Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:36, курсовая работа
Главные цели данной работы - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Охарактеризовать специфику и проблемы отрасли;
2) Изучить основные направления повышения эффективности торговой деятельности;
3) Охарактеризовать организационные основы и специализацию предприятия
1. Теоретические основы экономической оценки деятельности торгового предприятия 5
1.1 Современное состояние торговли продовольственными товарами 5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности деятельности торгового предприятия 10
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Местоположение и специализация предприятия 14
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 17
2.3. Финансовые результаты деятельности предприятия 22
3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия 24
3.1. Динамика и структура товарооборота. Ассортимент товаров 24
3.2 Издержки обращения и цены продажи товаров 28
3.3. Показатели экономической эффективности торговой деятельности предприятия 32
Выводы и предложения 35
Список литературы 37
Таблица 10 – Состав и структура товарооборота
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Товарооборот, всего |
27900 |
100 |
31590 |
100 |
30660 |
100 |
В том числе: |
||||||
Хлебобулочные изделия |
2374 |
8,5 |
2331 |
7,4 |
2291 |
7,5 |
Молочная продукция |
2646 |
9,5 |
2657 |
8,4 |
2735 |
8,9 |
Мясная продукция |
3263 |
11,7 |
3283 |
10,4 |
3081 |
10,0 |
Алкогольная продукция |
4385 |
15,7 |
5020 |
15,9 |
5528 |
18,0 |
Кондитерские изделия |
1892 |
6,8 |
1906,0 |
6,0 |
1981,0 |
6,5 |
Бакалея |
756 |
2,7 |
978,0 |
3,1 |
923,0 |
3,0 |
Прочая продукция |
12584 |
45,1 |
15415,0 |
48,8 |
14121,0 |
46,1 |
В структуре ассортимента магазина «Авоська» наибольшую долю занимает алкогольная продукция – 18%, при этом ее доля за три года увеличилась на 2,3 п.п. За три года произошло снижение доли хлебобулочных изделий на 1 п.п., молочной продукции – на 0,6 п.п., мясной продукции на 1,7 п.п. Кондитерские товары занимают в товарообороте 6,5% или 1981 тыс. руб. Самое заметное падение товарооборота кондитерских товаров было в 2011 г. – 0,8 п.п. В целом, можно сделать вывод, что структура товарооборота относительно стабильна и по специализации магазин «Авоська» можно отнести к мини-маркетам с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.
Объектом исследования в курсовой работе был выбран мармелад, который относится к группе кондитерских товаров.
Состав и структура
Таблица 11. Состав
и структура товарооборота конд
Вид товаров |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Кондитерские изделия, всего |
1892,0 |
100,0 |
1906,0 |
100,0 |
1981,0 |
100,0 |
В том числе: |
||||||
Печенье |
463,5 |
24,5 |
518,4 |
27,2 |
584,4 |
29,5 |
Конфеты |
374,6 |
19,8 |
327,8 |
17,2 |
358,6 |
18,1 |
Карамель |
81,4 |
4,3 |
97,2 |
5,1 |
93,1 |
4,7 |
Зефир |
41,6 |
2,2 |
45,7 |
2,4 |
51,5 |
2,6 |
Мармелад |
90,8 |
4,8 |
106,7 |
5,6 |
132,7 |
6,7 |
Прочие |
840,0 |
44,4 |
810,1 |
42,5 |
760,7 |
38,4 |
Мармелад в структуре
В зависимости от сырья, используемого в качестве студнеобразующей основы, мармелад вырабатывается:
♦ желейно-фруктовый - формируется на основе студнеобразователей в сочетании с желирующим фруктово-ягодным пюре [11].
Для рассмотрения состава и структуры ассортимента мармелада обратимся к данным таблицы 12.
Таблица 12 - Состав и структура ассортимента мармелада
Вид товаров |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Мармелад, всего: |
90,8 |
100,0 |
106,7 |
100,0 |
132,7 |
100,0 |
В том числе: |
||||||
Фруктово-ягодный |
11,2 |
12,3 |
12,0 |
11,2 |
13,0 |
9,8 |
Желейный |
27,1 |
29,9 |
29,4 |
27,6 |
41,4 |
31,2 |
Желейно-фруктовый |
52,5 |
57,8 |
65,3 |
61,2 |
78,3 |
59,0 |
Магазин «Авоська» в основном рассчитан
на покупателя среднего и ниже среднего
классов по уровню дохода, поэтому
в ассортименте преобладает более
дешевый желейно-фруктовый
Влияние сезонности на товарооборот мармелада представлено в таблице 13.
Таблица 13 – Влияние сезонности на динамику товарооборота
Квартал |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Первый |
26,6 |
29,3 |
30,8 |
28,9 |
41,7 |
31,4 |
Второй |
17,3 |
19,1 |
19,6 |
18,4 |
26,7 |
20,1 |
Третий |
15,6 |
17,2 |
17,6 |
16,5 |
25,5 |
19,2 |
Четвертый |
31,2 |
34,4 |
38,6 |
36,2 |
38,9 |
29,3 |
Итого за год |
90,8 |
100,0 |
106,7 |
100,0 |
132,7 |
100,0 |
Товарооборот мармелада
Состав и структура
Таблица 14 – Состав и структура продаваемой продукции в зависимости от производителя
Вид товаров |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Мармелад, всего |
90,8 |
100,0 |
106,7 |
100,0 |
132,7 |
100,0 |
В том числе: |
||||||
Глазов |
29,1 |
26,4 |
30,8 |
28,9 |
42,7 |
32,2 |
Ударница |
16,7 |
15,2 |
19,4 |
18,2 |
24,7 |
18,6 |
КИО |
11,1 |
10,1 |
12,9 |
12,1 |
17,4 |
13,1 |
Харибо |
3,7 |
3,4 |
6,6 |
6,2 |
8,1 |
10,7 |
Вятская услада |
3,4 |
3,1 |
5,8 |
5,4 |
5,4 |
4,1 |
Прочие |
26,8 |
24,3 |
31,2 |
29,2 |
28,3 |
21,3 |
Наибольшую долю в
структуре товарооборота
По сфере обслуживания национальной экономики дифференциация цен строится на основе учета особенностей различных сфер экономики.
Цены данной группы классифицируются следующим образом.
Цены оптовые – цены, по которым
промышленные предприятия или их
посредники реализуют свою продукцию
в больших объемах (оптом), не прибегая
к услугам торговых розничных
организаций. По оптовым ценам продукция
реализуется между
Цены розничные — цены, по которым товары реализуются конечному потребителю — населению, так как данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения. Использование розничных цен обычно сопровождается наличными расчетами [11]
Анализ процесса ценообразования на примере развесного желейно-фруктового мармелада приведен в таблице в таблице 15.
Таблица 15 – Цены закупки и продажи отдельных наименований товара | |||
Наименование товара |
Цена закупки единицы |
Цена продажи единицы продукции, руб. за 1 кг |
Уровень наценки, |
% | |||
Глазов |
113,12 |
161,6 |
30 |
Ударница |
115,99 |
165,7 |
30 |
КИО |
107,38 |
153,4 |
30 |
Наценка на развесной мармелад одинаковая и составляет 30%. Самым дорогим является мармелад производства КФ «Ударница» - 165,7 руб., а самым дешевым – местного производителя «КИО» - 153,4 руб.за кг.
Издержки обращения в торговле - это расходы, связанные с доведением товаров от производителя до потребителя, показанные в денежном выражении. В частном секторе России, этот термин принято называть «коммерческие расходы». Издержки обращения и их роль в формировании финансовых результатов всегда занимали важное место в хозяйственной деятельности потребительской кооперации. В настоящее время эта роль значительно возросла [7].
Состав и структура издержек обращения приведенs в таблице 16.
Таблица 16 – Состав и структура издержек обращения