Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности организации, оценка влияния факторов на прибыль и рентабельность, а также выявление резервов роста прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак».
В работе для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность и значение прибыли, а также методику ее расчета;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику деятельности СП ОАО «Спартак»;
- исследовать динамику прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак»;
- рассмотреть пути повышения прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак».
Введение………………………………………………………………………
3
1 Сущность и значение прибыли и методика ее расчета…………………
6
2 Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности СП ОАО «Спартак»…………………………………………………………………….
13
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности СП ОАО «Спартак»……………………………………………………………..
13
2.2 Исследование динамики прибыли и рентабельности СП ОАО «Спартак»…………………………………………………………………….
23
3Пути увеличения прибыли и повышения рентабельности в организации
27
Заключение…………………………………………………………………..
35
Список использованных источников……………………………………...
38
Коммерческий директор – первый заместитель генерального директора: осуществляет руководство хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия в области планирования и управления его производственно-экономической политикой; принимает участие в разработке планов и программ НИОКР и производства; разрабатывает рекомендации по выбору целевого рынка; принимает меры по своевременному заключению договоров с поставщиками и потребителями. Под его руководством находятся отдел внешнеэкономических связей; отдел материально-технического снабжения, который имеет склады сырья, технический и АЗС, сахара, муки, спиртов и жиров, тестов и патоки, мешкотары, бумаги и этикеток; хозяйственная служба и транспортный цех.
1-й заместитель генерального директора (по экономике и финансам) – выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направляет на повышение эффективности и рентабельности производства; подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности; выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам; осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений; оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств. Под его руководством находится: планово-экономический отдел, который планирует хозяйственно-финансовую деятельность предприятия; отдел труда и заработной платы, осуществляющий организацию заработной платы работников организации; финансовый отдел, контролирующий финансовое положение; отдел АСУП.
Заместитель генерального директора (по производству и технологии) (ответственный за СМК) занимается частично работой генерального директора, в подчинении у которого находятся карамельный цех, бисквитный цех, вафельный цех, конфетно-шоколадный цех, цех шоколадных полуфабрикатов, участок новогодней расфасовки, центральная производственная лаборатория, участок механической стирки, тарно-литографский цех, производственно-диспетчерский цех, отдел упаковки, служба технического контроля.
Заместитель генерального директора по правовой и идеологической работе осуществляет руководство идеологической, общественно-политической, социальной, кадровой и правовой работой предприятия. Заместителю генерального директора по правовой и идеологической работе подчиняются юридический отдел, отдел кадров и социально-бытовых вопросов.
Коммерческая деятельность на предприятии включает в себя деятельность по материально-техническому снабжению предприятия, сбыту продукции, маркетингу, организацию рекламы, внешнеэкономическую деятельность. Заместитель директора по коммерческим вопросам определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач; определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения; ведет кадровые вопросы отдела, обладает правом нанимать и увольнять сотрудников управления; руководит процессом изучения рынка; определяет стратегию деятельности по продвижению товаров, организует тестирование новых товаров и др. Под его руководством находятся: заместитель директора по продажам и маркетингу по связям с общественностью, который организует выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализирует эффективность принятых маркетинговых решений, а также осуществляет связи с общественностью; переводчик; отдел продаж; отдел рекламы и маркетинга; цех предварительного формирования и отгрузки готовой продукции, а также фирменные магазины.
Сбыт продукции осуществляет отдел продаж, который подчиняется непосредственно заместителю генерального директора (по продажам). Задачами отдела продаж являются: организация сбыта готовой продукции; своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней покупателями требований; изучение спроса на продукцию предприятия и разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции; поиск новой клиентуры в соответствии с утвержденной стратегией развития предприятия; удержание существующей клиентуры на основе всестороннего удовлетворения потребности в ассортименте; обеспечение соблюдения норматива остатков готовой продукции.
Обязанности каждого специалиста СП ОАО «Спартак» определены должностными инструкциями в которых отмечено общее положение, должные обязанности, права и ответственность, квалификационные требования.
Так как основным видом деятельности СП ОАО «Спартак» является производство, рассмотрим производства основных видов продукции предприятия за 2009-2011 гг.
Таблица 2.2 – Структура производимых кондитерских изделий СП ОАО «Спартак» за 2009-2011 гг.
Основные виды продукции |
2009г |
2010г |
2011г |
Отклонение по уд. весу, % 2011 г. от | ||||
млн. р. |
уд. вес, % |
млн. р. |
уд. вес, % |
млн. р. |
уд. вес, % |
2008г |
2009г | |
Кондитерские изделия всего в том числе: |
137106 |
99,74 |
186026 |
99,64 |
221890 |
99,61 |
-0,13 |
-0,03 |
Сахаристые в том числе: |
92 554 |
67,33 |
123811 |
66,32 |
150170 |
67,42 |
0,09 |
1,10 |
- карамель |
15 551 |
11,31 |
14709 |
7,88 |
16896 |
7,59 |
-3,73 |
-0,29 |
- мягкие конфеты неглазированные |
730 |
0,53 |
1126 |
0,60 |
1767 |
0,79 |
0,26 |
0,19 |
- мягкие конфеты глазированные шоколадом |
50 856 |
37,00 |
63776 |
34,16 |
73734 |
33,10 |
-3,89 |
-1,06 |
- шоколад и шоколадные изделия |
25 417 |
18,49 |
44200 |
23,67 |
57773 |
25,94 |
7,45 |
2,26 |
Мучные в том числе: |
44 552 |
32,41 |
62215 |
33,32 |
71720 |
33,32 |
0,91 |
- |
- печенье |
17 573 |
12,78 |
26151 |
14,01 |
28501 |
12,80 |
0,01 |
-1,21 |
- вафли |
26 126 |
19,01 |
35366 |
18,94 |
42551 |
19,10 |
0,10 |
0,16 |
- торты |
853 |
0,62 |
698 |
0,37 |
668 |
0,30 |
-0,32 |
-0,07 |
Диабетическая продукция |
1 386 |
1,01 |
2350 |
1,26 |
3326 |
1,49 |
0,48 |
0,23 |
Диетическая продукция |
1 386 |
1,01 |
2350 |
1,26 |
3326 |
1,49 |
0,48 |
0,23 |
Прочие производства |
355 |
0,26 |
670 |
0,36 |
859 |
0,39 |
0,13 |
0,03 |
Всего |
137461 |
100 |
186696 |
100 |
222749 |
100 |
– |
– |
В соответствии с данными таблицы 2.2 в течение 2009-2011 гг. производства кондитерских изделий снизился на 0,13 % в 2011 г. по сравнению с 2009 г. Если рассматривать объемы производства кондитерских изделий по видам, то можно отметить, что наибольший удельный вес в 2011 г. занимало производство сахаристых изделий, их доля увеличилось на 0,09 п.п. по сравнению с 2009 г. и увеличилось по сравнению с 2010 г. на 1,1 %. Среди сахаристых изделий наибольший удельный вес приходиться на производство мягких конфет глазированных шоколадом в 2011 г. – 33,1 %.
Отмечается увеличение удельного веса в производстве мягких неглазированных конфет в 2011 г. увеличилось на 0,26 % по сравнению с 2009 г, и производство шоколада и шоколадных изделий увеличились на 7,45 %. Снижение удельного веса в общем объеме производства сахаристых кондитерских изделий отмечается по карамели на 3,73 %.
Объем производства мучных кондитерских изделий в 2011 г. по сравнению с 2009 г увеличился на 0,91 %. Положительным моментом можно отметить, увеличение производства диетической и диабетической продукции на 0,53 %. Следовательно, за счет уменьшения производства кондитерских изделий, не пользующихся спросом у населения (карамели, мягких конфет глазированных шоколадом, тортов), отмечается увеличение производства кондитерских изделий пользующегося большим спросом у покупателей (мягкие конфеты неглазированные, шоколад и шоколадные изделия, вафель).
Особое внимание необходимо уделить изучению основных экономических показателей деятельности СП ОАО «Спартак» за 2009-2011 гг., которые отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Основные показатели хозяйственной деятельности СП ОАО «Спартак» за 2009-2011 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста, % или отклонение (- /+) 2011 к | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2009г |
2010г | |
1 Объем произведенной продукции: |
|||||
- в действующих ценах, млн. р. |
137461 |
186696 |
222749 |
162,05 |
119,31 |
- в сопоставимых ценах, млн. р. |
137461 |
159433 |
200494 |
145,86 |
125,75 |
2 Экспортная продукция, млн. р. |
15671 |
24136 |
23876 |
152,4 |
98,9 |
- удельный вес экспортной продукции |
11,4 |
12,9 |
10,7 |
-0,7 |
-2,2 |
3 Выручка от реализации продукции работ, услуг |
|||||
- в действующих ценах, млн. р. |
142691 |
192739 |
232435 |
162,89 |
120,60 |
- в сопоставимых ценах, млн. р. |
142691 |
164594 |
209212 |
146,62 |
127,11 |
4 Себестоимость реализованных, товаров продукции, работ и услуг, млн. р. |
108787 |
137134 |
161227 |
148,20 |
117,57 |
5 Затраты на 1 рубль реализованной продукции, р. |
0,76 |
0,71 |
0,69 |
-0,07 |
-0,02 |
6 Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг): |
|||||
- сумма, млн. р. |
7752 |
22300 |
33367 |
430,43 |
149,63 |
- в процентах к выручке от реализации продукции, % |
5,43 |
11,57 |
14,36 |
8,92 |
2,79 |
7 Затраты на производство продукции, млн. р. |
109551 |
141614 |
166571 |
152,05 |
117,62 |
8 Прибыль за отчетный период, млн р. |
|||||
- сумма, млн р. |
6351 |
18496 |
21945 |
345,54 |
118,65 |
- в процентах к выручке от реализации продукции, % |
4,45 |
9,60 |
9,44 |
4,99 |
-0,16 |
9 Среднегодовая стоимость основных производственных средств, млн р. |
86087 |
102453,5 |
126157 |
146,55 |
123,14 |
10 Фондоотдача, р. |
1,7 |
1,9 |
1,8 |
0,18 |
-0,1 |
11 Среднесписочная численность работников всего, чел. |
2272 |
2169 |
2152 |
-120 |
-17 |
12 Производительность труда в сопоставимых ценах, млн р. |
62,8 |
75,9 |
97,2 |
154,80 |
128,11 |
Согласно данных таблицы 2.3 можно отметить, что в СП ОАО «Спартак» в 2011 г. по сравнению с 2009 г. было увеличено производство продукции в действующих ценах на 62,05 % и в сопоставимых на 45,86 %.
Положительным моментом можно отметить снижение суммы затрат на рубль реализованной продукции в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 0,07 р., что является одним из факторов повышения прибыльности в деятельности предприятия. Так же можно отметить, что темп роста себестоимости продукции значительно ниже темпа роста выручки от реализации. В итоге, в 2011г. по сравнению с 2009 г. отмечается значительный рост прибыли, соответственно и рентабельность СП ОАО «Спартак» в 2011 г. увеличилось на 8,92 п.п. по сравнению с 2009 г., и составила 14,36 %, что свидетельствует об эффективной деятельности предприятия в целом.
Как негативное в деятельности СП ОАО «Спартак» необходимо отметить снижение доли экспортной продукции в 2011 г. по сравнению с 2009 г на 0,7 %.
Так же можно отметить рост выручки от реализации продукции на 62,89 % в действующих ценах и на 20,6 % в сопоставимых ценах, что послужило одним из факторов роста производительности труда работников и в 2011 г. выработка на одного работника увеличилась на 54,8 % по сравнению с 2009 г., что так же можно отметить как положительный момент в деятельности предприятия. Как негативное момент можно отметить, снижение фондоотдачи в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 0,1 %, следовательно, в организации снижается эффективность использования основных средств, что связано ростом среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Для более детального изучения финансового состояния СП ОАО «Спартак» рассмотрим данные таблицы 2.4, которые позволяют определить платежеспособность организации.
Таблица 2.4 - Показатели финансового состояния СП ОАО «Спартак» за 2009-2011 гг.
Показатели |
Годы |
Нормативное значение коэффициента |
Темп роста, % или отклонение (-;+) 2011 г. от | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2009г. |
2010г. | ||
1 Оборотные активы, млн. р. |
86087 |
118820 |
133493 |
– |
155,07 |
112,35 |
2 Расходы будущих периодов, млн.р |
364 |
1368 |
1013 |
– |
278,30 |
74,05 |
3Собственные оборотные средства |
3781 |
333 |
6120 |
– |
161,86 |
- |
4 Валюта баланса, млн. р. |
109599 |
129937 |
141800 |
– |
129,38 |
109,13 |
5 Собственные источники финансирования, млн. р. |
58449 |
65911 |
82019 |
– |
140,33 |
124,44 |
6 Краткосрочные обязательства, млн. р. |
109599 |
129937 |
141800 |
– |
129,38 |
109,13 |
7 Запасы и затраты, млн. р. |
43575 |
52130 |
56817 |
– |
130,39 |
108,99 |
8 Коэффициент текущей ликвидности, % |
0,78 |
0,90 |
0,93 |
1,6 |
0,15 |
0,03 |
9 Коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средст |
0,044 |
-0,003 |
0,046 |
0,1 |
0,002 |
0,049 |
10 Коэффициент финансовой независимости (автономии), % |
0,53 |
0,51 |
0,58 |
0,6 |
0,05 |
0,07 |
11 Коэффициент предсказания банкротства, % |
1,88 |
1,97 |
1,73 |
0,3 |
-0,15 |
-0,24 |
12 Коэффициент восстановления платежеспособности, % |
0,55 |
0,09 |
0,03 |
1 |
-0,52 |
-0,06 |
13 Коэффициент утраты платежеспособности, % |
0,61 |
0,10 |
0,04 |
1 |
-0,57 |
-0,06 |
14 Доля собственных
оборотных средств в |
0,51 |
0,44 |
0,43 |
- |
-0,08 |
-0,01 |
15 Оборачиваемость собственных оборотных средств, раз |
0,04 |
0,003 |
0,05 |
1 |
0,002 |
0,05 |
В соответствии с данными таблице 2.4 можно отметить, что коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами был ниже нормативного уровня в 2011 г. составил всего 0,05 п.п. однако в 2011 г. по сравнению с 2009 г. он увеличился на 0,002 %.
Следовательно, отмечается увеличение собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости организации. Что так же подтверждается увеличением коэффициента текущей ликвидности и в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 0,15 %, следовательно, увеличивается степень обеспеченности собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и увеличивается возможность своевременного погашения срочных обязательств. Та же отмечается увеличение коэффициента финансовой независимости на 0,05 % в 2011 г. по сравнению с 2009 г.
Однако, не смотря на рост коэффициента текущей ликвидности и коэффициента финансовой независимости они были ниже нормативного значения, в итоге можно сказать, что структура баланса недостаточно удовлетворительна, и предприятие не достаточно платежеспособно.
Это же подтверждают рассчитанные показатели коэффициента предсказания банкротства, а также коэффициент утраты платежеспособности, которые были ниже 1, следовательно, предприятие теряет платежеспособность. Учитывая, что структура баланса по первым двум приведённым показателям признаётся неудовлетворительной, то был рассчитан коэффициент восстановления платежеспособности (Квп) за период, равный шести месяцам, который так же снизился в 2011 г. по сравнению с 2010 г. и был ниже 1.
В итоге можно отметить, что, не смотря на рост экономических показателей, финансовая устойчивость СП ОАО «Спартак» за последние три года снизилась, результаты проделанных расчетов показывают, что у СП ОАО «Спартак» неудовлетворительная структура баланса, и организация теряет возможность восстановить, свою платежеспособность.
2.2 Исследование динамики прибыли и рентабельности
СП ОАО «Спартак»
Финансовые
результаты деятельности предприятия
характеризуются суммой полученной
прибыли и уровнем
В процессе анализа изучим состав прибыли от основной деятельности, ее структуру, динамику.
На первом этапе проанализируем, за счет чего формируется прибыль СП ОАО «Спартак». Для этого составим таблицу 2.5.
Информация о работе Экономическая оценка тенденций в развитии рентабельности СП ОАО "Спартак"