Экономическая оценка деятельности торгового предприятия (продовольственного типа) на примере магазина «Авоська», ул.Р.Юровской,6

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Главные цели данной работы - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Охарактеризовать специфику и проблемы отрасли;
2) Изучить основные направления повышения эффективности торговой деятельности;
3) Охарактеризовать организационные основы и специализацию предприятия

Содержание

1. Теоретические основы экономической оценки деятельности торгового предприятия 5
1.1 Современное состояние торговли продовольственными товарами 5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности деятельности торгового предприятия 10
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Местоположение и специализация предприятия 14
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 17
2.3. Финансовые результаты деятельности предприятия 22
3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия 24
3.1. Динамика и структура товарооборота. Ассортимент товаров 24
3.2 Издержки обращения и цены продажи товаров 28
3.3. Показатели экономической эффективности торговой деятельности предприятия 32
Выводы и предложения 35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_ekonoika_avoska.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 10 – Состав и структура товарооборота

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Товарооборот, всего

27900

100

31590

100

30660

100

В том числе:

           

Хлебобулочные изделия

2374

8,5

2331

7,4

2291

7,5

Молочная продукция

2646

9,5

2657

8,4

2735

8,9

Мясная продукция

3263

11,7

3283

10,4

3081

10,0

Алкогольная продукция

4385

15,7

5020

15,9

5528

18,0

Кондитерские изделия

1892

6,8

1906,0

6,0

1981,0

6,5

Бакалея

756

2,7

978,0

3,1

923,0

3,0

Прочая продукция

12584

45,1

15415,0

48,8

14121,0

46,1


В структуре ассортимента магазина «Авоська» наибольшую долю занимает алкогольная продукция  – 18%, при этом ее доля за три года увеличилась на 2,3 п.п. За три года произошло снижение доли хлебобулочных изделий на 1 п.п., молочной продукции – на 0,6 п.п., мясной продукции на 1,7 п.п. Кондитерские товары занимают в товарообороте 6,5% или 1981 тыс. руб. Самое заметное падение товарооборота кондитерских товаров было в 2011 г. – 0,8 п.п. В целом, можно сделать вывод, что структура товарооборота относительно стабильна и по специализации магазин «Авоська» можно отнести к мини-маркетам с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. 

Объектом исследования в курсовой работе был выбран мармелад, который относится к группе кондитерских товаров.

Состав и структура товарооборота  кондитерских товаров  представлена в таблице 11.

Таблица 11.   Состав и структура товарооборота кондитерских товаров

Вид товаров

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Кондитерские изделия, всего

1892,0

100,0

1906,0

100,0

1981,0

100,0

В том числе:

           

Печенье

463,5

24,5

518,4

27,2

584,4

29,5

Конфеты

374,6

19,8

327,8

17,2

358,6

18,1

Карамель

81,4

4,3

97,2

5,1

93,1

4,7

Зефир

41,6

2,2

45,7

2,4

51,5

2,6

Мармелад

90,8

4,8

106,7

5,6

132,7

6,7

Прочие

840,0

44,4

810,1

42,5

760,7

38,4


Мармелад в структуре товарооборота  кондитерских товаров занимает 6,7%или 132,7 тыс. руб. При этом доля мармелада  в товарообороте возросла за три  года на 1,9 п.п. Наибольшую долю в товарообороте кондитерских изделий занимает печенье – 29,5% и конфеты – 18,1%. Прочие кондитерские товары составляют порядка 38,4% т включают в себя шоколад, мед, варенье, шоколадную пасту, восточные сладости, ирис и т.п.

В зависимости от сырья, используемого в качестве студнеобразующей основы, мармелад вырабатывается:

  • фруктово-ягодный - получается на основе желирующего фруктово-ягодного пюре;
  • желейный - изготавливается на основе только студнеобразователей (пектин, пектиносодержащий концентрат, агар, агароид и т.п)

♦ желейно-фруктовый - формируется на основе студнеобразователей в сочетании с желирующим фруктово-ягодным пюре [11].

Для рассмотрения состава и структуры ассортимента мармелада обратимся к данным таблицы 12.

Таблица 12 - Состав и структура ассортимента мармелада

Вид товаров

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Мармелад, всего:

90,8

100,0

106,7

100,0

132,7

100,0

В том числе:

           

Фруктово-ягодный

11,2

12,3

12,0

11,2

13,0

9,8

Желейный

27,1

29,9

29,4

27,6

41,4

31,2

Желейно-фруктовый

52,5

57,8

65,3

61,2

78,3

59,0


Магазин «Авоська» в основном рассчитан  на покупателя среднего и ниже среднего классов по уровню дохода, поэтому  в ассортименте преобладает более  дешевый желейно-фруктовый мармелад, который имеет низкую стоимость и неплохие вкусовые качества. Его доля в структуре товарооборота выросла за три года на 6,5% и составила 59% или  78,3 тыс. руб. Более дорогой фруктовый мармелад оставляет порядка 31,2% товарооборота. Самый дешевый желейный мармелад также показывает рост в структуре товарооборота мармелада и составляет 31,2% от продаж.

Влияние сезонности на товарооборот мармелада представлено в таблице 13.

 

   Таблица 13 – Влияние сезонности на динамику товарооборота

Квартал

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Первый

26,6

29,3

30,8

28,9

41,7

31,4

Второй

17,3

19,1

19,6

18,4

26,7

20,1

Третий

15,6

17,2

17,6

16,5

25,5

19,2

Четвертый

31,2

34,4

38,6

36,2

38,9

29,3

Итого за год

90,8

100,0

106,7

100,0

132,7

100,0


Товарооборот мармелада возрастает в первом и четвертом квартале, когда наступает холодный период года и составляет порядка 30%. В весенне-летний период с приходом теплой погоды, количество заявок  и спрос на мармелад снижается, так как мармелад, особенно в  шоколаде, начинает подтаивать.

Состав и структура продаваемой  продукции в зависимости от производителя приведены в таблице 14.

Таблица 14 – Состав и структура продаваемой продукции в зависимости от производителя

Вид товаров

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Мармелад, всего

90,8

100,0

106,7

100,0

132,7

100,0

В том числе:

           

Глазов

29,1

26,4

30,8

28,9

42,7

32,2

Ударница

16,7

15,2

19,4

18,2

24,7

18,6

КИО

11,1

10,1

12,9

12,1

17,4

13,1

Харибо

3,7

3,4

6,6

6,2

8,1

10,7

Вятская услада

3,4

3,1

5,8

5,4

5,4

4,1

Прочие

26,8

24,3

31,2

29,2

28,3

21,3


Наибольшую долю в  структуре товарооборота мармелада  занимает продукция производства Глазов – 32,2% и  КФ «Ударница» -18,6%. За последние  три года выросла доля в товарообороте местных производителей – КИО и Вятская услада.

3.2 Издержки обращения и цены продажи товаров

 

По сфере обслуживания национальной экономики дифференциация цен строится на основе учета особенностей различных  сфер экономики.

Цены данной группы классифицируются следующим образом.

Цены оптовые – цены, по которым  промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию  в больших объемах (оптом), не прибегая к услугам торговых розничных  организаций. По оптовым ценам продукция  реализуется между предприятиями, отраслями, из оптовой сферы в розничную — путем продажи торговым организациям, но не населению, которое совершает покупки относительно мелкими партиями. Реализация товаров по оптовым ценам сопровождается, как правило, безналичными расчетами.

Цены розничные — цены, по которым товары реализуются конечному потребителю — населению, так как данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения. Использование розничных цен обычно сопровождается наличными расчетами [11]

    Анализ процесса ценообразования на примере развесного желейно-фруктового мармелада приведен в таблице в таблице 15.

Таблица 15 – Цены закупки и продажи отдельных наименований товара

Наименование товара

Цена закупки единицы продукции, руб. за 1 кг

Цена продажи единицы продукции, руб. за 1 кг

Уровень наценки,

%

Глазов

113,12

161,6

30

Ударница

115,99

165,7

30

КИО

107,38

153,4

30


Наценка на развесной  мармелад одинаковая и составляет 30%. Самым дорогим является мармелад производства КФ «Ударница» - 165,7 руб., а самым дешевым – местного производителя «КИО» - 153,4 руб.за кг.

Издержки обращения в торговле - это расходы, связанные с доведением товаров от производителя до потребителя, показанные в денежном выражении. В  частном секторе России, этот термин принято называть «коммерческие расходы». Издержки обращения и их роль в формировании финансовых результатов всегда занимали важное место в хозяйственной деятельности потребительской кооперации. В настоящее время эта роль значительно возросла [7].

    Состав и структура издержек обращения приведенs в таблице 16.

Таблица 16 – Состав и структура издержек обращения

Информация о работе Экономическая оценка деятельности торгового предприятия (продовольственного типа) на примере магазина «Авоська», ул.Р.Юровской,6