Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:04, реферат
Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
- разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
Рис. 1 Структура капитала
Во-вторых, экономика разделена на два сектора: производство средств производства и производство предметов потребления, в рамках которых создается весь общественный продукт. Таким образом, стоимость общественного продукта может быть представлена как сумма стоимости продуктов двух подразделений:
Q1=C1 + V1 + М1
Q2 = C2+V2 + M2
В-третьих, Маркс лишь в особо важных для него случаях проводит различие между авансированным капиталом и потребляемым капиталом.
Как правило, он исходит из предположения, что годовые затраты постоянного и переменного капитала совпадают по величине с их запасом по состоянию на начало соответствующего периода.
Главной темой исследования
Маркса было накопление капитала, так что
абстракция простого
Однако выигрывая в реалистичности, схема расширенного воспроизводства заметно уступает в наглядности. Здесь нет четкой увязки между подразделениями и видами доходов: прибавочная стоимость обменивается на продукцию обоих подразделений, а чистый продукт охватывает не только фонд потребления, но и фонд накопления.
В теориях прибавочной стоимости, воспроизводства и в целом в первых двух томах «Капитала» Маркс исходил из предпосылки, что каждая единица усредненного рабочего времени создает равную величину прибавочной стоимости, независимо от сферы производства.
В то же время он разделял общее убеждение в том, что рыночная конкуренция ведет к усреднению норм прибыли между отраслями [1, с. 181].
Оба эти условия могут выполняться одновременно только при допущении, что соотношение затрат на заработную плату и прочих капитальных затрат также едино во всех сферах экономики. Однако такое допущение заведомо нереалистично. В I томе «Капитала» Маркс ограничился констатацией важности проблемы и обещанием обстоятельно рассмотреть ее позднее, в третьей книге своего сочинения.
Решение проблемы, предложенное Марксом в III томе «Капитала», вытекало из общей логики его анализа капитализма: первоначальным объектом такого анализа была лишь базовая структура общества-отношения между основными его классами, и лишь на последующих этапах рассмотрение переходило на более конкретные уровни, в частности включало в свою орбиту внутреннюю структуру капитала и, соответственно, отношения внутри класса капиталистов [1, с. 182].
Кризисы перепроизводства - одно из самых ярких свидетельств противоречивости капитализма - не могли не привлечь пристально го внимания Маркса. Постоянство, с которым они повторялись в се редине XIX века, и социальные потрясения, которыми они сопровождались, служили для Маркса свидетельством того, что капитализм как носитель общественного прогресса себя исчерпал, и эпоха его господства подходит к концу.
Анализ различных аспектов экономических кризисов можно найти во многих работах Маркса, в том числе во всех томах «Капитала».
Хотя эти разбросанные фрагменты так и остались, по выражению И. Шумпетера, «ненаписанной главой» в теоретическом наследии Маркса, впоследствии они стали отправной точкой для многих исследователей темы экономических кризисов и циклов.
3. Особенности применения теории К. Маркса в условиях финансового кризиса
Осень 2008 года в Российской Федерации интерес к работам К. Маркса непосредственно возрос.
Впервые после долгого перерыва, вопреки всем рассуждениям mainstream'а об окончательном торжестве в новом веке механизмов рыночной саморегуляции разразился всемирный финансовый кризис, постепенно становящийся и кризисом экономическим [3, с. 12].
Причем кризис оказался на удивление «нормальным», очень похожим по всем основным параметрам на «обычный» циклический кризис, описанный в учебниках по экономической теории еще в позапрошлом веке.
Одновременное появление массы необеспеченных долгов, паника на бирже и падение фондовых индексов, постепенно начинающееся сужение потребительского спроса и сокращение производства, рост безработицы плюс - совсем уж необычное для современной экономики явление - угроза дефляции.
И все это очень похоже на классическую картину кризиса, как она была описана Карлом Марксом полтора столетия назад [3, с. 12].
Следующий шаг в анализе возможности кризиса связан с возникновением денег.
Для Маркса деньги - не просто некий механизм, создающий удобную форму обмена. Не просто некое количество знаков стоимости, которое должно урегулировать так, чтобы не нарушались пропорции товарного обмена. Для Маркса товар и деньги есть две стороны производственного отношения, обусловливающего определенные принципы функционирования рыночной экономики и ее противоречия [3, с. 13].
Одно из таких противоречий связано с функцией денег как средства обращения. В самом деле, в акте обмена двух товаров деньги - всего лишь мимолетный посредник. Как таковые они могут быть заменены всего лишь некоторым символом стоимости - бумажным или виртуальным знаком. Более того, в формуле Т - Д - Т акты Т - Д и Д - Т в принципе могут оказаться разорваны во времени и в пространстве. По мере дальнейшего развития денег и обретения ими функции средства платежа этот потенциальный разрыв все более становится правилом. Так возникает простейшая определенность проблемы реализации как одной из важнейших проблем рыночной экономики вообще и капиталистической экономики в частности. В условиях капитализма кому-то всегда не хватает денег, кто-то всегда не может продать товар и там и тогда, где и когда в силу некоторых обстоятельств масса этих жаждущих, но не способных обрести деньги товаровладельцев становится критической, там и возникает кризис перепроизводства. Там и тогда эти товаровладельцы начинают требовать от правительства дешевых кредитов и субсидий.
Это абстрактная марксистская теория. Но, как показал опыт осенних месяцев 2008 года, она оказалась более чем жизненной.
Однако для сегодняшнего анализа даже абстрактной возможности кризиса этих классических положений Маркса крайне мало. Мир существенно изменился и одно из таких фундаментальных изменений - формирование огромного финансового сектора. Последний термин, вообще-то говоря, не слушком строг, хотя и типичен для исследований на заданную выше тему.
Более того, он стал расти темпами, существенно опережающими динамику капитала в сфере так называемого «реального производства». Цифры этого роста хорошо известны и они впечатляют. Таким образом, можно констатировать, что в мировой экономике появилась гигантская надстройка, в которой происходит относительно самостоятельное движение финансового капитала как обособившейся формы капитала вообще.
Заключение
Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.
Карл Маркс родился в Германии, там же получил философское образование, однако большая часть его самостоятельной жизни прошла в эмиграции: сначала во Франции и Бельгии, затем - в Англии, где он жил и работал с 1849 года.
Идеи Маркса оказали мощное воздействие на многие области обществознания - историю, социологию, политологию, политическую экономию.
На основе этих идей формировались влиятельные политические партии и общественные движения, оказавшие заметное влияние на историю XX века. В Советском Союзе упрощенная версия марксизма использовалась в качестве основы государственной идеологии, в Китае она выполняет эту роль и поныне.
Критика основных положений теории К. Маркса сформировалась практически сразу же после выхода в свет его работ.
Одним из главных источников теоретических и практических ошибок марксизма является ошибочность трудовой теории стоимости вообще и теории прибавочной стоимости в частности [1, с. 183].
В соответствии с этими теориями наемный работник производит необходимую стоимость, равную стоимости воспроизводства своей рабочей силы и прибавочную стоимость, отчуждаемую собственником средств производства.
Более того, он стал расти темпами, существенно опережающими динамику капитала в сфере так называемого «реального производства». Цифры этого роста хорошо известны и они впечатляют. Таким образом, можно констатировать, что в мировой экономике появилась гигантская надстройка, в которой происходит относительно самостоятельное движение финансового капитала как обособившейся формы капитала вообще.
16. Учения К. Маркса о социально-
«Конечной целью моего сочинения -- говорит Маркс в предисловии к «Капиталу» -- является открытие экономического закона движения современного общества», т. е. капиталистического, буржуазного общества. Исследование производственных отношений данного, исторически определенного, общества в их возникновении, развитии и упадке -- таково содержание экономического учения Маркса. В капиталистическом обществе господствует производство товаров, и анализ Маркса начинается поэтому с анализа товара.
Товар есть, во-1-х, вещь, удовлетворяющая какой-либо потребности человека; во-2-х, вещь, обмениваемая на другую вещь. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью. Меновая стоимость (или просто стоимость) является прежде всего отношением, пропорцией при обмене известного числа потребительных стоимостей одного вида на известное число потребительных стоимостей другого вида. Ежедневный опыт показывает нам, что миллионы и миллиарды таких обменов приравнивают постоянно все и всякие, самые различные и несравнимые друг с другом, потребительные стоимости одну к другой.
Что же есть общего между этими различными вещами, постоянно приравниваемыми друг к другу в определенной системе общественных отношений?
Общее между ними то, что они -- продукты труда. Обменивая продукты, люди приравнивают самые различные виды труда.
Производство товаров есть
система общественных отношений, при которой
отдельные производители созидают разнообразные
продукты (общественное разделение труда),
и все эти продукты приравниваются друг
к другу при обмене. Следовательно, тем
общим, что есть во всех товарах, является
не конкретный труд определенной отрасли
производства, не труд одного вида, а абстрактный человеческий труд, человеческий
труд вообще. Вся рабочая сила данного
общества, представленная в сумме стоимостей
всех товаров, является одной и той же
человеческой рабочей силой: миллиарды
фактов обмена доказывают это. И, следовательно,
каждый отдельный товар представляется
лишь известной долей общественно-
Величина стоимости определяется количеством общественно-необходимого труда или рабочим временем, общественно-необходимым для производства данного товара, данной потребительной стоимости. «Приравнивая свои различные продукты при обмене один к другому, люди приравнивают свои различные виды труда один к другому. Они не сознают этого, но они это делают».
Стоимость есть отношение между двумя лицами -- как сказал один старый экономист; ему следовало лишь добавить: отношение, прикрытое вещной оболочкой. Только с точки зрения системы общественных производственных отношений одной определенной исторической формации общества, притом отношений, проявляющихся в массовом, миллиарды раз повторяющемся явлении обмена, можно понять, что такое стоимость.
«Как стоимости, товары суть
лишь определенные количества застывшего
рабочего времени». Проанализировав детально
двойственный характер труда, воплощенного
в товарах, Маркс переходит к анализу формы стоимости и денег. Главной задачей Маркса является
при этом изучение происхождения денежно
Будучи высшим продуктом развития обмена и товарного производства, деньги затушевывают, прикрывают общественный характер частных работ, общественную связь между отдельными производителями, объединенными рынком. Маркс подвергает чрезвычайно детальному анализу различные функции денег, причем и здесь (как вообще в первых главах «Капитала») в особенности важно отметить, что абстрактная и кажущаяся иногда чисто дедуктивной форма изложения на самом деле воспроизводит гигантский фактический материал по истории развития обмена и товарного производства. «Деньги предполагают известную высоту товарного обмена. Различные формы денег -- простой товарный эквивалент или средство обращения или средство платежа, сокровище и всемирные деньги -- указывают, смотря по различным размерам применения той или другой функции, по сравнительному преобладанию одной из них, на весьма различные ступени общественного процесса производства» («Капитал», I).
На известной ступени развития товарного производства деньги превращаются в капитал.
Формулой товарного обращения было: Т (товар) -- Д (деньги) -- Т (товар), т. е. продажа одного товара для покупки другого.
Общей формулой капитала является, наоборот, Д -- Т -- Д, т.е. покупка для продажи (с прибылью).
Прибавочной стоимостью называет Маркс это возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот. Факт этого «роста» денег в капиталистическом обороте общеизвестен. Именно этот «рост» превращает деньги в капитал, как особое, исторически определенное, общественное отношение/производства.
Прибавочная стоимость не может возникнуть из товарного обращения, ибо оно знает лишь обмен эквивалентов, не может возникнуть и из надбавки к цене, ибо взаимные потери и выигрыши покупателей и продавцов уравновесились бы, а речь идет именно о массовом, среднем, общественном явлении, а не об индивидуальном. Чтобы получить прибавочную стоимость, «владелец денег должен найти на рынке такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости», такой товар, процесс потребления которого был бы в то же самое время процессом создания стоимости. И такой товар существует. Это -- рабочая сила человека. Потребление ее есть труд, а труд создает стоимость. Владелец денег покупает рабочую силу по ее стоимости, определяемой, подобно стоимости всякого другого товара, общественно-необходимым рабочим временем, необходимым для ее производства (т. е. стоимостью содержания рабочего и его семьи). Купив рабочую силу, владелец денег вправе потреблять ее, т. е. заставлять ее работать целый день, скажем, 12 часов. Между тем рабочий в течение 6 часов («необходимое» рабочее время) создает продукт, окупающий его содержание, а в течение следующих 6 часов («прибавочное» рабочее время) создает неоплаченный капиталистом «прибавочный» продукт или прибавочную стоимость.
Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель, Платон, Ксенофонт