Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель, Платон, Ксенофонт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:04, реферат

Краткое описание

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
- разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_ekzamenu история эк. учений.docx

— 325.86 Кб (Скачать файл)

Хотя ТРО солидарно с монетаризмом в призыв к основанной на правилах политике, ее аргументация иная Неэффективность стабилизационного регулирования, Согласно теории рациональных ожиданий, обусловлена а не просчета, а реакцией людей на ожидаемые результаты дискретных мэр При этом К Макконнелл и С Брю Считают, что в настоящий момент подавляющее большинство экономистов НЕ разделяют положений ТРО Во Во-первых, сомнительно, Чтобы люди всегда адекватно реагировали на экономическую политику Во-вторых, многие рынки неконкурентны и не приспосабливаются к новации быстро В В-третьих, имеется достаточно сви детельств влияния политики на реальный ВНП Это касается, в частности, и теории экономики предложеныдложения.

33 Теория  экономики предложения

Сторонники теории экономики предложения (ТЭП) утверждают, что дискретная Фискальная и кредитно-денежная политика, отстаиваемая кейнсианцами, не может одолеть стагфляция (сочетание спада с инфляцией, к которое было присуще большинству развитых капиталистических стран в 70-х и начале 80-х годов) именно потому, что центром кейнсианства является проблема поддержания совокупного спроса Представители ТЭП, как видно из ее названия, полагают, что в долгосрочного периоде борьба с безработицей и инфляцией должна ориентироваться непосредственно на стимулирование предложеныя.

В противоположность кейнсианцы, они прежде всего убеждены, что большая часть налогов трансформируется в издержки бизнеса и перекладывается на покупателей через повышение цен Иначе говоря, налоги усил ливают инфляцию издержек, ибо многие из налогов являются \"клином\" между затратами и ценами, Который (клин) по мере расширения вмешательства государства возрастает В результате, с одной стороны, Подрыв ается экономическая эффективность и подталкивается инфляция издержек, а с другой - налоги ограничивают экономический интерес и уменьшают стремление к черту, что сокращает производство и предложение Да кем образом, возникает сочетание спада с ростом цен, которое было характерно для кризисов 1974-1975 и 1980-1982 гг По их мнениям, этому содействуют также гострансферты, поскольку они якобы подрывают в имулы, ибо, во-первых, способствуют иждивенчеству малоимущих и безработных, а во-вторых, облагают налогом для их финансирования занятых и фирмы Сторонники ТЭП уделялы особое внимание предельным ставка м налогообложения, т е прироста налогов к приросту доходов, полагая, что Чрезмерный пресс сдерживает сбережения и инвестиции Они Настаивают на уменьшении предельных ставок налогов и налогообложения ка питаловложений, Ссылаясь на кривую Лаффера, изображенную на рис 25 рис. 25.1.

Рис 251 Кривая Лаффера

На вертикальной оси рис 251 отложены ставки налогов в процентах к налогооблагаемому объекту, а на горизонтальной оси - налоговые поступления в долларах Кривая Лаффера сначала, с ростом ставок, идет пятый право вверх до точки М, а после нее - влево вверх Такая направленность кривой Лаффера иллюстрирует положение, когда возрастание ставки обложения увеличивает налоговые поступления до точки М После точкам и М Чрезмерный налоговый пресс подрывает стимулы хозяйственной деятельности: в результате чего сокращается экономическая активность и, как следствие, налоговые поступления, причем при возросшим ставкаавках.

Однако на практике точку М трудно определить Тем не менее, А Лаффер указывает, что при низких ставках налогов легче решается проблема дефицита госбюджета, поскольку, с одной стороны, сокращается тенев вая экономика, или стремление уклониться от налогообложения ввиду его посильности, а с другой - дополнительное стимулирование деловой активности расширяет ее и, следовательно, снижает необходимость в трансфертах, в частности, в пособии по безработицеце.

Теория экономики предложения реализовалась практически в так называемой рейганомики, т е в экономическом курсе, проводившемся президентом США Р Рейганом (1980-1988 гг) рейганомики включала:

1) приостановку роста государственно  вмешательства в экономику путем  замораживания и некоторого сокращения  расходов на социальные программы (при увеличении затрат на оборону);

2) сужение государственно  регулирования частного бизнеса  для уменьшения его издержек  и монополизации;

3) сдерживания роста денежной  массы;

4) снижение налогов

Результаты рейганомики ни были неоднозначным: с одной стороны, экономический подъем и Возросшая занятость в США после 1982 г сочетались с низкими ставками процента и темпами инфляции, но с другой - Рейг ганомика в Значительной мере отличалась существенным падением цен на нефть и сопровождалась резким ростом дефицита госбюджета и торгового баланса США.

Что касается самой теории экономики предложения, то она подвергается критике кейнсианцами по трем основным позициям:

1) влияние снижения налогов  проявляется медленно, малозаметно  по направленности;

2) снижение налогов больше  воздействует на спрос, чем на  предложение, т е увеличивает  инфляцию спроса;

3) кривая Лаффера не  дает четкого определения точки  максимизации налоговых поступлений  с сохранение экономических стимулов

Однако не следует сбрасывать со счетов также социалистические воззрения на государственное регулирование

 

33. Концепция социального рыночного  хозяйства. Фрайбургская школа (В. Ойкен, В. Репке, Л. Эрхард).

Что такое «ордолиберализм»?

После второй мировой войны идеология неолиберализма нашла \спешное практическое применение первоначально в Западной Германии (ФРГ), Здесь начиная с 1948 г. эти идеи приобрели статус государственной доктрины правительства Аденауэра — Эрхарда. Видные немецкие теоретики неолиберализма В.Репке, А.Рюстов и другие возглавили критику любого проявления монополизма рад: свободы и гуманизма. В.Ойкен и его последователи во Фрайбургском университете с того же 1948 г. начали выпуск ежегодник «Ордо», который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран. Само слово «Ордо», избранное В.Ойкеном, превратилось в собирательное понятие, символизирующее «естественный строй... свободного рыночного хозяйства». Западногерманская доктрина неолиберализма под влиянием «школы Ойкена» стал а даже именоваться «ордолиберализмом».

Сущность «социального рыночного хозяйства»

Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка* и справедливого распределения по принципу «социального выравнивания». Впервые ее концептуально изложил А.Мюллер - Армак в своей книге «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947), в которой также впервые использовал термин «социальное рыночное хозяйство». Разработки в этом направлении были продолжены В.Репке, Л.Эрхардом, В.Ойкеном и др. Причем о создании модели «социального рыночного хозяйства» в качестве главной задачи экономической политики страны было заявлено самим канцлером ФРГ К.Аденауэром в предисловии к книге В.Репке «Правильна ли немецкая экономическая политика?» (1950).

По характеристике В.Репке «социальное рыночное хозяйство» — это путь к «экономическому гуманизму». В своей книге «Гуманное общество» он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет коллективизму персонализм, концентрации власти — свободу, централизму — децентрализм, организации — самопроизвольность и т.д. Солидаризируясь с мнением В.Репке, Л.Эрхард на съезде христианско-демократического союза (ХДС) в 1957 г. утверждал о начале второго этапа в ФРГ «социального рыночного хозяйства». Немногим позднее в одной из своих публикаций начала 60-х гг. Л.Эрхард подчеркивал, что именно «свободное соревнование является прежде всего основным элементом социального рыночного хозяйства». А на очередном партийном съезде ХДС в 1965 г. Л.Эрхард заявил о завершении в ФРГ программы создания «социального рыночного хозяйства», превратившей эту страну в «оформленное общество».

Доктрина «сформированного общества», по мнению Л.Эрхарда и его единомышленников, — это поиск лучшего «естественного экономического порядка», который возможно достичь через создание «социального рыночного хозяйства».

<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Arial', 'Arial'; font-size: 9pt; co


Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель, Платон, Ксенофонт