Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:36, курсовая работа
Главные цели данной работы - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Охарактеризовать специфику и проблемы отрасли;
2) Изучить основные направления повышения эффективности торговой деятельности;
3) Охарактеризовать организационные основы и специализацию предприятия
1. Теоретические основы экономической оценки деятельности торгового предприятия 5
1.1 Современное состояние торговли продовольственными товарами 5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности деятельности торгового предприятия 10
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Местоположение и специализация предприятия 14
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 17
2.3. Финансовые результаты деятельности предприятия 22
3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия 24
3.1. Динамика и структура товарооборота. Ассортимент товаров 24
3.2 Издержки обращения и цены продажи товаров 28
3.3. Показатели экономической эффективности торговой деятельности предприятия 32
Выводы и предложения 35
Список литературы 37
· использование системы скидок по договоренности с поставщиками;
· повышение качества торгового обслуживания, расширение перечня услуг, оказываемых покупателям;
· пересмотр размеров торговых надбавок с целью повышения их экономической обоснованности, гибкое маневрирование размерами торговых надбавок и наценок;
· использование эффективной
· изыскание возможностей получения дополнительных (операционных и внереализационных) доходов и др. [7].
К факторам прямого воздействия на прибыль и рентабельность относятся объем реализации товаров, доходы и издержки обращения.
Товарооборот является главным факторам, от которого зависит формирование не только прибыли от продаж валового дохода и издержек. Его рост способствует увеличению прибыли и рентабельности. При этом более высокие темпы роста прибыли имеют те предприятия, которые осуществляют инновации, направленные на реализацию новых товаров, продукции, услуг более высокого качества, освоение нового рынка, новых источников поступления товаров, а также ориентируются на удовлетворение приоритетов потребителей, имеющих множество различных компонентов, начиная от критериев покупки до экономических систем [11].
Продолжительность притока прибыли
от внедрения инноваций
Получение высоких доходов и прибыли на предприятиях торговли зависит не только от объема реализации товаров (продукции) услуг, но и от эффективности проводимой ценовой политики, направленной на выработку механизма гибкого ценообразования, а также зависит от выбора поставщиков товаров, сырья. Стремление осуществлять их закупки непосредственно у производителей вознаграждается более высокими доходами и приводит к увеличению прибыли [13].
На предприятиях, осуществляющих рациональное использование ресурсов (трудовых, материальных, денежных), формируется более низкий уровень издержек, позволяющий получить больший объем прибыли и уровень рентабельности, упрочить финансовое положение, повысить конкурента способность. В этом случае качество образования прибыли оценивается как высокое.
Влияние товарооборота, валовых доходов и издержек определяется методом разниц. Для того чтобы найти величину изменения прибыли от продаж, полученную за счет товарооборота, нужно базисный уровень рентабельности продаж умножить на отклонение фактического товарооборота от базисного и разделить на 100. Влияние на прибыль от реализации товаров валовых доходов и издержек находят как произведение фактического товарооборота и разницы между фактическим и базисным уровнями (в процентах к товарообороту) и делят полученный результат на 100 [4].
Большое значение при проведении факторного анализа придается изучению того, как влияет изменение цен на реализацию товаров, продукции, услуг. С их ростом величина прибыли повышается, и наоборот. Проведение подобного анализа позволяет также охарактеризовать качество получаемой прибыли. Если исследования покажут, что прибыль получена только или большей частью за счет повышения цен, то делается вывод не только о низком качестве её формирования, но и о потере определенной доли рынка потребительских товаров и части прибыли [9].
Если в процессе анализа будет установлено, что вся прибыль или большая её часть сформирована за счет роста продаж товаров, продукции, услуг в сопоставимых ценах, то признается, что качество полученной прибыли высокое, а положение предприятия на рынке более устойчивое. Результаты факторного анализа помогают выявить резервы роста прибыли и рентабельности.
Резервы роста - прибыли это количество измеримые возможности её дополнительного получения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов. Резервы роста прибыли определяют по научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. В процессе этой работы выявляют и количественно оценивают резервы, далее разрабатывают комплекс мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов, а затем реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением [5].
Объектом исследования в курсовой работе явился магазин «Авоська», принадлежащий ООО «Вип-Лире». Магазин начал свое функционирование с 19 января 2009 г.
Основной вид деятельности – розничная торговля продовольственными товарами. Основной целью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей.
ООО - учрежденное одним или несколькими юридическими или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров.
ООО «Вип-Лире» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банках, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения предприятия, штампы и бланки, эмблему и другие средства визуальной идентификации.
ООО «Вип-Лире» - розничное торговое предприятие, реализующее продукты питания, такие как: кондитерские, хлебобулочные, гастрономические изделия, торты, молочные, кисломолочные продукты, консервы рыбные, пресервы, продукты глубокой заморозки, прохладительные напитки, пиво, сигареты, и некоторые сопутствующие товары.
На предприятии продажа товаров ведется на основе самообслуживания и через прилавок обслуживания.
Магазин расположен по адресу: г. Киров, ул. Риммы Юровской, 6.
Данный район города является довольно густонаселенным с высоким транспортным потоком, поэтому покупательский поток в течение дня довольно высок.
Основными конкурентами магазина являются расположенные рядом магазины «Магнит», «Продуктовая Лавка», «Мясной дворик».
Для характеристики размеров предприятия нужно рассмотреть данные таблицы 1.
Таблица 1 – Показатели размера предприятия
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к 2010 г. |
Товарооборот, тыс. руб. |
27900 |
31590 |
30660 |
109,9 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
41 |
41 |
41 |
100 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
3612 |
3924 |
3810 |
105,5 |
Площадь торговых залов, м2 |
106 |
106 |
106 |
100 |
Общая площадь, м2 |
273 |
273 |
273 |
100 |
За три года товарооборот магазина «Авоська» увеличился на 9,9% и составил 30660 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных средств возросла на 5,5% и составила 3810 тыс. руб. Среднесписочная численность работников осталась без изменений и составила 41 человек. Общая площадь и площадь торгового зала остались без изменений. В целом, можно сделать вывод, что размеры предприятия увеличиваются.
Специализация и типизация магазинов являются одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, повысить качество обслуживания населения.
Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров [5].
По видам (товарной специализации) розничные торговые предприятия принято подразделять на универсальные, комбинированные, специализированные и смешанные [9].
Для оценки специализации магазина «Авоська» обратимся к данным таблицы 2.
Таблица 2 – Состав и структура товарооборота
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Товарооборот, всего |
27900 |
100 |
31590 |
100 |
30660 |
100 |
В том числе: |
||||||
Хлебобулочные изделия |
2374 |
8,5 |
2331 |
7,4 |
2291 |
7,5 |
Молочная продукция |
2646 |
9,5 |
2657 |
8,4 |
2735 |
8,9 |
Мясная продукция |
3263 |
11,7 |
3283 |
10,4 |
3081 |
10,0 |
Алкогольная продукция |
4385 |
15,7 |
5020 |
15,9 |
5528 |
18,0 |
Кондитерские изделия |
1892 |
6,8 |
1906,0 |
6,0 |
1981,0 |
6,5 |
Бакалея |
756 |
2,7 |
978,0 |
3,1 |
923,0 |
3,0 |
Прочая продукция |
12584 |
45,1 |
15415,0 |
48,8 |
14121,0 |
46,1 |
В структуре ассортимента магазина «Авоська» наибольшую долю занимает алкогольная продукция – 18%, при этом ее доля за три года увеличилась на 2,3 п.п. За три года произошло снижение доли хлебобулочных изделий на 1 п.п., молочной продукции – на 0,6 п.п., мясной продукции на 1,7 п.п. Кондитерские товары занимают в товарообороте 6,5% или 1981 тыс. руб. Самое заметное падение товарооборота кондитерских товаров было в 2011 г. – 0,8 п.п. В целом, можно сделать вывод, что структура товарооборота относительно стабильна и по специализации магазин «Авоська» можно отнести к мини-маркетам с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.
Для оценки деятельности
магазина «Авоська» также очень
важно оценить ресурсный
Ресурсный потенциал характеризует экономическую возможность предприятия, которую оно может использовать для достижения целей.
Ресурсный потенциал - совокупность различных ресурсов, а также способность персонала их использовать для производства, реализации продукции и получения прибыли.
Эти ресурсы имеют натуральную и стоимостную форму. В натуральной форме ресурсный потенциал состоит из: основных фондов, оборотных фондов, персонала.
Основные средства предприятия - часть имущества, используемая многократно в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев [7].
К основным средствам предприятия относятся следующие их виды: здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности и т.д. [3]
Состав и структура основных средств представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Состав и структура основных средств
Виды фондов |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Здания и сооружения |
1908 |
52,8 |
2067 |
52,7 |
1989 |
52,2 |
Машины и оборудование |
1704 |
47,2 |
1857 |
47,3 |
1821 |
47,8 |
Всего основных фондов |
3612 |
100 |
3924 |
100 |
3810 |
100 |
В составе и структуре основных средств магазина «Авоська» преобладают здания и сооружения, которые составляют 52,2% или 1989 тыс. руб. Машины и оборудование занимают порядка 47,8% или 1821 тыс. руб. В общей сложности основные фонды за три года выросли на 5,5% и составили 3810 тыс. руб.