Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности СП ОАО "Спартак"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности организации, оценка влияния факторов на прибыль и рентабельность, а также выявление резервов роста прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак».
В работе для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность и значение прибыли, а также методику ее расчета;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику деятельности СП ОАО «Спартак»;
- исследовать динамику прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак»;
- рассмотреть пути повышения прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак».

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1 Сущность и значение прибыли и методика ее расчета…………………
6
2 Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности СП ОАО «Спартак»…………………………………………………………………….

13
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности СП ОАО «Спартак»……………………………………………………………..

13
2.2 Исследование динамики прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак»…………………………………………………………………….

23
3Пути увеличения прибыли и повышения рентабельности в организации
27
Заключение…………………………………………………………………..
35
Список использованных источников……………………………………...
38

Вложенные файлы: 1 файл

+Прибыль Спартак.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Коммерческий  директор – первый заместитель генерального директора: осуществляет руководство  хозяйственно-финансовой деятельностью  предприятия в области планирования и управления его производственно-экономической политикой; принимает участие в разработке планов и программ НИОКР и производства; разрабатывает рекомендации по выбору целевого рынка; принимает меры по своевременному заключению договоров с поставщиками и потребителями. Под его руководством находятся отдел внешнеэкономических связей; отдел материально-технического снабжения, который имеет склады сырья, технический и АЗС, сахара, муки, спиртов и жиров, тестов и патоки, мешкотары, бумаги и этикеток; хозяйственная служба и транспортный цех.

1-й заместитель  генерального директора (по экономике и финансам) – выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направляет на повышение эффективности и рентабельности производства; подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности; выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам; осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений; оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств. Под его руководством находится: планово-экономический отдел, который планирует хозяйственно-финансовую деятельность предприятия; отдел труда и заработной платы, осуществляющий организацию заработной платы работников организации; финансовый отдел, контролирующий финансовое положение; отдел АСУП.

Заместитель генерального директора (по производству и технологии) (ответственный за СМК) занимается частично работой генерального директора, в подчинении у которого находятся карамельный цех, бисквитный цех, вафельный цех, конфетно-шоколадный цех, цех шоколадных полуфабрикатов, участок новогодней расфасовки, центральная производственная лаборатория, участок механической стирки, тарно-литографский цех, производственно-диспетчерский цех, отдел упаковки, служба технического контроля.

Заместитель генерального директора по правовой и идеологической работе осуществляет руководство идеологической, общественно-политической, социальной, кадровой и правовой работой предприятия. Заместителю генерального директора по правовой и идеологической работе подчиняются юридический отдел, отдел кадров и социально-бытовых вопросов.

Коммерческая  деятельность на предприятии включает в себя деятельность по материально-техническому снабжению предприятия, сбыту продукции, маркетингу, организацию рекламы, внешнеэкономическую деятельность. Заместитель директора по коммерческим вопросам определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач; определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения; ведет кадровые вопросы отдела, обладает правом нанимать и увольнять сотрудников управления; руководит процессом изучения рынка; определяет стратегию деятельности по продвижению товаров, организует тестирование новых товаров и др. Под его руководством находятся: заместитель директора по продажам и маркетингу по связям с общественностью, который организует выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализирует эффективность принятых маркетинговых решений, а также осуществляет связи с общественностью; переводчик; отдел продаж; отдел рекламы и маркетинга; цех предварительного формирования и отгрузки готовой продукции, а также фирменные магазины.

Сбыт продукции  осуществляет отдел продаж, который подчиняется непосредственно заместителю генерального директора (по продажам). Задачами отдела продаж являются: организация сбыта готовой продукции; своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней покупателями требований; изучение спроса на продукцию предприятия и разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции; поиск новой клиентуры в соответствии с утвержденной стратегией развития предприятия; удержание существующей клиентуры на основе всестороннего удовлетворения потребности в ассортименте; обеспечение соблюдения норматива остатков готовой продукции.

Обязанности каждого  специалиста СП ОАО «Спартак»  определены должностными инструкциями в которых отмечено общее положение, должные обязанности, права и ответственность, квалификационные требования.

Так как основным видом деятельности СП ОАО «Спартак» является производство, рассмотрим производства основных видов продукции предприятия за 2009-2011 гг.

Таблица 2.2 – Структура производимых кондитерских изделий СП ОАО «Спартак» за 2009-2011 гг.

Основные виды продукции

2009г

2010г

2011г

Отклонение по уд. весу, % 2011 г. от

млн. р.

уд. вес, %

млн. р.

уд. вес, %

млн. р.

уд. вес, %

2008г

2009г

Кондитерские изделия  всего в том числе:

137106

99,74

186026

99,64

221890

99,61

-0,13

-0,03

Сахаристые в том  числе:

92 554

67,33

123811

66,32

150170

67,42

0,09

1,10

- карамель

15 551

11,31

14709

7,88

16896

7,59

-3,73

-0,29

- мягкие конфеты неглазированные

730

0,53

1126

0,60

1767

0,79

0,26

0,19

- мягкие конфеты глазированные шоколадом

50 856

37,00

63776

34,16

73734

33,10

-3,89

-1,06

- шоколад и шоколадные  изделия

25 417

18,49

44200

23,67

57773

25,94

7,45

2,26

Мучные в том числе:

44 552

32,41

62215

33,32

71720

33,32

0,91

-

- печенье

17 573

12,78

26151

14,01

28501

12,80

0,01

-1,21

- вафли

26 126

19,01

35366

18,94

42551

19,10

0,10

0,16

- торты

853

0,62

698

0,37

668

0,30

-0,32

-0,07

Диабетическая продукция

1 386

1,01

2350

1,26

3326

1,49

0,48

0,23

Диетическая продукция

1 386

1,01

2350

1,26

3326

1,49

0,48

0,23

Прочие производства

355

0,26

670

0,36

859

0,39

0,13

0,03

Всего

137461

100

186696

100

222749

100


 

В соответствии с данными таблицы 2.2 в течение 2009-2011 гг. производства кондитерских изделий снизился на 0,13 % в 2011 г. по сравнению с 2009 г. Если рассматривать объемы производства кондитерских изделий по видам, то можно отметить, что наибольший удельный вес в 2011 г. занимало производство сахаристых изделий, их доля увеличилось на 0,09 п.п. по сравнению с 2009 г. и увеличилось по сравнению с 2010 г. на 1,1 %. Среди сахаристых изделий наибольший удельный вес приходиться на производство мягких конфет глазированных шоколадом в 2011 г. – 33,1 %.

Отмечается  увеличение удельного веса в производстве мягких неглазированных конфет в 2011 г. увеличилось на 0,26 % по сравнению с 2009 г, и производство шоколада и шоколадных изделий увеличились на 7,45 %. Снижение удельного веса в общем объеме производства сахаристых кондитерских изделий отмечается по карамели на 3,73 %.

Объем производства мучных кондитерских изделий в 2011 г. по сравнению с 2009 г увеличился на 0,91 %. Положительным моментом можно отметить, увеличение производства диетической и диабетической продукции на 0,53 %. Следовательно, за счет уменьшения производства кондитерских изделий, не пользующихся спросом у населения (карамели, мягких конфет глазированных шоколадом, тортов), отмечается увеличение производства кондитерских изделий пользующегося большим спросом у покупателей (мягкие конфеты неглазированные, шоколад и шоколадные изделия, вафель).

Особое внимание необходимо уделить изучению основных экономических показателей деятельности СП ОАО «Спартак» за 2009-2011 гг., которые отражены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Основные показатели хозяйственной деятельности СП ОАО «Спартак» за 2009-2011 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, % или отклонение (- /+) 2011 к

2009

2010

2011

2009г

2010г

1 Объем произведенной  продукции:

         

- в действующих ценах,  млн. р.

137461

186696

222749

162,05

119,31

- в сопоставимых ценах,  млн. р.

137461

159433

200494

145,86

125,75

2 Экспортная продукция, млн. р.

15671

24136

23876

152,4

98,9

- удельный вес экспортной  продукции

11,4

12,9

10,7

-0,7

-2,2

3 Выручка от реализации  продукции работ, услуг

         

- в действующих ценах,  млн. р.

142691

192739

232435

162,89

120,60

- в сопоставимых ценах,  млн. р.

142691

164594

209212

146,62

127,11

4 Себестоимость реализованных,  товаров продукции, работ и услуг, млн. р.

108787

137134

161227

148,20

117,57

5 Затраты на 1 рубль  реализованной продукции, р.

0,76

0,71

0,69

-0,07

-0,02

6 Прибыль (убыток) от  реализации продукции (работ, услуг):

         

- сумма, млн. р.

7752

22300

33367

430,43

149,63

- в процентах к выручке  от реализации продукции, %

5,43

11,57

14,36

8,92

2,79

7 Затраты на производство  продукции, млн. р.

109551

141614

166571

152,05

117,62

8 Прибыль за отчетный период, млн р.

         

- сумма, млн р.

6351

18496

21945

345,54

118,65

- в процентах к выручке  от реализации продукции, %

4,45

9,60

9,44

4,99

-0,16

9 Среднегодовая стоимость  основных производственных средств, млн р.

86087

102453,5

126157

146,55

123,14

10 Фондоотдача, р.

1,7

1,9

1,8

0,18

-0,1

11 Среднесписочная численность  работников всего, чел.

2272

2169

2152

-120

-17

12 Производительность  труда в сопоставимых ценах, млн р.

62,8

75,9

97,2

154,80

128,11


Согласно данных таблицы 2.3 можно отметить, что в СП ОАО «Спартак» в 2011 г. по сравнению с 2009 г. было увеличено производство продукции в действующих ценах на 62,05 % и в сопоставимых на 45,86 %.

Положительным моментом можно отметить снижение суммы  затрат на рубль реализованной продукции в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 0,07 р., что является одним из факторов повышения прибыльности в деятельности предприятия. Так же можно отметить, что темп роста себестоимости продукции значительно ниже темпа роста выручки от реализации. В итоге, в 2011г. по сравнению с 2009 г. отмечается значительный рост прибыли, соответственно и рентабельность СП ОАО «Спартак» в 2011 г. увеличилось на 8,92 п.п. по сравнению с 2009 г., и составила 14,36 %, что свидетельствует об эффективной деятельности предприятия в целом.

Как негативное в деятельности СП ОАО «Спартак» необходимо отметить снижение доли экспортной продукции в 2011 г. по сравнению с 2009 г на 0,7 %.

Так же можно  отметить рост выручки от реализации продукции на 62,89 % в действующих  ценах и на 20,6 % в сопоставимых ценах, что послужило одним из факторов роста производительности труда работников и в 2011 г. выработка на одного работника увеличилась на 54,8 % по сравнению с 2009 г., что так же можно отметить как положительный момент в деятельности предприятия. Как негативное момент можно отметить, снижение фондоотдачи в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 0,1 %, следовательно, в организации снижается эффективность использования основных средств, что связано ростом среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Для более детального изучения финансового состояния СП ОАО «Спартак» рассмотрим данные таблицы 2.4, которые позволяют определить платежеспособность организации.

Таблица 2.4 - Показатели финансового состояния СП ОАО «Спартак» за 2009-2011 гг.

Показатели

Годы

Нормативное значение коэффициента

Темп роста, % или отклонение (-;+) 2011 г. от

2009

2010

2011

 

2009г.

2010г.

1 Оборотные активы, млн.  р.

86087

118820

133493

155,07

112,35

2 Расходы будущих периодов, млн.р

364

1368

1013

278,30

74,05

3Собственные оборотные средства

3781

333

6120

161,86

-

4 Валюта баланса, млн.  р.

109599

129937

141800

129,38

109,13

5 Собственные источники  финансирования, млн. р.

58449

65911

82019

140,33

124,44

6 Краткосрочные обязательства,  млн. р.

109599

129937

141800

129,38

109,13

7 Запасы и затраты,  млн. р.

43575

52130

56817

130,39

108,99

8 Коэффициент текущей  ликвидности, %

0,78

0,90

0,93

1,6

0,15

0,03

9 Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами, %

0,044

-0,003

0,046

0,1

0,002

0,049

10 Коэффициент финансовой независимости (автономии), %

0,53

0,51

0,58

0,6

0,05

0,07

11 Коэффициент предсказания  банкротства, %

1,88

1,97

1,73

0,3

-0,15

-0,24

12 Коэффициент восстановления  платежеспособности, %

0,55

0,09

0,03

1

-0,52

-0,06

13 Коэффициент утраты  платежеспособности, %

0,61

0,10

0,04

1

-0,57

-0,06

14 Доля собственных  оборотных средств в формировании  запасов и затрат, %

0,51

0,44

0,43

-

-0,08

-0,01

15 Оборачиваемость собственных  оборотных средств, раз

0,04

0,003

0,05

1

0,002

0,05


 

В соответствии с данными таблице 2.4 можно отметить, что коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами был ниже нормативного уровня в 2011 г. составил всего 0,05 п.п. однако в 2011 г. по сравнению с 2009 г. он увеличился на 0,002 %.

Следовательно, отмечается увеличение собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости организации. Что так же подтверждается увеличением коэффициента текущей ликвидности и в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 0,15 %, следовательно, увеличивается степень обеспеченности собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и увеличивается возможность своевременного погашения срочных обязательств. Та же отмечается увеличение коэффициента финансовой независимости на 0,05 % в 2011 г. по сравнению с 2009 г.

Однако, не смотря на рост коэффициента текущей ликвидности  и коэффициента финансовой независимости они были ниже нормативного значения, в итоге можно сказать, что структура баланса недостаточно удовлетворительна, и предприятие не достаточно платежеспособно.

Это же подтверждают рассчитанные показатели коэффициента предсказания банкротства, а также коэффициент утраты платежеспособности, которые были ниже 1, следовательно, предприятие теряет платежеспособность. Учитывая, что структура баланса по первым двум приведённым показателям признаётся неудовлетворительной, то был рассчитан коэффициент восстановления платежеспособности (Квп) за период, равный шести месяцам, который так же снизился в 2011 г. по сравнению с 2010 г. и был ниже 1.

В итоге можно  отметить, что, не смотря на рост экономических показателей, финансовая устойчивость СП ОАО «Спартак» за последние три года снизилась, результаты проделанных расчетов показывают, что у СП ОАО «Спартак» неудовлетворительная структура баланса, и организация теряет возможность восстановить, свою платежеспособность.

 

2.2 Исследование динамики прибыли  и рентабельности 

СП ОАО «Спартак»

 

Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

В процессе анализа  изучим состав прибыли от основной деятельности, ее структуру, динамику.

На первом этапе  проанализируем, за счет чего формируется  прибыль СП ОАО «Спартак». Для этого составим таблицу 2.5.

Информация о работе Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности СП ОАО "Спартак"