Экономическая оценка деятельности торгового предприятия (продовольственного типа) на примере магазина «Авоська», ул.Р.Юровской,6

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Главные цели данной работы - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Охарактеризовать специфику и проблемы отрасли;
2) Изучить основные направления повышения эффективности торговой деятельности;
3) Охарактеризовать организационные основы и специализацию предприятия

Содержание

1. Теоретические основы экономической оценки деятельности торгового предприятия 5
1.1 Современное состояние торговли продовольственными товарами 5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности деятельности торгового предприятия 10
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Местоположение и специализация предприятия 14
2.2. Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования 17
2.3. Финансовые результаты деятельности предприятия 22
3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия 24
3.1. Динамика и структура товарооборота. Ассортимент товаров 24
3.2 Издержки обращения и цены продажи товаров 28
3.3. Показатели экономической эффективности торговой деятельности предприятия 32
Выводы и предложения 35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_ekonoika_avoska.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшим показателем, характеризующим  основные средства предприятия, является уровень их использования. При этом применяются стоимостные показатели [7].

Например, фондоотдача - выпуск продукции в стоимостном выражении на 1 руб. среднегодовой стоимости основных средств; использование оборудования по количеству.

Фондовооруженность - отношение среднегодовой стоимости основных средств предприятия к среднесписочной численности рабочих в наибольшую смену.

Фондоемкость - показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимость производственных основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции [5].

Показатели обеспеченности и эффективности  использования основных средств  магазина представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Показатели обеспеченности и эффективности использования основных средств

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Фондовооруженность, тыс. руб.

88,1

71,3

92,9

105,4

Фондообеспеченность на 1 м2 торговой площади, тыс. руб.

34,1

37,0

35,9

105,3

Фондоотдача, руб.

7,7

8,05

8,05

104,5

Фондоемкость, руб.

0,13

0,12

0,12

92,3

Рентабельность ОПФ, %

199,6

221,6

213,3

+13,7 п.п.


 

За три года фондовооруженность и фондообеспеченность возросли пропорционально росту основных средств на 5,4% и 5,3% соотвественно, так как численность работников и торговая площадь не изменились. Рост фондоотдачи на 4,5% при снижении фондоемкости на 7,7% говорит о том, что основные средства используются эффективно. Об этом свидетельствует и рост рентабельности ОПФ на 13,7 п.п.

Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывность хозяйственной деятельности фирмы [9].

Состав и структура основных средств представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Состав и структура оборотных средств

Элементы оборотных  средств

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Производственные  запасы

6399,0

72,8

6630,0

73,1

6541,0

73,2

Расходы будущих  периодов

204,0

2,3

297,0

3,3

278,0

3,1

Итого оборотные  фонды

6603,0

75,1

6927,0

76,4

6819,0

76,3

Денежные средства

2190,0

24,9

2145,0

23,6

2121,0

23,7

Итого оборотные  средства

8793,0

100,0

9072,0

100,0

8940,0

100,0


В составе оборотных средств  магазина «Авоська» преобладают  производственные запасы - 73,2%, так как в магазине создается довольно большой резерв продукции на складе в виду того, что магазин берет большие партии у поставщика, чтобы получить максимальные скидки. Денежные средства составляют 23,7%. Оборотные средства в целом за три года выросли на 1,7 %  составили 8940 тыс. руб.

Величина оборотных средств  торговых предприятий зависит от объема и скорости товарооборота. Задача предприятий и организаций торговли состоит в том, чтобы найти  пути наиболее эффективного использования  оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью [11]. 

Данные об экономической эффективности  использования оборотных средств  представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Экономическая эффективность использования оборотных средств

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к  2010 г.

Коэффициент оборачиваемости

3,17

3,48

3,43

108,2

Продолжительность одного оборота, дни

115

104,9

106,4

92,5

Рентабельность  оборотных средств, %

82

95,8

90,9

+8,9 п.п.


За три года коэффициент  оборачиваемости увеличился на 8,2%, а продолжительность одного оборота  сократилась на 7,5%, что свидетельствует  об эффективном использовании оборотных  средств. Данный факт также подтверждается ростом  рентабельности оборотных  средств на 8,9 п.п.

    Понятие персонала торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников.

В целях эффективного управления процессом формирования и использования  персонала на предприятиях торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам:

a)    персонал управления;

b)   торгово-оперативный  персонал;

c)    вспомогательный  персонал [4].

Деление персонала торгового  предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую  форму функционального разделения их труда.

Состав и структура  персонала магазина представлена в  таблице 7.

Таблица 7 – Состав и структура персонала предприятия

Категории персонала

2010 г.

2011 г.

2012 г.

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Среднесписочная численность работников, всего

41

100

41

100

41

100

в том числе:

           

управленческий  персонал

8

19,5

7

17,1

8

19,5

торгово-оперативный  персонал

33

80,5

34

82,9

33

80,5

из него:

           

Продавцы

22

53,7

23

56,1

23

56,1

вспомогательный персонал

11

26,8

11

26,8

10

24,4


Среднесписочная численность работников за три года не увеличилась и составила 41 человек. Количественный состав не изменился, но поменялся качественный состав персонала. Возросло количество продавцов на 4,5% и уменьшилось число вспомогательного персонала на  9%. В структуре персонала преобладает торгово-оперативный персонал – 80,5%, в числе которого больше всего продавцов- 23 человека.

Эффективность использования персонала характеризуется динамикой товарооборота на одного продавца и на одного работника.

    Данные об экономической эффективности использования работников магазина представлены в таблице 8.

 

 

Таблица 8 – Экономическая эффективность использования персонала предприятия

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

2012 г. в % к 2010 г.

Товарооборот  на одного продавца, тыс. руб.

1268

1373

1333

105,1

Товарооборот на одного работника, тыс. руб.

680

770

747

109,8


 Товарооборот на одного продавца увеличился за три года на 5,1%, следовательно, введение в штат еще одного продавца является оправданным шагом. Товарооборот на одного работника также вырос на 9,8%, что говорит об эффективном использовании персонала.

2.3. Финансовые  результаты деятельности предприятия

 

   Одна из главных целей предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли как наиболее надежного финансового источника благосостояния и самой организации, и ее собственников. Результаты деятельности зависят от того, насколько оперативно и точно компания может выявить, количественно измерять влияние различных внешних и внутренних факторов, а также противостоять их негативному воздействию, обусловленному высоким уровнем финансовых рисков (общим состоянием экономики страны, нестабильностью рынка, финансовой системы, тенденциями усложнения корпоративных связей, низкой расчетно-платежной дисциплиной, высокой инфляцией и т.п.) [5].  

Финансовый результат характеризуется  обобщающими показателями эффективности  текущей деятельности предприятия - объемом продаж (продукции, работ, услуг) и полученной прибылью. Он складывается по результатам процессов производства и реализации продукции и зависит, таким образом, от ряда объективных и субъективных факторов:

- степени использования коммерческой организацией производственных ресурсов;

- соблюдения договорной и платежной дисциплины;

- изменения ситуации на сырьевых, товарных и финансовых рынках [9].

Обобщающимися показателями деятельности магазина «Авоська» являются показатели финансовых результатов, представленных в таблице 9.

Таблица 9 – Финансовые результаты деятельности предприятия

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Товарооборот, тыс. руб.

27900

31590

30660

109,9

Покупная стоимость  товаров, тыс. руб.

12924

14814

14619

113,1

Валовой доход, тыс. руб.

14976

16776

16041

107,1

Издержки обращения, тыс. руб.

7765,2

8080,2

7914,0

101,9

Прибыль от продаж, тыс. руб.

7210,8

8695,8

8127,0

112,7

Рентабельность продаж, %

25,8

27,5

26,5

+0,7 п.п.


Товарооборот за три года вырос  на 9,9%, но себестоимость росла более  быстрыми темпами, поэтому валовый  доход увеличился только на 7,1%. Издержки обращения увеличились незначительно – на 1,9 %, что дало прирост прибыли от продаж на 12,7%. Деятельность предприятия была наиболее рентабельна в 2011 г, так как рентабельность достигла наивысшего значении 27,5%. В целом, за три года рентабельность вросла на 0,7 п.п. Таким образом, деятельность магазина «Авоська» можно считать финансово эффективной.

 

 

 

 

 

3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия

3.1. Динамика  и структура товарооборота. Ассортимент товаров

В динамике розничного товарооборота находят отражение систематический рост производства, с одной стороны, непрерывный подъём, благосостояние культуры населения – с другой. Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов [5].

Данные по составу и структуре  товарооборота магазина «Авоська» представлены в таблице 10.

Информация о работе Экономическая оценка деятельности торгового предприятия (продовольственного типа) на примере магазина «Авоська», ул.Р.Юровской,6