Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности СП ОАО "Спартак"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности организации, оценка влияния факторов на прибыль и рентабельность, а также выявление резервов роста прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак».
В работе для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность и значение прибыли, а также методику ее расчета;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику деятельности СП ОАО «Спартак»;
- исследовать динамику прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак»;
- рассмотреть пути повышения прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак».

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1 Сущность и значение прибыли и методика ее расчета…………………
6
2 Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности СП ОАО «Спартак»…………………………………………………………………….

13
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности СП ОАО «Спартак»……………………………………………………………..

13
2.2 Исследование динамики прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак»…………………………………………………………………….

23
3Пути увеличения прибыли и повышения рентабельности в организации
27
Заключение…………………………………………………………………..
35
Список использованных источников……………………………………...
38

Вложенные файлы: 1 файл

+Прибыль Спартак.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.5 – Состав, структура и динамика прибыли СП ОАО «Спартак» за 2009 – 2011 гг.

Показатели

2009 г.

млн.руб.

2010 г.

млн. руб.

2011 г.

млн.руб.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2010г к 2009г

2011г к 2010г

2010г к

2009г

2011г к 2010г

1. Прибыль отчетного периода 

6351

18496

21945

12145

3449

291,2

118,6

1.1 прибыль от реализации

7752

22300

33367

14548

11067

287,7

149,6

1.2 прибыль от операционных доходов и расходов

596

845

989

249

144

141,8

117,0

1.3 прибыль от внереализационных доходов и расходов

-1997

-4649

-12411

-2652

-7762

232,8

266,9


 

Как показывают данные таблицы 2.5, прибыль отчетного периода на протяжении всех трех лет формировалась в основном за счет прибыли от реализации.

В целом прибыль  отчетного периода в 2010 году относительно 2009 года увеличилась на 12145 млн. руб. или на 191,2%, в том числе:

- за счет увеличения прибыли от реализации на 14548 млн. руб., прибыль отчетного периода увеличилась в том же объеме;

- за счет роста прибыли от операционных доходов и расходов на 249 млн. руб. на ту же сумму возросла прибыль отчетного периода.

- за счет изменения прибыли от вне реализационных операций на 2652 млн. руб. на ту же сумму уменьшилась прибыль отчетного периода.

В целом прибыль  отчетного периода в 2011 году относительно 2010 года выросла на 3449 млн. руб. или на 18,6 %, в том числе:

- за счет  роста прибыли от реализации  на 11067 млн. руб., прибыль отчетного периода выросла в том же объеме;

- за счет изменения прибыли от операционный деятельности в сумме 144 млн. руб., прибыль отчетного периода выросла в том же объеме;

- за счет изменения прибыли от вне реализационных операций на 7762 млн. руб. на ту же сумму уменьшилась прибыль отчетного периода.

На основании таблицы 2.5 можно отметить постоянство структуры прибыли отчетного периода –она формировалась из прибыли от реализации продукции на протяжении всего исследуемого периода.

Далее целесообразно  рассмотреть в динамике показатели эффективности использования средств организации (показатели рентабельности). Расчет в динамике основных показателей эффективности использования средств СП ОАО «Спартак» приведен в таблице 2.6.

Таблица 2.6 – Динамика показателей рентабельности СП ОАО «Спартак» за 2009 – 2011 гг.

Показатель

2009г

2010г

2011г

Отклонение

Темп роста, %

2010г к 2009г

2011г к 2010г

2010г к 2009г

2011г к 2010г

1 Прибыль отчетного периода, млн. руб.

6351

18496

21945

12145

3449

291,2

118,6

2 Прибыль от реализации, млн. руб.

7752

22300

33367

14548

11067

287,7

149,6

3 Среднегодовая стоимость  капитала, млн. руб.

172174

221273,5

259650

49099,5

38376,5

128,5

117,3

3.1 Среднегодовая стоимость основного капитала, млн. руб.

86087

102453,5

126157

16366,5

23703,5

119,0

123,1

3.2 Среднегодовая стоимость  оборотного капитала, млн. руб.

86087

118820

133493

32733

14673

138,0

112,3

4 Выручка от реализации  продукции товаров работ услуг в отпускных ценах, млн. руб.

137461

186696

222749

49235

36053

135,8

119,3

5 Себестоимость реализованных, товаров продукции, работ и услуг, млн. р.

108787

137134

161227

28347

24093

126,1

117,6

6 Рентабельность капитала 

(с. 1/с. 3*100), %

3,69

8,36

8,45

4,67

0,09

226,6

101,1

6 Рентабельность основного  капитала (с. 1/с. 3.1*100), %

7,38

18,05

17,39

10,68

-0,66

244,7

96,4

6 Рентабельность оборотного  капитала (с. 1/с. 3.2*100), %

7,38

15,57

16,44

8,19

0,87

211,0

105,6

7 Рентабельность продаж 

(с. 2/с 4*100), %

5,64

11,94

14,98

6,31

3,04

211,8

125,4

8 Рентабельность затрат 

(с. 2/с 5*100), %

7,13

16,26

20,70

9,14

4,43

228,2

127,3

9 Среднесписочная численность,  чел.

2272

2169

2152

-103

-17

95,5

99,2

9 Прибыль на одного  работника 

(с. 1/с. 9), млн.руб./чел.

2,80

8,53

10,20

5,73

1,67

305,1

119,6


 

Как показывают данные таблицы 2.6, рентабельность совокупного капитала, характеризующая, сколько прибыли получено на рубль вложенного капитала, в 2010 году относительно 2009 года увеличилась на 4,67 процентного пункта до уровня 8,36% – это свидетельствует о том, что прибыль прирастала быстрее, чем стоимость капитала, что является положительным моментом для предприятия. В 2011 году относительно 2010 года сохранился тот же тренд: рентабельность капитала увеличилась на 0,09 процентного пункта до значения 8,45%.

Практически та же динамика отмечается и по рентабельности основного капитала, и по рентабельности оборотного капитала.

Рентабельность  продаж, характеризующая, уровень прибыльности продукции, в 2010 году относительно 2009 года увеличилась на 6,31 процентного пункта; рентабельность затрат, характеризующая их окупаемость, также увеличилась на 9,14 пп – это говорит о повышении эффективности управления продукцией и затратами.

Касаемо показателей  рентабельности продаж и затрат в 2011 году относительно 2010 года, они продолжили повышаться.

При этом необходимо отметить, что, помимо того, что показатели рентабельности имеют положительную динамику, абсолютное их значение является на высоком уровне, достаточным для обеспечения полноценного процесса воспроизводства ресурсов.

Сумма прибыли  на одного работника была в 2009 году 2,8 млн. р. В 2010 она увеличилась на 5,73 млн. руб. до уровня 8,53 млн. р., в 2011 году отмечается ее рост относительно 2010 года на 1,67 млн. руб. до уровня 10,2 млн. руб.

После изучения формирования прибыли, ее структуры  и динамики, рассмотрим порядок распределения  прибыли и направления ее использования в СП ОАО «Спартак».

Таблица 2.7 – Динамика использования прибыли СП ОАО «Спартак» за 2009 – 2011гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение по уд.весу

Темп роста, %

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

2010 –

2009

2011 - 2010

2010 - 2009

2011 -2010

Прибыль отчетного периода

6351

100

18496

100,0

21945

100

х

х

291,2

118,6

Налог на прибыль

1524

24,0

4439

24,0

5267

24,0

0,0

0,0

291,3

118,7

Прочие  налоги из прибыли

1227

19,3

2081

11,3

2776

12,6

-8,1

1,4

169,6

133,4

Прочие расходы  и платежи из прибыли

0

0,0

0

0,0

0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 Чистая  прибыль

3600

56,7

11976

64,7

13902

63,3

8,1

-1,4

332,7

116,1


 

Как показывают данные таблицы 2.7, прибыль отчетного периода в 2010 году относительно 2009 года увеличилась на 12145 млн. руб. или на 191,2%.  Прибыль отчетного периода в 2011 году относительно 2010 года выросла на 3449 млн. руб. или на 18,6 %

Удельный вес  налога на прибыль не изменился за весь исследуемый период и был на уровне 24%. Удельный вес прочих налогов из прибыли в 2010 году относительно 2009 года снизился на 8,1 процентного пункта, что связано с изменениями в налоговом законодательстве. В 2011 году относительно 2010 года его уровень увеличился на 1,4 пп при одновременном росте в абсолютном выражении на 33,4%. Иных расходов (кроме налогов) из прибыли предприятие не производило. Чистая прибыль росла в 2010 году относительно 2009 года (+232,7%) и в 2011 году относительно 2010 года (+16,1%).

 

3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ                      РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СП ОАО «СПАРТАК»

 

 

В целях дальнейшего  укрепления финансового состояния  СП ОАО «Спартак», следует выявлять внутренние резервы прибыльности, необходимо сокращать затраты на производство и реализацию продукции.

Учитывая наличие  проблем управления прибылью и рентабельностью, подход к механизму управления должен носить комплексный характер. В первую очередь, это непосредственно связано с эффективным управлением операционной системой предприятия в целом.

От руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести дело, то есть увеличивать  прибыль. Известны две основные возможности  увеличения прибыли: первая – наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая – уменьшение издержек. В наших условиях, когда практически на каждом предприятии имеются малорентабельные, убыточные производства, первый путь кажется нереальным. Однако, тщательный анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения.

Проанализировав ситуацию, необходимо создавать программу  в комплексе для ее лучшей реализации. Главный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или малорентабельны).

Управление  прибылью организации сводится к  разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам работы предприятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов предприятий перейти к регулируемым доходам. В то же время, недостаточно обеспечить только прибыльность предприятия.

Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более долгосрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Так как нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре; руководство предприятия, если оно стремится к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать прежде всего ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя они и взаимосвязаны).

Как уже упоминалось, максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях не замедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.

Современное производство должно соответствовать следующим  параметрам:

1. Обладать большой  гибкостью, так как неспособность  постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.

2. Технология  реализации товаров постоянно  усложняются, что требует совершенно  новых форм контроля, организации  и разделения труда, навыков  персонала.

3. Требования  к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер.

Осуществляя тактику  постоянных улучшений даже в давно  известных изделиях, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов  продаж и доходов. Необходимо уметь  управлять доходами, а, следовательно, и прибылью.

При рассмотрении прибыли сталкиваются интересы различных сторон: государства, которое рассчитывает на рост производства и реализацию продукции, увеличение прибыли, что означает нарастание налоговых отчислений в казну; трудового коллектива, который рассчитывает на свою долю прибыли; банков, которых беспокоит платежеспособность предприятия, возвратность полученных ссуд и обеспечение представления новых; руководства предприятия, стремящегося как можно большую часть прибыли оставить на распределенной, в качестве ресурса, резерва, позволяющего укреплять основы самофинансирования.

Руководителю  придется так планировать распределение  прибыли, чтобы не нанести ущерба ни одной стороне, и в тоже время обеспечить благосостояние предприятия.

На деятельность предприятий должно большое внимание оказывать гибкое государственное регулирование с использованием экономических рычагов. Например, амортизационная политика.

Оборот производственных фондов есть непрерывный, периодически повторяющийся процесс, в результате которого авансированная стоимость  полностью возвращается к своей исходной форме. В результате обеспечивается процесс воспроизводства. Скорость оборота измеряется числом его оборотов, совершаемых в течение года. Его ускорение означает сокращение времени обращения и свидетельствует о повышении эффективности используемого капитала. Кроме того, ускорение влияет на: прибыль в сторону ее повышения, на снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства.

Информация о работе Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности СП ОАО "Спартак"