Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:04, реферат
Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
- разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
Наконец, третья методологическая особенность исторической школы отражает итог ее противостояния классической школе по поводу места и роли в экономической науке исторического метода. Как известно, у классиков историзм проявляет себя, прежде всего, через критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государств так называемых высших и низших, главных и неглавных классов общества. Немецкие же авторы, обосновывая фазы, этапы и схемы экономического развития общества на всем протяжении исторического пути нации, классовому критерию противопоставили сугубо хозяйственный.
В этой связи Н.Д. Кондратьев, например, пишет, что именно предшественнику исторической школы - Ф. Листу принадлежит «первая по времени попытка, если не считать еще более ранних зачатков, дать схему эволюции хозяйственных ступеней народов», в соответствии с которой «человечество последовательно проходит пять ступеней:
1. период дикости,
2. пастушеский,
3. земледельческий,
4. земледельческо-промышленный
5. земледельческо-промышленно-
Благодаря неклассоформационному историзму, как важнейшему инструменту для научных изысканий и обновления экономической науки, немецкая историческая школа достигла несомненных позитивных результатов. Подтверждение тому -- не просто сам факт издания ее авторами ряда крупных фундаментальных историко-экономических монографий, а скорее то, что результаты этих исследований вызвали в дальнейшем весьма полезные дискуссии по многим актуальным социально-экономическим проблемам.
Одновременно следует подчеркнуть, что новизна исторического метода немецких авторов из-за их оторванности от уже достигнутых в ту пору научных основ экономической теории так и не позволила исторической школе Германии занять лидирующее место в мировой экономической науке и опровергнуть основные теоретико-методологические упущения классической политической экономии. Последнее стало возможным лишь на рубеже XIX--XX вв., когда появились вначале маржинальные концепции субъективистов и неоклассиков, а затем социально ориентированные концепции американских институционалистов.
Заключение
немецкая историческая школа экономическая Германская историческая школа, по сути олицетворяет не столько историческое, сколько социально-историческое направление. В свою очередь Ф. Лист принимает некоторые теоретические положения классиков, особенно в части поступательного развития общества и целесообразности ускорения научно-технического прогресса. Однако подход классиков к экономической науке, по его мнению, носит слишком узкий и поверхностный характер, поскольку они не учитывают важную роль государства в национальной экономике, а также влияние на хозяйство исторических корней нации и ее культуры.
В заключение следует подчеркнуть, что главная заслуга Листа лежит не в научной, а в политической, практической области. А то, насколько верны были его политические требования и взгляды, показывает все развитие немецкой государственно-экономической жизни в XIX веке. Поэтому можно смело назвать Листа выдающимся практиком народного хозяйства. Вряд ли существовал в то время другой человек, который столь же глубоко понимал потребности немецкой экономики и способы решения ее самых острых проблем, как Фридрих Лист.
18.
Субъективно - психологическая
С ИМЕНЕМ ВИЗЕРА
СВЯЗАН ТАКЖЕ ПЕРЕХОД ОТ КАРДИНАЛИСТСКОГО
ПОДХОДА К ИЗМЕРЕНИЮ ПОЛЕЗНОСТИ К ОРДИНАЛИСТСКОМУ.
КАРДИНАЛИСТСКИЙ (КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ) ПОДХОД
ОСНОВАН НА ПРЕДЛОЖЕНИИ, ЧТО ПОЛЕЗНОСТЬ
ВСЕХ БЛАГ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ В УСЛОВНЫХ ЕДИНИЦАХ
ЮТИЛАХ. ПОЭТОМУ ПОТРЕБИТЕЛЬ МОЖЕТ СКАЗАТЬ,
ЧТО ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА А ПРЕВЫШАЕТ ПОЛЕЗНОСТЬ
БЛАГА В. ОРДИНАЛИСТСКИЙ (ПОРЯДКОВЫЙ) ПОДХОД
ОСНОВАН НА ТОМ, ЧТО ПОТРЕБИТЕЛЬ МОЖЕТ
ПРОРАНЖИРОВАТЬ ПОЛЕЗНОСТИ БЛАГ И СКАЗАТЬ,
КАКОЕ БЛАГО ДЛЯ НЕГО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ.
ПОСЛЕ ВИЗЕРА БОЛЕЕ
СЛАБЫЙ (Т.Е. ПРЕДЪЯВЛЯЮЩИЙ МЕНЬШЕ ТРЕБОВАНИЙ
К ИЗМЕРЕНИЮ ПОЛЕЗНОСТЕЙ) ОРДИНАЛИСТСКИЙ
ПОДХОД СТАЛ ГОСПОДСТВУЮЩИМ СРЕДИ МАРЖИНАЛИСТОВ.
ЛЕОН ВАЛЬРАС (1834-1910)
- ФРАНЦУЗСКИЙ ЭКОНОМИСТ, АВТОР ТЕОРИИ
ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ, ПОСТРОЕННОГО "СНИЗУ"
(С УЧЕТОМ ПОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
И ОТДЕЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ). ЕГО ОСНОВНАЯ
РАБОТА НАЗЫВАЕТСЯ "ЭЛЕМЕНТЫ ЧИСТОЙ
ПОЛИТЭКОНОМИИ" (1874).
ВАЛЬРАС СЧИТАЛ ОШИБОЧНОЙ
ТРУДОВУЮ ТЕОРИЮ СТОИМОСТИ И ДЕЛИЛ ВСЕХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ НА ДВЕ ГРУППЫ:
ВЛАДЕЛЬЦЕВ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (ЗЕМЛИ,
ТРУДА И КАПИТАЛА) И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.
ПО ЕГО МНЕНИЮ, ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ГАРАНТИРОВАТЬ
СТАБИЛЬНОСТЬ ДЕНЕГ, ОБЕСПЕЧИВАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ
ГРАЖДАН, ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВСЕМ ПОЛУЧИТЬ
ОБРАЗОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНО ЗАЩИТИТЬ РАБОЧИХ,
СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
И ОБЕСПЕЧИТЬ ВСЕМ РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
ЗЕМЛЯ ДОЛЖНА БЫТЬ НАЦИОНАЛИЗИРОВАНА.
ЭТО ДАСТ ГОСУДАРСТВУ НЕОБХОДИМЫЕ СРЕДСТВА
ЧЕРЕЗ РЕНТУ.
ОДНАКО ГЛАВНЫМ В ТВОРЧЕСТВЕ
ВАЛЬРАСА БЫЛО ПОСТРОЕНО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ
МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ. РАВНОВЕСИЕ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СОСТОЯНИЕ, ПРИ КОТОРОМ
ЭФФЕКТИВНЫЙ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ РАВНЫ, СУЩЕСТВУЕТ ПОСТОЯННАЯ УСТОЙЧИВАЯ
ЦЕНА НА РЫНКЕ ПРОДУКТОВ И, НАКОНЕЦ, ПРОДАЖНАЯ
ЦЕНА ПРОДУКТОВ РАВНА ИЗДЕРЖКАМ, ВЫРАЖЕННЫМ
В ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ.
ПОТРЕБИТЕЛИ В ПРЕДЕЛАХ
СВОИХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ МАКСИМИЗИРУЮТ
ПОЛЕЗНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С РЫНОЧНЫМИ
ЦЕНАМИ, ПОЛУЧАЯ ОДИНАКОВУЮ ПРЕДЕЛЬНУЮ
ПОЛЕЗНОСТЬ НА ОДИН РУБЛЬ ОТ КАЖДОГО ПОКУПАЕМОГО
ПРОДУКТА. ПРОИЗВОДИТЕЛИ МАКСИМИЗИРУЮТ
ПРИБЫЛЬ, ПРИМЕНЯЯ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
В ТАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ И ПРОПОРЦИЯХ, КОТОРЫЕ
ПОЗВОЛЯЮТ ПОЛУЧАТЬ ОДИНАКОВУЮ ПРЕДЕЛЬНУЮ
ПОЛЕЗНОСТЬ НА КАЖДЫЙ РУБЛЬ ЗАТРАТ. В РЕЗУЛЬТАТЕ
ПРЕДЕЛЬНАЯ ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНЕЧНОГО
ПРОДУКТА УРАВНЯЕТСЯ С ЦЕНОЙ СПРОСА НА
НЕГО.
СУММИРУЯ ЦЕНУ СПРОСА
НА РЫНКЕ КАКОГО-ЛИБО ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРОДУКТА,
МЫ ПОЛУЧАЕМ РЫНОЧНУЮ ЦЕНУ СПРОСА, КОТОРАЯ
В РАВНОВЕСИИ ДОЛЖНА РАВНЯТЬСЯ РЫНОЧНОЙ
ЦЕНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПОЛУЧЕННОЙ ТАКИМ ЖЕ
СУММИРОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЦЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ФИРМ, ПОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОДУКЦИЮ НА ЭТОТ
РЫНОК. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ИТОГОВАЯ ЦЕНА СПРОСА,
КОТОРЫЙ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ВСЕ ОТРАСЛИ НА РЫНКЕ
КАКОГО-ЛИБО ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА, ДОЛЖНА
РАВНЯТЬСЯ ЦЕНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛУГ ДАННОГО
ФАКТОРА. СУММАРНЫЙ СПРОС НА ВСЕ ФАКТОРЫ
В КАЖДЫЙ ПЕРИОД ДОЛЖЕН РАВНЯТЬСЯ ДОХОДАМ,
ПОЛУЧЕННЫМ ДОМАШНИМИ ХОЗЯЙСТВАМИ ОТ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФАКТОРНЫХ УСЛУГ ЗА ТОТ
ЖЕ ПЕРИОД. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОНИ ПОЛУЧАЮТ ТАКОЙ
ДЕНЕЖНЫЙ ДОХОД, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ ИМ,
В КАЧЕСТВЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, МАКСИМИЗИРОВАТЬ
ПОЛЕЗНОСТЬ ПРИ ДАННЫХ ЦЕНАХ. В ИТОГЕ ЦИКЛ
ЗАВЕРШАЕТСЯ.
ТЕОРИЯ ВАЛЬРАСА - ЭТО
ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИКИ. ОНА НЕ
ЗНАЕТ ВРЕМЕНИ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, НОВОВВЕДЕНИЙ,
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ЦИКЛИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ,
НЕПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ. НО ОНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ
СОБОЙ НЕОБХОДИМУЮ ПРОСТУЮ ОСНОВУ, ОВЛАДЕНИЕ
КОТОРОЙ ПОЗВОЛЯЕТ ПЕРЕЙТИ К БОЛЕЕ ГЛУБОКИМ
МОДЕЛЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
Герман Генрих Госсен
(1810-1858) – немецкий юрист и экономист –
предшественник теории маржинализма.
В 1847 г. занялся разработкой
собственной экономической теории. Эту
теорию он изложил в вышедшей в 1854 г. книге «Развитие законов
общественного обмена и вытекающих из
них правил человеческой деятельности» («Развитие законов
человеческого взаимодействия»).
Теперь рассмотрим, какие еще открытия сделал Менгер, разыскивая причины экономических явлений внутри, а не за пределами человеческой психики.
Это тем более важно после того, как «младоавстриец» Хайек продемонстрировал всему миру, что в трудах Менгера содержится самое глубокое и безошибочное изложение всех теоретических постулатов австрийской школы17, а «ученики» только упрощали и искажали труды «Учителя».
Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель, Платон, Ксенофонт