Первый означает болеебыстрый
темп роста нововведении и производительности
труда в инвестиционном подразделении;
второй – предполагает, что производительность
труда растет быстрее во II подразделении,
производящем предметы потребления. Эти
«уклоны» будут менять соотношения двух
подразделений, в том числе и распределение
дохода, и величину спроса на рабочую силу.
Подробно анализирует
Робинсон и обратное воздействие соотношения
заработной платы и прибыли на выбор техники
производства, на «уклоны» и темпы технического
прогресса.
В своей книге Робинсон
формулирует идеальные условия экономического
развития. Важнейшие из них:
1. Нейтральный технический
прогресс, в условиях которого производительность
труда, заработная плата на одного человека
и капиталовооруженность повышаются в
одинаковой пропорции, а норма прибыли
остается постоянной.
2. Гибкость и подвижность
реальной заработной платы рабочего класса,
повышающиеся вместе с ростом производства
надушу населения.
3. Свободная конкуренция,
являющаяся непременным и обязательным
условием именно такого роста заработной
платы.
1. Накопление капитала
в условиях золотого века зависит только
от темпов технического прогресса и прироста
занятого населения.
Робинсон считает, что
нарушение именно этих условий является
причиной нестабильного развития капитализма.
Условия нарушаются вследствие: 1) неожиданного
изменения темпа технического прогресса;
2) возникновения препятствий у механизма
конкуренции; 3) изменения темпа накопления
по отношению к росту производительности
труда; 4) неспособности технического прогресса
равномерно охватывать всю систему». В теории несовершенной конкуренции
Дж.Робинсон пыталась установить механизм
формирования цен в условиях, когда каждый
производитель может быть монополистом
своей продукции. Эта теория, в отличие
от теории монополистической конкуренции,
не рассматривает конкуренцию внутри
монополистического сектора, а исследует
ценообразование в местах столкновения
возникающих монополий торгово-промышленного
типа с немонополизированными фирмами,
то есть процессы образования монопольной
прибыли.
В несовершенной конкуренции
Дж.Робинсон видела нарушение равновесного
состояния конкурентной хозяйственной
системы и эксплуатацию наемного труда.
При несовершенной
конкуренции продукции выпускается меньше,
чем при совершенной конкуренции. В итоге
происходит рост цен, который является
результатом:
• договоренности между
фирмами;
• ограничения доступа
в отрасль посторонних фирм.
Рост цен, по мнению
Дж.Робинсон, требует обязательного вмешательства
государства в экономику с помощью мер
налоговой и бюджетной политики. Под монопсонией понимается
тип рыночной структуры, при которой существует
монополия единственного покупателя определенного
товара. Дж.Робинсон утверждала, что монопсонистом
может выступить крупная фирма, использующая
труд работников по навязанным им (работникам)
условиям. В результате заработная плата
может быть ниже предельного продукта,
то есть налицо эксплуатация. Поэтому
в данных условиях необходимо издать закон
о минимальном размере заработной платы.
Сдругой стороны, если мощные профсоюзы
добиваются зарплаты, ущемляющей обычную
прибыль собственников капитала, то уже
сами рабочие эксплуатируют мелких собственников. Чистая монополия - это ситуация,
в которой одна фирма является единственным
производителем продукта, для которого
нет близких заменителей. Фирма-монополист
получает полный контроль над ценой. Возникновение
чистой монополии связано с образованием
барьеров для вхождения в отрасль, монополией
производителей сырья и т.д.
Для Дж.Робинсон чистая
монополия представляет собой явление
не только рынка, но и концентрированного
производства. Последнее, по мнению автора,
есть экономия фирмы на масштабах, так
как доля постоянных издержек, приходящаяся
на единицу продукции, с ростом3 объемов
производства снижается. Олигополия - состояние
на рынке при небольшом числе фирм-производителей.
Существование реальной олигополии Дж.Робинсон
считала более распространенным, чем существование
совершенной конкуренции и абсолютной
монополии. Особенностью монополистической
конкуренции является взаимозависимость
между фирмами. Иными словами, олигополия
существует, если число фирм в отрасли
настолько мало, что при формировании
ценовой политики одна из них должна принимать
во внимание реакцию со стороны конкурентов. Дж.Робинсон исследовала возможность
использования цены как инструмента воздействия
на спрос и регулирование сбыта. Она ввела
понятие "дискриминация в ценах"
- деление монополией рынков на сегменты
на основе эластичности спроса по цене.
Монополист при выпуске нового товара
сначала максимально завышает цену, обслуживая
наиболее состоятельную часть потребителей.
Затем он, постепенно снижая цену, привлекает
менее состоятельных покупателей, и при
этом, несмотря на снижение цены, прибыль
будет высока, поскольку спрос увеличится
26. Концепции
Дж. Кейнса об основном психологическом
законе, «мультипликаторе инвестиций»,
«эффективном государственном спросе».
Джон Мейнард
Кейнс (1883—1946) — выдающийся ученый-экономист
современности. Он учился у не менее именитого
учено основателя Кембриджской школы
экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки
ожиданиям, не стал его наследником, едва
затмив славу своего учителя.
Своеобразное
осмысление последствий самого длительной:
тяжелого экономического кризиса 1929—1933
гг., охвативши многие страны мира, отразилось
в совершенно неординарных в то г период
положениях изданной Дж.М.Кейнсом в Лондоне
книги под названием «Общая теория занятости,
процента и денег» (1936)11
Незаурядные
способности к математике, обнаруженные
еще в школе, стали ему важным подспорьем
в годы учебы в Итоне и Королевском колледже
в Кембридже, где он учился с 1902 по 1906 г.
Причем ему довелось слушать «особые»
лекции самого А.Маршалла, по инициативе
которого, как уже упоминалось, в Кембриджском
университете с 1902 г. был введен курс «экономике»
вместо «политической экономии» в традициях
классической школы.
С 1906 по 1908 г. он
являлся сотрудником в министерстве, проработав
в первый год в военном отделе, а в дальнейшем
— в отделе доходов, статистики и торговли
Управления по делам Индии.
В 1908 г. по приглашению
А.Маршалла ему предоставляется возможность
прочитать курс лекций по экономической
проблематике в Королевском колледже,
после чего с 1909 по 1915 г. занимается здесь
же преподавательской работой на постоянной
основе одновременно и как экономист,
и как математик.
Уже первая его
экономическая статья под названием «Индексный
метод» (1909) вызвала оживленный интерес;
ее отмечают даже призом Адама Смита.
Достаточно скоро
Дж.М.Кейнс получает и общественное признание.
Так, с 1912 г. он становится редактором «Экономического
журнала», сохранив за собой этот пост
до конца жизни. В 1913— 1914 гг. является членом
Королевской комиссии по финансам и денежному
обращению Индии. Еще одним назначением
этого периода стало утверждение его в
качестве секретаря королевского экономического
общества. Наконец, широкую популярность
принесла ему и первая, изданная в 1913 г.,
книга «Денежное обращение и финансы Индии».
Далее популярный
в своей стране ученый-экономист Дж.М.Кейнс
дает согласие перейти на службу в британское
казначейство, где с 1915 по 1919 г. занимается
проблемами международных финансов, выступает
нередко в качестве эксперта в финансовых
переговорах Великобритании, проводившихся
на уровне премьер-министра и канцлера
казначейства. В частности, в 1919 г, он являлся
главным представителем казначейства
на мирной конференции в Париже и одновременно
представителем британского министра
финансов в Высшем экономическом совете
Антанты. В том же году изданная им книга
«Экономические последствия Версальского
мирного договора» приносит ему всемирную
известность; ее переводят на различные
языки5.
Затем Дж.М.Кейнс
на значительный период времени оставляет
службу в государственных учреждениях,
сосредоточившись на преподавательской
работе в Кембриджском университете и
подготовке научных публикаций. В их числе
появляются «Трактат о вероятности» (1921),
«Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические
последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец
свободного предпринимательства» (1926),
«Трактат о деньгах» (1930) и некоторые другие,
приближавшие великого ученого к самому
главному вышедшему в 1936 г. труду — «Общей
теории»6.
К активной общественно-политической
деятельности Дж.М.Кейнс возвращается
в конце 1929 г., когда с ноября того же года
его назначают членом правительственного
комитета финансов и промышленности. В
годы второй мировой войны (в 1940 г.) он назначается
советником британского казначейства.
В 1941 г. его включают в состав английской
правительственной делегации для участия
в подготовке материалов по договору ленд-лиза
и других финансовых документов с правительством
США. Следующий — 1942 г. стал годом назначения
на пост одного из директоров английского
банка. В 1944 г. он утверждается главным
представителем своей страны на Бреттон-Вудской
валютной конференции, которая разработала
планы создания Международного валютного
фонда и Международного банка восстановления
и развития, а затем назначается одним
из членов правлений этих международных
финансовых организаций. Наконец, в 1945
г. Дж.М.Кейнс вновь возглавляет английскую
финансовую миссию — на этот раз в США
— для проведения переговоров в связи
с окончанием помощи по ленд-лизу и согласованием
условий для получения у США крупного
займа7.
Новизна главной
идеи «Общей теории»
По оценкам многих
экономистов, «Общая теория» Дж.М.Кейнса
явилась поворотным пунктом в экономической
науке XX в. и во многом определяет экономическую
политику стран и в настоящее время8.
Ее главная и
новая идея состоит в том, что система
рыночных экономических отношений отнюдь
не является совершенной и саморегулируемой
и что максимально возможную занятость
и экономический рост может обеспечить
только активное вмешательство государства
в экономику. Восприятие этой идеи прогрессивной
общественностью как должной и правильной
обусловлено, по словам современного американского
экономиста Дж.К.Гэлбрейта, тем что «к
30-м гг. (XX столетия. — Я.Я.) тезис о существовании
конкуренции между многими фирмами, которые
неизбежно являются мелкими и выступают
на каждом рынке, стал несостоятельным»9,
поскольку «неравенство, возникающее
в результате существования монополии
и олигополии, распространяется на сравнительно
узкий круг людей и в силу этого в принципе
может быть исправлено вмешательством
государства»10.
Во многом аналогичным
образом расценивают главную идею великого
труда Дж.М.Кейнса и многие другие ученые,
в их числе М.Блауг11 и др.
Предмет и метод
изучения
Новаторство
экономического учения Дж.М.Кейнса в части
предмета изучения и в методологическом
плане проявилось, во-первых, в предпочтении
макроэкономического анализа микроэкономическому
подходу, сделавшего его основоположником
макроэкономики как самостоятельного
раздела экономической теории, и, во-вторых,
в обосновании (исходя из некоего «-психологического
закона»} концепции о так называемом «эффективном
спросе», т.е. потенциально возможном и
стимулируемом государством спросе12.
Опираясь на собственную, «революционную»
по тем временам методологию исследования
Дж.М.Кейнс в отличие от своих предшественников
и наперекор господствовавшим экономическим
воззрениям утверждал о необходимости
недопущения с помощью государства урезания
заработной платы как основного условия
ликвидации безработицы, а также о том,
что потребление ввиду психологически
обусловленной склонности человека к
сбережению, растет гораздо медленнее
доходов.
Психологические
склонности человека
По Кейнсу, психологическая
склонность человека сберегать определенную
часть дохода сдерживает увеличение дохода
из-за сокращения объема капиталовложений,
от которых зависит перманентное получение
доходов13. Что касается предельной склонности
человека к потреблению, то она, по мнению
автора «Общей теории», якобы постоянна
и может поэтому обусловливать устойчивое
соотношение между увеличением инвестиций
и уровнем дохода14.
Сказанное свидетельствует
о том, что в методологии исследования
Дж.М.Кейнса учитывается немаловажное
влияние на экономический рост и неэкономических
факторов, как-то: государство (стимулирующее
потребительский спрос на средства производства
и новые инвестиции) и психология людей
(предопределяющая степень осознанных
взаимоотношений хозяйствующих субъектов).
Вместе с тем кейнсианское учение являет
собой по преимуществу продолжение основополагающих
методологических принципов неоклассического
направления экономической мысли, поскольку
и сам Дж.М.Кейнс, и его последователи (впрочем,
как и неолибералы), следуя идее «чистой
экономической теории», исходят из приоритетного
значения в хозяйственной политике общества
прежде всего экономических факторов,
определяя выражающие их количественные
показатели и связи между ними, как правило,
на базе методов предельного и функционального
анализa, экономико-математического моделирования.
Методологическая
связь с концепцией меркантзма
Дж.М.Кейнс не
отрицал влияния меркантстов на созданную
им концепцию государственного регулирования
экономических процессов. Его общие с
ними суждения очевидны и заключаются:
в стремлении
увеличения массы денег в стране (как средство
их удешевления и соответственно снижения
ставок ссудного процента и поощрения
инвестиций в производство);
в одобрении роста
цен (как способ, стимулирующий расширение
торговли и производства);
в признании того,
что недостаток денег служит причиной
безработицы;
в понимании национального
(государственного) характера экономической
политики.
Методологические
расхождения с классиками и неоклассиками
В «Обшей теории»
Дж.М.Кейнса отчетливо прослеживается
мысль о нецелесообразности чрезмерной
бережливости и накопительства и, наоборот,
возможной пользе всемерного расходования
средств, поскольку, как полагал ученый,
в первом случае средства, скорее всего,
приобретут неэффективную ликвидную (денежную)
форму, а во втором — могут быть направлены
на увеличение спроса и занятости15. Он
также резко и аргументирование критикует
тех экономистов, которые привержены догматическим
постулатам «закона рынков».Ж.Б.Сэя и другим
сугубо «экономическим» законам, называя
их представителями «классической школы».
В данной связи
Дж.М.Кейнс, в частности, писал: «Со времен
Сэя и Рикардо экономисты-классики уч:
предложение само порождает спрос... что
вся стоимость продукции должна быть израсходована
прямо косвенно на покупку продуктов»16.
На основании подтверждающих данный тезис
выдержек из «Основ политической экономии»
Дж.С.Милля и «Чистой теории национальных
стоимостей» А.Маршалла Дж.М.Кейнс заключает,
что у классиков и их преемников «теория
производства и занятости может быть построена
(как у Милля) на основе натурального обмена;
деньги же никакой самостоятельной роли
в экономической жизни не играют»17, поэтому
«закон Сэя... равносилен предположению,
что не существует препятствий к достижению
полной занятости»18.
«Основной психологический
закон»
Суть этого «закона»
Дж.М.Кейнса такова: «Психология общества
такова, что сростом совокупного реального
дохода увеличивается и совокупное потребление,
однако не в такой же мере, в какой растет
доход»19. И в этом определении его недвусмысленная
теоретико-методологическая позиция,
в соответствии с которой для выявления
причин неполной занятости и неполной
реализации, неравновесности экономики,
а также для обоснования методов ее внешнего
(государственного) регулирования «психология
общества» имеет не меньшее значение,
чем «законы экономики». В частности,
поэтому Дж.М.Кейнс утверждает, что «воспитание...
государственных деятелей на принципах
классической политической экономии»
не позволит им «выбрать какой-либо лучший
путь», стимулирующий увеличение богатства,
кроме как надежда на «сооружение пирамид,
землетрясения, даже войны»20. Отсюда, по
его мнению, «если только психологические
склонности участников экономического
процесса действительно оказываются примерно
такими, какими мы их здесь предполагали,
то можно считать, что существует закон,
согласно которому расширение занятости,
непосредственно связанное с инвестициями,
неизбежно должно оказать стимулирующее
влияние на те отрасли, которые производят
потребительские блага, и, таким образом,
повести к увеличению совокупной занятости,
причем такое увеличение происходит прирост
первичной занятости, непосредственно
связанной с дополнительными инвестициями»21.
Концепция мультипликатора
инвестиций
Между тем наращивание
инвестиций и обусловленный этим рост
национального дохода и занятости населения
может рассматриваться как целесообразный
экономический эффект. Последний, получивший
в экономической литературе название
эффекта мультипликатора, означает, что
«увеличение инвестиций приводит к увеличению
национального дохода общества, причем
на величину большую, чем первоначальный
рост инвестиций»22. В специфичной разгадке
механизма этого «эффекта» заключается
ответ на вопрос, почему в научных изысканиях
Дж.М.Кейнса столь много внимания уделено
концепции мультипликатора, которую, по
его словам, ввел в экономическую теорию
еще в 1931 г. Р.Ф.Кан. Однако,
характеризуя «мультипликатор занятости»
Р.Ф.Кана как показатель, позволяющий измерять
«отношение между увеличением совокупной
занятости в отраслях, непосредственно-
связанных с инвестициями», рекомендуемый
собственный коэффициент Дж.М.Кейнс назвал
«мультипликатором инвестиций», который
в отличие от мультипликатора Р.Ф.Кана
характеризует положение о том, что «когда
происходит прирост общей суммы инвестиций,
то доход увеличивается на сумму, которая
в К раз превосходит прирост инвестиций-»23.
Причина такого положения, подчеркивает
Дж.М.Кейнс, заключается в постоянно упоминаемом
им же «психологическом законе», в силу
которого «по мере того, как реальный доход
возрастает, общество желает потреблять
постоянно уменьшающуюся его часть»24. Далее он приходит
к выводу о том, что «принцип мультипликатора
позволяет дать общий ответ на вопрос
о том, каким образом колебания инвестиций,
составляющих относительно небольшую
долю национального дохода, способны вызывать
такие колебания совокупной занятости
и дохода, которые характеризуются гораздо
большей амплитудой»25. Но, по его убеждению,
«хотя в бедном обществе размеры мультипликатора
сравнительно велики, влияние колебаний
в размерах инвестиций на занятость окажется
много сильней в богатом обществе, так
как можно предположить, что именно в последнем
текущие инвестиции составляют гораздо
большую долю текущей продукции»26.
Итак, теоретическая
суть эффекта мультипликатора действительно
достаточно проста27.
Меры государственного
регулирования экономики Итогом
своего исследования Дж.М.Кейнс считал
создание качественно новой экономической
теории28. Последняя, на его взгляд, «указывает
на жизненную необходимость создания
централизованного контроля в вопросах,
которые ныне в основном предоставлены
частной инициативе... Государство должно
будет оказывать свое руководящее влияние
на склонность к потреблению частично
путем соответствующей системы налогов,
частично фиксированием нормы процента
и, возможно, другими способами»29, ибо
«именно в определении объема занятости,
а не в распределении труда тех, кто уже
работает, существующая система оказалась
непригодной»30. Вот почему, по убеждению
Дж.М.Кейнса, «учреждение централизованного
контроля, необходимого для обеспечения
полной занятости, потребует, конечно,
значительного расширения традиционных
функций правительства... Но все же остаются
широкие возможности для проявления частной
инициативы и ответственности»31. Эффективность
регулирования государством экономических
процессов, на взгляд Дж.М.Кейнса, зависит
от изыскания средств под государственные
инвестиции, достижения полной занятости
населения, снижения и фиксирования нормы
процента. Он писал: «Рикардо и его преемники
просмотрели тот факт, что даже в долгосрочном
периоде занятость не обязательно стремится
к уровню полной занятости, что уровень
занятости может изменяться и что каждой
отдельной банковской политике соответствует
отличающийся от других уровень занятости.
Таким образом, существует много состояний
долгосрочного равновесия, соответствующих
различным мыслимым вариантам процентной
политики органа, регулирующего денежную
систему»32. Как
полагал Дж.М.Кейнс, государственные инвестиции
в случае их нехватки должны гарантироваться
выпуском дополнительных денег, а возможный
дефицит бюджета будет предотвращаться
возрастанием занятости и падением нормы
процента. Иначе говоря, по концепции Дж.М.Кейнса,
чем ниже норма ссудного процента, тем
выше стимулы к инвестициям, к росту уровня
инвестиционного 1. проса, что, в свою очередь,
расширяет границы занятости, ведет к
преодолению безработицы. При этом исходным
для себя он считал такое положение о количественной
теории денег, в соответствии с которым
в реальной действительности «вместо
постоянных цен при наличии неиспользованных
ресурсов и цен, растущих пропорционально
количеству денег в условиях полного использования
ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно
растущие по мере увеличения занятости
факторов»33. В этой
связи М.Блауг пишет: «Для Кейнса полная
занятость зависит от правильного соотношения
процентной ставки и заработной платы
и может быть достигнута скорее путем
понижения первой, чем сокращения второй.
Фундаментальная причина безработицы
у Кейнса состоит в том, что ставка процента
в долгосрочной перспективе остается
слишком высокой...»34 . Вместе с тем, по
Блаугу, «согласно кейнсианской теории
удвоение денежной массы не приводит к
удвоению уровня цен, но при этом воздействует
на процентную ставку... потому, что кейнсианская
функция спроса на деньги, в частности
спекулятивного, учитывает «денежную
иллюзию» реакцию индивидов на любое,
даже номинальное, изменение запасов наличности»35.
И резюмируя свою
позицию по отношению к учению Дж.М.Кейнса,
М.Блауг восклицает: «Кейнсианская революция
действительно имела место!»36
27. Меры
государственного регулирования экономики
в учении Дж. М. Кейнса.
Итогом своего исследования
Дж.М.Кейнс считал создание качественно
новой экономической теории Ховард К.
, Журавлева Г. Соч. С. 278.. Последняя, на
его взгляд, «указывает на жизненную необходимость
создания централизованного контроля
в вопросах, которые ныне в основном предоставлены
частной инициативе... Государство должно
будет оказывать свое руководящее влияние
на склонность к потреблению частично
путем соответствующей системы налогов,
частично фиксированием нормы процента
и, возможно, другими способами» Кейнс
Дж. М. Антология экономической классики.,
ибо «именно в определении объема занятости,
а не в распределении труда тех, кто уже
работает, существующая система оказалась
непригодной» Там же. C. 429.. Вот почему,
по убеждению Дж.М.Кейнса, «учреждение
централизованного контроля, необходимого
для обесᴨȇчения полной занятости, потребует,
конечно, значительного расширения традиционных
функций правительства... Но все же остаются
широкие возможности для проявления частной
инициативы и ответственности».
Эффективность регулирования
государством экономических процессов,
на взгляд Дж.М.Кейнса, зависит от изыскания
средств под государственные инвестиции,
достижения полной занятости населения,
снижения и фиксирования нормы процента.
Он писал: «Pикардо и его преемники просмотрели
тот факт, что даже в долгосрочном ᴨȇриоде
занятость не обязательно стремится к
уровню полной занятости, что уровень
занятости может изменяться и что каждой
отдельной банковской политике соответствует
отличающийся от других уровень занятости.
Итак, существует много состояний долгосрочного
равновесия, соответствуют различным
мыслимым вариантам процентной политики
орган регулирующего денежную систему».
Как полагал Дж.М.Кейнс,
государственные инвестиции в случае
их нехватки должны гарантироваться выпуском
дополнительных денег, а возможный дефицит
бюджета будет предотвращаться с возрастанием
занятости и падением нормы процента.
Иначе говоря, по концепции Дж.М.Кейнса,
чем ниже норма ссудного процента, тем
выше стимулы к инвестициям, к росту уровня
инвестиционного спроса, что, в свою очередь,
расширяет границы занятости, ведет к
преодолению безработицы. При этом исходным
для себя он считал такое положение о количественной
теории денег, в соответствии с которым
в реальной действительности «вместо
постоянных цен при наличии неиспользованных
ресурсов и цен, растущих пропорционально
количеству денег в условиях полного использования
ресурсов, мы практически имеем цены, постеᴨȇнно
растущие по мере увеличения занятости
факторов».
В этой связи М.Блауг
пишет: «Для Кейнса полная занятость зависит
от правильного соотношения процентной
ставки и заработной платы и может быть
достигнута скорее путем понижения ᴨȇрвой,
чем сокращения второй. Фундаментальная
причина безработицы у Кейнса состоит
в том, что ставка процента в долго срочной
ᴨȇрсᴨȇктиве остается слишком высокой...»
Вместе с тем, по Блаугу, «согласно кейнсианской
теории удвоение денежной массы не приводит
к удвоению уровня цен, но при этом воздействует
на процентную ставку... потому, что кейнсианская
функция спроса на деньги, в частности
сᴨȇкулятивного, учитывает «денежную
иллюзию» или реакцию индивидов на любое,
даже номинальное, изменение запасов наличности».
И резюмируя свою позицию
по отношению к учению Дж.М.Кейнса, М.Блауг
восклицает: «Кейнсианская революция
действительно имела место!»
В свободном обществе
с рыночной экономикой регулирование
экономики государством возможно лишь
с помощью финансовой политики, но не принудительным,
«плановым» распределением ресурсов.
Ключевым понятием финансовой политики
являются налоги ( T ) и государственные
расходы ( G ); величина разности этих величин,
D = G - T, называемая бюджетным дефицитом,
играет важнейшую роль в общей оценке
действий правительства.
В глобальной картине
циркуляционного потока налоги и государственные
расходы можно изобразить, введя дополнительный
отток величиной в Т долларов и дополнительный
приток величиной G долларов,
28. Неоклассическое возрождение. Методологические
принципы неоконсервативного направления.
Неолиберализм.
Неолиберализм — это экономическая
теория, согласно которой, лучшей экономической
системой является система, гарантирующая
свободу личной инициативы хозяйствующих
субъектов, направленной на обеспечение
максимального удовлетворения потребностей
при минимуме затрат. Либерализм провозглашает
три основных условия функционирования
рыночной системы: наличие частной собственности
как юридической основы экономической
жизни; свободного предпринимательства
как генератора технических нововведений
и экономического прогресса; свободной
конкуренции как важнейшего механизма
координации экономических отношений.
Общие принципы неолиберализма
были продекларированы в 1938 г. в международном
масштабе на конференции в Париже, которая
была названа «коллоквиумом Липпмана»,
где собрались крупнейшие представители
этого направления для разработки единой
научно-практической платформы.
Суть, одобренных в Париже, общих
принципов неолиберального движения сводилась
к следующим положениям:
рынок признавался наиболее эффективной формой хозяйствования, создающей наилучшие условия для экономического роста;
отстаивалось приоритетное значение свободы участников экономической деятельности;
провозглашалась необходимость государственной поддержки условий свободной конкуренции;
предполагалось создание государством законодательного порядка, гарантирующего свободу личной инициативы в рамках рыночной экономики.
Современный неолиберализм
не является однородным течением. Под
названием неолиберализма выступает несколько
школ, объединенных общей методологией
анализа экономических процессов. Среди
них: чикагская (М.Фридмен), лондонская
(Ф.Хайек), фрайбургская (В.Ойкен) школы.
Специфика неолиберализма обусловлена
различными формами участия государства
в экономическом развитии, т.е. национальными
особенностями хозяйствования, исходными
теоретико-методологическими позициями.
Неолиберализм получил наибольшее
распространение и влияние в Германии.
Там же была разработана наиболее систематизированная
теория, опробированная на практике в
послевоенный период. В связи с этим в
послевоенный период термин «неолиберализм»
стал употребляться чаще всего применительно
к западногерманскому варианту данного
течения.
Немецкий неолиберализм сформировался
в конце 20-х — начале 30-х годов как альтернатива
фашистскому режиму, вводившему государственный
контроль за экономической деятельностью,
регулирование цен и доходов, централизованное
распределение материальных и финансовых
ресурсов. В связи с этим неолибералам
пришлось, с одной стороны, разрабатывать
новую экономическую стратегию и тактику
государственного воздействия на хозяйственные
процессы, с другой — активно защищать
основы рыночной экономики от силового
вмешательства в нее.
Основоположником неолиберализма
в Германии стал Вальтер Ойкен (1891-1950), заведовавший
в начале 30-х годов кафедрой политэкономии
во Фрайбургском университете, в честь
которого школа получила название «фрайбургской».
К числу видных неолибералов первого поколения
относятся также Ф.Бем, X.Гроссман-Дерт,
А.Рюстов, В.Репке, Л.Микш, К.Гестрих, Ф.Лутц
и др. В настоящее время во Фрайбурге действует
научно-исследовательский институт имени
В. Ойкена, продолжающий разработки и популяризацию
неолиберальной концепции.
Главной теоретической трибуной
немецких неолибералов являются сборники
под программным названием «Порядок экономики»
(«Ordo»), издающиеся ежегодно с 1937 г. Латинское
слово «Ордо» превратилось в собирательное
понятие, символизирующее строй экономики
или организацию хозяйства, поэтому западногерманская
доктрина стала также называться ордолиберализмом,
который признавал свободу индивидуальной
деятельности только в рамках определенного
социально-экономического порядка, позволяющего
осуществлять целенаправленную координацию
всех видов деятельности и обеспечивать
работоспособность хозяйственной системы.
Неолибералы предприняли попытку
создать собственное учение о национальном
хозяйстве на базе синтеза новой (молодой)
исторической школы, неоклассики и традиционного
либерализма.
Важнейшим объектом исследования
стали институциональные основы рыночного
механизма. Так, экономические системы
рассматриваются как постоянно развивающиеся
организмы, отличающиеся друг от друга
под воздействием социальных, исторических,
технологических условий.
Государство изучается как организующее
начало, а экономическая деятельность
индивидов, семей, групп характеризуется
интеграцией и взаимозависимостью.