Экономическая оценка деятельности торгового предприятия (продовольственного типа) на примере магазина «Авоська», ул.Р.Юровской,6

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Главные цели данной работы - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Охарактеризовать специфику и проблемы отрасли;
2) Изучить основные направления повышения эффективности торговой деятельности;
3) Охарактеризовать организационные основы и специализацию предприятия

Содержание

1. Теоретические основы экономической оценки деятельности торгового предприятия 5
1.1 Современное состояние торговли продовольственными товарами 5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности деятельности торгового предприятия 10
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Местоположение и специализация предприятия 14
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 17
2.3. Финансовые результаты деятельности предприятия 22
3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия 24
3.1. Динамика и структура товарооборота. Ассортимент товаров 24
3.2 Издержки обращения и цены продажи товаров 28
3.3. Показатели экономической эффективности торговой деятельности предприятия 32
Выводы и предложения 35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_ekonoika_avoska.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

· использование системы скидок по договоренности с поставщиками;

· повышение качества торгового  обслуживания, расширение перечня услуг, оказываемых покупателям;

· пересмотр размеров торговых надбавок с целью повышения их экономической обоснованности, гибкое маневрирование размерами торговых надбавок и наценок;

· использование эффективной маркетинговой  политики, осуществление рекламной  и информационной деятельности;

· изыскание возможностей получения  дополнительных (операционных и внереализационных) доходов и др. [7].

К факторам прямого воздействия  на прибыль и рентабельность относятся  объем реализации товаров, доходы и  издержки обращения.

Товарооборот является главным  факторам, от которого зависит формирование не только прибыли от продаж валового дохода и издержек. Его рост способствует увеличению прибыли и рентабельности. При этом более высокие темпы роста прибыли имеют те предприятия, которые осуществляют инновации, направленные на реализацию новых товаров, продукции, услуг более высокого качества, освоение нового рынка, новых источников поступления товаров, а также ориентируются на удовлетворение приоритетов потребителей, имеющих множество различных компонентов, начиная от критериев покупки до экономических систем [11].

Продолжительность притока прибыли  от внедрения инноваций определяется следующими факторами: ценностью товара, значимостью и постоянством потребителей, удовлетворяемых данным товаром, характером деятельности, состояние конкурентной среды.

Получение высоких доходов и прибыли на предприятиях торговли зависит не только от объема реализации товаров (продукции) услуг, но и от эффективности проводимой ценовой политики, направленной на выработку механизма гибкого ценообразования, а также зависит от выбора поставщиков товаров, сырья. Стремление осуществлять их закупки непосредственно у производителей вознаграждается более высокими доходами и приводит к увеличению прибыли [13].

На предприятиях, осуществляющих рациональное использование ресурсов (трудовых, материальных, денежных), формируется более низкий уровень издержек, позволяющий получить больший объем прибыли и уровень рентабельности, упрочить финансовое положение, повысить конкурента способность. В этом случае качество образования прибыли оценивается как высокое.

Влияние товарооборота, валовых доходов  и издержек определяется методом  разниц. Для того чтобы найти величину изменения прибыли от продаж, полученную за счет товарооборота, нужно базисный уровень рентабельности продаж умножить на отклонение фактического товарооборота от базисного и разделить на 100. Влияние на прибыль от реализации товаров валовых доходов и издержек находят как произведение фактического товарооборота и разницы между фактическим и базисным уровнями (в процентах к товарообороту) и делят полученный результат на 100 [4].

Большое значение при проведении факторного анализа придается изучению того, как влияет изменение цен на реализацию товаров, продукции, услуг. С их ростом величина прибыли повышается, и наоборот. Проведение подобного анализа позволяет также охарактеризовать качество получаемой прибыли. Если исследования покажут, что прибыль получена только или большей частью за счет повышения цен, то делается вывод не только о низком качестве её формирования, но и о потере определенной доли рынка потребительских товаров и части прибыли [9].

Если в процессе анализа будет  установлено, что вся прибыль  или большая её часть сформирована за счет роста продаж товаров, продукции, услуг в сопоставимых ценах, то признается, что качество полученной прибыли высокое, а положение предприятия на рынке более устойчивое. Результаты факторного анализа помогают выявить резервы роста прибыли и рентабельности.

Резервы роста - прибыли это количество измеримые возможности её дополнительного получения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов. Резервы роста прибыли определяют по научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. В процессе этой работы выявляют и количественно оценивают резервы, далее разрабатывают комплекс мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов, а затем реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

2.1 Местоположение  и специализация предприятия

 

Объектом исследования в курсовой работе явился магазин «Авоська», принадлежащий  ООО «Вип-Лире».  Магазин начал свое функционирование с 19 января 2009 г.

Основной вид деятельности – розничная торговля продовольственными товарами. Основной целью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей.

ООО - учрежденное одним или несколькими юридическими или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров.

ООО «Вип-Лире» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банках, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения предприятия, штампы и бланки, эмблему и другие средства визуальной идентификации.

ООО «Вип-Лире» - розничное торговое предприятие, реализующее продукты питания, такие как: кондитерские, хлебобулочные, гастрономические изделия, торты, молочные, кисломолочные продукты, консервы рыбные, пресервы, продукты глубокой заморозки, прохладительные напитки, пиво, сигареты, и некоторые сопутствующие товары.

На предприятии продажа товаров ведется на основе самообслуживания и через прилавок обслуживания.

Магазин расположен по адресу: г. Киров, ул. Риммы Юровской, 6.

Данный район города является довольно густонаселенным  с высоким транспортным потоком, поэтому покупательский поток в течение дня довольно высок.

Основными конкурентами магазина являются расположенные рядом магазины «Магнит», «Продуктовая Лавка», «Мясной дворик».

Для характеристики размеров предприятия нужно рассмотреть данные таблицы 1.

Таблица 1 – Показатели размера предприятия

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Товарооборот, тыс. руб.

27900

31590

30660

109,9

Среднесписочная численность  работников, чел.

 

41

 

41

 

41

 

100

Среднегодовая стоимость  основных средств, тыс. руб.

 

3612

 

3924

 

3810

 

105,5

Площадь торговых залов, м2

106

106

106

100

Общая площадь, м2

273

273

273

100


За три года товарооборот магазина «Авоська» увеличился на 9,9% и составил 30660 тыс. руб. Среднегодовая стоимость  основных средств возросла на 5,5% и  составила 3810 тыс. руб. Среднесписочная численность работников осталась без изменений и составила 41 человек. Общая площадь и площадь торгового зала остались без изменений. В целом, можно сделать вывод, что размеры предприятия увеличиваются.

Специализация и типизация магазинов являются одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, повысить качество обслуживания населения.

Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров [5].

По видам (товарной специализации) розничные торговые предприятия принято подразделять на универсальные, комбинированные, специализированные и смешанные [9].

Для оценки специализации  магазина «Авоська» обратимся к  данным таблицы 2.

Таблица 2 – Состав и структура товарооборота

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Товарооборот, всего

27900

100

31590

100

30660

100

В том числе:

           

Хлебобулочные изделия

2374

8,5

2331

7,4

2291

7,5

Молочная продукция

2646

9,5

2657

8,4

2735

8,9

Мясная продукция

3263

11,7

3283

10,4

3081

10,0

Алкогольная продукция

4385

15,7

5020

15,9

5528

18,0

Кондитерские изделия

1892

6,8

1906,0

6,0

1981,0

6,5

Бакалея

756

2,7

978,0

3,1

923,0

3,0

Прочая продукция

12584

45,1

15415,0

48,8

14121,0

46,1


В структуре ассортимента магазина «Авоська» наибольшую долю занимает алкогольная продукция – 18%, при этом ее доля за три года увеличилась на 2,3 п.п. За три года произошло снижение доли хлебобулочных изделий на 1 п.п., молочной продукции – на 0,6 п.п., мясной продукции на 1,7 п.п. Кондитерские товары занимают в товарообороте 6,5% или 1981 тыс. руб. Самое заметное падение товарооборота кондитерских товаров было в 2011 г. – 0,8 п.п. В целом, можно сделать вывод, что структура товарооборота относительно стабильна и по специализации магазин «Авоська» можно отнести к мини-маркетам с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. 

Для оценки деятельности магазина «Авоська» также очень  важно оценить ресурсный потенциал.  

    2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования

 

Ресурсный потенциал  характеризует экономическую возможность предприятия, которую оно может использовать для достижения целей.

Ресурсный потенциал - совокупность различных  ресурсов, а также способность  персонала их использовать для производства, реализации продукции и получения прибыли.

Эти ресурсы имеют натуральную  и стоимостную форму.  В натуральной форме ресурсный потенциал состоит из: основных фондов, оборотных фондов, персонала.

Основные средства предприятия  - часть имущества, используемая многократно в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев [7].

К основным средствам предприятия  относятся следующие их виды: здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности и т.д. [3]

Состав и структура основных средств представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Состав и структура основных средств

Виды фондов

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Здания и сооружения

1908

52,8

2067

52,7

1989

52,2

Машины и оборудование

1704

47,2

1857

47,3

1821

47,8

Всего основных фондов

3612

100

3924

100

3810

100


 

В составе и структуре основных средств магазина «Авоська» преобладают  здания и сооружения, которые составляют 52,2% или 1989 тыс. руб. Машины и оборудование занимают порядка 47,8% или 1821 тыс. руб. В общей сложности основные фонды за три года выросли на 5,5% и составили 3810 тыс. руб.

Информация о работе Экономическая оценка деятельности торгового предприятия (продовольственного типа) на примере магазина «Авоська», ул.Р.Юровской,6