
к сокращению отдачи, а роль вклада человека
возрастает. На основе этого им сформулирован
закон возрастающей отдачи:увеличение
объема затрат и капитала ведет к усовершенствованию
организации производства, что влечет
за собой повышение эффективности использования
ресурсов. Но природные факторы действуют
в противоположном направлении, и в отраслях,
занятых производством сырого продукта,
действует закон убывающей отдачи.Когда
действие эти законы уравновешиваются,
начинает действовать закон постоянной
отдачи.Причем в реальной действительности
эти тенденции – возрастания и сокращения
отдачи – постоянно противодействуют
друг другу. Процент на капиталА. Маршалл
рассматривал как вознаграждениеза то,
что соответствующие средства их владелец
не использует в настоящее время, а откладывает
на будущее(«принесение в жертву удовольствия
в настоящем но ими получения его в будущем»).
Маршалл в своем труде стремился анализировать
экономические проблемы применительно
к реальным условиям экономической жизни.
Теоретический подход он пытается совместить
с историческим, при этом использует методы
анализа, которые упрощают и схематизируют
реальную действительность.Альфред Маршалл
(1842-1924) – автор обширного труда «Принципы
экономической науки», в котором он ввел
новое понятие «экономикс». «Принципы»
Маршалла заложили основу неоклассической
теории, его внимание было сконцентрировано
на анализе конкретного механизма хозяйственной
деятельности, а механизм рыночной экономики
изучается сначала на микроуровне, а дальше
– на макроуровне.