Экономические кризисы в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Кризис показывает реальное положение вещей, которые еще недавно ориентировались на продолжение в долгосрочной перспективе экономического бума в целом и сырьевого — в частности. Кризис порождает импульсы для мобилизации и открывает необходимость политико-социальной и экономической модернизации не в пропагандистской риторике, но в реальности. В этом состоит важное позитивное значение кризиса для дальнейшего исторического развития мира в целом и, в частности, России.

Содержание

Введение

1. Возникновение экономического кризиса

1.1 Экономические циклы

1.2 Экономические кризисы за рубежом

1.3 Особенности экономического кризиса в России

2. Основные пути выхода из экономического кризиса в России

2.1 Проблемы на пути к модернизации экономики и их решение

2.2 Реформа банковского сектора

2.3 Модернизация автомобильной промышленности

3. Выводы и предложения

3.1 Выводы

3.2 Предложения по выводу экономики России из кризисного состояния

3.2.1 Банковская система

3.2.2 Модернизация экономики

3.2.3 Автомобильная промышленность

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АСТРАХАНСКИЙ ФИЛИАЛ.docx

— 132.34 Кб (Скачать файл)

Встаёт вопрос, а нужны ли банки, которые пытаются не удовлетворить потребности клиента, а лишь любыми путями повысить свою ликвидность. Мировая банковская практика прошла несколько периодов в определении  ориентиров. Нужно было бы в этой связи идти по линии теории ликвидности. Это важно в условиях недоверия  к банкам и свертывания межбанковского кредита. Однако для этого предстояло бы на балансе банков создать крупные  резервы в виде кассовой наличности, средств на корсчетах и других высоколиквидных активов. Такая  политика возможна, и она имела  место в практике банков в 50-е  годы. Однако в современных условиях она еще больше сузила бы денежный рынок. Банки потеряли бы от увеличения доли неработающих активов и сокращения прибыли.

Второй путь также имел место в прошлой  мировой практике — форсирование развития кредитных операций. И он также, к сожалению, вряд ли возможен у нас. Российские банки лишь сделали  первые шаги по расчистке проблемных кредитных портфелей. Риск выдачи новых  кредитов по-прежнему велик. Рынок беден, чтобы преодолеть платежные затруднения. При всей его заманчивости развитие банковских операций, преимущественно  в форме кредита, не является рациональным.

Есть и другой путь. Он начал применяться в России накануне обвала и был направлен на обеспечение устойчивости банков посредством наращивания капитальной базы и создания резервов по возможным потерям по ссудам и убыткам по операциям с ценными бумагами. Увеличение капитальной базы банков было и остается существенной проблемой их развития.

Новые инвестиции в банковский сектор неизбежны. Положительным  фактором является формирование резервов по компенсации возможных потерь от некоторых банковских операций. Однако быстро пополнить основательные  резервы при ограниченности операций банков не представляется возможным. Хотя к этому надо стремиться. С другой стороны, создание резервов ведет к сокращению активно работающих ресурсов, сокращению определенной части банковских операций. Поэтому как самоцель, как односторонняя задача в условиях крайней ограниченности источников увеличения капитала и без того незначительных банковских операций, стонов банков по поводу чрезмерных норм резервирования, данное направление также вряд ли будет справедливо.

Модернизация  страны четко заявлена как основная задача нового президентства - однако в сегодняшней России это понятие  остается неопределенным, а политики и эксперты обусловливают достижение данной цели рядом обстоятельств, которые  выглядят вторичными.

Можно слышать, что модернизация невозможна без  демократизации и политических реформ. Утверждают, что она должна быть "постиндустриальной", и ее судьба решится в сфере инновационных  технологий. Подчеркивается, что о  модернизации нельзя даже и говорить, если на первый план не будет поставлено развитие науки и образования. Эти  красивые слова, с одной стороны, отражают лишь часть правды и, с другой, не проясняют сиюминутных шагов, которые могли бы превратить модернизацию из досужей мечты в повседневную реальность российского общества.

Модернизация - это процесс приспособления экономики  и общества к условиям, в которых  нынешняя социально-экономическая  система чувствует себя некомфортно, проигрывая конкурентам или ощущая неизбежность отставания. Россия в 2000-е  годы решила задачу своего выживания  как единого государства, но вышла  из кризиса с крайне односторонней  индустриальной базой, безнадежно отстающей  в сфере высоких технологий, обладающей крайне неэффективным бюрократическим  аппаратом и опасно экспериментирующей с ростом социального неравенства. В таких условиях модернизация выступает  жизненно необходимой, а не просто желательной  мерой.

Задачи российской модернизации - это задачи догоняющего  развития, а не "социального проектирования". Мы находимся в ситуации, в которой  за последние 60 лет побывали многие другие страны: Германия и Япония после Второй мировой войны; Южная Корея и Тайвань в 1960-е годы; Бразилия на рубеже 1970-1980-х годов; Китай начиная со второй половины 1980-х. Мы являемся сверхдержавой только в средствах массовой инфоормации. Сделаться ей на деле - задача, требующая мобилизации всех имеющихся сил и средств. Модернизация для России, как и для других модернизировавшихся стран, - мера вынужденная. Модернизация должна вывести общество на путь, который позволит затем отказаться от модернизаций и перейти к нормальному поступательному развитию. Средствами модернизации являются четкий план, основанный на учете исторического опыта, и его упорядоченная реализация, а ее результатами станут и демократия, и рост благосостояния, и развитие высоких технологий, и прочие блага подобного рода. Но не надо путать средства и результаты и думать, будто модернизация возможна без собранности, мобилизации и самоограничений.

России нужен  крупномасштабный национальный проект модернизации экономики - долгосрочный, структурно сбалансированный, с конкретными  этапами. Можно выделить две модели экономической политики. Первая - селективная, имеющая целью улучшение показателей  по отдельным отраслям и производствам  в рамках концепции догоняющего  развития. Она основывается на совокупности отраслевых и межотраслевых инвестиционных проектов. Ответственность за реализацию модели несет государство. Вторая - системная (интегральная), предусматривающая: качественное изменение экономической политики; коренную модернизацию структуры производства; переход к инновационной политике; осуществление общенационального проекта с четко обозначенной и обоснованной системой приоритетов, источников ресурсов (не только государственных, но и корпоративных, что предполагает повышение нормы накопления в обществе); партнерство государства и предпринимательства; проведение институциональных реформ и поддержание стабильного курса. Основные преимущества данной модели - целевое и эффективное использование ресурсов в строгом соответствии с установленными приоритетами, гибкость выбора конкретных траекторий (сценариев) реализации в рамках выбранной стратегии модернизации экономики. Речь идет о разработке новой стратегии и модели развития страны (отказ от инерционной сырьевой модели, переход к инновационному развитию, усиление социальной ориентации). Реализация такой стратегии предполагает, что государство фокусируется на установлении приоритеты развития, формирует новую экономическую политику.

Сейчас важно  сформировать новую государственную  стратегию в инновационной сфере, содействовать укреплению позиций  тех отраслей и производителей, которые  уже доказали свою способность конкурировать  внутри страны и на мировых рынках.

Федеральные целевые  программы должны быть направлены не просто на освоение денег министерствами, а обеспечивать технологические  прорывы в стратегически важных отраслях и направлениях, упорядочивать  взаимодействие научных организаций  с компаниями, оказывать поддержку  проектам НИОКР, выполняемым силами негосударственных научных институтов и фондов.

Создание собственно проекта модернизации национального  хозяйства, оценка экономического потенциала страны в разрезе основных отраслевых комплексов, разработка возможных сценариев  структурной модернизации национальной экономики, их оценка и конкретизация  до уровня структурообразующих проектов (собственно проектный этап) потребуют  определенного времени. Реализация же проекта возможна на основе трехлетних индикативных планов, определяющих конкретные приоритетные инвестиционные проекты, которые могут выполняться частными инвесторами при государственной  поддержке. Роль государства как  важнейшего субъекта экономических  преобразований должна оставаться определяющей в течение всего этапа модернизации.

По мнению автора работы, при проведении модернизации народного хозяйства, в первую очередь  необходимо сосредоточиться на решении  следующих основных задач.

Состояние автомобильного рынка можно считать барометром экономической ситуации в стране. Если народ активно покупает новые  автомобили – значит, дела в целом  идут хорошо и есть определенная уверенность  в будущем. Если же люди предпочитают повременить с заменой транспорта – значит, они чувствуют, что находятся  на границе неопределённости в экономике.

Общая тенденция  развития мировой автомобильной  промышленности особенно четко проявляется  сейчас в России, где зарубежные производители практически каждый год открывают свои представительства  и строят автосборочные заводы, предлагая  на выбор российскому потребителю  передовые разработки расширенного модельного ряда автомобилей различного класса и комплектации, не забывая  создавать условия доступности  по ценовым параметрам, способствуя  продвижению своих брендов на российском рынке.

Все это приводит к росту доли импорта и постепенному снижению доли продаваемых автомобилей  отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках. Все чаще обсуждается  тема сохранения национальных брендов  на российском рынке. Учитывая столь неутешительное положение отечественного автопрома, необходимо уже сегодня организовать качественный и количественный прорыв в развитии модельного ряда автомобилей различного класса с обеспечением всех требований по качеству, безопасности, экологии на уровне мировых стандартов.

Для развития отечественного автопрома сделано немало, были увеличены ввозные пошлина на иномарки, заработала программа утилизации старых автомобилей, успешно функционирует льготное кредитование.

Впрочем, некоторые  экономисты не исключают, что российский авторынок может восстановиться только 2016 года. Как отмечает консультант компании "2К Аудит – Деловые консультации" Андрей Чернявский, очевидно, что в 2010 году мощного подъема российского авторынка ждать не стоит. "Но, учитывая плохие показатели 2009 года и начало восстановления экономики, в этом году продажи автомобилей все же вырастут, – надеется он. – При этом рост может оказаться относительно быстрым – за счет низкой базы рынок может прибавить порядка 10%". По его мнению, на докризисный уровень авторынок вряд ли выйдет до 2012 года. "Для восстановления потребительского спроса необходимо хотя бы два года экономической стабильности и роста, а также восстановление кредитной системы, – считает Чернявский. Автор полностью разделяет его мнение. Что касается создания новых рабочих мест и нового экономического прорыва, то пока все масштабные инновационные проекты находятся в стадии разработки и являются долгосрочными. Сегодня Россия по-прежнему крайне зависима от ситуации на сырьевых рынках. Тем не менее курс на модернизацию и инновации задан, поэтому стоит ожидать позитивных изменений, что скажется и на росте благосостояния населения. Следовательно, вырастет и потребительская активность, в том числе и на авторынке. Однако кардинальных перемен в ближайшие год-два все же не произойдет.

Ключевыми направлениями  развития российского автопрома аналитики считают формирование современного автокомпонентного производства, расширение базы сырьевых переделов и сотрудничество в сфере НИОКР. В первую очередь, АвтоВАЗ играет ведущую роль в формировании автомобильного кластера.. Именно этот завод,"формирует ландшафт отечественного автопрома", и большинство успехов и неудач связаны с ним. В частности, политика в отношении закупок комплектующих сегодня несовершенна, она тормозит развитие автокомпонентной отрасли. НИОКР по-прежнему сосредоточен на заводе, отношения со всеми поставщиками строятся напрямую, а не по принятой во всем мире многоступенчатой схеме.

Еще одной проблемой, автор считает крайне низкое качество отечественных компонентов. Лишь 5% российских поставщиков сегодня  отвечают мировым стандартам. А ведь качество автомобиля на 70% зависит от качества комплектующих. Соответственно, усиленная работа в этом направлении – ключевое условие повышения конкурентоспособности российских автомобилей,

Автор также  замечает, что пока большинство отечественных  производителей автокомпонентов значительно отстают от зарубежных коллег практически по всем параметрам. Низкий уровень разработок, большой срок конструкторской и технологической подготовки, устаревшие технологии, большой износ фондов, достаточно низкая квалификация персонала и его избыточность, отсутствие ясной стратегии производства – вот основные проблемы отрасли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Кудрин А.  Мировой финансовый кризис и  его влияние на Россию// Вопросы  экономики 2009/ - вып. 3. – с 65.

2. Кондратьев  Н. Большие циклы конъюнктуры  и теория предвидения. Избр. труды/М. Экономика, 2000// – 98 с.

3. Кушлин В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления// Экономист - 2009 – вып. 3. - стр 48-51.

4. Локтева Ж.В.  Особенности развития экономики  России в период общемирового  кризиса, Справочник экономиста 2009 – вып.3 – с. 65-65.

5. Мау В. Россия и мировой кризис. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису// Вопросы экономики 2009 – вып.2 – с25-28.

6. Пахомов Ю.,Корни кризиса. Мировой финансовый кризис: цивилизационные истоки/ Ю.Пахомов, С.Пахомов// Экономист -2009 – вып.4 – с 20 – 28.

7. Прохоров М.  Кризис: Психология момента: матрица  перезагружается// Вопросы экономики  2009 – вып.4 – с 21-29.

8. Суэтин Л. О причинах современного финансового кризиса// Вопросы экономики 2009 – вып.5 – с 34-41.

9. Фетисов Г.  О мерах преодоления мирового  кризиса и формировании устойчивой  финансово-экономической системы// Вопросы экономики 2009 – вып. 4 -с 15-25.

10. Интернет-ресурс: www.correspondent.net.

11. Интернет-ресурс: официальный сайт Д. Медведева www.kremlin.ru.

12. Интернет - ресурс: www.mirovoy-crisis.ru

13. Интернет –  ресурс: www.greatcrisis.ru

14. Интернет –  ресурс: www.vedomosti.ru

15. Интернет - ресурс : http://worldcrisis.ru

16. Интернет - ресурс: www.rg.ru

17. Интернет –  ресурс: www.government.ru

18. Интернет - ресурс: www.gks.ru

19. Интернет –  ресурс: www.lada-auto.ru

20. Интернет –  ресурс: www.cbr.ru

21. Интернет –  ресурс: www.finiz.ru

22. Интернет - ресурс: www.fbk.ru

23. Интернет - ресурс: www.lawinrussia.ru

Информация о работе Экономические кризисы в России и за рубежом