Экономическая оценка деятельности торгового предприятия (продовольственного типа) на примере магазина «Авоська», ул.Р.Юровской,6

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Главные цели данной работы - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Охарактеризовать специфику и проблемы отрасли;
2) Изучить основные направления повышения эффективности торговой деятельности;
3) Охарактеризовать организационные основы и специализацию предприятия

Содержание

1. Теоретические основы экономической оценки деятельности торгового предприятия 5
1.1 Современное состояние торговли продовольственными товарами 5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности деятельности торгового предприятия 10
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Местоположение и специализация предприятия 14
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 17
2.3. Финансовые результаты деятельности предприятия 22
3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия 24
3.1. Динамика и структура товарооборота. Ассортимент товаров 24
3.2 Издержки обращения и цены продажи товаров 28
3.3. Показатели экономической эффективности торговой деятельности предприятия 32
Выводы и предложения 35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_ekonoika_avoska.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

Статьи затрат

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Затраты на оплату труда с отчислениями

5310,1

68,4

5438,5

67,3

5631,7

71,2

Ремонт торгового оборудования

172,2

2,2

251,4

3,1

303,0

3,8

Вывески и оформление витрин

282,0

3,6

249,9

3,1

239,1

3,0

реклама

135,0

1,7

142,0

1,8

139,0

1,8

Расходы на хранение, сортировку, упаковку товаров

155,0

2,0

178,0

2,2

181,0

2,3

Изучение потребительского спроса, анкетирование, акции

99,0

1,3

105,0

1,3

105,0

1,3

Прочие расходы

1611,90

20,8

1715,4

21,2

1315,2

16,6

Итого

7765,2

100

8080,2

100

7914

100


В структуре издержек обращения  преобладают затраты на оплату труда, доля которых возросла за три года на 2,8% и составила 5613,7 тыс. руб. или  71,2%. В целом издержки обращения выросли на 1,9%.

Проблема издержек –  одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура  издержек обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятия, с вопросами планирования и организации процесса движения из сферы производства в сферу потребления [7].

Издержки обращения на 1 рубль  товарооборота приведены в таблице 17.

Таблица 17 – Издержки обращения на 1 рубль товарооборота

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Объем товарооборота, тыс. руб.

27900

31590

30660

109,9

Издержки обращения, тыс. руб.

7765,2

8080,2

7914

101,9

Издержки обращения  на 1 рубль товарооборота, руб.

0,28

0,26

0,26

92,8


Затри года наблюдалось  более быстрое увеличении выручки (на 9,9%) по сравнению с остом издержек обращения (на 1,1%), что привело к  снижению издержек обращения на 1 рубль товарооборота на 7,2 руб.

Коммерческая деятельность связана  с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своей сущности затраты подразделяются на два основных вида - текущие и единовременные. Текущие затраты связаны с закупкой товаров, их транспортировкой, хранением и реализацией, обслуживанием материально-технической базы, содержанием персонала. Единовременные затраты (инвестиции) связаны со строительством, реконструкцией или приобретением объектов, машин, механизмов и оборудования, различных нематериальных активов и т.д. 

Изучение затрат в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Правильная организация анализа затрат дает возможность выявить резервы их снижения. Анализ затрат позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов [2].

Затраты торгового предприятия представлены в таблице 18.

Таблица 18 – Затраты торгового предприятия

Вид товаров

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Издержки обращения, тыс. руб.

7765,2

37,5

8080,2

35,53

7914,0

35,1

Покупная стоимость  товаров, тыс. руб.

12924

62,5

14814

64,7

14619

64,9

Сумма затрат торгового  предприятия, тыс. руб.

20689,2

100

22894,2

100

22533

100


В структуре затрат магазина «Авоська»  преобладает покупная стоимость  товаров  и составляет 64,9% или 14619 тыс. руб. Издержки обращения занимают 35,1% или 7914 руб.

3.3. Показатели экономической эффективности  торговой деятельности предприятия

 

Под экономическим эффектом понимают разницу между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения. В торговле экономический эффект может выражаться через такие показатели, как валовой доход и прибыль.

Для оценки экономической эффективности используют оба вида показателей: и результат, и эффект.

Показатели эффективности деятельности торгового предприятия рассчитываются на основе сопоставления эффекта (результата) деятельности с авансированными  ресурсами или текущими затратами, связанными с получением этого эффекта. Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности торгового предприятия чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их применения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения [12].

Валовый доход магазина «Авоська»  приведен в таблице 19.

Таблица 19 – Валовой доход предприятия

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

2012 г. в % к 2010 г.

Сумма товарооборот, тыс. руб.

27900

31590

30660

109,9

Покупная стоимость  товаров, тыс. руб.

12924

14814

14619

113,1

Валовой доход, тыс. руб.

14976

16776

16041

107,1


Товарооборот за три  года рос более медленными темпами, нежели покупная стоимость товаров, в связи с чем валовой доход предприятия в 2012г. по сравнению с 2010г. увеличился на 7,1%.

Зная валовый доход  и издержки обращения, определим  прибыль от торговой деятельности в  таблице 20.

Таблица 20 – Прибыль от торговой деятельности

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Валовый доход, тыс. руб.

14976

16776

16041

107,1

Издержки обращения, тыс. руб.

7765,2

8080,2

7914

101,9

Прибыль от продаж, тыс. руб.

7210,8

8695,8

8127

112,7


Прибыль от продаж увеличилась на 12,7% с 2010г. по 2012г. Это связано с увеличением валового дохода на 7,1% и с небольшим увеличением издержек обращения на 1,9%.

Эффективность использования  торговой площади магазина «Авоська»  представлена в таблице 21.

Таблица 21– Оценка использования торговой площади предприятия

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012г. в % к 2010 г.

Товарооборот, тыс. руб.

27900

31590

30660

109,9

Торговая площадь, м2

106

106

106

100

Товарооборот на 1 м2 торговой площади, руб.

263

298

289

109,9

Прибыль от продаж, тыс. руб.

7210,8

8695,8

8127,0

112,7

Прибыль на 1 м2 торговой площади

68,03

82,04

76,67

112,7


За три года торговая площадь не изменилась, товарооборот вырос на 9,9%, а прибыль на 12,7%, поэтому, соответственно товарооборот на 1 м2 торговой площади возрос также на 9,9%, а прибыль на 1 м2 торговой площади на 12,7%.

Обобщающие показатели экономической эффективности деятельности магазина «Авоська» представлены в  таблице 23.

Таблица 22 – Обобщающие показатели экономической эффективности торговой деятельности

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Товарооборот, тыс. руб.

27900

31590

30660

109,9

Прибыль от продаж, тыс. руб.

7210,8

8695,8

8127

112,7

Прибыль в расчете  на одного торгового работника, руб.

175,9

212,1

198,2

112,7

Товарооборот на один рубль основных средств, руб.

7,72

8,05

8,05

104,3

Рентабельность продаж, %

25,8

27,5

26,5

+2,7п.п.


Прибыль от продаж увеличилась на 12,7% с 2010г. по 2012г. Это связано с увеличением валового дохода на 7,1% и с небольшим увеличением издержек обращения на 1,9%. Прибыль в расчете на одного работника возросла на 12,7%, а товарооборот на 1 руб. основных средств на 4,3%.  Рост основных показателей деятельности предприятия способствовал увеличению рентабельности продаж на 2,7 п.п. Наиболее рентабельной была деятельность магазина в 2011 г., когда показатель достиг значения 27,5%. В целом, можно сделать вывод, что предприятие эффективно использует основные средства, оборотные фонды и персонал организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

В последние годы в торговой отрасли  производится 20-23% ВВП России.

По мнению аналитиков, Россия является одновременно самым крупным, самым быстрорастущим и самым инвестиционно привлекательным потребительским рынком Европы. На основании данных за 1 полугодие 2010 года и I полугодие 2011 темпы роста оборота розничной торговли продуктами питания, включая напитки и табачные изделия, составили 15%, а темпы роста оборота розничных сетей составили 24,9% .

Объектом исследования в курсовой работе явился магазин «Авоська», принадлежащий ООО «Вип-Лире». 

В структуре ассортимента магазина «Авоська» наибольшую долю занимает алкогольная продукция  – 18%, при этом ее доля за три года увеличилась на 2,3 п.п. Кондитерские товары занимают в товарообороте 6,5% или 1981 тыс. руб.

В составе и структуре  основных средств магазина «Авоська»  преобладают здания и сооружения, которые составляют 52,2% или 1989 тыс. руб. Рост фондоотдачи на 4,5% при снижении фондоемкости на 7,7% говорит о том, что основные средства используются эффективно. Об этом свидетельствует и рост рентабельности ОПФ на 13,7 п.п.

В составе оборотных средств  магазина «Авоська» преобладают  производственные запасы - 73,2%. За три  года коэффициент оборачиваемости  увеличился на 8,2%, а продолжительность одного оборота сократилась на 7,5%, что свидетельствует об эффективном использовании оборотных средств. Данный факт также подтверждается ростом  рентабельности оборотных средств на 8,9 п.п.

Среднесписочная численность работников за три года не увеличилась и составила 41 человек. Товарооборот на одного продавца увеличился за три года на 5,1%, следовательно, введение в штат еще одного продавца является оправданным шагом. Товарооборот на одного работника также вырос на 9,8%, что говорит об эффективном использовании персонала.

Объектом исследования в курсовой работе был выбран мармелад, который  относится к группе кондитерских товаров.

Информация о работе Экономическая оценка деятельности торгового предприятия (продовольственного типа) на примере магазина «Авоська», ул.Р.Юровской,6