Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности СП ОАО "Спартак"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности организации, оценка влияния факторов на прибыль и рентабельность, а также выявление резервов роста прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак».
В работе для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность и значение прибыли, а также методику ее расчета;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику деятельности СП ОАО «Спартак»;
- исследовать динамику прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак»;
- рассмотреть пути повышения прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак».

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1 Сущность и значение прибыли и методика ее расчета…………………
6
2 Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности СП ОАО «Спартак»…………………………………………………………………….

13
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности СП ОАО «Спартак»……………………………………………………………..

13
2.2 Исследование динамики прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак»…………………………………………………………………….

23
3Пути увеличения прибыли и повышения рентабельности в организации
27
Заключение…………………………………………………………………..
35
Список использованных источников……………………………………...
38

Вложенные файлы: 1 файл

+Прибыль Спартак.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

В переносном смысле под прибылью понимается всякая польза или выгода. Однако использование данного определения прибыли часто затрудняет понимание ее сущности как экономической категории.

Показатель  прибыли выполняет следующие  функции:

  • характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия;
  • является одним из источников финансирования затрат на производство и социальное развитие, а также доходов государства.

Процесс управления прибылью включает в себя осуществление  таких функций, как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, принятие управленческих решений. Результаты анализа используются для принятия решений в области управления прибылью.

Выделяют следующие задачи управления прибылью:

  • максимизация прибыли в соответствии с ресурсами организации и условиями рыночной конъюнктуры;
  • достижение оптимального соотношения между максимально возможным уровнем прибыли и риском ее получения;
  • обеспечение высокого качества прибыли;
  • увеличение рыночной стоимости организации;
  • обеспечение соответствующего уровня выплаты дивидендов собственникам;
  • обеспечение достаточного объема инвестиций за счет нераспределенной прибыли;
  • обеспечение эффективных программ участия персонала в распределении прибыли.

В какой бы сфере  деятельности не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственной, финансовой, инвестиционной и инновационной деятельностью организации. Это определяет необходимость органичной интеграции системы управления прибылью в составе системы управления организацией.

Коммерческая  организация может не получать прибыль  и некоторое время продолжать функционировать. При этом она даже может расширять свою деятельность за счет заемных ресурсов. Если производитель материальных благ будет потреблять в полном объеме произведенный им продукт или его стоимостной эквивалент, то тогда сможет существовать только он сам, но не общество в целом. В обществе есть множество людей, которые не создают материальных благ, но их потребляют. В обществе имеются структуры, работающие убыточно, но социально необходимые, то есть структуры непроизводственной сферы, под которой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, связанных с обслуживанием общегосударственных и социально-культурных потребностей общества и конкретных граждан.

Отрасли непроизводственной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития непроизводственной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активной жизненной позицией.

Услуги, предоставляемые  субъектами непроизводственной сферы, могут быть платными, бесплатными или частично оплачиваемыми их потребителями. Понятие "бесплатные" следует понимать в том смысле, что они бесплатны для потребителя, но не для производителя. Тот, кто оказывает такие услуги, обязательно производит соответствующие затраты. Таким образом, источники формирования финансовых ресурсов у этих субъектов зависят, с одной стороны, от вида оказываемых услуг, с другой - от характера их предоставления.

Из этого  следует, что непроизводственная сфера  должна быть подразделена на субъекты, деятельность которых основана на принципах самофинансирования, и субъекты, функционирующие за счет бюджетных дотаций, а также субъекты, находящихся частично на бюджетном финансировании, но и имеющие и собственные источники доходов [1, с.136].

Отсюда напрашивается  вывод, что общество, государство  заинтересовано в прибыльной работе организаций, так как через налоговую систему государство изымает и перераспределяет часть создаваемой прибыли.

Показатели  прибыли могут быть систематизированы  по ряду определенных признаков. Отметим основные из них.

1. По источникам  формирования прибыль подразделяют  на:

  • прибыль от реализации продукции, работ и услуг (прибыль от основной деятельности);
  • прибыль от прочей реализации (операционная прибыль);
  • прибыль от вне реализационных операций.

2. По видам  деятельности организации прибыль  подразделяют на:

  • прибыль от производственной деятельности;
  • прибыль от инвестиционной деятельности;
  • прибыль от финансовой деятельности.

3. По составу  элементов, формирующих прибыль,  различают:

  • маржинальную (валовую) прибыль;
  • прибыль от реализации;
  • прибыль от операционной деятельности;
  • прибыль от вне реализационных операций;
  • прибыль отчетного периода;
  • прибыль до налогообложения;
  • чистую прибыль.

4. По характеру  налогообложения прибыли выделяют:

  • налогооблагаемую прибыль;
  • прибыль, не облагаемую налогом на прибыль.

5. По характеру  инфляционной очистки прибыли различают:

  • номинальную прибыль;
  • реальную прибыль (прибыль отчетного периода, скорректированная на индекс инфляции).

6. По рассматриваемому  периоду формирования выделяют:

  • прибыль предшествующего периода;
  • прибыль отчетного периода;
  • планируемую прибыль.

7. По регулярности  формирования прибыль делится  на:

  • регулярно формируемую прибыль;
  • прибыль от чрезвычайных ситуаций.

8. По характеру  использования в составе прибыли,  остающейся после уплаты налогов  и других обязательных платежей, выделяют:

  • капитализированную (нераспределенную) прибыль (часть прибыли, направленная на финансирование прироста активов);
  • потребляемую прибыль (часть прибыли, израсходованная на выплату собственникам, персоналу или социальные программы организации).

Отметим, что  приведенный перечень классификационных признаков не отражает всего многообразия видов прибыли, однако с его помощью можно классифицировать прибыль в целях проведения анализа финансовых результатов.

В соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011г. №111 с целью сближения национальных стандартов учета с международными с 1 января 2012 года вступили в силу изменения и дополнения в порядок формирования показателей прибыли.

В соответствии с ним выделяют следующие показатели прибыли:

- валовая прибыль;

- прибыль от  реализации продукции, товаров,  работ, услуг;

- прибыль от  текущей деятельности;

- прибыль от  инвестиционной, финансовой и иной  деятельности;

- прибыль до  налогообложения;

- чистая прибыль;

- совокупная  прибыль.

Учитывая, что  временной период, за который проводится анализ показателей прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак», не включает вышеуказанные изменения, рассмотрим показатели прибыли, которые подлежат анализу.

Основными показателями прибыли являются:

- валовая прибыль;

- прибыль от реализации продукции;

- прибыль от  вне реализационных операций;

- налогооблагаемая  прибыль;

- чистая прибыль.

Валовой прибылью согласно Особенной  части Налогового кодекса Республики Беларусь признается для белорусских  организаций сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и вне реализационных доходов, уменьшенных на сумму вне реализационных расходов [3, с.213]. Валовая прибыль белорусской организации исчисляется с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и вне реализационных доходов, уменьшенных на сумму вне реализационных расходов от деятельности за пределами Республики Беларусь, по которой она зарегистрирована в качестве плательщика налогов иностранного государства. В свою очередь прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении. Чистая прибыль организации, то есть прибыль, остающаяся в ее распоряжении определяется как разность между валовой прибылью и суммой налогов и платежей, осуществляемых за счет прибыли. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервных фондов, на расчеты с учредителями и некоторые другие цели.








 




 




 

Рисунок 1.1 – Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта до 1 января 2012г.

 

Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли  по технико-экономическим факторам. Кроме методов факторного анализа прибыли, в числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

Если прибыль  выражается в абсолютной сумме, то рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности по сравнению с определенной базой. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

1) показатели, характеризующие  окупаемость издержек производства  и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие  прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие  доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе прибыли  отчетного периода, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) — отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом  определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая  сумма прибыли от проекта относится  к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность  продаж (оборота) — отношение прибыли  от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Она показывает сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

Таким образом  существует достаточно много определений  прибыли: превышение доходов над  расходами, разница между выручкой нетто и прямыми затратами и другие. Согласно же законодательству Республики Беларусь под прибылью понимается для белорусских организаций сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и вне реализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

 

 

 

 

 

 

2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ        РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СП ОАО «СПАРТАК»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика  деятельности       СП ОАО «Спартак»

 

История фабрики «Спартак» начинает свой отсчет с 4 июня 1924 года. С этого дня в Гомеле открылось кондитерское предприятие «Просвет». Первоначально фабрика имела сложную структуру. В нее входили три самостоятельных предприятия: кондитерская фабрика «Просвет», фабрика имени Клары Цеткин, арендованный завод безалкогольных напитков. Наряду с конфетами и пряниками изготовлялись коробки, кульки, конверты, тетради, конторские книги, безалкогольные напитки.

Информация о работе Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности СП ОАО "Спартак"