Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель, Платон, Ксенофонт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:04, реферат

Краткое описание

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
- разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_ekzamenu история эк. учений.docx

— 325.86 Кб (Скачать файл)

Различные представления конкуренции сложились не сразу, они формировались на протяжении нескольких столетий.

Основоположником классической концепции конкуренции считается А.Смит. Свободный рынок по Смиту - это путь, ведущий к благосостоянию нации. Конкуренция рассматривается им как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда «индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно» Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

Конкуренция выступает в качестве силы, возвращающей рынок через механизм взаимодействия спроса и предложения к некоей точке равновесия. Сама же точка равновесия определяется как «совокупность выгод и невыгод различных применений труда и капитала».

В этой трактовке конкуренции необходимо заметить, что А. Смит отмечал, что конкуренция касается не только производителей (продавцов) но и покупателей стремящихся сделать более выгодные покупки. Хотя понимание этого зачастую отсутствует в определениях других исследователей. Исследование теории конкуренции Д. Рикардо послужило развитию идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции. Он построил теоретическую модель совершенной конкуренции при функционировании рыночной системы в долгосрочной перспективе. Для условий, рассмотренных Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», который является постулатом тенденции равновесного состояния при полной занятости. Таким образом, Риккардо являясь последователем Смита, значительно дополнил и углубил существующую на тот момент модель совершенной конкуренции. Однако его работа касалась только совершенной конкуренции, которая является лишь частью конкурентных отношений.

Интерес представляет и идея совершенной конкуренции Дж.С.Милля. «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования». Им был сделан существенный вклад в теорию конкуренции: разработано уравнение международного спроса, выделены так называемые не конкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация ценовой эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах, альтернативных издержек. Обратим внимание на широту понимания конкуренции Дж.С.Милля, «конкуренция сама по себе является законом» то есть он подчеркивает значение конкуренции, заложенной в самой природе экономических отношений. С несколько иной точки зрения рассматривает модель совершенной конкуренции К.Маркс. По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями, способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли. «Равенство прибыли во всех отраслях промышленности и народного хозяйства предполагает полную свободу конкуренции, свободу перелива капитала из одной отрасли в другую. А частная собственность на землю создает монополию, помеху этому свободному переливу. В силу этой монополии, например, продукты сельского хозяйства, отличающегося более низким строением капитала и более высокой нормой прибыли, не идут в вполне свободный процесс выравнивания нормы прибыли; собственник земли, как монополист, получает возможность удержать цену выше средней, а эта монопольная цена рождает абсолютную ренту» (3, с. 770). Заслугой К.Маркса является то, что он впервые рассмотрел конкуренцию с позиций теории стоимости, а так же понимание того, что конкуренция затрагивает не только определенные сегменты рынка, но и целые отрасли.

1.3 Конкуренция  и её конечный результат: образование  монополии

Конкуренция - очень сложная дефиниция. Поэтому для более полного понимания её сущности, необходимо рассмотреть формы и методы конкуренции. По степени интенсивности конкуренция может быть: - привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

- умеренной, когда действия  субъекта конкуренции поддерживают  конкурентную среду в данном  сегменте рынка;

- ожесточённой для объекта  конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект  из данного сегмента;

- ожесточённой для субъекта  конкуренции, когда конкурент поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект  из данного сегмента.

Теперь обратимся к формам конкуренции:

- предметная - конкуренция  между товарами одной ассортиментной  группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту  же потребность;

- функциональная - конкуренция  между товарами-заменителями.

Конкуренция включает в себя следующие разновидности: ценовая, неценовая, отраслевая, межотраслевая, прямая, косвенная, продавцов, покупателей, совершенная, несовершенная.

Из методов конкуренции - ценовой и неценовой - российские предприятия в соперничестве с иностранными компаниями на крайне невыгодных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жёсткую из них, а именно - в ценовую конкуренцию, которая базируется на привлечении покупателей за счёт разницы в ценах на товары, аналогичные по качеству товарам конкурентов. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких цен. Соответственно сокращаются размеры прибыли, а если цена падает ниже издержек, то появляются и убытки. При этом отечественным предприятиям (особенно при попытках выхода на внешние рынки) часто приходится компенсировать за счет заниженных цен еще и отставание по качеству продукции.

Напротив, при неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: улучшением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретной группы потребителей, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы. При этом базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.

В ходе отраслевой конкуренции соперничество осуществляется на сопоставлении одноимённых товаров, а в условиях межотраслевой усилия переключаются на более выгодное вложение капитала. Большее внимание обращается на вложение в новые перспективные отрасли.

Конкуренция может быть прямой и косвенной. Для прямой конкуренции характерна открытость, которая может проявляться в широком оповещении потребителей о снижении цен. Косвенную конкуренцию отличает скрытость. Примером может служить распространение ложных сведений , направленных на дискредитацию предприятий.

Конкуренция продавцов связана с избытком товара на рынке, поэтому продавцы стремятся снизить цену, чтобы реализовать свой товар. Конкуренция покупателей представляет собой соперничество за возможность приобрести конкретный товар.

Развитие конкуренции неизбежно порождает монополию. Давайте обратимся к вопросу: почему это происходит?

Все конкурирующие субъекты находятся в неравном положении, что является следствием борьбы и концентрации капитала у определённых лиц, то есть происходит разрастание крупного производства. А обладателям больших капиталов легче повышать производительность труда на своем производстве, что позволяет им снижать цены на продукцию этого производства, а это в свою очередь вынуждает конкурентов следовать за ними. Известны примеры, когда продукция продавалась в убыток предприятию, которое стремилось разорить конкурента. Обладатели небольших капиталов этого себе позволить не могут.

Уровень монополизации можно увидеть в следующих примерах . В относительно молодой отрасли - производстве программного обеспечения в России - доля продаж крупнейших десяти компаний уже составляет 31%. А производитель пива ВВН сам по себе занимает 39,5% своего рынка. В США 35% рынка строительной техники занято тремя крупнейшими фирмами. Есть и компании, для которых имеет смысл подсчет их доли в мировом рынке. К примеру, 18,1% мирового рынка персональных компьютеров занимает НР, 15,6% - Dell. Более половины мирового рынка морских контейнерных перевозок контролируется десятью крупнейшими фирмами (19).

Но, тем не менее, при появлении монополий не исчезает конкуренция. Она только меняет форму, превращаясь из конкуренции между многими мелкими производителями в конкуренцию между монополиями.

конкуренция монополия антимонопольное законодательство

 

24. Дифференциация продукта и неценовые факторы конкуренции в теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

Автор книги Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899-1967), уроженец штата Вашингтон (США) из семьи протестантского пастора. В 1921 г. закончил университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра, а еще через пять лет, будучи докторантом в Гарвардском университете, защитил диссертацию по проблематикемонополистической Конкуренции. Вся последующая деятельность с 1927 г. идо кончины в 1967 г. связана с преподаванием в университете Гарварда, не считая годичной работы в Бюро стратегической службы США и специального в 1951 г. турне в западноевропейские страны для разъяснения положений своих теоретических нововведений.

Важной вехой в творческой и научной биографии Э.Чемберлина явилось избрание главой отделения экономической теории Гарвардского университета (1939-1943), включавшего тогда в свой ​​состав таких именитых ученых, как В. Леонтьев, Э. Хансен, И. Шумпетер и др., А также назначение на пост редактора гарвардского «Куортели джорнел оф экономике» (1948-1958). В 1965 г. был избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации. В 1967 г. в память о нем был издан сборник трудов экономистов под названием «Теория монополистической Конкуренции: исследования взаимодействия »2.

В течение 1933-1962 гг. его произведение переиздавалось в США S раз, являясь и ныне одним из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории многих стран. В нем содержится всесторонняя характеристика сущности монополии, приводится убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли.

Сущность монополии И монополистической Конкуренции

Одно из основных теоретических положений книги состоит в том, что главным условием овладения рынка или, говоря словами гарвардского профессора, сутью монополии является контроль над предложением3, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «Дифференциацией продукта». Э.Чемберлин по этому поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой ​​собственный продукт, НО Вместе с ТЕМ подвергается Конкуренции СО стороны более ИЛИ менее несовершенных заменителей »4. Исходя из этого он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил « монополистической конкуренции ».

Сущность несовершенного (неравновесного) рынка

Рынки, на взгляд Э.Чемберлина, взаимосвязаны, поскольку на каждом из них независящие друг от друга продавцы вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в реальной действительности более или менее несовершенны», а «наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно« стремиться »к равновесию, не имеет под собой оснований» 5.

В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста, формирующего собственный круг покупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания своим «уникальным» товаром, и уровень «дифференциации продукта» которого отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. Это означает также, что реальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях «чистой» конкуренции. Монополия продавца на свой ​​продукт и монополисты, конкурирующие между Собой в условиях монополистической Конкуренции, невозможны, по мысли Э . Чемберлина, без главного условия - дифференциации продукта.

Концепция «дифференциации продукта»

В четвертой главе, названной «Дифференциация продукта», Э.Чемберлин, раскрывая сущность этой категории, отмечает, что основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара (или услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака. Этот признак для покупателя может быть как реальным, так и воображаемым, лишь бы он привел к тому, чтобы было отдано предпочтение разновидности именно данного продукта. «Там, где существует такого рода дифференциация, - уточняет он, - покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (КАК ЭТО происходит ПРИ чистой Конкуренции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении »6.

Значит, продавец-монополист, по логике Э.Чемберлина, может и увеличивать объем продаваемой продукции, прибегая посредством дополнительных затрат к снижению ее цены и полагая, что остальные продавцы одноименной «группы» товаров не смогут сразу поступить так же, т.е. повысить уровень издержек производства. В этом, на его взгляд, основная причина того, что фирма-конкурент данной марки товара, снижая на него цену или осваивая выпуск нового конкурирующего товара, по сути не обеспокоена тем, что аналогичные меры будут предприняты другими конкурентами7.

Концепция неценовых факторов Конкуренции

В развитие своей идеи о процессе «дифференциации продукта» КАК О естественной реакции конкурентов На НЕ менее естественное проявление самой Конкуренции Э.Чемберлин обосновывает растущее влияние На ЭТОТ процесс неценовых факторов Конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу. При этом он пишет: «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю »8 (курсив мой -. Я.Я.).

А о рекламе автор «ТЕОРИИ монополистической Конкуренции » высказал чрезвычайно важные положения, актуальность которых (так многом сохраняется и в наши дни. Так, в главе 5 отмечается двойственная форма воздействия рекламы на спрос, имея в виду ее влияние как на формирование потребностей, так и на их изменение. В главе 7 влияние рекламы на увеличение спроса на продукт увязывается с возможностью продавца сбывать большее количество своего продукта независимо от назначаемой цены, «чем без помощи рекламы». С этой точки зрения, отмечает гарвардский профессор, «искусство рекламиста сродни искусству гипнотизера », ибо« требуется завоевать контроль над состоянием покупателя, и, когда такой контроль завоеван, добавочные затраты (на рекламу.

Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель, Платон, Ксенофонт