Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:36, курсовая работа
Главные цели данной работы - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Охарактеризовать специфику и проблемы отрасли;
2) Изучить основные направления повышения эффективности торговой деятельности;
3) Охарактеризовать организационные основы и специализацию предприятия
1. Теоретические основы экономической оценки деятельности торгового предприятия 5
1.1 Современное состояние торговли продовольственными товарами 5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности деятельности торгового предприятия 10
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Местоположение и специализация предприятия 14
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 17
2.3. Финансовые результаты деятельности предприятия 22
3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия 24
3.1. Динамика и структура товарооборота. Ассортимент товаров 24
3.2 Издержки обращения и цены продажи товаров 28
3.3. Показатели экономической эффективности торговой деятельности предприятия 32
Выводы и предложения 35
Список литературы 37
Статьи затрат |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||
Затраты на оплату труда с отчислениями |
5310,1 |
68,4 |
5438,5 |
67,3 |
5631,7 |
71,2 | |
Ремонт торгового оборудования |
172,2 |
2,2 |
251,4 |
3,1 |
303,0 |
3,8 | |
Вывески и оформление витрин |
282,0 |
3,6 |
249,9 |
3,1 |
239,1 |
3,0 | |
реклама |
135,0 |
1,7 |
142,0 |
1,8 |
139,0 |
1,8 | |
Расходы на хранение, сортировку, упаковку товаров |
155,0 |
2,0 |
178,0 |
2,2 |
181,0 |
2,3 | |
Изучение потребительского спроса, анкетирование, акции |
99,0 |
1,3 |
105,0 |
1,3 |
105,0 |
1,3 | |
Прочие расходы |
1611,90 |
20,8 |
1715,4 |
21,2 |
1315,2 |
16,6 | |
Итого |
7765,2 |
100 |
8080,2 |
100 |
7914 |
100 |
В структуре издержек обращения преобладают затраты на оплату труда, доля которых возросла за три года на 2,8% и составила 5613,7 тыс. руб. или 71,2%. В целом издержки обращения выросли на 1,9%.
Проблема издержек – одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержек обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятия, с вопросами планирования и организации процесса движения из сферы производства в сферу потребления [7].
Издержки обращения на 1 рубль товарооборота приведены в таблице 17.
Таблица 17 – Издержки обращения на 1 рубль товарооборота
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к 2010 г. |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
27900 |
31590 |
30660 |
109,9 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
7765,2 |
8080,2 |
7914 |
101,9 |
Издержки обращения на 1 рубль товарооборота, руб. |
0,28 |
0,26 |
0,26 |
92,8 |
Затри года наблюдалось более быстрое увеличении выручки (на 9,9%) по сравнению с остом издержек обращения (на 1,1%), что привело к снижению издержек обращения на 1 рубль товарооборота на 7,2 руб.
Коммерческая деятельность связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своей сущности затраты подразделяются на два основных вида - текущие и единовременные. Текущие затраты связаны с закупкой товаров, их транспортировкой, хранением и реализацией, обслуживанием материально-технической базы, содержанием персонала. Единовременные затраты (инвестиции) связаны со строительством, реконструкцией или приобретением объектов, машин, механизмов и оборудования, различных нематериальных активов и т.д.
Изучение затрат в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Правильная организация анализа затрат дает возможность выявить резервы их снижения. Анализ затрат позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов [2].
Затраты торгового предприятия представлены в таблице 18.
Таблица 18 – Затраты торгового предприятия
Вид товаров |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Издержки обращения, тыс. руб. |
7765,2 |
37,5 |
8080,2 |
35,53 |
7914,0 |
35,1 |
Покупная стоимость товаров, тыс. руб. |
12924 |
62,5 |
14814 |
64,7 |
14619 |
64,9 |
Сумма затрат торгового предприятия, тыс. руб. |
20689,2 |
100 |
22894,2 |
100 |
22533 |
100 |
В структуре затрат магазина «Авоська» преобладает покупная стоимость товаров и составляет 64,9% или 14619 тыс. руб. Издержки обращения занимают 35,1% или 7914 руб.
Под экономическим эффектом понимают разницу между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения. В торговле экономический эффект может выражаться через такие показатели, как валовой доход и прибыль.
Для оценки экономической эффективности используют оба вида показателей: и результат, и эффект.
Показатели эффективности
Валовый доход магазина «Авоська» приведен в таблице 19.
Таблица 19 – Валовой доход предприятия
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2012 г. в % к 2010 г. |
Сумма товарооборот, тыс. руб. |
27900 |
31590 |
30660 |
109,9 |
Покупная стоимость товаров, тыс. руб. |
12924 |
14814 |
14619 |
113,1 |
Валовой доход, тыс. руб. |
14976 |
16776 |
16041 |
107,1 |
Товарооборот за три года рос более медленными темпами, нежели покупная стоимость товаров, в связи с чем валовой доход предприятия в 2012г. по сравнению с 2010г. увеличился на 7,1%.
Зная валовый доход и издержки обращения, определим прибыль от торговой деятельности в таблице 20.
Таблица 20 – Прибыль от торговой деятельности
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к 2010 г. |
Валовый доход, тыс. руб. |
14976 |
16776 |
16041 |
107,1 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
7765,2 |
8080,2 |
7914 |
101,9 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
7210,8 |
8695,8 |
8127 |
112,7 |
Прибыль от продаж увеличилась на 12,7% с 2010г. по 2012г. Это связано с увеличением валового дохода на 7,1% и с небольшим увеличением издержек обращения на 1,9%.
Эффективность использования торговой площади магазина «Авоська» представлена в таблице 21.
Таблица 21– Оценка использования торговой площади предприятия
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012г. в % к 2010 г. |
Товарооборот, тыс. руб. |
27900 |
31590 |
30660 |
109,9 |
Торговая площадь, м2 |
106 |
106 |
106 |
100 |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, руб. |
263 |
298 |
289 |
109,9 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
7210,8 |
8695,8 |
8127,0 |
112,7 |
Прибыль на 1 м2 торговой площади |
68,03 |
82,04 |
76,67 |
112,7 |
За три года торговая площадь не изменилась, товарооборот вырос на 9,9%, а прибыль на 12,7%, поэтому, соответственно товарооборот на 1 м2 торговой площади возрос также на 9,9%, а прибыль на 1 м2 торговой площади на 12,7%.
Обобщающие показатели
экономической эффективности
Таблица 22 – Обобщающие показатели экономической эффективности торговой деятельности
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к 2010 г. |
Товарооборот, тыс. руб. |
27900 |
31590 |
30660 |
109,9 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
7210,8 |
8695,8 |
8127 |
112,7 |
Прибыль в расчете на одного торгового работника, руб. |
175,9 |
212,1 |
198,2 |
112,7 |
Товарооборот на один рубль основных средств, руб. |
7,72 |
8,05 |
8,05 |
104,3 |
Рентабельность продаж, % |
25,8 |
27,5 |
26,5 |
+2,7п.п. |
Прибыль от продаж увеличилась на 12,7% с 2010г. по 2012г. Это связано с увеличением валового дохода на 7,1% и с небольшим увеличением издержек обращения на 1,9%. Прибыль в расчете на одного работника возросла на 12,7%, а товарооборот на 1 руб. основных средств на 4,3%. Рост основных показателей деятельности предприятия способствовал увеличению рентабельности продаж на 2,7 п.п. Наиболее рентабельной была деятельность магазина в 2011 г., когда показатель достиг значения 27,5%. В целом, можно сделать вывод, что предприятие эффективно использует основные средства, оборотные фонды и персонал организации.
В последние годы в торговой отрасли производится 20-23% ВВП России.
По мнению аналитиков, Россия является одновременно самым крупным, самым быстрорастущим и самым инвестиционно привлекательным потребительским рынком Европы. На основании данных за 1 полугодие 2010 года и I полугодие 2011 темпы роста оборота розничной торговли продуктами питания, включая напитки и табачные изделия, составили 15%, а темпы роста оборота розничных сетей составили 24,9% .
Объектом исследования в курсовой работе явился магазин «Авоська», принадлежащий ООО «Вип-Лире».
В структуре ассортимента магазина «Авоська» наибольшую долю занимает алкогольная продукция – 18%, при этом ее доля за три года увеличилась на 2,3 п.п. Кондитерские товары занимают в товарообороте 6,5% или 1981 тыс. руб.
В составе и структуре основных средств магазина «Авоська» преобладают здания и сооружения, которые составляют 52,2% или 1989 тыс. руб. Рост фондоотдачи на 4,5% при снижении фондоемкости на 7,7% говорит о том, что основные средства используются эффективно. Об этом свидетельствует и рост рентабельности ОПФ на 13,7 п.п.
В составе оборотных средств магазина «Авоська» преобладают производственные запасы - 73,2%. За три года коэффициент оборачиваемости увеличился на 8,2%, а продолжительность одного оборота сократилась на 7,5%, что свидетельствует об эффективном использовании оборотных средств. Данный факт также подтверждается ростом рентабельности оборотных средств на 8,9 п.п.
Среднесписочная численность работников за три года не увеличилась и составила 41 человек. Товарооборот на одного продавца увеличился за три года на 5,1%, следовательно, введение в штат еще одного продавца является оправданным шагом. Товарооборот на одного работника также вырос на 9,8%, что говорит об эффективном использовании персонала.
Объектом исследования в курсовой работе был выбран мармелад, который относится к группе кондитерских товаров.